Урок литературы в 6 классе "Помещичьи усадьбы 19 века в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме
Урок с использованием проектной деятельности способствует развитию интереса к изучению предмета, формированию духовно развитой личности, обладающей национальным самосознанием и чувством патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 142.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»
Урок литературы в 6 классе
Помещичьи усадьбы XIX века в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Козина Ольга Михайловна
Тема урока: Помещичьи усадьбы XIX века в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Класс: 6
Количество учеников: 15
Тип урока: комбинированный
Метод: проектирование
Формы работы: коллективная беседа, работа в группах, защита проекта
Цель урока: дать представление о мастерстве Пушкина в изображении помещичьих усадеб как средстве характеристики героев.
Задачи урока:
1)образовательные:
- формировать умение читать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- учить находить и обрабатывать необходимый материал из различных источников, включая словари и интернет – ресурсы.
2) развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению предмета;
- развивать навыки проектной деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие способности.
3) воспитательные:
- способствовать формированию духовно развитой личности, обладающей национальным самосознанием и чувством патриотизма;
- способствовать формированию коммуникативной культуры через организацию работы в группах.
Предлагаемые продукты проектной деятельности: макеты помещичьих усадеб; словарики устаревших слов.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы будем говорить о мастерстве Пушкина в изображении помещичьих усадеб и представим свои проекты усадеб поместных дворян.
А.С.Пушкин называл усадьбу Михайловское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Усадьба, принадлежащая Л.Н.Толстому, называлась Ясная Поляна, а И.С.Тургеневу – Спасское -Лутовиново. Какие ассоциации вызывает у вас слово усадьба?
Ученик: Что-то прочное, вечное, основательное, большой дом, приусадебное хозяйство.
Учитель: Какие значения этого слова даны в словарях?
Ученик:
- Усада, усадьба, усадебка – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом. (Даль 1956:510).
- Усадьба. 1. Отдельный дом со всеми примыкающими строениями.
2. Посёлок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. 3. В сельской местности: участок земли при доме. (Ожегов, Шведова 1999:838)
- Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить (сажать). (Крылов «Этимологический словарь русского языка» 2004: 396)
Учитель: Усадьба строилась на столетия, она переходила по наследству от одного поколения к другому. Всякая деревенская усадьба – это музей, поскольку в её стенах накапливались огромные исторические и художественные ценности: картины, книги, мебель. Мир усадьбы – это судьбы людей, семей.
Что включала в себя усадьба 19 века?
Ученик: Помещичья усадьба - это барский дом с флигелями, обслуживающими постройками, конюшнями, оранжереями, сараями, парком, церковью.
Учитель: Изучая роман Пушкина «Дубровский», мы обратили внимание на описание помещичьих усадеб. Чьи усадьбы изображает Пушкин?
Ученик: Пушкин описывает усадьбы Кирила Петровича Троекурова, Андрея Гавриловича Дубровского, князя Верейского.
Учитель: У нас образовались три группы. Каждая группа готовила небольшие проекты, выполняя следующие задания:
- Найти в тексте описание помещичьей усадьбы
1 группа – Троекурова
2 группа – Дубровского
3 группа – Верейского
- Сделать макет или эскиз (рисунок) усадьбы
- Выполнить словарную работу. Пользуясь словарями, дать значения непонятных вам слов, связанных с обустройством усадьбы.
Слово 1 группе.
Ученик 1: Мы нашли в романе описание усадьбы Кирила Петровича Троекурова, генерал - аншефа. Это село Тригорское. (Читает).
Ученик 2: Поместье Троекурова мы изобразили так: в центре усадьбы барский дом. Он каменный с зелёной крышей и башенкой на углу здания (бельведером). Рядом с домом флигели – боковые пристройки. Недалеко от дома – псарный двор, в котором жили 500 гончих и борзых собак. Лазарет для собак. Недалеко от дома озеро, река. На территории усадьбы выстроена каменная церковь. Рядом с церковью – старинная колокольня. Вокруг усадьбы – деревенские избы.
Ученик 3: Мы выписали непонятные для нас слова и дали им пояснения.
Бельведер (итал. прекрасный вид) – вышка, надстройка над зданием; павильон, беседка на возвышенном месте.
Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом.
Лазарет (франц.) – учреждение при воинской части для лечения больных.
Псарный двор – двор, где живут собаки.
Флигель (нем. крыло) – боковая пристройка жилого дома или небольшая жилая постройка во дворе большого здания.
Учитель: Свой проект представит вторая группа.
Ученик 1: Я прочитаю описание усадьбы Кистенёвки отставного поручика Андрея Гавриловича Дубровского. (Читает)
Ученик 2: Мы нарисовали барский дом. Он одноэтажный, деревянный, с красной крышей. Около дома мы нарисовали цветник. В псарне находились всего две гончих и две борзых. Вокруг дома берёзовая роща.
Ученик 3: Значения непонятных для нас слов мы посмотрели в словаре Ожегова.
Кровля – верхний водонепроницаемый слой крыши здания из толя, рубероида, листовой стали, черепицы и т. д.
Барский двор – двор, где жил барин.
Людская – комнаты, где жили крепостные крестьяне барина.
Учитель: Послушает отчёт о работе 3 группы.
Ученик 1: Описание усадьбы Арбатово князя Верейского занимает в романе страницу. (Чтение).
Ученик 2: Мы изобразили большой каменный дом (замок) с балконом. Около дома луг, где паслись коровы. Рядом с домом парк. По реке плавают лодки. Недалеко сад, в саду беседка на берегу озера.
Ученик 3: Мы выяснили значения следующих слов.
Замок – укреплённое жилище феодала. Замки возводились в хорошо защищённых местах; главная башня окружалась валами, башнями, стенами. Со временем замки становятся более живописными, превращаются в дворцовые ансамбли.
Беседка – летняя веранда.
Статуя (лат.) – скульптурное изображение фигуры человека или животного, имеющее полный трёхмерный объём и величину, близкую к натуральной.
Учитель: Молодцы! Все справились с работой. А теперь подумаем, чем отличаются эти усадьбы друг от друга?
Ученик: Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского свидетельствуют о достатке владельцев. Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.
Учитель: Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?
Пересказ эпизодов: «На псарне», «Праздник в доме Троекурова», «Приём у князя Верейского»
Усадьба отражала живой образ жизни помещиков. Широкую панораму помещичьей жизни показали нам писатели XIX века: Пушкин в «Евгении Онегине», Тургенев в «Отцах и детях», Гончаров в «Обломове», Гоголь в «Мёртвых душах». Но как бы ни изображалась усадьба в литературных произведениях, тема ее всегда будет интересна современному читателю, ведь в ней вся история и культура России, той, что ушла безвозвратно. А.С.Пушкин сказал следующие слова по этому поводу: «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».
К сожалению, помещичьи усадьбы не «дожили» до нашего времени, но
Некоторые из них сохранились как музеи. Перед вами на экране помещичья усадьба генерал – лейтенанта Н.Л.Болтина.
Старинный дом, нахмуренный и черный,
Раскрашенный приходским маляром…
Широкий, низкий, с крышей безобразной,
Подпертый рядом жиденьких колонн…
Свидетель буйной жизни, лени праздной
Двух или трёх помещичьих племён.
И.С.Тургенев.
Ребята, а хотели бы вы побывать в помещичьей усадьбе?
Давайте посетим усадьбу – музей Михайловское.
(Просмотр фильма «В гостях у Пушкина»).
Учитель: Ребята, скажите, зачем нам, людям, живущим в XXI веке, знать, как были устроены помещичьи усадьбы в XIX веке?
Ученик: Это история нашей Родины, а ее мы должны знать.
Учитель: В заключение мы проведем тестирование, вспомним содержание романа «Дубровский».
Рефлексия.
Учитель: Ребята, как бы вы оценили свою работу и работу товарищей в группе?
Ответьте на вопросы:
- Что именно я делал?
- Что мне понравилось и не понравилось в моей работе и в работе моих товарищей?
- Что нового я узнал?
- Что мне нужно учесть при работе над следующим проектом?
Заполните таблицу, которая лежит на парте перед вами, оцените ваш вклад в проектную работу.
Лист оценки
Критерии оценки | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | |
Дисциплинированность | ||||
Творческий подход | ||||
Качество проектного продукта | ||||
Качество презентации продукта |
Выставление оценок.
Домашнее задание: творческая работа. Представьте себе, вы помещик или помещица. Нарисуйте усадьбу, принадлежащую вам. Обустройте её по своему вкусу.
Приложение №1
Тест по роману «Дубровский»
1.Троекуров
А) высокообразованный дворянин;
Б) человек необразованный и грубый;
В) получил блестящее образование, но не воспользовался им.
2.Троекуров
А) имел много крепостных;
Б) отпустил их всех на волю;
В) был бедный, жил со слугой и няней.
3. Старый Дубровский
А) был очень богатый;
Б) владел 70 крестьянами;
В) служил в армии и получал там жалование.
4.Троекуров и Дубровский
А) были очень дружны;
Б) слегка поссорились;
В) были во вражде и судились за право
владеть Кистенёвкой.
5.У Дубровского отобрали имение
А) за незаконное владение;
Б) за неуплату долгов;
В) по ложному доносу.
6.Молодой Дубровский
А) остался разбойником;
Б) погиб;
В) бросил шайку и уехал за границу.
1 – б)
2 – а)
3 – б)
4 – в)
5 – в)
6 – в)
Приложение №2.
Помещичьи дома XIX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Урок литературы на тему "Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»"
Урок литературы в 11 классе....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...