интеллектуальный марафон 5 класс
тест по литературе (5 класс) на тему
интеллектуальный марафон по литературе для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_marafon.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Литература
Л-1 (10 баллов) Внимательно прочтите текст. Ответьте на вопрос.
а) У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки. И все-таки она уверяла, что она-то и есть самая настоящая принцесса. “Ну, это мы сейчас увидим” , — сказала старая королева.
А что она сделала?
б) Я родился в 1632 году в городе Йорке в почтенной семье, хотя и не коренного происхождения: мой отец приехал из Бремена и поначалу обосновался в Гулле, затем, нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на моей матери, которая принадлежала к старинному роду. Отцовскую фамилию Крейцнер англичане переиначили на свой лад.
Как меня зовут?
Л-2 (5 баллов) Укажите ошибки.
В лето от Рождества Христова 895-ое князь Иоанн Васильевич Грозный отслужил в храме Христа Спасителя панихиду по русским воинам, павшим на Куликовом поле.
Л-3 (15 баллов) Заполните пропуски в стихотворных строчках.
а)
Ветер по морю гуляет
И кораблик_____________
Он _________ себе в волнах
На раздутых парусах.
б)
Есть _____________ гора,
В ней глубокая нора.
В той _______, во тьме __________
Гроб качается хрустальный.
в)
Провозглашать я стал ___________
И правды чистые ученья:
В меня все _______________мои
Бросали бешено каменья.
Л-4 (10 баллов) Объясните значение следующих выражений:
- отрясти прах от ног своих
- оцеживать комара
- лепта вдовицы
- я умываю руки
- яко тать в нощи
- терновый венец
- тридцать сребреников
- толцыте и отверзется
- отделять зерна от плевел
- нет пророка в своем отечестве
Л-5 (5 баллов) Кто такой шестиног Бенедикта?
Л-6 (5 баллов) Укажите номер параллели, вдоль которой продвигалась экспедиция в поисках капитана Гранта.
Естествознание
Е-1 (по 5 баллов)
- Куда ни посмотришь, везде Юг. Где это?
- Как можно определить направление на север и юг?
Назовите все известные Вам способы.
Е-2 (по 10 баллов)
- Какая планета расположена ближе всего к Нептуну?
- При какой фазе Луны возможно полное солнечное затмение?
Объясните, почему.
Е-3 (по 10 баллов)
- Можем ли мы узнать, что сейчас происходит в центре нашей Галактики? Ответ поясните.
- За какое время доходит до нас свет ближайшей звезды?
Е-4 (до 20 баллов)
Перед Вами неоконченное стихотворение Пушкина:
Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна
Справа запад темно-красный,
Слева близкая Луна.
Определите:
а) к какой стороне горизонта поэт был повернут лицом?
б) какое было время суток?
в) что за "звездочка" могла светить поэту?
г) в какой фазе была Луна?
Е-5 (10 баллов)
На планете X звезды N не бывает смены дня и ночи. Что можно сказать о вращении этой планеты вокруг своей оси и вокруг звезды N?
Е-6 (10 баллов)
При вспышке сверхновой звезды происходит взрыв, разбрасывающий вещество звезды по Вселенной. Означает ли это, что звёзд становится всё меньше и меньше? Ответ поясните.
Е-7 (по 2 балла за каждый пункт)
Для каждого набора животных укажите природную зону, где они встречаются:
1) лемминг, белая сова, песец ?
2) лось, бурундук, соболь, глухарь ?
3) дрофа, хомяк, беркут, хорёк ?
4) варан, тушканчик, лисица фенёк ?
5) жираф, зебра, лев ?
Е-8 (по 2 балла за каждый пункт)
Для каждого набора животных и растений укажите материк, где они встречаются:
1) бизон, пума, секвойя, аллигатор ?
2) ягуар, анаконда, хинное дерево, лама ?
3) носорог, орангутан, бамбук, тигр, верблюд ?
4) сумчатый тушканчик, казуар, эвкалипт. страус эму ?
5) гепард, гиена, гну, бегемот, вельвичия ?
Е-9 (15 баллов)
Представьте себе, что на Земле исчезли все насекомые.
Подробно опишите, к каким последствиям это бы привело.
Е-10 (15 баллов)
Человек все чаще переселяет в новые места разных животных и растения.
Почему это может быть опасным?
Русский язык
РЯ-1 (10 баллов)
Перед вами стихотворный текст, записанный в фонетической транскрипции. Запишите его в орфографии.
[пад нагa м’и скo л’с’ и хруст в’эт’ир дунул с’н’эк пашo л гo спад’и какa й’а грус’т’ бo жэ мой’ какa й’а бo л’ и н’иктo н’э аб’й’ас’н’ит пач’иму на склo н’и л’эт хo ч’ица й’эщ’o л’уб’ит’ в’эр’ит’ кач’ин’эт’ и п’эт’]
РЯ-2 (5 баллов)
Перед вами стихотворный текст, записанный волапюком без разделения на слова. Разделите на слова и строки, запишите по-русски, укажите автора и название стихотворения. Объясните, что такое волапюк.
vosstan’prorokivizhd’ivnemliispolnis’voleyumoyeyiobkhodyamoryaizemliglagolomzhgiserdzalyudej
РЯ-3 (10 баллов)
Узнайте слово. Какое из них имеет два варианта расшифровки?
|
РЯ-4 (10 баллов)
Объясните правила употребления буквы i â ñòàðîé ðóññêîé àçáóêå.
а)
Адрiатическiя волны!..
б)
Съ душою, полной сожалЬнiй,
И опершися на гранитъ,
Стоялъ задумчиво Евгенiй,
Какъ описалъ себя Пiитъ...
в)
Смиренный грЬшникъ, Дмитрiй Ларинъ,
Господнiй рабъ и бригадиръ...
РЯ-5 (10 баллов)
Дайте толкование слов через однокоренные слова.
|
РЯ-6 (5 баллов)
Придумайте или вспомните название поэтического приема.
Объясните это название.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
История и культурология, 5 класс
Задание 1 (20 баллов). Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Можно ли на основании этой находки сказать что-либо о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?
Задание 2 (15 баллов). Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежит диким животным оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных — свиней и коз.
Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?
Задание 3 (15 баллов). Скульпторы, изображающие зверей, называются анималистами. Но далеко не только они создают образы животных. Часто мы видим, как звери включаются в композицию того или иного памятника.
6 класс
Биология
Е-1 (20 баллов)
Может ли свеча гореть в невесомости?
Если да - то при каких условиях, если нет - то почему.
Б-3 (10 баллов)
В Древнем Египте каждый год засевали одни и те же поля и получали высокий урожай. А в Европе приходилось раз в три года оставлять поле незасеянным, иначе урожай резко снижался. Объясните, с чем связано это различие.
Б-4 (15 баллов)
В каждом перечне одно животное - лишнее.
Укажите, какое, и объясните, почему (если есть несколько способов решения приведите их все).
а) кит, калан, кулан, краб
б) кенгуру, коала, казуар, камышовый кот
в) кальмар, койот, кета, квакша
Б-5 (15 баллов)
Почему, если отпустить пойманную рыбу, то прекращается клев?
Предложите способы проверки Вашего предположения.
География
Г-4 (10 баллов)
Можно ли с северного берега Черного моря увидеть южный?
Если да - то как, если нет - то почему?
Г-5 (15 баллов)
Как определить стороны горизонта по восходящему и по заходящему Солнцу в Москве?
Везде ли на Земле это делается одинаково и везде ли это можно сделать?
Г-6 (10 баллов)
а) Что представляет собой самый большой участок суши? Какие океаны его омывают?
б) А какой самый большой участок суши когда-либо существовал на Земле?
Г-7 (5 баллов)
а) Кто был первый капитан, совершивший кругосветное плавание? В каком веке это было?
б) Чем и почему его маршрут отличался от маршрута, который выбрало бы для экономии времени современное судно?
Г-8 (10 баллов)
Какой древнегреческий учёный впервые доказал,что Земля круглая?
Какие факты послужили основаниями для этой гипотезы?
Г-9 (5 баллов)
В 1983 году представители Ирландии и Исландии при ООН заявили протест в связи с планами проведения мероприятий в честь 500-летия со дня открытия Америки Колумбом. Почему?
Г-10 (10 баллов)
В Древнем Египте каждый год засевали одни и те же поля и получали высокий урожай. А в Европе приходилось раз в три года оставлять поле незасеянным, иначе урожай резко снижался.
Объясните, с чем связано это различие.
Г-1. (5 баллов)
Этот русский путешественник первым из русских дал правдивое описание Индии. В его записях, которые он вел во время своего "хождения за три моря" содержались ценные географические сведения.
Кто этот путешественник? В каких частях света он побывал?
О каких трёх морях идёт речь в его описаниях?
Русский язык
РЯ-1 (10 баллов)
В левых столбцах — русские слова, в правых — их старославянские соответствия. При этом в трех случаях при образовании соответствий были допущены ошибки. Найдите эти случаи. Объясните их.
город — град борода — брада борот — брат молод — млад порох — прах | порок — прак болото — блато молот — млат голод — глад корона — крана |
РЯ-2 (10 баллов)
Хорошо известно, что многие слова русского языка являются заимствованными. Перед вами 6 пар корней греческого и латинского происхождения с одинаковым значением:
Греческие | Латинские | Значение |
=фон= | =сон= | 'звук' |
=граф= | =скрипт= | писать' |
=фор= | =порт= | 'носить' |
=ге= | =терр= | 'земля' |
=би= | =вит= | 'жизнь' |
=из= | =экв= | 'равный, подобный' |
Приведите как можно больше примеров русских слов с этими корнями.
РЯ-3 (15 баллов)
Значения приведенных здесь пар словосочетаний связаны некоторым логическим отношением, одинаковым для всех пар. Сформулируйте это отношение.
бояться кого-либо — страшить кого либо;
выше кого-либо — ниже кого-либо;
критиковать кого-либо — подвергаться критике со стороны кого-либо;
дружить с кем-либо — дружить с кем-либо.
РЯ-4 (15 баллов)
Даны три пары слов:
жгучий брюнет, круглый дурак, проливной дождь.
В каждой из этих пар прилагательное выражает один и тот же смысл по отношению к определяемому существительному. Что это за смысл? Подберите имена прилагательные с тем же самым значением к следующим именам существительным:
тьма, друг, враг.
Литература
Л-2 (15 баллов)
Установите правильный порядок строк шуточного стихотворения и объясните, почему строки должны быть расположены именно в такой последовательности.
- я видел дома над землей в вышине
- я видел комету с лицом дождевым
- я видел бочку с головку спички
- я видел солнце в двенадцать ночи
- я видел павлина с хвостом огневым
- я видел репу по кочке ползущую
- я видел речку пивом бурлившую
- я видел глаза с очагом в глубине
- я видел того кто все видел воочию
- я видел слезы на кукольном личике
- я видел улитку сома проглотившую
- я видел тучу на грядке растущую
Л-3 (15 баллов)
Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В.Гоголем в следующих репликах из комедии "Ревизор"? С какой целью это сделано?
а) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.
б) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь.
в) Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.
г) Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.
д) Аммос Федорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня.
Л-4 (5 баллов)
В поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” читаем:
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный!
Речь идет о несчастье города — почему автор употребляет слово позор?
Л-5 (5 баллов) Назовите произведения, в основе сюжета которых — идея кладоискательства.
История
И-1 (по 6 баллов за каждый пункт)
О ком эти строки?
а)
И как скоро оделся весь в боевые доспехи,
Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный,
Если он шествует к брани народов, которых Кронион
Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву;
Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данайцев,
Грозным лицом осклабляясь; и звучными, сильный стопами
Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля.
Все аргивяне, смотря на него, восхищалися духом;
Но троянину каждому трепет вступил во все члены.
б)
Встал и широкие плечи покрыл он пардовой кожей,
Пятнами пестрой; на голову шлем, приподнявши, надвинул,
Медью блестящий, и, дрот захвативши в могучую руку,
так он пошел...
в)
В креслах она неподвижно сидела; и ей усыпленной,
Все, чем пленяются очи мужей, даровала богиня.
Образ ее просиял той красой несказанной, какою
В пламенно-быстрой и в сладостно-томной с Харитами пляске
Образ Киприды, венком благовонным венчанной, сияет:
Стройный ее возвеличился стан, и все тело нежнее,
Чище, свежей и блистательней сделалось кости слоновой.
г)
Разом на членах его, вдруг иссохшее, сморщилось тело,
Спали с его головы злато-темные кудри, сухою
Кожею дряхлого старца дрожащие кости покрылись.
Оба столь прежде прекрасные глаза подернулись струпом,
Плечи оделись тряпицей, в лохмотья разорванным, старым
Рубищем, грязным, совсем почерневшим от смрадного дыма;
Сверх же одежды оленья широкая кожа повисла,
Голая, вовсе без шерсти...
д)
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.
И-2 (20 баллов)
Вставьте пропущенные слова.
Девять муз.
__________ деянье поет и былые века возвращает Сладкую речь в дыхание флейт влагает __________ ________ вольную молвь привечает в трагическом клике. Движет, множит, живит ___________ лирою чувства. Пеньем, лицом и стоит правит плектр плясуньи _______, Смысл речей в мановенье руки ________ стала.
Зрит __________ путь свестил в кругах поднебесных. Песнь о героях ведет по кникным столбцам ___________ Движет деветерых круговая мощь ___________ :
Он в середине сидит и все сбою объемлит.
7 класс
Биология
Б-1 (15 баллов)
а) В каких природных зонах встречаются
карликовая береза, ландыш майский, ковыль, лещина, эдельвейс, стрелолист, верблюжья колючка?
б) У каких из этих растений крупные (большие по площади) листья, а у каких - мелкие?
Объясните, почему.
Б-2 (15 баллов)
У некоторых растений венчики цветков открыты только в определенное время суток или при определенной погоде. Какие преимущества эта особенность может им давать по сравнению с растениями, у которых венчики открыты постоянно?
Б-3 (15 баллов)
Поверхность ротовой и носовой полости, глаз, легких, кишечника покрыты очень тонкой влажной "кожей", и именно через эти участки в организм чаще всего проникают болезнетворные бактерии. Объясните, зачем каждый из этих участков имеет тонкую кожу (почему она не может быть толстой, как, например, на пятке).
Б-4 (15 баллов)
Дан перечень животных:
лев, тигр, пума, ягуар, медведь, зубр, муравьед, трубкозуб, бизон, лось, сайгак, носорог, бегемот, казуар, эму, пингвин, коала, крокодил, лама, капибара, кукабарра.
Начертите таблицу, в которой по вертикали расположите эти названия животных, а по горизонтали - названия материков. Для каждого материка крестиками укажите всех животных из этого списка, которые могут быть на этом материке встречены.
Б-5 (20 баллов)
Из рассказа известного путешественника Т.С.Ларичева.
"Мы пробирались по дебрям Юго-Восточной Азии. Под пологом баньянов паслись стада павианов. Вокруг цвели гигантские хищные цветы раффлезии, пахнущие гнилым мясом. Была середина декабря, и вот-вот должен был начаться сезон дождей. На секвойе я заметил гигантскую анаконду, слившуюся благодаря своей пятнистой окраске со стволом. Стая крупных носорогов пролетела мимо с громкими криками и хлопаньем крыльев: за ними гнался беркут. В болото с тропы спрыгнул маленький крокодильчик, видимо, недавно вышедший из утробы матери. С куста за шиворот мне упала пиявка; с трудом вытащив ее хоботок из тела, я поспешил в лагерь".Какие ошибки и неточности есть в этом рассказе?
Б-6 (15 баллов)
Расположите перечисленные растения в порядке сроков зацветания:
сирень, ива, орешник, липа, яблоня, калина.
Б-7 (10 баллов)
Что раньше появляется вечером - роса и или туман? А что позднее исчезает утром? Объясните, почему.
Б-8 (10 баллов)
Как Вы думаете, какими растениями должна питаться корова, чтобы в ее рационе было больше соединений азота? Ответ обоснуйте.
Б-9 (20 баллов)
Напомним, что пенициллин нарушает синтез клеточной стенки бактерий. При этом при воздействии пенициллина гибнут те бактерии, которые активно делятся в данных условиях. Объясните, почему.
А как создать условия, чтобы даже делящиеся бактерии могли выжить в присутствии пенициллина?
Б-10 (20 баллов)
Потребность в энергии двухлетнего ребенка массой 10 кг - около 1000 ккал в сутки, а взрослого мужчины массой 70 кг - 3000 ккал в сутки. (Килокалория - количество тепла, которое необходимо, чтобы нагреть один литр воды на один градус Цельсия.) Как Вы думаете, почему при увеличении массы тела в 7 раз потребность в энергии возрастает только в 3 раза? Приведите несколько возможных объяснений.
География
Г-6 (5 баллов)
Представим себе, что мы воображаемой иглой проткнули земной шар насквозь от Москвы через центр Земли. В каком месте игла вышла бы на другой стороне Земли? Определите широту и долготу этого места (координаты Москвы: 37 градусов, 37 минут в.д. и 55 градусов 45 минут с.ш.)
Г-7 (5 баллов)
Составьте пары по принципу: страна - ее природная достопримечательность :
- горы, пампа, фиорды, пустыни, вулканы.
- Норвегия, Австралия, Япония, Непал, Аргентина.
Г-8 (10 баллов)
Это одно из величайших озер мира расположено на высоте более километра. Три государства делят его акваторию.
- На каком материке расположено это озеро?
- Какие государства расположены по его берегам?
- В честь кого оно получило свое название?
- Кто дал это название?
Г-9 (10 баллов)
Центры древнейших цивилизаций чаще всего находятся в районах с сочетанием строго определенных географических условий. Перечислите эти условия и объясните роль каждого в развитии древних государств.
Г-10 (15 баллов)
Что произошло бы с временами года на Земле, если бы земная ось
- была бы перпендикулярна плоскости земной орбиты?
- была бы наклонена относительно плоскости орбиты на 45о?
- Наклонилась бы еще сильнее и легла в плоскость орбиты?
Русский язык
РЯ-3 (10 баллов)
Выпишите слова, имеющие один исторический корень. Выделите его.
власть, всласть, волость, волосы, владыка, Владимир, обладать, ладить, болото, обволакивать, властитель, ластиться, ласты, Всеволод, волонтер, волокита, область, облако.
РЯ-4 (15 баллов)
Объясните значение фразеологизмов и погрузите их в контекст:
дамоклов меч;
дары данайцев;
развесистая клюква;
заправлять арапа,
притча во языцех;
шемякин суд;
пиры Валтасара;
развесистая клюква
Литература
Л-1 (5 баллов)
Как вы понимаете выражение “поклонение золотому тельцу”?
В каком советском романе высмеивалось это явление?
Л-2 (20 баллов)
“Одиссея” — поэма о бесконечном возвращении: человека, памяти, любви, времени...
Докажите это.
Как эта идея реализуется в композиции эпоса?
Напишите развернутый ответ.
Л-4 (5 баллов)
В каких произведениях Пушкина обида, месть или преступление прощаются героям?
Л-5 (15 баллов)
Порассуждайте о лексическом значении слова “дух”.
История
И-1 (15 баллов)
Определите автора и произведение, из которого взята цитата. В чем ошибается автор?
“Правда, только четыре рыцаря встретили смерть на ристалище, а один из них просто задохнулся от жары в своем панцире, однако более тридцати получило тяжкие раны и увечья, от которых четверо или пятеро вскоре умерли, а многие на всю жизнь остались калеками”.
И-2 (15 баллов)
Чем объяснялись следующие правила, действовавшие в Средневековье?
Дороги нередко нарочно перекапывали, ездить разрешалось как правило, только по единственной дороге, соединяющей два города, а сворачивать с дороги, или выбирать лучшую или самую короткую дорогу запрещалось.
И-3 (20 баллов)
Почему в Европе утвердился титул “король”, а на Руси — титул “царь”? Как возникли эти титулы?
Почему царский титул после его принятия Иваном IV в Европе нередко рассматривался как более высокий по сравнению с королевским?
Физика
Ф1. (до 12 баллов)
В древнем Вавилоне существовала единица измерения длины - 1 стадий. Расстояние, которое проходил взрослый человек за время выхода солнечного диска из-за горизонта. С помощью несложных расчетов оцените величину одного стадия в метрах.
(Насколько Вы могли ошибиться в оценке?)
Ф2. (до 12 баллов)
Вам надо сбросить с движущегося поезда на землю ценный груз. В каком направлении следует его бросать? Объясните, почему. (Изменится ли ответ, если вместо выбрасывания груза надо спрыгивать самому?)
Ф3. (до 16 баллов)
Вася проводил эксперименты по остыванию "кипятка", температура которого в начальный момент была равна 60С. Через 10 минут после начала эксперимента температура воды была равна 40С, через 20 минут после начала эксперимента - 30С, через 40 минут - 25С.
- а) Какова была температура воды через 5 минут после начала наблюдения?
через 15 минут после начала эксперимента?
(Ответы нужно обосновать --- а не просто угадать) - б) Как Вам кажется, почему менялась скорость остывания воды?
Ф4. (до 16 баллов)
Может ли свеча гореть в невесомости?
Если да - то при каких условиях, если нет - то почему?
- Куда расходуется кинетическая энергия движущегося вагона при его остановке?
- Будет ли работать гидравлический пресс, если его цилиндр заполнить не жидкостью, а газом?
- Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
- Почему при распиливании дерева пила нагревается до более высокой температуры, чем дерево?
- После сильного шторма вода в море нагревается. Почему?
- Почему раскаляются метеориты, влетающие в атмосферу Земли?
- Почему при холостых выстрелах ствол пушки накаляется сильнее, чем при стрельбе снарядами?
8 класс
Биология
Б-1 (10 баллов)
Представьте себе, что на Земле исчезли все бактерии.
а) Какие это имело бы последствия для здоровья людей?
б) Какие пищевые продукты невозможно было бы изготавливать по прежней технологии?
Б-2 (10 баллов)
Дан ряд животных: акула, косатка, воробей, сурок, носорог, кошка, мышь.
Расположите этих животных в порядке возрастания относительного потребления пищи (кг пищи/кг собственной массы в год). (Считайте, что равную массу тела имеют акула, косатка и носорог; кошка и сурок; воробей и мышь).
Ответ обоснуйте.
Б-3 (10 баллов)
Придумайте эксперименты, с помощью которых можно доказать, что растения постоянно дышат (в том числе и на свету).
Б-4 (10 баллов)
Часто говорят, что лишайники - "пионеры растительности".
а) Что означает это выражение?
б) Какие свойства позволяют лишайникам играть эту роль?
в) Почему лишайников так мало в Москве?
Б-5 (10 баллов)
Предложите как можно больше способов, с помощью которых можно определить, жив ли находящийся внутри яйца цыпленок.
География
Г-6 (10 баллов)
Укажите, к бассейнам каких океанов относятся острова:
Вайгач, Гаити, Корсика, Филиппинские, Ньюфаундленд, Кергелен, Канарские, Фиджи, Мадагаскар, Исландия.
Г-7 (10 баллов)
Этот материк характеризуется следующими природными особенностями: здесь три климатических пояса, характерна повышенная сухость, в центре располагаются две крупные пустыни, для животного мира характерно наличие эндемиков, два города этого материка являлись столицами летних олимпийских игр.
- Назовите этот материк.
- Какие три климатических пояса здесь встречаются?
- Как называются две пустыни?
- Назовите характерных животных-эндемиков.
- Какие два города и в какие годы принимали летние Олимпийские игры?
Г-8 (10 баллов)
Суточная сумма солнечной радиации в день летнего солнцестояния на северном полюсе составляет 1110 кал/см", а на экваторе - 814 кал/см". Летом загореть на полюсе можно сильнее, чем в Крыму. Тем не менее, температура воздуха на полюсе летом ниже, чем на экваторе, а лед не успевает растаять и за полгода. Объясните, почему.
Г-9 (10 баллов)
Часто пишут, что Москва - "порт пяти морей".
- Что это за моря?
- По каким рекам можно попасть в каждое из них из Москвы?
Химия
Х-8 (10 баллов).
Содержание кислорода в воде (89% по массе) значительно выше, чем в воздухе (23% по массе). Почему же человек не может использовать воду для дыхания?
Х-9 (20 баллов).
Какую смесь можно разделить физическими методами? Опишите, как именно это сделать.
Почему данный способ не годится для другой смеси?
а) сера, медь, хлорид цинка
б) сера, медь, хлорид ртути
Õ-10 (20 áàëëîâ).
- Какова масса (в граммах) одной молекулы серной кислоты?
- В структурной формуле черточка обозначает одну химическую связь. Так, структурная формула воды Н-О-Н. Нарисуйте структурные формулы серной кислоты и фосфата натрия.
Õ-11 (20 áàëëîâ).
- Чем можно раздробить кусочек сахара на молекулы?
- Какими способами можно разрушить молекулы сахара?
Õ-12 (20 áàëëîâ).
На одной чашке весов находится 0.5 моль едкого натра (NaOH).
Какое количество медного купороса ( CuSO4 ) нужно положить на другую чашку весов, чтобы весы уравновесились?
Русский язык
РЯ-1 (10 баллов)
В начале XIX века, борясь с засильем иноязычных слов в русском языке, небезызвестный литератор адмирал А.С.Шишков предлагал их заменить словами славянского происхождения. Так, например, “галоши” он предлагал называть “мокроступами”. Не остался в стороне от этого веяния и ценитель русского слова В.И.Даль. Как вы думаете, какие иностранные слова (вполне прижившиеся в русском языке) он предлагал заменить следующими русскими:
|
РЯ-2 (5 баллов)
Какие имена собственные сейчас употребляются как нарицательные?
РЯ-4 (5 баллов)
Напишите как можно больше фразеологизмов со словом “нога” в любой грамматической форме.
РЯ-5 (10 баллов)
Назовите несколько глаголов, которые не имеют
формы повелительного наклонения.
Литература
Л-1 (5 баллов) О ком Пушкин сказал:
“Он открыл Россию, как Колумб Америку”?
Л-2 (5 баллов) Кто из русских писателей был врачом?
Л-3 (4 балла) Одной и той же даме сердца поэт посвятил следующие строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
Мне изюм нейдет на ум,
Цукерброт не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа...
Кто автор этих строк? Кто его дама сердца?
Л-4 (21 балл) О ком эти строки Пушкина:
а)
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И совета он учитель...
б)
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Заложен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
в)
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале!
г)
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой....
д)
Мой брат родной по Музе, по судьбам!
е)
Кто на снегах возрастил феокритовы нежные розы?
В веке железном, скажи, кто золотой угадал?
Кто — славянин молодой, грек духом, а родом германец?
ж)
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он — офицер гусарской.
Л-5 (5 баллов) Назовите героинь Пушкина, носящих одинаковые имена. Укажите произведения.
История
И-1 (25 баллов)
В задачнике “История России” предлагается вопрос:
“Почему славяне, заселившие в VI веке Балканский полуостров, вскоре подчинились византийцам, а затем болгарам, а славяне, переселившиеся на Днепр, сами подчинили местных жителей?”
Автор дает следующий ответ:
“Видимо, после распада державы гуннов и во время наступления византийцев на Балканы при Юстиниане I на месте остались более спокойные и послушные из славян; они подчинились чужой власти. Их неукротимые соплеменники переселились к Днепру; там они оказались активнее и сильнее местных племен и создали свое государство”.
В чем вы видите некорректность приведенного ответа?
Чего не учитывает автор?
И-2 (25 баллов)
В том же задачнике предложен вопрос:
“Какая из трех городских властей (вече, бояре, князь) старше? Какая моложе? Почему?”
Ответ, данный автором, гласит:
“Городское вече выросло из общего собрания воинов (эпоха военной демократии). Князь — это бывший выборный воевода (той же эпохи). Бояре — наследники родовой аристократии (более ранней эпохи)."
В чем вы видите некорректность заданного вопроса?
Какие ошибки содержит предложенный ответ?
Физика
Ф1. (до 15 баллов)
Вам предлагается отрывок из некоего романа, в котором автор допустил МНОГО физических ошибок. Укажите их и объясните, в чем состоят ошибки.
Тук-тук-тук - стучали колеса. Тук-тук-тук. Спать дальше было невозможно. Свирепое солнце сквозь пыльное запотевшее окно вагона било прямо в глаз. Ватсон продрал глаза, сбросил мокрую от пота простыню, оделся. Сверхточные маятниковые часы под старину в его роскошном купе высшего класса показывали десять. Немногословный сосед флегматично потягивал кофе, струйки пара, слегка извиваясь, поднимались вверх и отклонялись в сторону, противоположную движению поезда. Как только он может пить кофе в такую жару? На термометре 38 по Цельсию в тени, и даже вентилятор почти не помогает. Еще бы. Летнее солнцестояние, самый жаркий день в году, когда Земля находится в точке орбиты, наиболее близкой к Солнцу. Ватсон умылся и, то и дело падая назад при резком торможении поезда, направился в вагон-ресторан. Слава Богу, там было немного прохладнее - все-таки там работали холодильники.
- Что желаем, сэр? - поинтересовался бармен, расплываясь в улыбке.- Хотите самый модный напиток сезона - темно-синий ликер "Кюрасао", сквозь него солнечный диск кажется зеленым!
- Спиртное утром? Ну уж нет,- сказал Ватсон.- Дайте уж лучше газировки со льдом...
- Сожалею, сэр. Со льдом не получится. На его кристаллизацию не хватает энергии. Сами знаете, в какой стране живем...
Ватсон утер пот со лба. Да, в горах таких проблем не было. Там днем хоть и ходили в плавках - температура 30 градусов, но всюду лежал снег, наглядно опровергая фантазии о том, что он плавится при нуле градусов.
Ну да ладно, подумал Ватсон, наблюдая кипение газировки в стакане. Пора идти в купе - работать...
Ф2. (15 баллов)
Вы работаете в администрации Книги рекордов Гиннеса. Вам приходит заявка, в которой говорится, что в стандартную телефонную будку поместилось 20 взрослых людей стандартного роста и массы. Вам кажется, что такое невозможно, но времени на проведение экспериментов нет. Можете ли Вы, проведя некоторые оценочные расчеты, доказать, что описанная ситуация не могла произойти по чисто физическим причинам?
Ф4. (до 10 баллов)
Представьте себе мир, в котором численное значение удельной теплоемкости воды оказалось в 10 раз меньше, чем в нашем.
Проанализируйте, в чем будут отличия такого мира от нашего.
9 класс
Биология
Б-1 (10 баллов)
Некоторые заболевания человека встречаются только в определенных регионах или ландшафтах. С чем это может быть связано? Для каждой из указанных Вами причин попробуйте подобрать один пример.
Б-2 (15 баллов)
Перед Вами стоит задача - установить, различает ли собака красный и зеленый цвета. Подробно опишите схему опыта, который помог бы ответить на этот вопрос.
Б-3 (15 баллов)
В некоей популяции животных пометили 500 особей. Через некоторое время поймали 10 000 особей, из них 50 - с метками. Как оценить численность популяции? (Приведите формулу для расчета). Каковы возможные источники ошибок при такой оценке?
Б-4 (10 баллов)
Морская игуана, гаттерия,гигантский варан, дронт, кайман.
а) Один из видов в перечне - лишний. Какой?
Предложите и обоснуйте несколько вариантов ответа.
б) Где распространены эти животные?
География
Г-5 (до 20 баллов)
Приведенные ниже природные компоненты входят в состав определённых ПТК. Определите ПТК, о которых идет речь.
- Валдайское оледенение, Тиманский кряж, умеренно-континентальный климат, дерново-подзолистые почвы, река Ока.
- Мезозойская складчатость, муссонная циркуляция, каменная береза, Зейское водохранилище, горы Сихотэ-Алинь.
- Траппы, лиственничная тайга, резко-континентальный климат, Вилюйская котловина, река Лена.
- Герцинская складчатость, гора Ямантау, Кунгурская пещера, Ильменский заповедник.
Г-6 (до 20 баллов)
В какие исторические периоды (по сравнению с другими периодами) и почему было наиболее выгодным экономико-географическое положение Вышнего Волочка?
Ответьте на тот же вопрос для городов Архангельск,Оренбург, Феодосия.
Химия
Х-6 (10 баллов)
В больнице произошел интересный случай. В раствор, используемый для приготовления лечебных ванн, медсестра добавила хлорной воды. Сделала она это для уничтожения микробов. Но результат получился неожиданный. Помогите медсестре разобраться в сути наблюдаемого явления. В раствор какого вещества была добавлена хлорная вода? Напишите уравнения реакций.
Х-7 (10 баллов)
Как получить нерастворимое основание
а) из двух солей
б) из соли и оксида
в) из соли и кислоты?
Х-8 (10 баллов)
Хозяйка по ошибке посолила бульон питьевой содой. Желая спасти бульон, она добавила кислоты, но по ошибке вместо соляной взяла серную. Для ликвидации этой ошибки хозяйка решила воспользоваться зубным порошком. Будет ли после всех этих операций бульон съедобным? Напишите уравнения всех прошедших в нем реакций.
Х-9 (10 баллов)
Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Камандир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка и немного известковой воды. Он установил, что разрезанное яблоко не меняется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему?
Х-10 (15 баллов)
В шести пронумерованных пробирках находятся растворы: фторида натрия, хлорида бария, нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида алюминия и бромида натрия.
Определите, в какой пробирке находится каждое вещество, используя в качестве реактивов только эти растворы.
Х-11 (15 баллов)
Известно, что в течение длительных промежутков времени концентрация углекислого газа в атмосфере испытывает периодические колебания. Какие факторы могут приводить к увеличению концентрации СО2, а какие - к уменьшению?
Русский язык
РЯ-2 (5 баллов) Какое нерусское слово поэт Велимир Хлебников предлагал заменить словом “летоба”?
РЯ-3 (10 баллов)
а) Какая почва была в местечке Ломжи, которым владели предки великого русского композитора?
б) Автор известного русского толкового словаря свою фамилию получил от старого русского слова, обозначавшего кочергу. Что это за слово и что за фамилия?
РЯ-6 (10 баллов)
“Сплетать” по словарю В.И.Даля — соединить, связать, скрепить плетеньем. Подумайте, какое слово выражает то, что получается от сплетенья небылиц.
[Р—3]. Как на Руси называлась упряжка лошадей, идущих друг за другом, гуськом ?
[Р—4]. В войне 1812 г. эта часть войск находилась позади главных войск и обеспечивала безопасность тыла. Как она называлась?
[Р—5]. Ее служителями нередко именуют юристов.
[Р—7]. Как вы думаете, слово “кабуки” японцы употребляют, говоря о живописи, театре, поэзии или музыке?
Литература
Л-1 (5 баллов) О ком современники в начале XIX века шутя говорили:
“Лучший поэт среди генералов и лучший генерал среди поэтов”?
Л-2 (5 баллов) Какой инструмент предлагал В. Маяковский для исполнения ноктюрна?
Л-3 (5 баллов) Какой гоголевский герой обращался к собеседнику с такими словами:
“Дозволь запечатлеть безешку в белоснежную щеку твою”?.
Л-4 (5 баллов)
На каком спектакле театра на Таганке на зрителей падали с потолка не какие-то там червонцы, а контрамарки, перемешанные, правда, с пустышками?
Л-5 (10 баллов)
Закончите тремя словами стихотворение С.Сатина:
Июль. Рокочет где-то гром. Спешит с работы люд.
Мужик на пару с комаром чего-то морщась пьют
За то, чтоб жизнь была светла, привольна и легка.
Мужик, понятно, из горла, _____________________.
Л-6 (15 баллов) Персонаж этой пьесы признавался:
Что ни толкуй Вольтер или Декарт —
Мир для меня — колода карт.
Жизнь — банк: рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю.
Кто он? Напишите минисочинение “Жизнь — игра” с опорой на литературный материал.
Л-7 (5 баллов)
“Дар напрасный, дар случайный...”
О каком даре идет речь?
История
И-8 (25 баллов)
В задачнике по истории России предлагается вопрос:
“Верно ли, что в конце 12 века у Всеволода Большое Гнездо власти было больше, чем у Владимира Крестителя в конце 10 века, и почему?”
Автор дает следующий ответ:
“Владимир Креститель обладал большей личной властью, чем Всеволод Большое Гнездо, поскольку опирался на военную дружину и его воля совпадала с волей его дружины. Всеволод был ограничен волей веча (торговой демократией), зато по своему богатству он превосходил Владимира: общие ресурсы Руси значительно возросли с 1000 по 1200 год. Объем государственной власти Всеволода также больше, поскольку к 13 веку образуется сословие дворян, лично связанных с княжеской властью над землями”.
Укажите, почему данный ответ неверен, и отметьте допущенные автором ошибки.
И-8 (25 баллов)
В летописи говорится:
В лето 6504 князь се же пакы творяше людем своим: по вся неделя устави на дворе въ гридьнице пир творити и приходити боляром и гридем и съцскым, и десяцьскым, и нарочитым мужем, при князи и без князя. Бываше множство от мяс, от скота и от зверины, бяше по изобилью от всего. Егда же подъпьяхуться, начьняхуть роптати на князь, глаголюще: ““Зло есть нашим головам: “да нам ясти деревяными лъжицами, а не сребряными””. Се слышав __________ повеле исковати лжицы сребрены ясти дружине, рек сице, яко “Сребром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко же дед мой и отец мой доискася дружиною злата и сребра””. Бе бо _________ любя дружину, и с ними думая о строй земленем, и о ратех, и о уставе ратнем.
К Киевскому или Владимирскому периоду русской истории относится этот эпизод?
Что, кроме датировки позволяет нам ответить на этот вопрос?
Как звали князя, о котором идет речь в летописном отрывке?
Физика
Ф2. (до 15 баллов)
Подробно опишите один (или не один) эксперимент, с помощью которого можно доказать, что свободное падение тела, выпущенного из рук вблизи Земли без начальной скорости, является равноускоренным движением.
В Вашем распоряжении следующее оборудование:
секундомер, линейка, рулетка, сосуд для воды с капельницей, динамометр, нитки, стробоскопическая лампа, фотоаппарат.
Ф3. (10 баллов)
Под Новый год Петя экспериментировал с елочной гирляндой. Гирлянда, рассчитанная на 220 В, состоит из последовательно соединенных лампочек, рассчитанных на 10 В. Петя выкрутил одну из ламп и сунул туда палец, полагая, что его ударит током с безопасным напряжением 10 В.
А что Вы думаете об исходе эксперимента? Ответ обоснуйте.
10Ф4. (до 15 баллов)
Представьте себе мир, в котором численное значение гравитационной постоянной в 10 раз меньше, чем в нашем.
Проанализируйте, в чем будут отличия такого мира от нашего.
10 класс
Биология
Б-1 (10 баллов)
а) Вещество А практически безвредно при введении в кровь и вредно при употреблении в пищу. Чем это можно объяснить?
б) Вещество В практически безвредно при употреблении в пищу и вредно при введении в кровь. А чем это можно объяснить?
Б-2 (10 баллов)
В романе А.Беляева "Человек-амфибия" описан юноша, которому пересадили жабры акулы, так что он мог жить под водой, сохраняя при этом остальные признаки, свойственные человеку. Перечислите как можно больше причин, по которым на самом деле создание "человека-амфибии" невозможно.
Б-3 (10 баллов)
Какими способами можно установить, за какое время у человека весь объем крови проходит через сердце? (Объем крови считается известным).
Б-4 (10 баллов)
а) Может ли участок ДНК не кодировать белок? Если да, то в каких случаях?
б) Может ли один и тот же участок ДНК кодировать два белка? Если да, то каким образом?
Б-5 (10 баллов)
Для добычи песка в сосновом бору в Московской области выкопали неглубокий (не достигающий уровня грунтовых вод) котлован.
а) Опишите, какие растения и в какой последовательности там вырастут.
б) В чем причины такой последовательной смены?
География
Г-6 (до 20 баллов)
На основе имеющихся данных определите:
- О каких трех европейских странах идет речь?
- Соотнесите предложенные сведения с названиями стран.
- Какие из перечисленных имен деятелей культуры принесли славу каждой из стран?
- В какой из этих стран есть населенные пункты Москва и Санкт-Петербург, с какими событиями связано появление этих названий?
- Формы правления: две республики, конституционная монархия.
- Глава правительства: президент, премьер-министр, федеральный канцлер.
- Официальные языки: немецкий; немецкий, французский и фламандский; немецкий, итальянский, французский.
- Официальная религия: католичество, католичество, католичество и протестантизм.
- Реки: Маас, Дунай, Рейн.
- Административное деление: земли, кантоны, провинции.
- Деятели культуры: Рубенс, Лиотар, Моцарт, Цвейг, Метерлинк.
Химия
Х-7 (10 баллов)
С некоторых пор под влиянием нашей действительности газета "Известия" ввела новую рубрику - "Курсы для простаков".Одна из заметок - "Обручальные гайки" - поучительна с химической точки зрения. Автор пишет: "Кольца из бериллиевой бронзы - точные копии золотых. Они не отличаются от последних ни по цвету, ни по весу и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают характерный искренно-мелодичный звук. Короче говоря, подделку не обнаружишь ни на глаз, ни на слух, ни на зуб."
Предложите способы, с помощью которых можно отличить подделку.
Напишите уравнения реакций.
Х-8 (10 баллов)
Молодая учительница химии обратилась с консультацией:
- Не пойму, в чем дело. Использовала прибор для опытов с электрическим током, чтобы показать разложение воды. Кислород выделяется, а водород - нет. Между тем, все делаю по инструкции. В ней указано, что при выполнении опыта можно использовать растворы нитрата калия, карбоната калия или едкого калия.
- Помните ли, какой из электролитов вы использовали в последний раз?
- Конечно, помню...
- Ну так именно его-то как раз брать нельзя!
Какой же электролит оказался "третьим лишним"?
Выявите ошибку в инструкции.
Дайте объяснение наблюдаемому явлению.
Х-9 (10 баллов)
Найдите соответствие:
веселящий газ; карборунд; карбамид; каломель; фосген; купоросное масло; нашатырь; серный колчедан. | CO | Cl2 | N2O |
Русский язык
РЯ-1 (10 баллов)
Напишите лексическое значение выделенных слов:
а) Была тут также лавочка б) Онучи распороли мы в) Да распрямиться дедушка г) Не пьет, не ест: тем кончилось, |
РЯ-2 (5 баллов)
Дайте краткое толкование фразеологическим оборотам:
а) поднимать руку
б) приложить руку
в) под горячую руку
г) сыграть на руку
д) положа руку на сердце
РЯ-3 (5 баллов)
Замените данные высказывания фразеологизмами:
а) человек, сбившийся с правильного пути б) обезуметь, одуреть в) очень далеко, в самые отдаленные места г) предмет всеобщих разговоров, пересудов д) напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен или не хочет понять это |
РЯ-4 (10 баллов) Расставьте знаки препинания:
Татьяна русская душою На солнце иней в день морозный | . |
РЯ-5 (10 баллов) Определите, чем разнятся окончания в словах:
а) вода — плакса
б) портной — молодой
РЯ-6 (10 баллов) 6. Определите корень в словах:
разуть, заснуть, начнут, разъехаться, ушла,
переел, мной, никто, сожжение, безработный, навсегда.
Литература
Л-2 (8 баллов) О ком из писателей сказано:
“И днем, и ночью его герои живут усиленно, слишком живут. Они страдают гипертрофией души. Автор смотрит на них сквозь некое увеличительное психологическое стекло, и потому в его глазах все разрастается, принимает чудовищные размеры, и каждая душевная линия, как бы мала она ни была сама по себе, оказывает роковое влияние на общее построение жизненного целого. Знаменитый писатель-психолог злоупотребляет психикой. В своей гиперболизации духа он не считается с тем, что, в сущности, людям души отпущено в меру. Он одержим глубиною. Он знает только третье измерение”.
Л-3 (6 баллов)
Назовите автора и первую строку пародируемого стихотворения:
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Веющих знамен,
Пик блестящих и султанов;
Сабли наголо,
И гусаров и уланов
Гордое чело.
Л-4 (6 баллов) Кто он?
Потомок дворянского рода, выросший среди крестьян, не получивший университетского образования из-за самодурства отца. Первое его прозаическое произведение, написанное им в соавторстве с будущей мемуаристкой, оказалось незаконченным, равно как и последняя знаменитая поэма. По примеру своего предшественника, деньги на издание журнала он добывал за зеленым сукном. Его рассеянность чуть было не привела к потере для потомков романа, озаглавленного одним из извечных русских вопросов.
Л-5 (18 баллов)
Узнайте литературных героев по деталям портрета, напишите их имена, автора и название цитируемых произведений:
а) ... мало было В ней истинно прекрасного. Глаза. Одни глаза. Да взгляд... Такого взгляда Уж никогда я не встречал.
б) “Окончательнее всего были в нем глаза, которым изумлялись современники; даже малейшие, чуть видные в них жилки были не упущены и приданы полотну. Но здесь, однако же, в сем, ныне бывшем перед ним, портрете было что-то странное”.
в) “Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.
г) “Из полуопущенных ресниц они <глаза> сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...”
д) “В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали”.
е) “Глаза... большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты”.
История
И-1 (18 баллов)
Почему в “Декларации независимости” говорится о том, что люди “сотворены Создателем свободными и равными в правах”, а в “Декларации прав человека и гражданина” — что люди “рождаются и остаются свободными и равными в правах”?
И-2 (18 баллов)
В задачнике по истории России спрашивается:
“Почему в 12 веке русские бояре предпочитали жить в городах (где их власть ограничивало вече), а не строить замки в деревнях, как бароны в Западной Европе?”
Ответ автора гласит:
“Бояре в 12 веке собирали оброк в деревнях по поручению городского веча, и если они теряли связь с городской политикой, то несли большой ущерб. Обособившегося боярина городское ополчение могло ограбить дочиста и изгнать (как бывало и в Италии того времени). Своих дружин бояре не имели — этого вече не допускало”.
В чем заключается ошибка в постановке вопроса?
Какие ошибки допущены в ответе?
И-3 (14 баллов)
Говоря о Павле I, историки то с иронией, то всерьез называют его рыцарем. Почему к царю, правившему в конце XVIII в., применяют этот средневековый термин?
О ком из деятелей Возрождения и Нового времени это сказано?
а) “Прежде всего это был великий “государственник”, человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинивший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти…”
“…даже в смерти оставался столь страшен для врагов, что никто, даже за границей, не отважился говорить о его кончине. Боялись, что зло и невероятная сила воли помогут ему вернуться с того света”.
б) “От меня хотят прямого ответа, и я дам такой, в котором не будет ни сучка, ни задоринки. Так как я убежден приведенными мной текстами Священного писания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочу отречься, ибо нехорошо поступать против совести. На этом стою и иначе не могу.”
“Гус был сожжен, но истина не погибла с ним, я не сомневаюсь, хотя бы в меня целилось столько дьяволов, сколько черепиц на кровлях”.
“…благочестивый человек, просветленный благодатью святого духа, последователь Христа и истинной христианской веры”.
“он… победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека”.
в) “Женское правление было редкостью во все времена; удачное правление еще большей редкостью; удачное и в то же время долгое правление - это уникальное явление”.
г)“В мышлении его в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции”.
“Мы должны быть благодарны ему и другим подобным ему писателям, которые открыто, ничего не затушевывая, изображали то, как люди обычно делали, а не то, что они должны были делать”.
“Предпочитаю умереть с голода во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло”.
д)”Его планы, религиозные по своей идее, химерические вследствие их непригодности к применению, становились кровавыми в ту минуту, когда их хотели осуществить на практике. Мечтателем овладевало бешенство; неистовство блага приводит к таким же последствиям, как и неистовство зла… Он хотел сделаться сподвижником социального возрождения; но общество сопротивлялось; он взялся за меч, вообразив, что человеку дозволено быть палачом Божиим… Никогда за истину не было пролито столько крови”.
Датируйте следующий текст и объясните, чем вы руководствовались, определяя время его создания.
“Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.
И однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные ее сдержать. Но хотя бы и так, - разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений. Взгляните на Италию, захлестнутую ею же вызванным бурным разливом событий, и вы увидите, что она подобна ровной местности, где нет ни плотин, ни заграждений. А ведь если бы она была защищена доблестью, как Германия, Испания и Франция, этот разлив мог бы не наступить или по крайней мере не причинить столь значительных разрушений”.
Физика
Ф2. (15 баллов)
Прочность альпинистских веревок рассчитывается так, чтобы они могли выдержать человека, сорвавшегося с некоей высоты. Проведите расчеты и приблизительно оцените численное значение необходимой прочности (в Ньютонах) для веревки длиной 10 метров.
Ф3. (10 баллов)
Вася решил вскипятить воды на электроплитке с открытой спиралью, но по неосторожности облил холодной водой половину уже работающей спирали. Объясните, что и почему произойдет с облитой и с необлитой половинами спирали.
Ф4. (до 10 баллов)
Представьте себе мир, в котором отсутствует магнитное взаимодействие.
Проанализируйте, в чем будут отличия такого мира от нашего.
Ф5. (до 15 баллов)
Иногда при наблюдении серпа луны можно видеть и ее оставшуюся часть, очень слабо светящуюся.
Объясните данное физическое явление.
Ф5. (до 15 баллов)
Воду в чайнике кипятят на газовой горелке. При выключении горелки видно, как из носика чайника вырывается струя пара. Почему это происходит именно после выключении газа?
- Кто раньше упадет с самолета, отец или сын?
- Как парусное судно идет против ветра?
- Определить скорость пули /два вращающихся диска на одной оси/.
- Определить площадь комнаты с помощью секундомера и катушки ниток?
- Почему пуля не разбивает стекло и пустую бутылку, а полная разлетается вдребезги?
- Удастся ли закурить сигарету в космическом корабле?
- Может ли кошка пролезть под канатом обернутым вокруг земли и удлиненном затем на 1 метр?
- Почему гудят провода на ветру?
- Эффект Допплера - электричка мимо платформы.
- Почему собственный голос в магнитофонной записи неузнаваем?
- Стоит ли и в каком случае бежать через улицу под дождем?
- Зависит ли вес песочных часов от падения песчинок?
11 класс
Биология
Б-1 (10 баллов)
В XVIII веке в Европе для экономии соломы стали широко применять сбор листового опада в лесу и его использование в качестве подстилки для скота. Как Вы думаете, к каким последствиям это могло приводить?
Б-2 (10 баллов)
Одни крупные млекопитающие в Евразии за последнее тысячелетие были истреблены полностью или ареалы их резко сократились, в то время как обширные ареалы других почти не изменились. Приведите примеры видов из первой и второй групп и попытайтесь объяснить, с чем связано различие их судьбы.
Б-3 (10 баллов)
"Из-за неправильного лечения туберкулеза антибиотиками у бактерий часто вырабатывается к ним устойчивость".
а) Что означают слова "из-за лечения антибиотиками к ним вырабатывается устойчивость"? Как это происходит?
б) А как проводить правильное лечение, чтобы этого не произошло?
Б-4 (5 баллов)
Если человеку ввести подкожно некоторое количество стерильной дистиллированной воды, через небольшое время появятся все признаки воспаления - боль, покраснение, отек. Чем это объясняется?
Б-5 (10 баллов)
У кошек доминантная мутация W вызывает недоразвитие пигментных клеток и, как следствие этого, белую окраску (альбинизм). Мутация О вызывает нарушение синтеза черного пигмента, что приводит к рыжей окраске (этот ген находится в половой Х-хромосоме). Гетерозиготную по обоим этим генам кошку скрестили с рыжим котом. Напишите генотипы и фенотипы родителей, схему скрещивания, генотипы и фенотипы всех потомков (нормальные аллели этих генов обозначайте символом +).
Б-6 (10 баллов)
Известно, что человеку требуется определенное число килокалорий в сутки (поэтому на всех продуктах указывают их калорийность).
А какими способами можно определить, чему равно это число?
Химия
Х-7 (10 баллов)
Под действием ультразвука в смеси крахмала, раствора йодида калия и тетрахлорида углерода наблюдается появление синего окрашивания. Объясните это явление.
Х-8 (15 баллов)
22 апреля 1915 года в 17 часов со стороны немецких позиций между пунктами Биксшуте и Лангемарк над поверхностью земли появилась полоса белесовато-зеленого тумана, который через 5-8 минут продвинулся на тысячу метров и накрыл позиции французских войск. Эта атака, показавшая эффективность нового вида оружия, вошла в историю как "Черный день у Ипра" и считается началом химической войны.
- Напишите структурную (графическую) формулу вещества, примененного в этой газовой атаке. Если какие-либо атомы имеют неподеленные электронные пары, отметьте их.
- Приведите название этого вещества по систематической номенклатуре. Укажите другие его названия (тривиальные и др.)
- Напишите уравнение реакции, по которой к настоящему времени произведено основное количество этого вещества.
- Составьте уравнения реакций взаимодействия этого вещества с водой и водным раствором гидроксида натрия.
Х-9 (10 баллов)
Приведите примеры солей, из которых без добавления других веществ можно получить какое-либо простое вещество, которое окажется при нормальных условиях
а) твердым;
б) жидким;
в) газообразным
(не менее 2 солей в каждом случае).
Напишите уравнения таких реакций и укажите условия их проведения.
Х-10 (15 баллов)
Известно, что в атмосфере Земли содержится озон (О3).
- Изобразите структурную формулу озона.
- Какие факторы приводят к его образованию? Если можете, напишите уравнения реакций.
- В каких участках атмосферы концентрация озона повышена?
- Какие факторы уменьшают его концентрацию?
- К каким вредным последствиям это уменьшение может приводить и почему?
Х-11 (15 баллов)
Сок зеленого яблока дает реакцию с йодом.
Сок спелого яблока восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра.
Как объяснить эти явления?
Русский язык
РЯ-1 (10 баллов)
Напишите лексическое значение выделенных слов:
а) Была тут также лавочка б) Онучи распороли мы в) Да распрямиться дедушка г) Не пьет, не ест: тем кончилось, |
РЯ-2 (5 баллов)
Дайте краткое толкование фразеологическим оборотам:
а) поднимать руку
б) приложить руку
в) под горячую руку
г) сыграть на руку
д) положа руку на сердце
РЯ-3 (5 баллов)
Замените данные высказывания фразеологизмами:
а) человек, сбившийся с правильного пути б) обезуметь, одуреть в) очень далеко, в самые отдаленные места г) предмет всеобщих разговоров, пересудов д) напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен или не хочет понять это |
РЯ-4 (10 баллов) Расставьте знаки препинания:
Татьяна русская душою На солнце иней в день морозный | . |
РЯ-5 (10 баллов) Определите, чем разнятся окончания в словах:
а) вода — плакса
б) портной — молодой
РЯ-6 (10 баллов) 6. Определите корень в словах:
разуть, заснуть, начнут, разъехаться, ушла,
переел, мной, никто, сожжение, безработный, навсегда.
Литература
Л-1 (13 баллов)
Откуда взята следующая цитата? Дайте максимально подробный комментарий (исторический, философский, поэтический) к подчёркнутым словам.
"День был опять ясный и тёплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае была устроена обжигательная печь для алебастра и где толки его. Один из арестантов взял конвойного и пошёл с ним в крепость за каким-то инструментом; другой стал изготовлять дрова. Он вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая брёвна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его."
Л-2 (по 1 баллу за каждый пункт) О каких рыцарях идёт речь?
а) Рыцарь печального образа
б) Рыцарь копейки
в) Рыцарь, хозяин Олифанта и Дюрендаля
г) Рыцарь бедный
д) Фиолетовый рыцарь, сочинивший неудачный каламбур о свете и тьме
Л-3 (по 2 балла за каждый пункт)
В каких произведениях использовались как эпиграфы следующие строки:
- Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
- Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? (Державин)
- Мне отмщение, и аз воздам.
- Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. (1-ая Книга Царств)
- O rus! О Русь!
Л-4 (8 баллов)
Один русский писатель ХХ века как-то раз разыграл своих друзей, читая им отрывки из литературоведческой статьи об одном немецком писателе, произнося всякий раз вместо фамилии немецкого писателя свою. В результате слушатели ни на мгновение не сомневались, что речь в статье идёт именно о читающем эту статью. Вот этот отрывок:
“Существенный характер поэтики <…… ……> состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причём фантастические образы являются не как привидения из иного чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, в которой действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом.
В прозе < …… > все лица живут двойной жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире, вследствие чего они, лучше сказать, автор—через них—чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области. Это двойная свобода и двойная игра поэтического сознания с реальным и фантастическим миром выражается в том своеобразном юморе, которым проникнута проза <…… ………>. ”
Кто же был этот русский писатель?
Кому на самом деле была посвящена статья? Почему удался розыгрыш?
Л-5 Поэтические “загадки”:
а) О.Э. Мандельштам (4 балла)
Будет в каменной Трезене
Знаменитая беда,
Царской лестницы ступени
Покраснеют от стыда…
И для матери влюблённой
Солнце чёрное взойдёт…
Какая трагедия произойдёт
в Трезене? Кто писал об этой трагедии?
б) О.Э. Мандельштам (2 балла)
А грязных адвокатов жало
Работает в табачной мгле—
И вот, как старая мочала,
Банкрот болтается в петле.
На стороне врагов законы:
Ему ничем нельзя помочь,
И клетчатые панталоны,
Рыдая, обнимает дочь.
О каком английском романе речь?
в) (4 балла) Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока:
Но мы—все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь
Храня священную любовь
Твердя старинные обеты…
И так же прост наш тихий храм,
Мы на стенах читаем строки…
Так смейтесь и не верьте нам,
И не читайте наши строки
О том, что под землёй струи
Поют, о том, что бродят светы…
Но помни Тютчева заветы:
_________________________
_________________________
Допишите две строки Тютчева, которые цитирует Блок.
Из какого они стихотворения?
Почему именно они приходят на память лирическому герою?
г) (4 балла) Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского.
…Вдоль оврагов пустых, мимо чёрных кустов—не отыщется след,
даже если ты смел и вокруг твоих ног завивается свет.
Всё равно ты его никогда, ни за что не сумеешь догнать,
кто там скачет в холмах, я хочу это знать, я хочу это знать.
Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
Одиноким лицом обернувшись к ______________________
Допишите пропущенные слова. Какова литературная история этого образа?
История
И-1 (25 баллов)
Приведите примеры из российской истории,
когда единовластие способствовало укреплению свободы.
И-2 (12,5 балла) В задачнике по истории России спрашивается:
“Была ли месть Ольги за смерть Игоря ее личным решением
или то была воля киевского веча или иного собрания?”
Автор задачника предлагает ответ:
“Расправиться с древлянами решили киевские старейшины и вече,
они не хотели иметь над собой князя-иноплеменника”.
Дайте свой ответ на вопрос и прокомментируйте ответ, предложенный в задачнике.
И-3 (12,5 балла)
Кто из русских царей и почему именно он удостоился следующей эпиграммы:
Реакции дикой суровый поборник,
Дивя проходящий народ,
В овчинном тулупе
безграмотный дворник
Бессменно сидит у ворот.
И снится ему, что при сей обороне,
Нелепый, но грозный на вид
Такой же, как он,
на наследственном троне
Безграмотный дворник сидит.
Физика
Ф2. (15 баллов)
Прочность альпинистских веревок рассчитывается так, чтобы они могли выдержать человека, сорвавшегося с некоей высоты. Проведите расчеты и приблизительно оцените численное значение необходимой прочности (в Ньютонах) для веревки длиной 10 метров.
Ф3. (10 баллов)
Вася решил вскипятить воды на электроплитке с открытой спиралью, но по неосторожности облил холодной водой половину уже работающей спирали. Объясните, что и почему произойдет с облитой и с необлитой половинами спирали.
Ф4. (до 10 баллов)
Представьте себе мир, в котором отсутствует магнитное взаимодействие.
Проанализируйте, в чем будут отличия такого мира от нашего.
Ф5. (до 15 баллов)
Иногда при наблюдении серпа луны можно видеть и ее оставшуюся часть, очень слабо светящуюся.
Объясните данное физическое явление.
Ф5. (до 15 баллов)
Воду в чайнике кипятят на газовой горелке. При выключении горелки видно, как из носика чайника вырывается струя пара. Почему это происходит именно после выключении газа?
- Кто раньше упадет с самолета, отец или сын?
- Как парусное судно идет против ветра?
- Определить скорость пули /два вращающихся диска на одной оси/.
- Определить площадь комнаты с помощью секундомера и катушки ниток?
- Почему пуля не разбивает стекло и пустую бутылку, а полная разлетается вдребезги?
- Удастся ли закурить сигарету в космическом корабле?
- Может ли кошка пролезть под канатом обернутым вокруг земли и удлиненном затем на 1 метр?
- Почему гудят провода на ветру?
- Эффект Допплера - электричка мимо платформы.
- Почему собственный голос в магнитофонной записи неузнаваем?
- Стоит ли и в каком случае бежать через улицу под дождем?
- Зависит ли вес песочных часов от падения песчинок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс
Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...
Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс
Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...
Интеллектуальный марафон для учащихся 8-9 классов
Уважаемые коллеги! Я новичок на сайте.Предлагаю разработку внеклассного мереприятия" Интеллектуальный марафон", рассчитанный на учащихся 8-9 классов....
Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов
Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: · Неформальный срез зна...
Интеллектуальный марафон 2-4 класс
Данная работа предназначена для проведения Интеллектуального марафона в начальной школе. Работу выполняет команда класса. В каждом задании класса дано по 5 заданий. Каждое правильно выполненное ...
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...