Урок литературы в 5 классе "Образ кота в литературе".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
На уроке дети прочитают отрывки из произведений русских и зарубежных писателей, в которых главным или второстепенным персонажем является кот, расскажут о своих домашних питомцах, выполнят творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №485
с углублённым изучением французского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока литературы
« Образ кота в литературе»
Внеклассное чтение
(для учащихся 5 класса)
Автор разработки:
учитель русского языка
и литературы
Анчугова А.А.
Санкт-Петербург
2011
Урок литературы
5 класс
Образ кота в литературе.
Использованные технологии:
- Проектная технология
- ТРКМ
- эвристическое обучение
- информационные технологии
Цели и задачи урока:
- Обучающие: знакомство с произведениями русской и зарубежной литературы; совершенствование умения анализировать литературное произведение;
- Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, способствовать повышению познавательного интереса к литературе , развивать ассоциативное мышление, развивать коммуникативные навыки;
- Воспитательные: воспитание «чуткого читателя», дальнейшее расширение кругозора учащихся, воспитание любви к животному миру.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска
Демонстрационные материалы: презентация с теоретическим и иллюстративным материалом, выставка книг и детских творческих работ.
Виды работы:
Защита творческой работы
Анализ текста;
Комментированное чтение;
Выразительное чтение;
Ответы на проблемные вопросы
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Выступление учащихся.
Наш сегодняшний урок посвящен образу кота в литературе. Но сначала посмотрим на выставку ваших работ, посвященных кошке.
Какой вы знаете кошку? Расскажите./ Желающие показывают фотографии, рисунки своих питомцев, сопровождая показ небольшим рассказом./
(Дети в течение недели готовили творческие работы для выставки и составляли под руководством учителя рассказы о своих кошках.)
3.Образ кота в литературе.
А теперь обратимся к произведениям русских и зарубежных авторов, которые питали симпатию к кошке и сделали ее литературным персонажем. Заполните лист «Образ кота в литературе» к концу урока.
Образ кота в литературе. Р. Киплинг. _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Он внушает почтение, так как ___________________________________________________________________ Э. Сетон - Томпсон __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Кошка – хорошая мать. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Этим она похожа на человека. Б. Житков. Но _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ К.Г.Паустовский Кот – ворюга, бандит, бродяга, но даже его надо ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Пол Гэллико « Томасина» Поймите кошку! |
Готовясь к уроку, учитель делит класс на несколько групп. Группы получают задание и с помощью учителя выполняют его, а затем во время урока показывают учащимся результат своей работы с произведением.
1группа
Найдите в школьной библиотеке книгу Киплинга, в которой кошка - герой произведения. Как называется рассказ? Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором Киплинг рассказывает, почему дети любят играть с кошкой. Почему женщины всегда заводили в доме кошку?
Киплинг. « Кошка, которая гуляла сама по себе»
- На следующий вечер Кошка пробралась к Пещере по Дикому Лесу и просидела невдалеке до самого утра. Утром Пес, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпней. Ребенок плакал и отрывал ее от работы. Она вынесла его из Пещеры и дала ему камешков поиграть, но он не унимался.
Тогда Кошка протянула пухлую лапу и погладила Ребенка по щеке, и замурлыкала, и пошла тереться о его коленку, и хвостом защекотала ему подбородок. Ребенок засмеялся, и Женщина, слыша его смех, улыбнулась.
/ Дети читают на уроке, а затем делают записи на выданных листах «Образ кота в литературе»/
- …и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка-Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.
– Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, – сказала Кошка, – это ты вызвала Мышку своим колдовством?
– Ай-ай-ай! Нет! – закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку, стоявшую у огня, и поскорее подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.
– Ну, если ты не заколдовала ее, – сказала Кошка,– мне будет не вредно ее съесть.
– Конечно, конечно! – сказала Женщина, заплетая косу. – Съешь ее поскорее, и я век буду благодарна тебе.
2 группа
Кэрролл « Алиса в стране чудес»
Найдите в районной детской библиотеке книгу Кэрролла, в которой есть такие персонажи: девочка Алиса и Мартовский кот.
Расскажите, как нашли книгу. Как она называется?
Докажите, что кот в этом произведении сказочный. Умеют ли настоящие кошки делать такие же странные вещи?
- И только два существа на кухне не чихали --
кухарка и огромный кот, гревшийся у очага с застывшей на морде улыбкой до
ушей.
"Будьте так любезны, скажите", -- произнесла Алиса немного робея, так
как сомневалась, прилично ли начинать разговор первой, еще и с вопроса --
"Почему ваш кот так улыбается?"
"Это Чеширский Кот", -- ответила Герцогиня, -- "Вот почему.
- "как ты знаешь, собака рычит от
злости и виляет хвостом от удовольствия. Я же рычу от удовольствия и виляю
хвостом от злости. Значит, я ненормальный".
- "И вообще,
прекратите так резко исчезать и появляться, -- голова уже кружится!"
"Хорошо", -- согласился Кот и стал исчезать, начиная с кончика хвоста
так медленно, что улыбка долго еще одиноко парила в воздухе.
"Ну и ну!" -- подумала Алиса -- "Кот без улыбки -- это понятно, но
улыбка без кота! Такое чудо я впервые в жизни вижу!"
/ Все делают записи на листах. Проверяем./
Задание для всего класса.
Раздаточный материал – отрывок из рассказа Сетон – Томпсона.
Задание : прочитать эпизод , определить его тему, выписать главные слова – характеристики. Чем кошка в этом эпизоде похожа на человека?
- Здесь была одна серая жительница трущоб, бездомная кошка, пробавлявшаяся чем бог послал, тощая и грязная. Одним глазом она следила за тачкой, а другим поглядывала, не подстерегает ли ее собака. Десятки кошек удалились, получив свою долю печенки, а у нее все еще не было никакой надежды на завтрак. Но вот большой кот, такой же бездомный, как и она, напал на одну из пенсионерок, чтобы отнять у нее добычу. Жертва выронила мясо, готовясь к обороне. Пока они дрались, серая трущобница схватила кусок и была такова.
Она проскользнула в боковую калитку, перескочила через заднюю стену, затем уселась, проглотила кусок печенки, облизнулась и, блаженствуя, отправилась окольными путями к свалке, где на дне старого ящика от бисквитов дожидалось ее семейство. Вдруг она услышала жалобное мяуканье. Она помчалась к своим детенышам и увидела большого черного кота, преспокойно пожиравшего ее котят. Кот был вдвое больше ее, но она набросилась на него с такой яростью, что он, застигнутый на месте преступления, повернулся и бросился бежать. Из котят уцелел всего один — маленький серый котенок, похожий на мать, но с черными полосками на спинке и белыми отметинами на носу, ушах и кончике хвоста.
Первые дни мать горевала безмерно. Но потом горе ее утихло, и вся любовь и забота сосредоточились на оставшемся в живых малыше. Черный кот, пожирая котят, конечно, не собирался сделать доброе дело, а между тем он оказался невольным благодетелем и матери и ее детеныша: легче выкормить одного котенка, чем многих. Ежедневные поиски пищи продолжались. Продавец печенки редко приносил ей счастье, но в мусорных ящиках всегда бывала картофельная шелуха, которой можно было заглушить голод.
- Как найти дорогу, которую она никогда не видала? В каждом животном живет чувство направления. Оно очень слабо у человека и очень сильно у лошади. У кошек оно могущественно. Этот таинственный путеводитель направил ее на запад.
/ Оформляем записи./
3 группа
Б. Житков. Беспризорная кошка.
Найдите с помощью интернета произведение Житкова, в котором рассказывается об отношениях между кошкой и человеком. Выберите эпизод. Подготовьте чтение вслух.
Я стал думать, как бы переманить кошку к себе в дом.
Вот раз я встретил кошку на берегу. Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит. Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает. Ждет, что я буду делать.
А я достал из кармана корку хлеба и бросил ей. Кошка глянула, куда корка упала, а сама ни с места. Опять на меня уставилась. Я обошел стороной и оглянулся: кошка прыгнула, схватила корку и побежала к себе домой, в нору.
Так мы с ней часто встречались, но кошка никогда меня к себе не подпускала.
4 группа
К.Г.Паустовский «Кот – ворюга»
Задание. Найдите произведение автора, в заголовке которого дана характеристика кота. Что Паустовский пишет о том, как надо обращаться с кошкой, даже если она доставляет вам неприятности?Подготовьте чтение по ролям.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
— Что же нам с ним делать?
— Выдрать! — сказал я.
— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать
5 группа
А.С.Пушкин « У лукоморья…»
Задание. Подготовьте чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Каким бывает общение человека и кошки?
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
6 группа
Полл Гэллико «Томасина»
Задание. Кто рассказывает читателю историю жизни кошки? Зачем автор использует такой прием? К чему призывает нас писатель? Подготовьте выразительное чтение от имени персонажа.
Зовут меня Томасиной из-за обычной и нелепой ошибки, которую часто совершают люди, пытаясь угадать наш пол, когда мы совсем юны. Меня назвали Томасом, а потом одумались, и миссис Маккензи, наша служанка, переделала мое имя на женский лад. Было это еще в Глазго, и Мэри Руа едва исполнилось два года.
Не пойму, как это люди так глупы
4.Подведение итогов.
Опираясь на заполненный в течение урока лист дети формулируют ответ на вопрос: «Каков образ кота в литературе?»
Что нового узнали о кошках?
Все сегодня отлично поработали.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: написать миниатюру «Как подружиться с кошкой?»
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Научный проект "Образ кота в литературе"
Научный проект...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...