Юбилей Лермонтова
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лермонтов
Вед.1. Сегодня мы расскажем вам о русском писателе Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Вед.2. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве. Отец его – Юрий Петрович Лермонтов, молодой, но уже вышедший в отставку офицер. Предками М. Ю. Лермонтова со стороны отца являются шотландцы Лермонты. Фамилия эта существует с 11 века. Родоначальником русской ветви Лермонтовых стал Георг Лермонт. Он поступил наемником на службу в польский гарнизон, который впоследствии сдался русским войскам. Лермонт верой и правдой служил нашей стране и был убит во время второй войны с Польшей. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
Вед.1. Мать поэта, Мария Михайловна Арсеньева, – единственная дочь в богатой помещичьей семье. Мария Михайловна, была типичной для того времени романтически настроенной девушкой. Она училась в одном из петербургских институтов для дворянских девиц, у нее в бытовом обиходе были альбомы с выписками из любимых авторов, она пела модные тогда чувствительные романсы, играла на клавишных инструментах, мечтала о любви… Для девушки такого склада типична была покорность воле родителей. Но в характере Марии Михайловны, вероятно, было что-то от материнской властности: эта хрупкая, мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, преодолеть сопротивление матери и ее родных.
Вед.2. Проведя в Москве зиму, молодые супруги выехали в село Тарханы, Пензенской губернии (в наши дни это село Лермонтово, Белинского района). Имение принадлежало матери Марии Михайловны – Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Это была крутая, деспотичная помещица, за всякую провинность, наказывала своих крестьян. Высокая, с властным голосом, она всегда ходила – в знак траура по мужу – в черном платье. Однако за внешней суровостью скрыто в ней было много доброты, способности самоотверженно любить. С самого рождения она взяла под свою опеку внука – для него она станет самым близким, родным человеком до конца его жизни.
Вед.1. В феврале 1817 года, когда Михаилу было 2,5 года, состояние здоровья матери Марии Михайловны резко ухудшилось, а в марте того же года она умерла. Через несколько дней между бабушкой и отцом разгорелся спор о праве воспитывать мальчика. Арсеньева выдала зятю вексель на 25 тысяч рублей и завещала все состояние внуку при условии, что он останется до совершеннолетия на ее попечении. Юрий Петрович согласился и уехал в свою деревню. Впоследствии Лермонтов неоднократно возвращался в своих произведениях к этой семейной трагедии.
Вед.2. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии, где он получил столичное домашнее образование: кроме обычного гувернера-француза, у него была бонна-немка и позднее – учитель-англичанин. С детства Лермонтов хорошо знал французский и немецкий языки.
В 1828 г. 14-летний Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в одном из рукописных журналов, "Утренняя Заря", стал главным сотрудником и поместил первую поэму "Индианка". Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью того же года он поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, он переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс.
Вед.1. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832 г. "сначала унтер-офицером, потом юнкером". Почти одновременно с ним поступил в школу и его будущий убийца, Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, "настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно". Лермонтов пробыл в школе "два страшных года", окунувшись в царивший в школе "разгул". По выходе из школы, 20-и летним, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и "расстраивает партии".
Вед.2. Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835 г., когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для Чтения". Повесть имела успех. Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал поэту большое будущее. Но вскоре Пушкин погиб на дуэли, смерть, глубоко потрясла Лермонтова и заставила свою «горечь сердечную излить на бумагу», в результате чего создано было известное стихотворение: “Смерть Поэта”.
Стихотворение: “Смерть Поэта” на отдельном листе
Вед.1. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина.
Редко какой поэт бросал в лицо царскому правительству стихи такой силы и откровенности, редко вызывали стихи в обществе такое волнение и тревогу, как это сделало стихотворение Лермонтова. Оно прозвучало не только голосом гнева и скорби, но и возмездия. Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они – это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия.
После его написания последовал арест Лермонтова, а также дальнейшее судебное разбирательство, следил за которым сам император. За поэта вступились друзья Пушкина, а также бабушка, у которой имелись светские связи. Наказанием Лермонтову стало разжалование в прапорщики и перевод в действующий на Кавказе драгунский Нижегородский полк.
Вед.2. В первый раз на Кавказе Лермонтов пробыл всего несколько месяцев, однако, этого непродолжительного временного промежутка оказалось достаточно, чтобы душевное состояние поэта сильно изменилось. Он проникся природой Кавказа, жизнью горцев, а также кавказским фольклором. Юноша упивался живописной природой Кавказа. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Что впоследствии нашло отображение во многих его произведениях.
Вед.1.
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили. –
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, – и луна
По синим сводам странствует одна.
Вед.2. Возвратившись в петербургский «свет», Лермонтов, под воздействием кавказских впечатлений создает такие свои известные произведения, как «Мцыри» и «Демон». Чудесные сады в «Мцыри» и «Демоне», будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах над поэтом непременно день.
Таков и волшебный сон при плеске фонтана на речном дне, где:
Солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
И рыбок пестрые стада
В лучах играли иногда,
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась, чешуей
Была покрыта золотой
Ее спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок…
И надивиться я не мог! -
Ее сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
Вед.1. Как необыкновенно выразительно Лермонтов рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ.
Мир, увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков – как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в лазурной вышине птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов.
Вед.2.
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял
И Терек, прыгая как львица
С косматой гривой на хребте
Ревел…
Вед.1. Лермонтов, ставший после «Смерти поэта» одним из наиболее популярных в России писателей, входит в круг друзей погибшего Пушкина и начинает наконец-то печататься. Зимой 1840 года на балу Лермонтов поссорился с французским эмигрантом Эрнестом де Барантом, с которым у него состоялась дуэль, окончившаяся, к счастью, без жертв. За эту дуэль Лермонтов был вновь сослан на Кавказ, где ему пришлось всерьез окунуться в боевую жизнь.
Здесь он приступил к созданию наиболее значительного своего произведения, которое задумал еще во время первой ссылки – романа «Герой нашего времени». Первоначально он был издан вначале в виде глав, напечатанных как самостоятельные повести, а затем в своем завершенном виде. В 1840 году выпущено было единственное прижизненное издание стихотворных произведений Лермонтова, включившее в себя двадцать восемь стихотворений.
Вед.2. Чем старше поэт становился, тем все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступает место реальной. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
И все, что создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. В лирике Лермонтова мы видим гармонию, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – это один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
Вед.1.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить.
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Лирические произведения Лермонтова отражают глубину окружающей жизни, душевные переживания поэта и богатство его внутреннего мира.
Поэзия Лермонтова – это исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В его творчестве заключен страстный призыв к мятежу и подвигу.
Вед.2. Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями – сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».
Вед.1. В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Николая Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища.
...Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
(эти строки написал А. С. Пушкин)
15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера в Пятигорске у подножия горы Машук отставной майор Н. Мартынов убил на дуэли своего давнего и хорошего знакомого М. Лермонтова...
Вед.2. Смерть Лермонтова была тяжелым ударом для русской литературы и имела широкий общественный резонанс. Ее рассматривали как убийство. 17 июля Лермонтова хоронят на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска". Через год, в 1842 г., прах Лермонтова был перевезен его бабушкой в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. Тогда на месте дуэли была поставлена маленькая пирамидка из камня. Через два десятка лет она заменена была на памятник из дерева. Однако вскоре он разрушился. Каменный памятник-обелиск появился только к 1915 году. Его автором стал В. Микешин, а скульпторы В.В. Козлов и Л.А. Дитрих дополнили памятник оградой. Каменные столбики в виде снарядов, тяжелые цепи и грифы по замыслу авторов символизируют скорбь по великому поэту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юбилей Лермонтова
Подборка различных материалов к 200 - летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова...
Проект школьного мероприятия , посвященного юбилею М.Ю.Лермонтова
Данная работа посвящена проектированию внеклассного мероприятия- литературного праздника. Проектная деятельность учащихся как современная...
Презентация к 200 юбилею М.Ю. Лермонтова
Презентацию я использовала в качестве интеллектуальной разминки.Важные вехи в истории русской литературы учащиеся должны знать!...
юбилей Лермонтова в школе.
вечер-воспоминание, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
Городской конкурс по русскому языку и литературе, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Сценарий по городу занял 1 место. Выступление студентов было очень достойное. 3 место по городу. Группа участников работала с энтузиазмом. Первая встреча Печорина и Веры... Несколько лет они не в...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.
Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...
Сценарий праздника, посвященного юбилею М. Лермонтова (5-7 классы)
Материал рассчитан на 5 - 7 классы...