"Своя игра" по творчеству М.Ю.Лермонтова
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс) на тему
Презентация предназначена для заключительного урока по изучению творчества М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Своя игра" по творчеству Лермонтова | 212.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к интеллектуальной игре «Своя игра» по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова.
- Биография.
А) От кого вёл свою родословную Лермонтов? (10 б) От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в.
Б) «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт? (20 б) Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи
В) Кому адресованы эпиграммы, приписываемые Лермонтову: «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон»? Прототипом какого лермонтовского героя считается этот человек? Какую роль он сыграет в судьбе Лермонтова? (30 б) Н.С.Мартынову, будущему своему убийце. Грушницкого («Княжна Мери»).
Г) В каком университете он учился и окончил ли его? (В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков) (40 б).
Д) Почему Елизавета Алексеевна Арсеньева прибавила себе 12 лет и на её могиле вместо 73 лет указано 85? Связано ли это с её внуком? ( Прибавила себе годы, чтобы забрать внука у отца, вырастить и сделать своим наследником.) (50 б) Прибавила себе годы, чтобы забрать внука у отца, вырастить и сделать своим наследником.
2. Лермонтов и Кавказ.
А) В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей? (10 б) (Пятигорск)
Б) «Валерик» - это имя или название? Что оно значит? (20 б) (Река смерти)
В) «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея лет отроду?» Об этой любви поэт вспомнит в стихотворении «Кавказ»: «Пять лет пронеслось, всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор...» Сколько лет было ему, когда он влюбился первый раз? (30 б) (10 лет, а девочке было 9.)
г) По поводу чего велось следствие «о непозволительныx стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ? (Стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Пушкина)(40 б).
д) С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ? (С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) - спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины). (50 б)
3. Творчество Лермонтова.
А) Какую сказку, популярную у тюркских народов, пересказал Лермонтов? (10 б) (Ашик-Кериб)
Б) Угадайте реминисценции (скрытые цитаты) в следующих строчках: «Так в клетке молодой орёл... Кровавой пищи не клюет, Сидит, молчит и смерти ждёт» (20 б) («Узник» Пушкина)
В) Знаете ли вы полное заглавие «Песни про ... купца Калашникова»? (30 б) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Г) Какую песню, манящую слиться с природой, слышит Мцыри? (40 б)
Д) Знакома ли вам фраза: «вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю»? Откуда она? В чём её смысл? (50 б) Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга царств, гл. 14) подчеркивает жизнелюбие героя и краткость его жизни. В библейском эпитете речь идет о юноше Ионафане, сыне царя, нарушившем его запрет и отведавшем меду до победы над врагом: мёд придал ему силы, и он победил, но за нарушение царского приказа он должен был быть казнен, однако народ добился его помилования.
4. О каком герое идет речь?
А) Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать? (10 б)
Б) На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно - будто лебедушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поет. (20 б)
В) Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору. (30 б)
Г) Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
(40 б) Тамара
Д) И он убит, и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый. (50 б)
5.Теория литературы.
А) Укажите вид тропа, используемый Лермонтовым:
И слаб, и гибок, как тростник. (10 б)
Б) Каким размером написана поэма «Мцыри»? (20 б)
В) Укажите фигуру речи:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (30 б)
Г) Укажите фигуру речи:
Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдёт. (40 б)
Д) Укажите жанр «Героя нашего времени» (50 б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
Тесты охватывают большой материал...
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)
Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)
Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу...
Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"
"Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...