Протест или стечение обстоятельств?
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок по пьесе А.Н.Островского "Гроза" посвящен анализу образа Катерины. Цель урока - выяснить причины самоубийства главной героини.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по пьесе "Гроза" | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Тема урока: «Протест или стечение обстоятельств?»
Цель урока: понять причины самоубийства Катерины.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. (2 мин)
Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Необычный женский характер и трагическая судьба привлекли внимание как читателей, так и литературных критиков. Недаром первые статьи о пьесе «Гроза» были фактически об образе Катерины. Островский как бы продолжил традицию А.С.Пушкина в создании неординарного русского женского характера. Конечно, Татьяна Ларина и Катерина – совершенно разные героини, и по социальному статусу, и по среде, в которой они сформировались, и по мировоззрению. Но общее в них – невероятная искренность и сила чувств. Как писал один из исследователей русской литературы, «женщина в русском обществе второй половины XIX века – существо одновременно и зависимое (от семьи, от быта, от традиции), и сильное, способное на решительные поступки, которые оказывают самое решительное воздействие на мир мужчин. Такова и Катерина из «Грозы»...»
Жизнь Катерины заканчивается трагически: она бросается в Волгу и погибает. Такой поступок вызвал неоднозначную оценку со стороны критиков. Добролюбов в статье «Луч…» считал Катерину «сосредоточенно-решительным образом, которому лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны и чужды». Писарев придерживается другой точки зрения. Он пишет: «Самоубийство Катерины вызвано такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств».
Как же все-таки расценивать этот поступок? Считать его протестом против кабановских устоев или простым стечением обстоятельств? К ответу на данный вопрос мы должны прийти в конце урока, тема которого «Протест или стечение обстоятельств?»
Задача урока состоит в том, чтобы, проанализировав пьесу, понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это: проявление силы или слабости?
II. Беседа с учащимися.
- Какой бы эпиграф вы взяли к нашему уроку? (1 мин)
Отчего люди не летают так, как птицы? Или
Умереть не страшно, а как подумаю, что вот вдруг явлюсь перед богом такая, какая я здесь - вот что страшно.
Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, что может послужить причиной самоубийства? (1 мин) (Ответы учащихся)
Но, какими бы весомыми ни были эти причины, убивать себя, так же как и других, тяжкий грех. Это нарушение шестой заповеди Божией: «Не убий»
- Что же могло заставить Катерину убить себя? Чтобы разобраться в этом, надо окунуться в ту среду, в которой воспитывалась и жила Катерина.
- Кто и что повлияло на формирование характера героини, на ее поступки, поведение? (Пишем на интерактивной доске) (2 мин)
III. Групповая работа.
К сегодняшнему уроку вы должны были провести исследования по следующим темам:
а) Катерина в родительском доме;
б) Катерина и Кабаниха – два полюса народной жизни;
в) Катерина и Варвара;
г) Катерина и Тихон;
д) Катерина и Борис;
е) Катерина и гроза.
- Слово первой группе. Как воспитывалась Катерина в родительском доме? Но вначале давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакля. (Отрывок из пьесы) (4 мин)
Проблемный вопрос:
«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума» Д.И.Писарев. Согласны ли вы с этим утверждением? (2 мин)
- Слово второй группе. Расскажите об отношениях Катерины и Кабанихи. Но вначале отрывок из пьесы. Д.1 явл. 5 (Со слов Кабановой Полно, полно, не божись… А может и меня вспомянете» (3 мин)
Проблемный вопрос:
«Катерина - легкомысленная девушка, которая принимает все, что происходит, близко к сердцу: Кабаниха ворчит, а Катерина от этого изнывает…»
Д.И.Писарев Согласны ли вы с критиком?(2 мин)
- Слово третьей группе. Чтение диалога Д.2 явл.2 (3 мин)
Проблемный вопрос:
Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (2 мин)
- Слово четвертой группе. Катерина и Тихон. Чтение диалога. Д2 явл.4 (3 мин)
Проблемный вопрос:
Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками.
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?(2 мин)
- Слово пятой группе. Катерина и Борис. (3 мин)
Проблемный вопрос:
Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство? (2 мин)
- Слово шестой группе. Катерина и гроза. (2 мин)
Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.
- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе - постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.
Гроза в душе Катерины – несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису – приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства)
- Вопросы к группам. (3 мин)
- Кто прав? Выскажите свою точку зрения.
Добролюбов.
Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать всем, что ее можно и простить, так как ей очень тяжело. Критик замечает, что в ней нет злобы, презрения, чем так красуются герои, самовольно покидающие свет. Но жить она больше не может, да и только. Мысль о самоубийстве терзает Катерину, что повергает ее в полугорячее состояние. И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Главная мысль статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» в том, что в Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Катерина в восприятии Добролюбова – женщина, которая не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу.
Писарев.
Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, считает Писарев, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра, она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
- Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (2 мин)
- Так что же такое смерть Катерины: протест или стечение обстоятельств? А может, ни то, ни другое? (Мнение каждой из групп) (3 мин)
(Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в «темном царстве» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп своей жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам! Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего, решительно ничего сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжеле всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную, гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо... И думать, что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало!..
Домашнее задание. (1 мин)
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
1. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
2. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.
конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...
Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных и словах с ними.
В презентации представлены предметные картинки для автоматизации звука Ш в словах со стечением согласных. Представленные картинки способствуют развитию и активизации предметного словаря детей. Рекомен...
Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"
В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...
Карточки по теме "Звуковой анализ слов со стечением согласных"
Подборка заданий по звуковому анализу для учащихся 1-2 классов, страдающих ФНР....
Стечение обстоятельств (А.В. Вампилов)
Доклад "Стечение обстоятельств" ко дню рождения А.В. Вампилова....
Странное стечение обстоятельств
контрольная работа по чтению для 11 класса...
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Индивидуальное логопедическое занятие"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласныхв слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"Н.Н.Долженкова,учитель-логопедОКОУ «Курская школа «Ступени»...