Конспект урока с использованием ЭОР
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
Учитель: Пузина Маргарита Фёдоровна.
Место работы: МБОУ «СОШ № 2» пгт Нижний Одес, МР «Сосногорск» , Республика Коми.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: литература
Класс: 5 класс.
Номер урока в теме: 1
Базовый учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература.5 класс. Учебник в двух частях. Москва « Просвещение» 2010 г.
Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.
Задачи:
Образовательные:
· изучить и закрепить знания обучающихся о русских народных сказках;
· ознакомить обучающихся с терминами: «сказка», «собиратель сказок», «сказочник»;
· познакомить с видами народных сказок;
· познакомиться со сказителями;
· дать первое представление о том, как пересказывается народная сказка.
Развивающие:
· формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
· формирование навыков устной монологической речи, умения работать с текстом;
- совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации;
- развитие логического мышления;
- активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
· воспитывать любовь к художественному слову;
· формировать умения определять художественную значимость слова;
- развитие умений использовать научные методы познания;
- воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с элементами практикума.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.
Оборудование: репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, иллюстрации к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмаковой и др., выставка сборников сказок.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1. | Организационный момент |
| Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя. | 1 мин. |
2. | Проверка домашнего задания ( ответы на вопросы учебника). | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы Слово учителя: -Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока. Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2). | Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. | 3 мин. | |
3. | Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся. Актуа-лизация знаний |
| Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Слово учителя: - Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока? - «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина? - А что же такое сказка? Учитель озвучивает цель урока.
| Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, сами озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь.
| 3 мин. |
4. | Изуче-ние нового материала |
ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр. 2, 7)
|
Объяснения учителя. Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР. Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР. | Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь. | 8 мин.
|
|
| ЦОР № 2. Иллюстрация Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука» | Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос: - Эпизоды каких сказок изображены? - Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга? | Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя. | 3 мин. |
|
| ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр.3)
| Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок. | Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок. | 8 мин |
|
| ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр.2)
| Учитель: - Ребята, а как вы думаете кто автор сказок? Как сказки дошли до нас? Одинаковые ли это вещи - читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же?
| Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой. | 7 мин |
5. | Закрепление материала | ЦОР № 3 выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке
| Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся. | Обучающиеся 1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты.
| 5 мин |
|
| ЦОР № 4 Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491) |
| Обучающиеся 2 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты.
|
|
|
| ЦОР № 5 Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441) |
| Обучающиеся 3 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты.
|
|
5. | Подведение итогов урока
|
| Слова учителя: - Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок. Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества. И как говорил А. С. Пушкин: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. | Обучающиеся слушают вывод учителя, запоминают.
| 4 мин. |
6. | Объяс-нение домашнего зада-ния |
| Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. | Записывают домашнее задание. | 2 мин. |
7 | Рефлексия |
| Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке.
| Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета на доску прикрепляют «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял. «Ёжик» - я не все понял. Благодарят учителя за урок | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса
| Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1. | Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение) | ЦОР информационного типа | Иллюстрация, текст, анимация, звук | http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html |
2. | Е. Здорнова. Емеля и щука (N 203404) | ЦОР информационного типа | Иллюстрация | |
3. | Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке (N 203173) | ЦОР практического типа | Тест |
|
4. | Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491) | ЦОР практического типа | Интерактивный тест |
|
5. | Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441) | ЦОР практического типа | Интерактивное задание |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока с использованием ИКТ в образовательном процессе (на уроках немецкого языка). Тема: Здоровый образ жизни.
Тема урока: Здоровый образ жизни. Подтема « Стресс в нашей жизни». Целевая аудитория: Учащиеся 11-го класса школы с углубленным изучением иностранного языка. Оснащение: компьютер; мульти...
Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.
Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...
Презентация по физической культуре на тему: Конспект урока с использованием ИКТ на уроках физкультуры
Тема: Зимние олимпийские игры 2014года в Сочи1. Вызвать интерес у учащихся к проведению зимней олимпиады 2014 г. в Сочи.2.Вспомнить историю олимпийских игр.3.Познакомить с программой олимпийских игр в...
Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.
Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....
План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»
План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...