Классный час на тему «Заочное путешествие в Тарханы».
классный час по литературе (6 класс) на тему

Конахина Ольга Александровна

   Ежегодно в Тарханы – страну детства, страну поэзии Лермонтова, приезжают тысячи посетителей. Стремятся сюда, чтобы насладиться источником его поэзии, тем волнующим, трогающим душу чувством прикосновения к чуду. Ведь именно жизнь в Тарханах дала будущему поэту ощущение свободы, причастности традициям предков, единения с природой. И по силе чувств и энергии, силе действительности, выразительности слова, по смелости мысли поэзия М. Ю. Лермонтова уникальна и неповторима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnoe_puteshestvie_v_tarkhany._klassnyy_chas.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему

«Заочное путешествие в Тарханы».

Цель:

- сформировать представление о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; раскрыть значение малой родины в  судьбе поэта;

- воспитать интерес к литературе.

Форма проведения: заочное путешествие в 5-7 классах.

Оборудование:

  1. Портреты М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, 
    акварелей и рисунков, выставка книг М. Ю.Лермонтова.
  2. Мультимедиа-проектор: презентация на тему «Заочное путешествие в Тарханы».

Ход классного часа.

Классный руководитель. Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением.
Чтец:

И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Классный руководитель. Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас.

Тарханы.  (Никольское, Яковлевское) село Чембарского уезда, Пензенской губернии, где прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова.

   Тарханские впечатления, воспоминания детства отразились во многих произведениях Лермонтова… В стихах.

   В прекрасном стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" звучат воспоминания об этом крае:

Чтец:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

 Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Классный руководитель. В поэме «Черкесы» поэт описал родные места, усадьбу, где вырос:

Свод неба синий тих и чист;

Прохлада с речки навевает.

Тарханы. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

   Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. «Кругом родные все места»,- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.

   На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село "Тарханы", в настоящее время именуемое "Лермонтово". Именно здесь, в усадьбе Е.А.Арсеньевой, прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова – великого русского поэта. Тарханы – колыбель гениального поэта. И где бы Лермонтов ни оказывался по воле судьбы, в его душе всегда жил образ дорогих и милых его сердцу мест, где он провел почти половину своей жизни. Здесь М.Ю.Лермонтов пережил свою первую любовь. И именно здесь он нашел свое последнее пристанище. Прах поэта покоится в семейном склепе, над которым воздвигнута часовня.

   Ежегодно в Тарханы – страну детства, страну поэзии Лермонтова, приезжают тысячи посетителей. Стремятся сюда, чтобы насладиться источником его поэзии, тем волнующим, трогающим душу чувством прикосновения к чуду. Ведь именно жизнь в Тарханах дала будущему поэту ощущение свободы, причастности традициям предков, единения с природой. И по силе чувств и энергии, силе действительности, выразительности слова, по смелости мысли поэзия М. Ю. Лермонтова уникальна и неповторима.

   Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Лермонтово (Тарханы) на родину М. Ю. Лермонтова. Нашим экскурсоводом будет ваша одноклассница, побывавшая в этом году в Лермонтово.

Выступление экскурсовода.

   Весной 1815 года Лермонтовы с Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, переехали из Москвы в село Тарханы, принадлежащее Е. А. Арсеньевой, так как куплены, были в 1794 году на деньги из ее приданого.

   Это было большое, протяженностью в 2 версты, село, разделенное на 2 части оврагом и большим прудом. Дома крестьян стояли по сторонам единственной улицы. Вьется в полях и рощах речка Милорайка; от барского дома по склону холма спускается сад с густо заросшими аллеями, внизу поблескивает на солнце пруд. За ним – крыши крестьянских изб, поля.

   Мы приближаемся к территории музея. Вдалеке виднеется вход. Это большие белые ворота.

   Слайд 2. Не будем спешить в музейные залы. Посмотрим, что находится на территории музея.

   Слайд 3.  Старинная усадьба, широкие и тенистые аллеи парка.

   Парк огромен, он занимает более 70 гектаров. В нем есть дубовая роща, огромные старые сосны, беседки, четыре пруда. Здесь, в Тарханах, встретится с родной русской природой пробудившееся сознание темноглазого мальчика – будущего поэта.

   Слайд 4. Осмотр обычно начинают с главной и самой значительной части заповедника – с бывшей барской усадьбы. Для этого нужно пройти к плотине перед прудом.

   Слайд 5. В зарослях деревьев стоит «тайная беседка», которую летом почти не видно в густой зелени.

   Слайд 6.  На тарханской усадьбе сохранились три фруктовых сада - Круглый. Средний и Дальний.

Круглый является продолжением декоративного сада перед домом. Он соединяется с центральной частью дамбой и мостиком. Через мостик в сад ведет дорожка, переходящая в липовую аллею. Летом по этому мостику, по аллее, через Дубовую рощу ходили в Апалиху.   Незатейливый тарханский пейзаж навсегда запечатлелся в сознании Лермонтова. О тарханских «желтеющих нивах», «ландыше серебристом», «студеном ключе” будет помнить он и в Петербурге, и на Кавказе. И как часто в раннем творчестве в описание Кавказа врываются элементы тарханской природы. В поэме «Черкесы» он пишет:

Чтец:

Свод неба синий тих и чист,

Прохлада с речки повевает,

Прелестный запах юный лист

С весенней свежестью сливает.

Везде, кругом сгустился лес,

Повсюду тихое молчанье...

Чтец:

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Там некогда, кругом черемухи млечной
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой
Шутил подчас зефир и резвый и игривый...

   Своеобразна и восточная окраина усадьбы - Дальний сад. В него ведет длинная аллея лип, восстановленная несколько лет назад. В центре сада кругом посажены липы. От кольцевой дорожки лучами расходятся восемь аллей, обсаженных липами и вязами. Весной в саду густо зацветают яблони, вишни, груши, буйно разрастается многотравье, где

...росой образганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...

   Слайд 7. Елизавета Алексеевна велела снести барский дом, в котором произошло столько несчастий, и на его месте поставила церковь во имя Марии Египетской.  

Здесь хранится церковная книга с записью бывших прихожан села, где весной 1815 года в возрасте 1,5 лет записан Лермонтов.  

   Слайд 8. «Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...» - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.
  Барский дом, величественный, с колоннами, вознесённый на пригорок, царящий над всем окружающим, является центром усадьбы. В нём всего 10 комнат. Имеется два входа: красный для господ и чёрный для дворовых, с верандой и балконами. Входим в дом.

   Слайд 9. На первом этаже гостиная.

В ней, как и во времена Лермонтова, стены оклеены обоями голубого цвета. Диван, кресла, стулья обшиты бледно – голубым в широкую полоску атласом.

В середине комнаты изящный столик.

Переходим в следующую комнату.

   Слайд 10. В этой комнате семья любила коротать долгие зимние вечера.

За этим столиком играли в карты.

   Слайд 11. Рядом стоит рояль, на котором играла ещё мать Михаила Юрьевича.

   Слайд 12. Переходим в другую комнату.  Здесь стоит круглый стол, покрытый скатертью. Рядом изящные стульчики. На столе самовар, чайный прибор.

   Слайд 13. Самая большая комната барского дома - зала - обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты.

   Слайд 14.  В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная.

Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Зрелище вселенныя на французском, российском и немецком языках», «Ручная математическая энциклопедия», подаренная бабушкой «Книга хвалений, или псалтирь» (на развороте обложки - воспроизведение детского автографа поэта), книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которыми Лермонтов занимался.

Из домашних наставников поэта особенно интересен был гувернер

Жан Капе, рассказывавший своему воспитаннику о событиях Великой французской революции, о Наполеоне. Как в поэме «Сашка»:  

Чтец:

И Саша мой любил его рассказ
Про сборища народные, про шумный
Напор страстей и про последний час
Венчанного страдальца... Над безумной
Парижскою толпою много раз
Носилося его воображенье...

   Слайд 15. Кабинет поэта. Зимой 1836 года Лермонтов работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет

А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

Чтец:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее... и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье.

И что когда последнее лобзанье

Ему велели матери отдать,

То стал он громко плакать и кричать...

   Точно ли это помнил сам Лермонтов о своей матери, или же то, что он написал в поэме "Сашка", дополнили позже рассказы, но ребенок, который плакал и кричал, когда прощался навсегда с матерью,- Лермонтов.

   Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта.

   На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах.

   Слайд 16. Фамильная часовня.

О вечности и о любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего могучие ветви над входом в часовню. И вспоминаются лермонтовские строки:

Пускай холодною землёю

Засыпан я,

О друг! Всегда, везде с тобою

Душа моя.

Чтец:

…Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

   В Тарханы прах поэта был перевезен весной 1842- ого года в свинцовом гробу и положен у родного предела, как предсказал ранний грустный стих:
   Слайд 17. Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный

М. Ю. Лермонтовым. И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди. Исполнилось желание поэта:

Чтец:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

 Ни темной стороны заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

   Классный руководитель. Завершая нашу экскурсию, хочу прочитать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Небо и звезды». Звезда поэта необычайно высока, ярка и осветит путь еще не одному поколению.

Небо и звёзды.

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Выступление библиотекаря: выставка книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "Заочное путешествие. Сочи - 2014: олимпийские и паралимпийские игры" 2014 год

Классный час предназначен для учащихся 7 класса, содержит познавательную инфомацию о  XXII ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ  и XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ в Сочи, а также об олимпийских чемпионах Белгоро...

Презентация к классному часу "Заочное путешествие. Сочи - 2014: олимпийские и паралимпийские игры"

Презентация содержит слайды с фотографиями олимпийских чемпионов XXII зимних олимпийских игр в Сочи и олимпийских чемпионов Белгородской области...

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

Презентация. «Заочное путешествие в Тарханы».

Цели и задачи мероприятия: сформировать представление о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; раскрыть значение малой родины в  судьбе поэта; воспитать интерес к литературе.Практическая знач...

Заочное путешествие по Лермонтовским местам: Тарханы-Тамань-Пятигорск.

Презентация посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Составлена на основании личного путешествия по местам, связанных с именем великого поэта.С городом Пятигорском связывает меня и личный ...

Презентация "Заочное путешествие в Тарханы"

Презентация "Заочное путешествие в Тарханы"...

Классный час на тему: "Романтика путешествий и открытий"

Классный час на тему: "Романтика путешествий и открытий"...