Моделирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся по составлению паспорта слова
статья по литературе (9 класс) на тему
Обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности - одна из приоритетных задач учителя. Исследование увлекает детей, если его тматика интересна и проста, хотя простота эта кажущаяся. Мои ученики выполняли исследовательскую работу с провокационным названием "Ищу дурака", в ходе которой составляли паспорт этого слова. Те открытия, которые они сделали, поразили и их самих, и жюри муниципальной научно-практической конференции "Старт в науку". Итог - 1 место в секции "Лингвистика и межкультурная коммуникация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issled.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся
по составлению паспорта слова
Якуничева Е.А.
МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево
учитель русского языка и литературы
Мои ученики выполняли исследовательскую работу с провокационным названием «Ищи дурака». Цель данной работы: составить паспорт слова «дурак», то есть произвести его лингвостилистический анализ. Они отметили, что слово «дурак» - самое, пожалуй, невинное из бранных обозначений глупого, тупого человека. Но давайте вспомним русские народные сказки и их неизменного главного героя – Иванушку-дурачка. Какой же он глупый или тупой? И Змея Горыныча побеждает, и на Василисе Премудрой женится (причем, он не берет ее «фамилию», не становится «Премудрым», а остается «Дураком»), и полцарства в придачу получает. Значит, совсем не в бранном значении употреблялось это слово в русском фольклоре. В работе был представлен анализ различных точек зрения на этимологию этого слова, фиксации в словарях, использование различных оттенков значения в поговорках, пословицах, фразеологических оборотах. Затем было проведено исследование среди учащихся 9А класса, цель которого - выяснить, какие оттенки значения слова «дурак» сегодня воспринимаются подростками. Ребята отметили, что, конечно же, более понятно для их одноклассников бранное значение этого слова. Но не только: в работах девятиклассников слово «дурак» употреблялось и с другими значениями: дурак фольклорный, дурак как юродивый и т.п.
Авторы исследования подчеркивали: «Наша работа ни в коем случае не имеет целью реанимировать устаревшие значения слова «дурак». На современном этапе развития языка оно ассоциируется, прежде всего, с ругательством, и мы это прекрасно понимаем. Нам лишь хотелось привлечь внимание к таким знакомым словам, показать, какие смысловые глубины есть в родном языке, где каждое слово – история. У каждого русского слова, как и у человека, своя биография, своя жизнь, своя судьба. Знание этой судьбы нами, носителями Великого и Могучего Языка, необходимо. Мы обязаны знать и любить свой язык, свою культуру. А внимание к непростой истории таких слов сделает эту любовь более искренней и глубокой».
Развивая одну из глав исследовательской работы моих учеников, остановлюсь подробнее на мифологизированном значении слова «дурак». Дурак – один из главных персонажей русских сказок: «Сивка-бурка», «Конь, скатерть и рожок», «Иван Бессчастный», «Иванушка-дурачок» и пр.
Так как Иван-дурак – основной персонаж русских народных сказок, то некоторые исследователи делают весьма скоропалительный вывод, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума и трудолюбия, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Недаром русских часто считают народом, надеющимся лишь на «авось». Это обидно и несправедливо.
Чтобы опровергнуть такие суждения, докажем, что мифологизированное значение слова «дурак» отличается от современного. По одной из версий, до принятия христианства на Руси была такая традиция: чтобы не попало дите народившееся «за черту» (за черту жизни, то есть к нечисти, известной потом под именем чёрта), не дозволять публичного оглашения подлинного его имени, пока не вступит в отрочество, т.е. пока не достигнет 13-14 лет. В связи с этим большое распространение имели детские имена, образованные от числительных: Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Другак – это не только второй, но и иной. Иначество выражалось в том, что это был самый младший в семье, который, «взойдя в возраст», оставался с родителями и наследовал дом и хозяйство, в отличие от старших, которые получали надел при женитьбе или замужестве.
Дурак как личное имя встречается в церковных документах XV-XVII веков, в них фигурируют Князь Федор Семенович Дурак Кемский, Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин. Отсюда и множество таких фамилий, как Дуров, Дураков, Дурново и т.п. Только с XVII века это слово начало означать глупого человека.
Таким образом, Иван-дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей. В отношении сказочного Ивана-дурака стоит говорить не о глупости, конечно же, а скорее о его «непрактичности», когда Дурак жертвует какими-то ценными благами ради мечты или идеала, не придает значения совершенным подвигам или не умеет доказать их авторство. Нередко в начале сказки он несчастен и обездолен (третий, младший сын, которому не достается ничего). Проявляя, как правило, настойчивость, а нередко и хитрость, Иван-дурак успешно проходит все испытания и к концу сказки вознаграждается богатством, рукой царской дочери и т. п.
Русская литература с самого начала своего существования развивалась неотрывно от фольклора. Есть сказки, действующим лицом которых является Дурак, и у русских писателей XIX века. Сопоставим фольклорный образ Дурака с аналогичными в сказках «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе, и о трех чертенятах» Л.Н. Толстого.
Иванушка-дурачок – прототип героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак». Объединяют сказочного героя с щедринским некоторые поступки: что их не попросят, они все сделают. Попросит Левка щедринского Иванушку калачик достать, Иванушка «шмыг, и точно слизнул калач с прилавка». Попросят братья Иванушку из сказки «Сивка-бурка» идти на могилу отца, он и идет. Так, вместо того, чтобы идти служить, «дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет», и фольклорный дурак «ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался».
Иванушка из сказки «Дурак» еще в младенчестве смущал своих родителей, тем, что он «дурак особенный», за которого гляди «перед начальством отвечать придется», «не такой, какие бывают, легкий, а мудреный». Он «сидит себе дома, книжку читает, либо к папке с мамкой ласкается»; животных защищал; нищим помогал; «никого и ничего он не боялся, ни к чему не питал отвращения.… Случится в городе пожар – он первый идет в огонь; услышит ли, что где-нибудь есть трудный больной – он бежит туда, садится к изголовью больного и прислуживает». Все поступки, подсказанные добротой, любовью к ближнему, справедливостью и предстают перед обывателями «дурацкими».
Но есть между щедринским и фольклорным дураком и различия. Герой «Сивки–бурки» скрывал свое истинное лицо под маской «дурака» сознательно. Он сам надевает на себя маску: «и такой стал молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать».
А герою щедринской сказки эту маску надевают окружающие, не считаясь с его волей. Надевают ее родители: «Сколько раз и соседи папочку с мамочкой предостерегали:
- Уймите вы своего дурака. Большие он вам неприятности через свою глупость предоставит».
Маску «дурака» надевают учителя:
«-Садитесь! – молвит учитель, - печальная вам в будущем участь предстоит. Никогда вы государственным человеком не сделаетесь. Благодарите Бога, что он дал вам родителей, которые ни в чем не замечены, потому что, если б не это <…> Садитесь! И ежели можете, то постарайтесь не огорчать ваших наставников возмутительными выходками».
Надевает эту маску все общество: «Закон такой есть, чтобы дураков учить».
М.Е.Салтыков-Щедрин пытается нам показать, что если человек обладает исконной добротой, гуманностью, у него развито чувство долга, способность к совершению поступков, которые не приносят тебе выгоды, то легче назвать такого человека «дураком», чем постараться понять и принять его.
Л.Н. Толстой предлагает свой образ Иванушки-дурачка. Как в народной сказке, так и в сказке Толстого, Иван-дурак - третий сын в семье. Не принимают всерьез Ивана-дурака его братья: «На что ему, он дурак, жениться ему нельзя, никто не поймет…». И тот и другой Иван выполняют любую просьбу. Ради своих братьев, которые из-за своей алчности и тщеславия остались без крова и приехали к нему на пропитание, он делает все возможное: днем и ночью, в дождь и снег готов работать на поле, для того, чтобы их прокормить, не обращая внимания даже на то, что те не хотят с ним сидеть за одним столом. Верный своему слову, Иванушка выполняет все, за что ни возьмется. Он удачлив, бесстрашен, преодолевает все преграды:
«- Нет, - говорит, - пойду домой, отбой принесу и хлеба ковригу. Хоть неделю пробьюсь, а не уйду, пока не выкошу». В своего героя Л.Н. Толстой воплотил свои нравственные идеалы, сделав Ивана добрым, отзывчивым, упорным и терпеливым. Особенно это проявилось во времена правления Иванушки.
Из народной сказки заимствована сюжетная ситуация, когда Иванушка вылечивает царевну, женится на ней и получает в приданое царство. В этой сюжетной ситуации народная сказка ставит точку. В сказке Л.Н.Толслого герой вступает на престол и нам описывается его правление. Мы видим картину идеального, с точки зрения автора, общественного устройства: отказ от воинской повинности, от уплаты налогов, от государственных должностей.
Щедринский образ Иванушки объединяет с толстовским детская незамутненность видения мира, непонимание и неприятие царящих с нем законов. Но в отличие от щедринского Дурака, толстовский получает возможность реализовать свои представления о справедливости.
Таким образом, Л.Н.Толстой и М.Е.Салтыков–Щедрин по-своему интерпретируют мифологизированное значение слова «дурак». Это связано с особенностями авторской задачи и идейно-художественной концепцией литературной сказки.
Список использованной литературы
1. Иванов В., Топоров В. Иван Дурак. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990
2. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия. 1984.
3. Молоткова А.И. Фразеологический словарь русского языка. М.: 1978
4. Салтыков-Щедрин М.Е. Дурак. Собрание соч. в 10 т. т.8. М.: Изд-во «Правда». 1988. с.56-57.
5. Толстой Л.Н. Путь к жизни. М.: 1993
6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 томах. М. РЯ. 2002. т.1.
http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2577
http://www.litcetera.net/forum/1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Инновационная программа "3D моделирование с применением технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся"
В современных условиях быстроразвивающихся информационно-коммуникационных технологий к числу инновационных образовательных технологий целесообразно отнести и технологии 3D – моделирования. Напри...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися
Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...