vystuplenie_na_pedsovete_poisk_pedagogicheskoy_idei_sovremmennoy_selskoy_shkoly
рабочая программа по литературе на тему
vystuplenie_na_pedsovete_poisk_pedagogicheskoy_idei_sovremmennoy_selskoy_shkoly
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поиск педагогической идеи современной сельской школы
Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования.
Можно говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской школы, особенно школы в больших городах, и сельской школы, городской системы образования и крестьянского образования . Главное различие состоит в том, что сельская школа несет на себе печать сельского социума, культуры, связанных с жизнью непосредственно в природном пространстве, которая в свою очередь требует высокой универсальной целостности человека Сельская школа – центр жизни деревни. И советская история «борьбы с неперспективными деревнями» в 60–70-х годах ХХ-го века (пример разрушительной инновации), и современная история уже (в рамках модернизации сельской школы в последние годы) «борьбы с малокомплектными школами» как экономически невыгодными показывают, что уничтожение школы в деревне вело к уходу молодежи из неё и ускоряло процесс ее вымирания.
Сельская школа переживает те же трудности, что и страна. Они связаны с необходимостью противостояния негативным процессам, связанным с резким падением здоровья детей (полностью здоровыми медики признают 5% выпускников российских школ), резкое увеличение числа детей-инвалидов (в том числе 2/3 из них – дети с расстройствами психики и нервной системы), с ростом социального сиротства, с увеличением числа неполных семей, с пьянством отцов, с ростом наркомании, алкоголизации среди молодежи, с ростом количества в СМИ «информационной продукции, наносящей вред здоровью детей, нравственному и духовному развитию»;
Таким образом, инновационная школа в сельском социуме вынуждена через механизм инноваций заниматься не только реабилитацией здоровья и качества жизни детей и молодежи , но и развитием, повышением качества воспитания и обучения.
Каковы акценты инновационного развития сельской школы? Отмечу, что они продолжают лучшие традиции российского образования:
- приоритет труда как воспитывающей силы по В.А. Сухомлинскому;
-усиление в сельском образовании роли наук о человеке и жизни на Земле,
- о землеведении, знаний о родном крае, об аграрной экологии;
-управление качеством сельского образования через культуру;
-идеал «здорового образа жизни».
Наша Школа призвана заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим школа выстраивает систему образовательно-культурной деятельности, нацеленную на подготовку различных категорий населения к успешной жизни в условиях сельской местности. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни – человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в деревне.
Педагогическая идея школы- то ценностное обоснование, которое объединяет педагогов, учащихся, их родителей, определяет векторы её движения, созидает особый дух школы, атмосферу и ритм её жизни. Она вдохновляет, мобилизует коллектив, делает школу неповторимой.
КАКОВЫ ЖЕ БАЗОВЫЕ ИДЕИ ШКОЛЫ № 22?
Идея открытой сельской школы позволит распахнуть двери образовательного учреждения для всех граждан села, которые нуждаются в общем и дополнительном образовании, и превратить, таким образом, общеобразовательную школу в общеобразовательно-культурный центр сельской территории.
Идея развития сельской школы как центра социально-педагогической помощи семье и детям нацелит на оказание поддержки детям и семьям, которые не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами.
Идея сельской школы – информационно-просветительского центра деревни открывает жителям доступ к многообразию современной информации, включая Интернет, дает возможность создать на базе общеобразовательного учреждения собственные средства массовой информации .
Школа как центр общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых помогает объединить жителей деревни в сельские сообщества для решения образовательно-культурных, благотворительных, воспитательных проблем и способствует приобщению граждан, включая детей, к общественной жизни. Мы проводим мероприятия правового характера с привлечением представителей правоохранительных органов.
Школа как физкультурно-оздоровительного центр посёлка помогает создать систему оздоровительной деятельности с различными категориями сельского населения и приобщить значительную часть детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом.
В настоящее время мы работаем в тесном сотрудничестве с детской спортивной юношеской школой олимпийского резерва « Венец», организую различные спортивные соревнования :« Шиповка юных» , посвящённый Дню Победы, турниры в память тренера по футболу А. Карпенко, кроссы в честь Анны Гуровой, мастера спорта международного класса по лёгкой атлетике, выпускницы сош № 22
Идея сельской школы – центра сельскохозяйственного образования направлена на подготовку детей, молодежи и взрослых к жизни и труду в условиях сельской местности, нацеливает на практическое изучение современных сельскохозяйственных технологий и способов эффективной успешной деятельности в деревне. При поступлении в высшие учебные заведения выпускники отдают приоритет Кубанскому государственному аграрному университету.
Идея сельской школы – центра художественно-эстетического образования и воспитания населения дает возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей, молодежи и взрослых. Общими силами педагогов, родителей, детей создается эстетически привлекательная образовательно-культурная среда. Одна из главных задач образовательного процесса – совместное облагораживание окружающего пространства, включая благоустройство школы, деревни и её окрестностей.
Идея сельской школы – центра патриотического воспитания детей и молодежи ориентирует на организацию наиболее значимой системной деятельности по изучению истории и традиций своей школы, малой и большой Родины, по увековечению памяти погибших защитников Отечества, созданию и укреплению Сообщества выпускников.
Клуб « Патриот» функционирует 6 лет в сотрудничестве с администрацией поселкового совета, с советом ветеранов. На базе школьного и поселкового музеев проводятся мероприятия патриотического характера с приглашением ветеранов войны, воинов –афганцев, участников чеченской войны, ветеранов педагогического труда.
Инновации в сельской школе тогда будут способствовать повышению ее качества, когда они будут «произрастать» на почве традиций родного края. «Корневым человеком» назвал П.А. Флоренский человека, который в своем качестве вырастает из национальных корней культуры, языка, Родины, семьи.
Сельский человек – корневой. Он обихаживает землю, он чтит память своих
предков.
Если мы это будем помнить, будем помнить свою историю, будем помнить
наши традиции, будем с уважением относиться к великим мыслителям русской
культуры, в том числе к наследию наших великих педагогов – К.Д. Ушинского,
Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, тогда и инновации в сельской школе разовьют эти традиции, придадут им новое качество, достойное нашей истории, культуры, педагогики и нашего образования.
Инновации всегда есть инновации качества . Они обретают смысл
тогда, когда они улучшают качество системы, качество производства. По отношению к школе это утверждение будет означать – улучшение качества учебного процесса, улучшение качества выпускника, приобретение им разных компетенций – и универсальных, и профессиональных.
Это только кажется, что сельские школы, в отличие от городских, избавлены от конкуренции, мол, на селе школу не выбирают. Но на селе выбирают учителя. И как бы мы ни пытались защитить себя умными строчками в уставе, аккредитацией, аттестационными свидетельствами, родители всё равно будут оценивать, сравнивать сомневаться и вновь выбирать учителя, а у нас –достойный потенциал: 35% учительского состава- выпускники школы, половина коллектива- это учителя, проработавшие здесь более 15 лет.
Казалось бы , уже немало сделано нами, чтобы изменить имидж школы. Формирование положительного имиджа - не самоцель, это всего лишь одна из задач, успешное решение которой позволяет достичь более серьёзных образовательных результатов. Ведь если родители будущего первоклассника в условиях новых образовательных стандартов скажут ему с доверием и уважением: « Наша Кубанская школа…», то у ребёнка всё получится.