Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания (стандарты) | ЗУН | Домашнее задание | Дата |
1 | Вводный. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни» | |
2 | Устное народное творчество. Русские народные песни | Изучение нового материала. | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. | Выучить народную песню наизусть, с.9-10 | |
3 | Частушка как малый песенный жанр | Изучение нового материала. | Тематика и поэтика частушки. Особенности художественной формы | Знать: тематику и поэтику частушки Уметь: отличать частушку от других песенных жанров | Записать (или сочинить) по 2-3 частушки на школьную тему | |
4 | Предания . «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Изучение нового материала. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | Стр.17 подготовить задания | |
5 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Изучение нового материала. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; | Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 . | |
6 | «Повесть о Шемякином суде». | Урок внеклассного чтения | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, герои Проблемы современности в повести. | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, | |
7 | Из литературы 18века Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены) | Изучение нового материала. | Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | Знать: понятие о комедии и о построении драматического произведения, понятие сатиры и её роли в художественном произведении. Уметь: выделять в тексте произведения основные проблемы и логически их обосновывать. | Подготовить сообщение «Образы героев комедии Д.И.Фонвизина» | |
8 | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Комбинированный | Понятие о классицизме | Знать: понятие классицизма и его особенностей Уметь: находить черты классицизма в комедии Фонвизина | Закончить конспект стр.74 - 77 | |
9 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Урок развития речи | Знать: текст произведения Уметь: обосновывать своё мнение о произведении и его героях | Подобрать материал к сочинению | ||
10 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | Урок развития речи | Знать: текст произведения Уметь: логически рассуждать, подкрепляя свой ответ текстом изученного произведения | Написать сочинение | ||
11 | Из литературы 19 века И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Комбинированный урок | Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | |
12 | И.А.Крылов – поэт и мудрец | Урок внеклассного чтения | Анализ басен, выбранных учащимися | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; | Выучить наизусть понравившуюся басню | |
13 | Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака» | Изучение нового материала | Слово о поэте, Понятие о думе, характерные особенности жанра. Думы К.Ф.Рылеева | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; | Составить вопросы по материалам учебника с. 88 - 93, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | |
14 | А.С.Пушкин и история. Творческая история повести «Капитанская дочка». | Изучение нового материала. | Краткий рассказ о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в литературе. Герои и их исторические прототипы | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». | |
15 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-5 глав. | Комбинированный | Нравственная оценка личности героев Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. | |
16 | Изображение народной войны и её вождя. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Разбор глав 6-12 | Комбинированный | Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева, Пугачев как историческое лицо и как художественный образ | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. | Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца. | |
17 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести | Комбинированный | Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин | Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. | Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте? | |
18 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Семья капитана Миронова. Маша Миронова милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. | Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве. | |
19 | «Капитанская дочка» поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы | Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН | Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления) |
Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. | Подготовиться к сочинению | |
20- 21 | Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка» | Урок развития речи. | Написание сочинения | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; | Повторить все сведения по теме. | |
22 | «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». | Урок внеклассного чтения | Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в полвести. Композиция повести | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. | Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности. | |
23 | Тема «дружества святого» в стихотворении «19октября» («Роняет лес багряный свой убор...») | Комбинированный | Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных | Выучить отрывок наизусть | ||
24 | Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча» | Комбинированный | Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы | Выучить наизусть | ||
25 | Любовная лирика А. С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») | Комбинированный | История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству | Выучить наизусть | ||
26 | Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» | Комбинированный | Слово о поэте. История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)почему погиб Мцыри? | |
27 | Судьба свободолюбивой личности в поэме Образ Мцыри. Роль описаний природы в поэме. | Комбинированный | Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы. | |
28 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбиниро-ванный урок | Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри» | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое. | |
29 | Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | Урок развития речи | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем. | |
30 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Н.В.Гоголь писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. | |
31 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
| Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»? | |
32 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;; | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229 | |
33 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комбинированный урок | Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | |
34 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Комбинированный урок | Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ; Уметь критически относиться к своим деяниям. | Подобрать материал к предложенным темам сочинений | |
35 | Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | Урок развития речи | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.
| Написать сочинение | |
36 | Н.В.Гоголь «Шинель». Гуманистический смысл повести «Шинель» | Внеклассное чтение | Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького чело века». Авторское отношение к герою и событиям | Знать: кратко биографию писателя, его творчество, текст повести «Шинель» Уметь: анализировать текст. | Подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове - Щедрине | |
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | Изучение нового материала | Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе | Знать: кратко биографию писателя, его творчество; понятия «аллегория», «гипербола», «фантастика», «гротеск» Уметь: находить примеры гипербол, гротеска; отвечать на вопросы | Прочитать рассказ Лескова «Старый гений» | |
38 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | нать: кратко биографию писателя, понятия»рассказ», «художественная деталь» Уметь: : самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи; самостоятельно формулировать вопросы по тексту | Выписать из текста крылатые выражения, поговорки | |
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Изучение нового материала | Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. | Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором. | |
37 | Автор и рассказчик в произведении. Композиция рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
38 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество | Урок внеклассного чтения | Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести | Перечитывание главы «Новый взгляд» (определение ее кульминационного значения); пересказ глав 11-16 (переходный возраст), главы 1 9 (отрочество); самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения (глава «Старший брат»); сопоставление главы «Отрочество» с другими главами, определение ее отличий (в чем отрочество, с точки зрения Л.Н.Толстого, отличается от детства?) | Подготовить сообщения о Тютчеве и Фете | |
39 | Поэзия родной природы второй половины 19 века Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков | Урок развития речи | Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А.Фета («Первый ландыш»), А.Н.Майков»Поле зыблется цветами» | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; | Подготовить презентации «Природа моего края» | |
40 | А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | Комбинированный урок | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений) | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. | Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?» | |
42 | И.А.Бунин. слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Изучение нового материала | И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «куст сирени» Куприна | |
43 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; | Ответить на вопросы: можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви? Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого преподавателя)? | |
44 | Р/р Сочинение «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Бунина и Куприна) | Урок развития речи | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа. | |||
45 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | Урок внеклассного чтения | Умение выявлять способы характеристики героев автором; Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа; Бережно относиться к своим близким. | Сочинение с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной» | ||
46 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, «Россия». Образ России и её истории. аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». | Углубление литературных знаний ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох. | Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. . | |
47 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Изучение нового материала | Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление) | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою; анализировать фрагменты поэмы, сопоставлять с историческими преданиями и романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | |
48 | И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. | Знать: кратко биографию писателя Уметь: сопоставить художественное произведение с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) | Прочитать рассказ Осоргина «Пенсне» | |
49 | М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание | Знать: биографию писателя, своеобразие рассказа «Пенсне» Уметь: анализировать текст, находить в тексте метафоры и олицетворения. | Выборочно пересказать текст | |
50 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | Урок внеклассного чтения | Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности | Знать: какие художественные приемы создают юмористическое освещение прошедших событий; какие художественные средства помогали сатириконцам рассказать об исторических событиях юмористически | Стр. 125 выполнить задания «Развивайте дар слова» | |
51 | Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни» | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни» | Уметь: понимать юмор и сатиру в художественном произведении | Стр. 135 Вопросы и задания | |
52 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование Уметь: читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | |
53 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | Урок применения знаний и умений | Жанровое новаторство поэмы | Уметь: видеть жанровое новаторство автора. Совершенствовать умения анализировать поэтическое произведение; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | |
54 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | Урок применения знаний и умений | Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления) | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора» | |
55 | Р/р Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | Урок развития речи | Составление плана сочинения-описания литературного героя. | Знать: текст изученного произведения Уметь: анализировать текст | Прочитать рассказ Платонова «Возвращение» | |
56 | А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | |||
59 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. | Урок развития речи | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата | Знать: поэтов – песенников, отражающих войну в своих произведениях Уметь: анализировать текст, слушать и понимать (мотивы, отношение к событиям, глубину эмоционального отклика на события). | Выучить понравившуюся песню наизусть | |
60 | В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Урок применения знаний и умений | Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | Знать: биографию писателя, его творчество; понятие «автобиография» Уметь: составлять план рассказа, устно рисовать (портреты бабушки, учителя), составлять речевую характеристику бабушки | Стр.220 вопросы и задания | |
61 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | Урок применения знаний и умений | И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок», Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Поэты русского зарубежья о Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | ||
62 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра | Уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развивать представление о драматическом произведении. | Выразительное чтение по ролям указанных сцен | |
63 | У. Шекспир. Сонеты Шекспира «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) | Урок ознакомления с новым материалом | Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии | Знать: понятие «сонет», его особенности, сонеты Шекспира. Уметь: | Прочитать комедию Мольера «Мещанин во дворянстве» | |
64-65 | Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве» | Урок ознакомления с новым материалом | Слово о писателе. Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина | Знать: творческую биографию Мольера, начальное понятие о классицизме, историю создания комедии, смысл и образы комедии Уметь: выразительно читать в лицах и комментировать прочитанное | Подготовить сообщение о Дж.Свифте | |
66 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | Внеклассное чтение | Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения | Знать: творческую биографию Д.Свифте Уметь: читать и комментировать прочитанное | Прочитать В. Скотта «Айвенго» | |
67 - 68 | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман Список литературы на лето. | Внеклассное чтение | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события | Знать: творческую биографию В.Скотта Уметь: читать и комментировать прочитанное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...