Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
тематическое планирование по учебнику Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarn_8_klass.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Дата | Темы уроков | Цели и задачи | Основные понятия, умения | Форма проведе- ния урока | Оборудование | Домашнее задание |
1.Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | Дать понятие о художественном образе, о специфике литературы как вида искусства, об отличии литературы от других видов искусства. | Образность, вымысел, воображение, творчество, сотворчество, сопереживание. | Беседа с элементами лекции | Учебник. | Вопросы: 1. Что является оружием писателя? 2. Что такое художественная литература? | |
2.Устное народное творчество – золотое наследие русской старины. | Познакомить с народными песнями как жанром фольклора. | Постоянный эпитет, фольклор, конспектирование материала | Лекция | Учебник. | Стр. 3 – 8, сообщение «Календарно –обрядовые песни». | |
3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты, нравственности крестьян. | Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях. | Лирическая песня, образ-символ, импровизация, обрядовые и необрядовые песни | Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа, сообщения | Сообщение «Календарно –обрядовые песни», учебник. | Завершить анализ песни, сообщение « Емельян Пугачёв». | |
4. Русские исторические песни. | Показать роль исторических песен, их анализ. | Социальные эпитеты | Устный опрос | Сообщение « Емельян Пугачёв». | Письменный ответ на вопрос: Как относится к Пугачёву народ – автор исторических песен? | |
5. Частушки. | Дать понятие частушки как жанра фольклора | частушка | Рассказ учителя с элементами беседы | Учебник, сборники частушек. | Стр.11 – 12. | |
6. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий. | Предание | Аналитическая беседа, сжатый пересказ. | Учебник. | Стр. 13 – 17. | |
7 .Житийный жанр в древнерусской литературе. | Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра. | Житие, духовная литература. | Рассказ учителя | Учебник. | Стр. 18 – 19, прочитать «Житие Александра Невского». | |
8. «Житие Александра Невского». | Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского. | Работа с учебником. | Картина К.Васильева «Александр Невский», учебник, «Слово о погибели земли Русской». | Сочинение-рассуждение «Кто он – сын земли Русской…», стр. 27. | ||
9. Повесть о Шемякином суде – сатирическое произведение 17 века. | Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни. | Истец, челобитная исковая, демократическая литература | Синквейн | Учебник. | Стр.31 – 36. | |
10. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». | Познакомить с этапами жизни Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении. | Сентимента-лизм | Сообщения, беседа | Учебник, портрет писателя, текст повести | Прочитать повесть | |
11. События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев. | Помочь учащимся понять, о чём рассказывается в повести; проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести. | Романтизм | Аналитическая беседа, сжатый пересказ. | Учебник, портрет писателя, текст повести | пересказ эпизода (по выбору) | |
12. Д.И.Фонвизин, Комедия «Недоросль». | Познакомить с комедией «Недоросль» и её автором; дать понятие о сатире в творчестве Д.И.Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о её значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра. | сатира | лекция | Учебник, портрет Д.И.Фонвизина, издания произведений Д.И.Фонвизина. | Подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль». | |
13 – 14. Воспитание и образование в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (урок – семинар). | Обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе; подготовить учащихся к написанию сочинения. | семинар | Составление таблицы: «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» | Написать сочинение «Каким я увидел Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя, подготовить сообщения: 1.«Биография М.В.Ломоносова», 2. «Открытия М.В.Ломоносова в области физики, химии, прикладных наук». | ||
15 – 16..И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. | Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях, работа над выразительным чтением басен. | Иносказание, аллегория, эзопов язык. | Чтение басен, беседа по басням, викторина | Иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова, задания для викторины. | Стр.80 – 87. | |
17. Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18 века. | Развитие связной речи учащихся. | Работа с литературными текстами | Учебник. | Написать сочинение, сообщение «Присоединение Сибири в 16 веке». | ||
18.К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Предание «О покорении Сибири Ермаком». | Познакомить с биографией и творчеством поэта; дать понятие «думы» - как жанра. | дума | Рассказ учителя, пересказ, сообщение учащихся. | Учебник, сообщение «Присоединение Сибири в 16 веке». | Стр. 88 – 90. | |
19.Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей. | Раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества. | Чтение думы с элементами беседы. | Учебник, репродукция картины Б.Дехтярева «Смерть Ермака». | Стр.90 – 94. | ||
20.А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. | Вспомнить основные сведения о А.С.Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». | повесть, роман, семейные записи, хроника. | Составление хронологической таблицы, лекция. | Учебник, портреты писателя, книги Пушкина различных изданий. | Стр.95 – 105, прочитать 1 и 2 главы повести. | |
21. Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва. | Определить жанровые особенности произведения; проследить этапы формирование характера и взглядов Петруши Гринёва. | мемуары | Аналитическая беседа, сжатый пересказ. | Демонстрационный материал по литературе для 7 класса. | Перечитать 2 главу, кратко рассказать о жизни Гринёва до начала Пугачёвского восстания. | |
22. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи. | Проанализировать 2 главу, развивать внимание к слову, учить вдумчивому чтению. | Литературный портрет | Аналитическая беседа, сжатый пересказ, ролевое чтение. | Текст повести. | Читать главы 3 – 5. | |
23.Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка. | Показать роль пейзажа и интерьера в художественном тексте; рассмотреть проблемы чести, достоинства, нравственного поступка. | Кодекс дворянской чести. | Аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение эпизодов. | Текст повести, демонстраци-онный материал по литературе для 7 класса. | Читать главы 6 – 7, рассказать о падении Белогорской крепости, сохраняя последователь-ность событий. | |
24. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон. | Выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь; показать несовпадение в оценках причин исторических событий автора и рассказчика; раскрыть значимость художественной детали; обратить внимание учащихся на лаконизм пушкинской прозы. | бессребреничество | Аналитическая беседа, чтение эпизодов. | Текст повести. | Читать главы 8 – 10. Почему Пугачёв пощадил Гринёва? | |
25. Встреча с вождём народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести – два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге. | Проследить по тексту повести, как каждая встреча с Пугачёвым позволяет показать характеры героев новыми сторонами; раскрыть роль зеркальных сцен; проследить речевую характеристику персонажа. | речевая характеристика персонажа | Аналитическая беседа, чтение эпизодов, самостоятельная работа. | Текст повести. | Читать главы 11 – 12; вспомнить «пророческий сон» Петруши из 2 главы. Почему Гринёв его не смог забыть? Как он сбылся? | |
26. Изображение народной войны и её вождя. Зеркальные сцены в повести – отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты. | Учить сопоставительному анализу эпизодов; определить авторское отношение к героям; показать роль притчи в повести. | Притча. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов, сопоставление эпизодов. | Текст повести, демонстраци-онный материал по литературе для 7 класса. | Прочитать повесть до конца. | |
27. Образ Гринёва. Становление личности под влиянием «благих потрясений». | Обучение обобщению, систематизации знаний, составлению сложного плана. | Иллюзия. | Аналитическая беседа. | Репродукция картин художника А.Н.Бенуа «Встреча с Пугачёвым», «Отъезд Гринёва из родительского дома», иллюстрации к повести Герасимова. | Составить сложный план по выбранной теме, ответить на вопросы: Какие убеждения Гринёва являются обычными для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте? | |
28. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести. | Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести; обратить внимание на зеркальные сцены: государевы милости; прививать внимание к художественному слову. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов, сопоставление эпизодов. | Текст повести, иллюстрации к повести Герасимова. | Собрать материал по всей повести о Пугачёве. | ||
29. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Обобщение и систематизация изученного материала по образу Пугачёва, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачёва. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов. | Текст повести. | Составить рассказ о Пугачёве по плану, ответить на вопросы стр. 218 – 219. | ||
30 – 31. . Сочинение по повести «Капитанская дочка». | Развитие связной речи, формировать умения выражать своё отношение по предложенным темам сочинения. | Текст повести, рабочие тетради с записями. | Написать сочинение. | |||
32. Контрольная работа по повести «Капитанская дочка». | Контроль знаний учащихся. | Тест | ||||
33 – 34. Лирика А.С.Пушкина. | Познакомить с любовной лирикой, раскрыть роль дружбы в судьбе поэта. | Выразительное чтение, аналитическая беседа. | Выучить наизусть стихотворение по выбору. | |||
35. Вн. чтение. Повесть «Пиковая дама» А.С.Пушкина. | Познакомить с произведением, обсудить проблемы, затронутые в повести | Аналитическая беседа, чтение эпизодов. | Текст произведения, музыкальное сопровождение. | Прочитать повесть «Пиковая дама» А.С.Пушкина. | ||
36. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | Познакомить с фактами биографии поэта, лирикой поэта, выявить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение «Кавказ». | Рефрен, амфибрахий. | Рассказ учителя, анализ стихотворения. | Учебник, сборник стихов и портрет поэта. | Выучить наизусть стихотворение «Кавказ». | |
37. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. | Познакомить с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. | Рассказ учителя, комментированное чтение поэмы. | Текст поэмы. | Стр. 255 – 257. | ||
38. Образ Мцыри в поэме. | Дать характеристику героя, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Образ в литературе. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов. | Текст поэмы. | Выучить отрывок поэмы наизусть. | |
39.Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» - как романтическая поэма. | Сделать выводы об особенностях поэмы как романтического произведения. | Антагонизм, патетика, пафос. | Аналитическая беседа, чтение эпизодов наизусть. | Текст поэмы, иллюстрации к поэме. | Стр.253 – 255, сообщение «Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»». | |
40. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри», обучение цитированию как способа аргументации, учить оформлять цитаты, учить выстраивать композицию сочинения. | Текст поэмы | Написать сочинение. | |||
41. Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии. | Комедия, драматическое произведение. | Рассказ учителя, работа с учебником, сообщение. | Портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя различных изданий. | Читать 1 действие, составить таблицу «Чиновники уездного города». | |
42. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке. | Рассказ учителя, аналитическая беседа, чтение эпизодов, просмотр кинофрагментов. | Текст комедии, кинофрагменты «Ревизора». | Прочитать 2 и 3 действия. | ||
43. Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. | Помочь учащимся понять что такое Хлестаковщина, получить представление о характере Хлестакова. | Аналитическая беседа, выборочное чтение. | Текст комедии, кинофрагменты «Ревизора». | Читать 4 и 5 действия, стр.354 – 355. | ||
44.Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор». | Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы. | Аналитическая беседа, выборочное чтение. | Текст комедии, кинофрагменты «Ревизора». | Устная характеристика городничего или Хлестакова, сообщение «Трактовка образа Хлестакова различными актёрами». | ||
45. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии. | Беседа, сообщение, самостоятельная работа. | комедии, кинофрагменты «Ревизора». | Сочинение «О чём мечтают герои комедии «Ревизор»». | ||
46. Город N в комедии «Ревизор» и петербургские миражи героев. | Рассмотреть образ «соборного города», показать обобщающую силу комедии «Ревизор». | Инвектива, фантом, мистика, фантасмагория, мираж. | Аналитическая беседа, работа с критической статьёй. | Статья Ю.Манна «Образ города». | Составить цитатный план к каждому действию. | |
47. Практическая работа по комедии «Ревизор». | Проверить знания учащихся. | Тест. | Тестовые задания. | Прочитать повесть «Шинель». | ||
48 – 49. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Повесть «Шинель». Тема «маленького» человека. | Познакомить с циклом Н.В.Гоголя «Петербургские повести», раскрыть тему «маленького» человека. | Цикл повестей | Аналитическая беседа, выборочное чтение. | Издание «Петербургских повестей». | Стр. 352 – 354. | |
50 – 51 . М.Е.Салтыков-Щедрин.. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. | Продолжить знакомство с творчеством писателя-сатирика, в доступной форме познакомить с отрывком из главы «О корени происхождения глуповцев». | Комментированное чтение, рассказ учителя, беседа | Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина. Учебник. | Стр. 3 – 5, вопросы стр.14, сообщение «Жизненный очерк Н.С.Лескова» | ||
52. Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Познакомить с биографией писателя; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека. | Комментированное чтение, сообщение учащегося. | Портрет Н.С.Лескова, репродукция картины И.Пчёлко «Старый гений». | Пересказ одной из глав, рассуждение на темы: «Кто виноват в страданиях героини?», «Как объяснить название рассказа?», стр. 25 – 26. | ||
53 – 54. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. | Антитеза. | Аналитическая беседа с чтением эпизодов. | Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу. | Стр. 27 – 29, вопросы стр. 40 – 41. | |
55..Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Понять главную мысль рассказа, контроль знаний. | Аналитическая беседа, элементы диспута, тест. | Тестовые задания, учебник. | Написать сочинение. | ||
56 – 57 . Поэзия родной природы. | Познакомить с пейзажной лирикой русских классиков, показать взаимоотношения природы и человека, работа над выразительным чтением поэтических произведений. | Выразительное чтение поэтических произведений, аналитическая беседа. | Портреты поэтов, учебник. | Выучить наизусть стихотворение ( по выбору), стр. 44, прочитать рассказ Чехова «О любви». | ||
58 – 57 . А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Выявить философский смысл рассказа, вспомнить ранее изученные произведения Чехова. | Аналитическая беседа с чтением эпизодов, рассказ учителя, выборочное чтение. | Портрет А.П. Чехова, учебник, сборник рассказов писателя. | Сообщение «И.А.Бунин», стр. 57 – 58. | ||
58. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Познакомить с судьбой писателя, показать особенности его творческой индивидуальности; выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви, помочь разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа. | Аналитическая беседа с чтением эпизодов, сообщение. | Портрет И.А.Бунина, учебник. | Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ»», прочитать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». | ||
59.. И.А.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Познакомить с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Нравственность. | Аналитическая беседа, диспут, рассказ учителя. | Портрет А.И.Куприна, учебник. | Стр.73, доклад о творчестве А.А.Блока. | |
60. Урок развития речи. Диспут «О счастье, о любви» | Урок развития речи Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом | Любовь, счастье | Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И., Куприна | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75) | Подготовка к сочинению (подбор материалов) | |
61. Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | Урок раз вития речи Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные про изведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану | Написать сочинение Чтение вступительной статьи Л.В.Черепнина об А.А. Блоке (с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока | |||
62.А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в творчестве исторической темы. | Рассказ учителя, доклад о творчестве А.А.Блока. | Портрет А.А.Блока, фотографии поэта разных лет | Стр. 76 – 80, выразительное чтение «На поле Куликовом». | ||
63 – 64. А.А.Блок. «На поле Куликовом». | Раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного», об ответственности каждого перед родной страной. | Цикл поэтический. | Аналитическое чтение цикла. | Репродукция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле». | Одно из стихотворений выучить наизусть, стр.86 – 87. | |
65 – 66. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. | Краткое знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с историей создания поэмы «Пугачёв», выявить, каким Пугачёв предстаёт у Есенина и Пушкина в «Капитанской дочке». | Выразительное чтение поэтических произведений, аналитическая беседа, рассказ учителя. | Портрет С.А.Есенина, сборники стихов поэта. | Выразительное чтение отрывка из поэмы, стр. 95. | ||
67. И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения. | Рассказ учителя, чтение, пересказ текста. | Портрет И.С.Шмелёва, учебник. | Стр. 96 – 107. | ||
68. М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рас сказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического. Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фанта стихи в рассказе; юмористический пафос произведения. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Фантастика и реальность | Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступи тельной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Вопросы и задания (с. 109, 114), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 16) | Чтение раздела «Писатели улыбаются» («Журнал "Сатирикон"», «Всеобщая история...») (с. 114-125) | |
69 – 70. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический сатирический пафос произведения; роль лексических несоответствий. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Сатира, пародия | создания сатирического повествования (несоответствие,пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.). Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, об суждение | («Фонохрестома-тия», с. 17-18) | чтение рас сказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М. Зощенко «История болезни» | |
71. Тэффи «Жизнь и воротник». | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи; сюжет и содержание рассказа «Жизнь и воротник», Понимать: особенности авторской иронии; отношение автора к изображаемому; сатирический пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Абсурд | Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. | Вопросы и задания 1-2 (с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5 (с. 135), | ||
72. М.М. Зощенко «История болезни» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание рассказа «История болезни». Понимать: особенности авторской иронии; отношение автора к изображаемому; сатирический пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание без душного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | («Фонохрестома-тия, с. 17), | Подготовить сообщения о биографии А.Грина, его произведениях | ||
73. А.Грин. Судьба и личность писателя. Знакомство с рассказами писателя. Условность в произведениях А.Грина. | Познакомить с биографией писателя и его творчеством; знать понятие условности в произведении. | Романтика и романтизм, добродетель и тщеславие, притча | Рассказ учителя, чтение докладов | Доклады. Выставка произведений писателя. | Прочитать рассказ «Зелёная лампа» | |
74. Рассказ А.Грина «Зелёная лампа»: сюжет, композиция, герои. Нравоучительный смысл рассказа. | Помочь учащимся понять смысл произведения | Притча | Аналитическая беседа | Чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | ||
75. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения. | Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137). История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы | Вопросы и задания 4-9, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | |||
76.Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа». | Познакомить учащихся с жанровым своеобразием поэмы и новаторством поэмы, приступить к анализу глав. | Аналитическое чтение, беседа | Текст поэмы, учебник | Составить рассказ о встречах Тёркина на дорогах войны. | ||
77 – 79. «Тёркин – кто же он такой?» Трагические, героические и комические сцены в поэме. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Знать роль автора в лироэпическом произведении; обобщающий смысл образа главного героя. | Хорей, акцентный стих, антитеза, контраст | Аналитическое чтение, беседа | Текст поэмы, учебник, иллюстрации к главам поэмы | выучить наизусть главу «О награде», дочитать поэму. | |
80. Автор и его герой в поэме. | Обобщить полученные знания о герое, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. | Лироэпичес-кий жанр, лирические отступления и монологи | Аналитическое чтение, беседа | Текст поэмы, учебник | Сочинение «Какие чувства и мысли вызвала у вас поэма». | |
81.В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки. Учителя, их односельчан. | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям. | Катарсис, ассоциации, хронология, сокровенный | Работа с учебником. Рассказ учителя, чтение рассказа | Портрет писателя, учебник, сборник «Последний поклон» | Составить сюжетный план рассказа. | |
82.Непреходящая историческая память народа. | Знать внутренние смысловые связи в рассказе, стиль писателя, значение повести | Нравственный урок, историческая память, летопись | Беседа, выборочное чтение, пересказ эпизода | Портрет писателя, учебник, сборник «Последний поклон» | Прочитать рассказы из сборника «Последний поклон». | |
82. Вн. чт. Знакомство с рассказами из повести «Последний поклон». | Расширять кругозор учащихся и читательский опыт | Пересказ, беседа о прочитанном | Портрет писателя, учебник, сборник «Последний поклон» | Сочинение «Какие события детства вы бы стали вспоминать через много лет?» | ||
83 – 84 . Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Познакомить с творчеством поэтов-песенников. | Презентация, прослушивание песен, беседа, сообщения | Записи песен военных лет, тексты песен, презентация | |||
85 – 86. А.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». | Познакомить учащихся с биографией писателя, выявить нравственную позицию писателя и способы её выражения. | Рассказ учителя, аналитическое чтение | Учебник | Стр.189 – 190, сообщения | ||
87 – 88. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. | Познакомить учащихся с гражданской позицией русских поэтов и поэтов русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное. | Выразительное чтение, сообщения, презентация | Сообщения, презентация | Выучить стихотворение наизусть (по выбору) | ||
89. Лирика Н.Рубцова. Урок-путешествие в мир поэта. | Познакомить с поэтическим миром поэта и его стихами. | Лирика | Рассказ учителя. презентация, выразительное чтение. | Портрет поэта, презентация, сборники стихов. | Выучить стихотворение наизусть (по выбору) | |
90. Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Н.Рубцова. | Закрепить понятие лирический герой, учить восприятию поэзии | Лирический герой | Работа в группах | Карточки с заданиями, сборники стихов. | Ответить на вопрос: Какие мысли и чувства вызвала лирика Н.Рубцова. | |
91. У.Шекспир. Писатель и его время. Сонеты У.Шекспира. | Дать понятие эпохи Возрождения в литературе, показать роль театра во времена Шекспира. | Эпоха Возрождения, сонет | Выразительное чтение, сообщения, презентация | Карточки с заданиями, сборники стихов, презентация. | Выучить сонет наизусть (по выбору) | |
92. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией. | Познакомить с трагедией | Трагедия | Выразительное чтение, рассказ учителя. презентация, | Учебник, текст трагедии, иллюстрации к трагедии | Прочитать трагедию | |
93 – 94. Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу. | Раскрыть пафос трагедии, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность | Конфликт, трагический герой, вражда, ненависть, любовь | Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы, самостоятельная работа | Учебник, текст трагедии, иллюстрации к трагедии | Написать сочинение: « Что может великая сила любви». | |
95 – 96. Ж.-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) | Познакомить с комедиями Мольера, сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии. Понимать: соотношение литературных традиций с традициями народного театра в комедии; сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | Комедия | Выразительное читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; | Учебник, портрет Ж.-Б.Мольера. | Прочитать комедию | |
97 – 98. Дж. Свифт. Роман «Путешествия Гулливера». | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему | Гротеск, сатира, юмор | Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману | Учебник | Прочитать выборочно главы из путешествия | |
Слово о В.Скотте. Чтение вступительной статьи Н.П.Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372). | ||||||
99 – 100. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Познакомить с жизнью и творчеством В.Скотта, выявить своеобразие «Айвенго» как исторического романа, сопоставить его с романом «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, помочь учащимся разобраться в том, как в романе сплетаются история и вымысел. | Исторический роман, рыцарский роман | Слово учителя, презентация, выборочное чтение, беседа | Учебник, иллюстрации, карточки | Стр. 370 – 372. | |
101. Систематизация и обобщение изученного за год. | Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении | Теория литературы | Беседа, тест | Тест, учебник | ||
102. Итоговый урок. Любимые книги и их герои. | Подведение итогов | беседа | Список произведений для чтения летом. |