Урок-путешествие "По лермонтовским местам"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема урока: Урок - путешествие по лермонтовским местам.
Цель урока: познакомить уч-ся с жизнью и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Образовательные задачи: рассказать учащимся в форме литературного путешествия (с применением материала) об основных этапах жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова; помочь учащимся увидеть живого поэта, почувствовать далекую эпоху, показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта, уяснить его отношение к людям, обществу.
Развивающие задачи: развивать у учащихся умение отбирать для тематического сообщения нужный материал, использовать нужные цитаты для подтверждения того или иного факта из жизни поэта; пользоваться определенной наглядностью: фотоматериалы, видеоматериалы, тематические стенды; развивать умение самостоятельно постигать суть авторской интерпретации лермонтовского образа. Воспитательные задачи: учить ребят любить родину так, как ценил и любил ее великий поэт; относиться с глубоким уважением к творческому наследию поэта; быть патриотом земли русской, каким был непревзойденный поэт 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_po_lermontovskim_mestam.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие «По лермонтовским местам»
(для учащихся 5 класса)
Разработала учитель русского языка и литературы Бахтин Л.А.
МБОУ «Головинская СОШ»
2008 год
Тема урока: Урок - путешествие по лермонтовским местам.
Цель урока: познакомить уч-ся с жизнью и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Образовательные задачи: рассказать учащимся в форме литературного путешествия (с применением материала) об основных этапах жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова; помочь учащимся увидеть живого поэта, почувствовать далекую эпоху, показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта, уяснить его отношение к людям, обществу.
Развивающие задачи: развивать у учащихся умение отбирать для тематического сообщения нужный материал, использовать нужные цитаты для подтверждения того или иного факта из жизни поэта; пользоваться определенной наглядностью: фотоматериалы, видеоматериалы, тематические стенды; развивать умение самостоятельно постигать суть авторской интерпретации лермонтовского образа. Воспитательные задачи: учить ребят любить родину так, как ценил и любил ее великий поэт; относиться с глубоким уважением к творческому наследию поэта; быть патриотом земли русской, каким был непревзойденный поэт 19 века.
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
Ребята, наш урок посвящен замечательному русскому поэту 19 века М.Ю.Лермонтову.
Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горечью разочарований. Лермонтов всегда останется одной из самых героических фигур в истории русской литературы и в истории русского общества. Мы не расстаемся с ним, читая и перечитывая его бессмертные строки, воспоминания – записи его современников.
Так давайте сегодня поговорим более подробно о великом поэте и проведем литературное путешествие по лермонтовским местам.
Итак, класс разделился на 3 группы, каждая из которых должна была подготовить свое сообщение по определенному этапу жизни и тв-ва М.Ю. Лермонтова.
В каждой группе есть экскурсовод и почитатели таланта великого поэта.
3. Работа с группами.
1.группа – тема сообщений: «Детские впечатления. Годы учебы и творчества в Москве».
Выступление исследователя – Гусева Мария: «Готовясь к уроку – путешествию, я перечитала много книг, касающихся жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, и вот что обнаружила:
Существует предание о неком барде Томасе Лермонте. Он жил в замке своем, развалины которого и до сих пор еще живописно красуются на берегах Твида. Говорили, что Лермонт в юности был унесен в страну фей, где и приобрел дар провидения и песен. После семилетнего пребывания у фей Томас возвратился на родину и там изумлял всех своим даром. Например, Лермонт предсказал шотландскому королю Александру 3 близкую смерть (и это оказалось правдой) ; в поэтической форме предсказал течение исторических событий в Шотландии и многое другое.
Его приглашали в качестве почетного гостя на все балы. У него был замечательный голос. Когда он начинал петь, все вокруг смолкало. Молчали все: от нищего до великого лорда.
Легендарный Томас Лермонт был великим поэтом – какая завидная доля!
Маленький Мишель не знал, как связать предание с тем, что Лермонтовы происходят от испанского герцога Лерма. Тогда мальчик обратился к отцу, но тот, пожимая плечами, не мог дать определенного ответа, говоря, что он до сих пор никогда не интересовался своими предками, и вспомнил изречение Наполеона: «Зачем мне предки? Я сам себе предок!»
Это афоризм понравился Мише, однако от нового предка, поэта Лермонта, он отречься не пожелал. Впоследствии, желая подчеркнуть, что он ведет свое происхождение от шотландского поэта, он даже изменил правописание своей фамилии и вместо «Лермантов» стал подписываться «М. Лермонтов».
Экскурсовод – Якунина Алена.
М. Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец поэта – Юрий Петрович офицер в отставке, человек без средств и положения. Мать – Мария Михайловна Арсеньева (в девичестве). Мише шел третий год, когда умерла мать, и между отцом и бабушкой начались споры, у кого должен жить ребенок. Отец требовал ребенка себе, а бабушка заявила, что лишит внука наследства, если он будет воспитываться не у нее. Юрий Петрович покорился, и Миша остался у бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Имение бабушки, Тарханы, где прошло детство Лермонтова, находилось в Чембарском уезде, Пензенской губернии.
Миша рос болезненным ребенком, и бабушка возила лечить на воды в Пятигорск. Кавказ произвел на мальчика сильное впечатление. Шли годы, а он помнил, «снега и далекие льдины утесов, лесистые горы и ночной туман»… Впоследствии он пишет:
Синие горы Кавказа! Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых плечах,
Облаками меня одевали…
Воздух там чист, как молитва ребенка.
А в Тарханах жизнь шла так, как в любом помещичьем имении. Порка и битье были нередким явлением в доме. Миша наблюдал тяжелые картины крепостной неволи. Впечатления детства не забываются долго…
Арсеньева не отстраняла внука от общения с крестьянами; деревенские ребята были товарищами его игр.
Бабушка заботилась о воспитании внука. В Тарханах он занимался с гувернерами, со специально приглашенными к нему учителями. В 1828 году Лермонтов поступил в университетский пансион. В 1830 году он стал студентом Московского университета, но скоро, после столкновения с администрацией, вынужден был оставить учебу.
Природа одарила будущего поэта многими талантами: он рисовал и писал картины, увлекался живописью, легко решал сложные математические задачи считался сильным шахматистом. Владел несколькими иностранными языками.
В Москве Лермонтову открылось его призвание. Мечтая стать настоящим поэтом, он много трудился. В московский период поэт написал много талантливых стихотворений: «Жалобы турка», «Монолог», «Предсказание», «Два великана», «Измаил-Бей» и другие.
Почитатели таланта Лермонтова читают стихотворения.
Печникова Анастасия – «Предсказание», «Круглов И.- «Два великана».
2 группа – тема сообщения «В Петербурге. Творчество этого периода. Первая ссылка»
Экскурсовод - Вострухов Антон.
В 1823 году Лермонтов переехал в Петербург, чтобы поступить здесь в университет, но в этом ему было отказано. И тогда ему другого не оставалось, как поступить в Петербургскую школу гвардейских офицеров, где он учился в 1823- 1834 годах, а затем служил в гусарском полку, находившемся в Царском селе.
Наблюдая за жизнью петербургского дворянского общества, Лермонтов написал драму «Маскарад». Смело и резко он обличал в драме аристократию – карьеристов и интриганов.
Главный герой драмы Арбенин связан с этим обществом рождением и воспитанием. Он стремится обрести независимость и личную свободу. Арбенин не только страдает, но и приносит страдания другим. Эту мысль Лермонтов продолжил и развил в романе «Герой нашего времени» в образе Печорина.
В 1837 году он откликается на убийство Пушкина стихотворением «Смерть поэта» и становится известен читающей России. Гневное обличение убийцы Пушкина вызвало резкое раздражение царя Николая 1. Он приказал выслать поэта на Кавказ, в действующую армию.
В период ссылки Михаил Юрьевич много ездил по Кавказу. В Пятигорске он познакомился с Белинским. Встречался с видными декабристами, отбывавшими там ссылку.
Фольклор различных народностей Кавказа Лермонтов используют в поэмах «Мцыри», «Демон».
В 1838 году благодаря хлопотам бабушки Лермонтов возвращается из ссылки в Петербург.
Он печатается в «Отечественных записках», самом солидном журнале тех лет.
Литературная работа увлекла поэта. Появляются в печати его лучшие произведения: «Дума», «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Воздушный корабль», поэма «Мцыри»…
Поэт думает выйти в отставку и заняться литературной деятельностью.
Читаются стихотворения: Зубкова Ю. – «Смерть поэта», Боровик К. – «Ветка Палестины», Клюкина И. – «Парус».
3 группа – тема сообщений «Вторая ссылка. Дуэль и смерть поэта».
Экскурсовод – Кулыгина Юлия.
Популярность Лермонтова растет. Но над преемником Пушкина нависло гроза. За дуэль с французским посланником Барантом поэт был арестован, передан суду по приказу царя вторично сослан на Кавказ, в действующую армию. Перед отъездом он написал одно из самых сильных политических стихотворений – «Прощай, немытая Россия». Оно было проникнуто ненавистью к царю и его жандармам. В нем поэт – патриот упрекает народ за послушание им.
В ссылку Лермонтов отправляется с новыми литературными замыслами. Он хотел, написать роман – трилогию о трех этапах из жизни русского общества: о веке Екатерины 2, Александра 1 и о современной эпохе с охватом событий, происходящих на Кавказе.
Об этих планах он рассказывал в Петербурге Белинскому, в Пятигорске – секунданту Глебову, идя к месту дуэли с Мартыновым.
Дуэль состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук. По суровым условиям поединка (стрелялись до 3-х раз на расстоянии всего лишь десяти шагов!), смерть одного из участников была неизбежна. Лермонтов предложил примирение, Мартынов отказался. Поэт выстрелил в воздух, желая покончить миром, Мартынов – прямо в сердце поэта.
Большинство современников восприняло дуэль Лермонтова с Мартыновым как поэтическое убийство, как новое преступление русского царизма после Казни Рылеева, гибели Грибоедова, Пушкина и других деятелей русской литературы.
Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось 27 лет. Он оставил после себя наследие. Творчество Лермонтова нашло отражение во многих видах искусства: музыке, живописи, театре, кино. Русскими композиторами написаны романсы и оперы на произведения поэта («Демон», «Маскарад», «Песня про царя Ивана Васильевича…»). Крупнейшие русские художники: Тропинин, Васнецов, Серов, Поленов – создали замечательные картины и рисунки по произведениям Лермонтова.
Читаются стихотворения: Куликова Екатерина – «Дума», Печникова Анастасия – «Тучи».
- Обобщение по теме. Слово учителя: «Закончилось литературное путешествие по лермонтовским местам, но не закончилось изучение богатого наследия поэта. Идут годы, десятилетия, а мы ощущаем Лермонтова как поэта живого и глубоко современного.
- Одним из наиболее ярких стихотворений явл-ся стихотворение «Бородино», посвященное 25-ой годовщине Бородинской битвы. Давайте посмотрим эпизоды из фильма (о Бородине)… А может, кто – нибудь почитает отрывки из этого стихотворения?
- 5. Д/З. прочитать стихотворение «Бородино» (по возможности выучить отрывки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Урок-путешествие по лермонтовским местам"
В работе представлены описания мест Кавказских минеральных вод, где побывал М.Ю.Лермонтов с фотографиями, комментариями и высказываниями самого поэта....
Заочное путешествие по Лермонтовским местам: Тарханы-Тамань-Пятигорск.
Презентация посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Составлена на основании личного путешествия по местам, связанных с именем великого поэта.С городом Пятигорском связывает меня и личный ...
презентация к уроку литературы "Путешествие по лермонтовским местам"
презентация предназначена для демонстрации на уроах литературы при изучении темы "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова "...
Презентация урока исследования "Путешествие по лермонтовским местам"
Представляю Вашему вниманию урок- презентацию "Путешествие по лермонтовским местам России". Точнее это музыкально-литературная композиция представленная к 200- летнему юбилею поэта. Уроку предше...
Интегрированный урок литература – география: «Путешествие по лермонтовским местам»
Интегрированный урок литература-география "Путешествие по лермонтовским местам"...
Путешествие по лермонтовским местам.
Внеклассное мероприятие для 5-7 классов (сценарий и презентация)....
Тарханы. По Лермонтовским местам.
Подробный рассказ о родовом поместье Лермонтова, где прошло его детство, - Тарханах....