"Древняя Русь в нашей памяти"
материал по литературе по теме

Наталья Александровна Власова

Заключительный урок по теме "Литература Древней Руси". Ресурс может быть использован на  классном часе или факультативе с соответствующей тематикой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_rus.rar977.03 КБ

Предварительный просмотр:

Заключительный  урок  по  теме

 «Древняя Русь  в  нашей  памяти» (VII класс)

Разработал: Власова  Н.А., учитель.

МОУ  ООШ  с. Капитоновка

Тема: Древняя  Русь

Форма: игра

Цели:

  • Привитие  интереса  к  истории   своего  народа, его  культуре  и  искусству
  • Воспитание  чувства  патриотизма

Материалы  к  уроку: 

  • иллюстративный  материал
  • диск «Шедевры  русской  живописи»
  • репродукции  икон, картин  Сурикова, Нестерова, Васнецова, Васильева
  • кроссворд
  • тесты
  • презентация

Приложение:

  • кроссворд
  • тесты

Ход  занятия.

Не  в  худой  неведомой  земле

                                                      владычествовали. Но  в  русской,

 что  ведома  и  слышима  есть

  во  всех  концах  земли.

                                                                        Митрополит  Илларион

Ведущий: Сыновья  и  дочери  земли  Русской! Вспомним  предания  о  славном  пути  народа  нашего, поведём  речь  о  князьях  мудрых, о  полках  храбрых, преисполненных  духа  ратного, о  жёнах  русских, мудрых  и  верных. И  да  укрепится  ум  наш  знаниями, а  сердце  любовью  к  своему  Отечеству.

Стоит  ли перечитывать  рукописные  книги, рассматривать  фрески, потемневшие  от  времени, сохранять  бревенчатые  избы, вышитые  скатерти?.. На  эти  вопросы  постараемся  ответить, перелистывая  страницы  истории.

Просмотр  презентации  (1 – 3  слайд)

Первый  тур.

Разгадывание  кроссворда  обеими  командами (приложение).

Ведущий:

В  монастырской  келье  узкой,

В  четырёх  глухих стенах

О  земле  о  древнерусской

Быль  записывал  монах.

Инсценирование  монолога  Пимена  из  трагедии А.С.Пушкина «Борис  Годунов».

Вопросы  зрителям.

1.Кто  такие  волхвы? (Языческие  жрецы  славян)

2.Кто  был  первым  князем  на  Руси? (Рюрик)

3.Как  звали  основателя  Киева? (Кий)

4.Чем  привлекла  князя  Владимира  христианская  вера? (Красотой  и  торжественностью обрядов)

5.Кто  открыл  первые  школы  на  Руси? (Ярослав  Мудрый)

6.Назовите  центры  образованности  Древней  Руси. (Монастыри)

Второй  тур

Викторина

1.Кто  такие  варяги? (Скандинавы, норманны.)

2.За  что  прозвали  Олега  Вещим? (Он  хитростью, мудростью  победил  греков, завоевал Царьград.)

3.Как  называется  сейчас  город  Царьград? (Константинополь, Стамбул.)

4.Кто, согласно  «Повести…», правил  «тридцать  и  три  года»» (Олег  Вещий).

5.Кем  была  княгиня  Ольга  до  замужества? (Девицей-перевозчицей).

6.Как  звали  древлянского  князя, под  руководством  которого  убивают князя  Игоря  и  за  которого  сватают  Ольгу? (Мал.)

7.За  что Ярослава  прозвали  Мудрым? (За  просвещение  русичей.  При  нём  было  написано много  книг, построено  много  храмов, открылись  первые  русские  школы.)

8.Кто  о  ком  сказал: «Если  повадится  волк  к  овцам, то  вынесет  всё  стадо, пока  не  убьют  его»? (Древляне  об  Игоре.)

9.Кто  о  ком  сказал: «…Никем  не  мучимые, но  сами  себя  мучат»? (Апостол  Андрей  о  новгородцах, парящихся  в  бане.)

Третий  тур.

Командам  предлагаются  тесты  по  теме  «Устаревшая  и  малоупотребительная  лексика» (Приложение)

Игра  со  зрителями.

Конкурс  «Спешите  видеть»

1.Что  вы  можете  рассказать  о  картине  Сурикова  «Боярыня  Морозова»?

2.Как  называется  эта  икона  и  как она  связана  с  именем  Сергия  Радонежского?                                                

(слайд  4)

3.Какой  эпизод  Куликовской  битвы  изобразил  на  картине  Васильев     (цикл «Русь  былинная»)?

Подведение  итогов  занятия.

Наша  Родина – Россия. И  чтобы  чувствовать  себя  уверенно, ориентироваться  в  настоящем  нашего  Отечества, уметь  анализировать  и  понимать  свои  мысли, поступки, чувства, мы  должны  знать  свои  истоки, помнить, «откуда  есть  пошла  Земля Русская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)

Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....

Демо-тест к темам: "Древняя Русь"

Демо-тест к темам: "Древняя Русь" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI века" для 6 класса. перед использованием дем...

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Тема урока: Древняя Русь

1.     Работа создана для представления по гуманитарному направлению. 2.     Тема урока: Древняя Русь 3.      Цель занятия: О...