Урок литературы в 6 классе "Помещичьи усадьбы 19 века в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Урок с использованием проектной деятельности способствует развитию интереса к изучению предмета, формированию духовно развитой личности, обладающей национальным самосознанием и чувством патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx142.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Урок литературы в 6 классе

Помещичьи усадьбы XIX века в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

G:\522835_html_m918f3d1.jpg

Подготовила учитель русского языка

и литературы

Козина Ольга Михайловна

Тема урока: Помещичьи усадьбы XIX века в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Класс: 6

Количество учеников: 15

Тип урока: комбинированный

Метод: проектирование

Формы работы: коллективная беседа, работа в группах, защита проекта

Цель урока: дать представление о мастерстве Пушкина в изображении помещичьих усадеб как средстве характеристики героев.

Задачи урока:

1)образовательные:

- формировать умение читать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

- учить находить и обрабатывать необходимый материал из различных источников, включая словари и интернет – ресурсы.

           2) развивающие:

         - способствовать развитию интереса к изучению предмета;

- развивать навыки проектной деятельности;

- развивать интеллектуальные и творческие способности.

3) воспитательные:

- способствовать формированию духовно развитой личности,    обладающей национальным самосознанием и чувством патриотизма;

- способствовать формированию коммуникативной культуры через организацию работы в группах.

Предлагаемые продукты проектной деятельности: макеты помещичьих усадеб; словарики устаревших слов.

 

Вступительное слово учителя:  Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы будем говорить о мастерстве Пушкина в изображении помещичьих усадеб  и представим свои проекты усадеб поместных дворян.

А.С.Пушкин называл усадьбу Михайловское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Усадьба, принадлежащая Л.Н.Толстому, называлась Ясная Поляна, а И.С.Тургеневу – Спасское -Лутовиново. Какие ассоциации вызывает у вас слово усадьба?

Ученик: Что-то прочное, вечное, основательное, большой дом, приусадебное хозяйство.

Учитель: Какие значения этого слова даны в словарях?

Ученик:

  1. Усада, усадьба, усадебка – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом. (Даль 1956:510).
  2. Усадьба. 1. Отдельный дом со всеми примыкающими строениями.

2. Посёлок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. 3. В сельской местности: участок земли при доме. (Ожегов, Шведова 1999:838)

  1. Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить (сажать). (Крылов «Этимологический словарь русского языка» 2004: 396)

 Учитель: Усадьба строилась на столетия, она переходила по наследству от одного поколения к другому. Всякая деревенская усадьба – это музей, поскольку в её стенах накапливались огромные исторические и художественные ценности: картины, книги, мебель. Мир усадьбы – это судьбы людей, семей. 

Что включала в себя усадьба 19 века?

Ученик: Помещичья усадьба  - это барский дом с флигелями, обслуживающими  постройками, конюшнями, оранжереями, сараями, парком, церковью. 

Учитель: Изучая роман  Пушкина «Дубровский», мы обратили внимание на описание помещичьих усадеб. Чьи усадьбы изображает  Пушкин?

Ученик: Пушкин описывает усадьбы Кирила Петровича Троекурова, Андрея Гавриловича Дубровского, князя Верейского.

Учитель: У нас образовались три группы. Каждая группа готовила небольшие проекты, выполняя следующие задания:

  1. Найти в тексте описание помещичьей усадьбы

1 группа – Троекурова

2 группа – Дубровского

3 группа – Верейского

  1. Сделать макет или эскиз (рисунок) усадьбы
  2. Выполнить словарную работу. Пользуясь словарями, дать значения непонятных вам слов, связанных с обустройством усадьбы.

Слово 1 группе.

Ученик 1: Мы нашли в романе описание усадьбы Кирила  Петровича Троекурова, генерал - аншефа. Это село Тригорское. (Читает).

Ученик 2: Поместье Троекурова мы изобразили так:  в центре усадьбы барский дом. Он каменный с зелёной крышей  и башенкой на углу здания (бельведером). Рядом с домом флигели – боковые пристройки. Недалеко от дома – псарный двор, в котором жили 500 гончих и борзых собак. Лазарет для собак. Недалеко от дома озеро, река. На территории усадьбы выстроена каменная  церковь. Рядом с церковью – старинная колокольня. Вокруг усадьбы – деревенские избы.

Ученик 3: Мы выписали непонятные для нас слова и дали им пояснения.

Бельведер (итал. прекрасный вид) – вышка, надстройка над зданием; павильон, беседка на возвышенном месте.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом.

Лазарет  (франц.) – учреждение при воинской части для лечения больных.

Псарный двор – двор, где живут собаки.

Флигель (нем. крыло) – боковая пристройка жилого дома или небольшая жилая постройка во дворе  большого здания.

Учитель: Свой проект представит вторая группа.

Ученик 1: Я прочитаю описание усадьбы Кистенёвки отставного поручика Андрея Гавриловича Дубровского. (Читает)

Ученик 2: Мы нарисовали барский дом. Он одноэтажный, деревянный, с красной крышей. Около дома мы нарисовали цветник. В псарне находились всего две гончих и две борзых. Вокруг дома берёзовая роща.

Ученик 3: Значения непонятных для нас слов мы посмотрели в словаре Ожегова.

Кровля – верхний водонепроницаемый слой крыши здания из толя, рубероида, листовой стали, черепицы и т. д.

Барский двор – двор, где жил барин.

Людская – комнаты, где жили крепостные крестьяне барина.

Учитель: Послушает отчёт о работе 3 группы.

Ученик 1: Описание усадьбы Арбатово князя Верейского занимает в романе страницу. (Чтение).

Ученик 2: Мы изобразили большой каменный дом (замок) с балконом. Около дома луг, где паслись коровы. Рядом с домом парк. По реке плавают лодки. Недалеко сад, в саду беседка на берегу озера.

Ученик 3: Мы выяснили значения следующих слов.

Замок – укреплённое жилище феодала. Замки возводились в хорошо защищённых местах; главная башня окружалась валами, башнями, стенами. Со временем замки становятся более живописными, превращаются в дворцовые ансамбли.

Беседка – летняя веранда.

Статуя (лат.) – скульптурное изображение фигуры человека или животного, имеющее полный трёхмерный объём и величину, близкую к натуральной.

Учитель:  Молодцы! Все справились с работой. А теперь подумаем, чем отличаются эти усадьбы друг от друга?

Ученик: Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского свидетельствуют о достатке владельцев. Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.

 Учитель: Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?

Пересказ эпизодов:  «На псарне», «Праздник в доме Троекурова», «Приём у князя Верейского»

Усадьба отражала живой образ жизни помещиков. Широкую панораму помещичьей жизни показали нам писатели XIX века: Пушкин в «Евгении Онегине», Тургенев в «Отцах и детях», Гончаров в «Обломове», Гоголь в «Мёртвых душах». Но как бы ни изображалась усадьба в литературных произведениях, тема ее всегда будет интересна современному читателю, ведь в ней вся история и культура России, той, что ушла безвозвратно.  А.С.Пушкин сказал следующие слова по этому поводу: «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».

К сожалению, помещичьи усадьбы не «дожили» до нашего времени, но

Некоторые из них сохранились как музеи. Перед вами на экране помещичья усадьба генерал – лейтенанта Н.Л.Болтина.

Старинный дом, нахмуренный и черный,

Раскрашенный приходским маляром…

Широкий, низкий, с крышей безобразной,

Подпертый рядом жиденьких колонн…

Свидетель буйной жизни, лени праздной

Двух или трёх помещичьих племён.

                                         И.С.Тургенев.

Ребята, а хотели бы вы побывать в помещичьей усадьбе?

Давайте посетим усадьбу – музей Михайловское.

(Просмотр фильма «В гостях у Пушкина»).

Учитель: Ребята, скажите, зачем нам, людям, живущим в XXI веке, знать, как были устроены помещичьи усадьбы в XIX веке?

Ученик: Это история нашей Родины, а ее мы должны знать.

Учитель: В заключение мы проведем тестирование, вспомним содержание романа «Дубровский».

Рефлексия.

Учитель: Ребята, как бы вы оценили свою работу и работу товарищей в группе?

Ответьте на вопросы:

  1. Что именно я делал?
  2. Что мне понравилось и не понравилось в моей работе и в работе моих товарищей?
  3. Что нового я узнал?
  4. Что мне нужно учесть при работе над следующим проектом?

Заполните таблицу, которая лежит на парте перед вами, оцените ваш вклад в проектную работу.

Лист оценки

Критерии оценки

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Дисциплинированность

Творческий подход

Качество проектного продукта

Качество презентации продукта

Выставление оценок.

Домашнее задание: творческая работа. Представьте себе, вы помещик или помещица. Нарисуйте усадьбу, принадлежащую вам. Обустройте её по своему вкусу.

                               

Приложение №1

Тест по роману «Дубровский»

1.Троекуров

 А) высокообразованный дворянин;

Б) человек необразованный и грубый;

В) получил блестящее образование, но не воспользовался им.

2.Троекуров

А) имел много крепостных;

Б) отпустил их всех на волю;

В) был бедный, жил со слугой и няней.

3. Старый Дубровский

А) был очень богатый;

Б) владел 70 крестьянами;

В) служил в армии и получал там жалование.

4.Троекуров и Дубровский

А) были очень дружны;

Б) слегка поссорились;

В) были во вражде и судились за право

владеть Кистенёвкой.

5.У Дубровского отобрали имение

А) за незаконное владение;

Б) за неуплату долгов;

В) по ложному доносу.

6.Молодой  Дубровский

А) остался разбойником;

Б) погиб;

В) бросил шайку и уехал за границу.

      1 – б)

      2 – а)

      3 – б)

 4 – в)

      5 – в)

 6 – в)

Приложение №2.

Помещичьи  дома XIX века. G:\522835_html_671365b1.jpgG:\522835_html_m918f3d1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...