рабочая программа
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnye_plany_po_rus.yaz_._7_kl.docx127.47 КБ

Предварительный просмотр:


Дата:________________                                                  Урок №_________

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.

Цели: 1. ознакомить учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, показать связь деепричастий с глаголами;

2.  развивать грамотную связную речь уч-ся;

3. прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, метод.разработка, таблица, листы с заданиями.

Методические приёмы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Лингвистическая разминка: синтаксический разбор, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется у доски и в тетради): Вы дольше  сохр…ните среза(н, нн)ые цветы добавив в воду (не, ни)много аспирина или (не, ни)сколько криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.
  3. Проверка дом.упражнения:
  4. Изучение новой темы «Деепричастия несовершенного вида»
  1. Беседа по вопросам:

- Какие части речи имеют вид?

-Как определить вид?

- каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие?

                     2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника п.29, стр.84.

                    3. Вопросы на усвоение материала:

                     - Что обозначают деепричастия несовершенного вида?

                     - На какие вопросы они отвечают?

                    - От основ каких глаголов они образуются?

                    - С помощью какого суффикса они образуются?

                    - Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов?

    V. Словарная и орфоэпическая работа (слова в рамке на стр.82-83 записать в словарики, составить с ними       словосочетания)

   VI. Выполнение упражнений:

     - упр.1746 – устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить;

     - упр.175 – комментированное письмо, соблюдение речевых норм;

     - упр.176 – самостоятельная работа.

VII. Подведение итогов. Оценки. Д/З: упр.                                     выучить правило на стр.84.

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема урока: Развитие речи. Изложение с использованием причастий.

Цели: 1. закрепить знания о причастиях;

2. развивать речь уч-ся, умения написания изложения;

3. расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.

Оборудование: учебник "Русский язык, 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др., Москва, изд. "Просвещение", 2011;

Методические приёмы: обсуждение плана, пересказ, самостоятельная работа.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Проверка дом.задания:

  1. Примерный вопросный план текста:
  • С какими чувствами вспоминает Т.А.Сухотина своё детство?
  • В какой атмосфере выросла дочь Л.Н.Толстого?
  • Кому она особенно благодарна за своё детство?
  • Какую роль сыграл отец в жизни дочери?
  • За что Т.А.Сухотина благодарна своей матери?
  • Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница?
  1. Ключевые слова текста – причастия: любящих, руководившему, украсившей, давшей.
  2. Пересказ теста от 3-го лица – пересказывают текст неск-ко уч-ся, остальные корректируют, дополняют.

III. Работа по написанию изложения.

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема урока: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». 

Цели: 1. проверить знания учеников по теме «Деепричастие»;

2. закрепить навыки различных видов лингвистического разбора;

3. расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.

Оборудование: сборник диктантов Л.Страховой.

Методические приёмы: лингвистический разбор, диктовка.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Диктант на стр. 

III. Грамматическое задание:

- Лингвистический разбор:

1. Синтаксический разбор: Iв.                                                         IIв.

2. Морфологический разбор слов : Iв.                                          IIв.

3. Определить разряды местоимений.

IV. Проверка работ.

V. Итоги урока. Д/З.

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е

Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о правописании не с разными частями речи;

б) познакомить с правилом правописания не с наречиями на -о, -е, сопоставление с правилами правописания не с именами существительными и прилагательными.

2. Практические:

а) закрепить умение правильно писать не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, местоимениями;

б) формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание.

3. Общепредметные:

а) воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; нравственные качества школьника;

б) развивать: память, логическое мышление, речь;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: таблица “Правописание не с разными частями речи”, алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”, карточки с индивидуальными заданиями, магнитофон, запись стихотворения А.А. Фета “В дымке-невидимке…”.

Ход урока:

I. Оргмомент. Объявление темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания.

(Одновременно несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам “Правописание не с разными частями речи”)

Карточки “Не с разными частями речи”

Карточка 1.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(Не) был в музее; говорил (не) правду; (не) годовал из-за прогулов; (не) смог помочь; (не) считаться с чужими интересами; (не) прочитав повесть; (не) далекая, а близкая деревня; далеко (не) интересный фильм.

Карточка 2.

Задание. Укажи строку, в которой все глаголы с не пишутся раздельно.

(не) думай, (не) домогать, (не) помогать, (не) разговаривай;

(не) гордись, (не) был, (не) учите, (не) позволяй;

(не) решился, (не)здоровится, (не) верь, (не) бойся;

(не) любить, (не) взлюбить, (не) навидеть, (не) сказать.

Карточка 3.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(Не) нарушив слова; (не) пересечены линией; (не) законченная вовремя; (не) замерзающая река; (не) был на открытии; еще (не) проснувшийся город; (не) далекая, а близкая деревня; (не) большая, а интересная брошюра.

Карточка 4.

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ).

(не) глубокий, а рыбный пруд; долго (не) заживающая рана; (не) проснувшись от звонка; дорога (не) освещена; (не) засеянное поле; (не) заметив (не) большой речонки; (не) взлюбил с первого взгляда; (не) годовал по поводу услышанной (не) правды.

 Учитель: Дома вы попробовали себя в роли учителей.

- В чем состояло ваше домашнее задание?

- Сколько ошибок было допущено в упражнении?

- Слова каких частей речи вам встретились? Проверяем домашнее задание по колонкам. При объяснении выбора написания обращайтесь к таблице “Не с разными частями речи”.

III. Этап объяснения нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами неоднократно говорили, что правило написания не с наречиями аналогично правилу написания не с прилагательными. Сейчас вам предлагается поработать в парах, восстанавливая алгоритм “Не с именами прилагательными и наречиями”.

Отводим время на работу с алгоритмом. После окончания времени проверяем восстановленный алгоритм.

2. Попробуйте сформулировать правило правописания не с наречиями (ответы учащихся)

Этап закрепления знаний и формирования умений

Упражнение 1.

Задание. Запишите под диктовку, графически объясняя выбор слитного или раздельного написания не с наречиями. Рассуждайте по алгоритму

Выглядел нелепо; писать небрежно; поступил вовсе не красиво; приезжал не часто, а редко; говорить не громко, а тихо; читать негромко, но выразительно; вести себя непринужденно.

Упражнение 2.

“Четвертый лишний” (элемент подготовки к ЕГЭ)

Задание. Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ). Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

  • (не)лепо, (не)ряшливо, (не)брежно, (не)внимательно;
  • бормотать (не)внятно, держаться (не)возмутимо, трава (не)скошена, уйти (не)заметно;
  • (не)найдя решения, ушел (не)далеко, поступил (не)красиво, кричит (не)умолчно;
  • (не)убранное поле, (не)написанное сочинение, (не)встреченный никем, (не)распечатанное письмо;
  • (не)решительность, а робость; устал с (не)привычки; сказал (не)правду; явная (не)лепость

Упражнение 3.

Задание. Подумайте, какие ошибки допущены в объяснении выбора написания. Исправьте их.

Я ждал неприятеля, а знакомого (“неприятель” - имя существительное, пишется слитно, так как можно заменить синонимом - враг).

Путешествие неопасно (“неопасно” - наречие, пишется слитно, так как можно заменить синонимом - безопасно).

Не решенная задача по геометрии (“не решенная” - причастие, пишется раздельно, так как есть зависимое слово – “по геометрии”).

Не липовый мед (“не липовый” - имя прилагательное, пишется раздельно, так как невозможно заменить синонимом).

Упражнение 4 (развитие речи)

Задание. 1. Послушайте стихотворение А.А. Фета “В дымке-невидимке…”. Какое настроение передает автор? Какими выразительными средствами языка он пользуется?

В дымке-(не)видимке
Выплыл месяц вешний
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя
Тайно и (не)смело.
И тебе (не)грустно?
И тебе (не)томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова (не)вольно.
И тебе (не)томно?
И тебе (не)больно?

2. Выпишите из стихотворения слова с не. Слова каких частей речи вам встретились? Объясните выбор написания.

3. Вспомните, что такое слово категории состояния?

Дополнительный материал

Некоторые ученые выделяют в русском языке особую часть речи. Называют ее по-разному: категория состояния, предикативы, предикативные наречия, безлично-предикативные слова. Это неизменяемые слова, которые используются в безличных предложениях в качестве сказуемого:

В поле глухо, сонно, жарко,
Рожь стоит, как сухостой.
(А. Твардовский)

Подавляющее большинство предикативных слов сходно с наречиями (надо, можно, грустно, жарко, душно, холодно, совестно и т.п.), некоторые сходны с формой именительного падежа существительных (пора, стыд, смех, грех). Слова категории состояния получили такое название потому, что большинство из них обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, больно, обидно, смешно, радостно).

По подсчетам специалистов, безлично-предикативных слов в русском языке примерно 100 единиц, и этот класс слов постепенно пополняется. В лингвистике высказывается мнение о том, что это новая, складывающаяся часть речи. Именно поэтому многие ученые не выделяют эти слова в особую часть речи, а рассматривают их как наречия, существительные.

Упражнение 4 (резервное). Написание синквейна (пятистишия) с использованием наречия.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

 V. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся.

Рефлексия: “Какой пункт из темы “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи” для меня является наиболее сложным?”

Домашнее задание:

1) теоретическое задание формулирует каждый для себя, исходя из того, какая тема является для него сложной;

2) практическое задание: выполнить творческую работу (учитель распечатывает карточки по количеству учеников в классе).

Творческая работа.

Задание. Прочитайте начало текста, а концовку придумайте сами и напишите ее. Укажите правописание слов: слитно ( / ) или раздельно ( Z ). Устно объясните написание всех частей речи с не.

Сегодня был (не)легкий день все мои (не)приятности начались с раннего утра. Оно было (не)ясное, как обычно, а пасмурное. Значит, день обещал быть (не)настным. Услышав (не)приятную, как всегда, (не)ожиданную трель будильника, я понял, что снова не доспал до утра и что мне (не)здоровится.

Завтрак выглядел (не)аппетитно, да и рис, и овощи хозяйка недоварила, картофель недожарила. Я (не)доумевал: как ей удается готовить столь (не)вкусно. Замечу, что сразу (не)взлюбил за это (не)молодую женщину. К тому же она была далеко (не)доброй и ничуть (не)экономной. Войдя не спеша в ванную комнату, я сразу не заметил, что престарелая дама снова недовернула кран. Я занялся ремонтом, поэтому не доучил уроки до конца. Наградив (не)умеху (не)дружелюбным взглядом, (не)вышел, а вылетел на (не)загруженную машинами улицу. (Не)езженой (не)широкой тропинкой добежал до (не)каменного здания института…

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема: Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Цель: познакомить учащихся со способами образования  отрицательных наречий и их правописанием.
Задачи: 

  • Образовательные: 
  • повторить правила правописания не с разными частями речи;
  • формирование умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания.
  • Развивающие: 
  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.
  • Воспитательные: 
  • воспитывать интерес к изучению предмета.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

1. Приветствие. Запись даты, темы урока.
2. Проверка домашнего задания (упражнение 226).
– Как озаглавили текст?
– Какова его основная мысль?
– На сколько абзацев  разделили текст?
– Для связи каких предложений использованы близкие по значению слова?
– Назовите наречия, образованные приставочным способом?

II. Объяснительный диктант

– Объясните правописание  не с разными частями речи.

(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма.

Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.

III. Объяснение новой темы на основе опорной записи  в учебнике с.108.

Слово учителя.

– Вспомните и назовите отрицательные местоимения.
– Как они образуются? Приведите примеры.
– Объясните, как образованы данные наречия?

Запись на доске:

Некуда  <––  куда                                          никуда  <––  куда
Некогда  <–– когда                                        никогда  <––  когда
Неоткуда   <––  откуда                                  ниоткуда   <––  откуда

– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-?
– Сравните написание отрицательных наречий.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.

Чтение правила на странице 108, орфограмма № 58.

7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?

IV. Закрепление темы

1. Упражнение 227. Распределительный диктант. Запишите слова с приставкой не- в левый столбик, а с приставкой ни- – в правый столбик. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке). Составьте с 2–3 наречиями из рамочки повествовательные предложения. Ударные буквы выделены.

Н...где, н...откуда, н…сколько, н…откуда, н…где, н…чуть, н…сколько, н…куда, н…мало, н…куда.

2. Упражнение 228. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Какие предложения соответствуют схемам?

[ O, но O].       [      ], ( когда…).

Произведите синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор слову « на местности»; найдите слово, в котором все согласные твёрдые.

1. Петя заблудился в лесу, но __ __ (не)и..пугался.  (Не)сколько групп р..бят пошли на поиски Пет.. . 2. Мальчик р...шил __ __ (не)идти, а ждать, когда наступ..т утро. Сп..шить было __ __, и Петя устро..л себе ночлег. 3. Пет.. всё __ __ было учи(т,ть)ся ор..ентироваться на местност.. . __ __ больше он (не) пойдёт в лес, пока (не)науч..тся  находить дорогу.

Для справок: 1) нисколько, несколько; 2) никуда, некуда; 3) некогда, никогда.

3. Тест. Укажите,  в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:

а) (не)(за)(что) благодарить;
б) работать
(не)(за)(чем);
в) ждать(
не)(от)(кого).

V. Подведение итогов

– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?

Домашнее задание: правило на странице 108 выучить, упражнение 229  по заданию.

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Цель: 

15. Вывод, подведение итогов работы.

  • Как определить, одну Н или две НН писать в наречии? ( Определить, сколько Н в том слове, от которого наречие образовано)
  • На какие вопросы отвечают наречия на –О(Е)? (Как?)
  • Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельством).

16. Запишите домашнее задание. Параграф 38, у. 236,

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема: Буквы О и Е после шипящих на  конце наречий.

Цели: 1. образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о и е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы;

2.развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

3.воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов; знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М.Т. Баранов «Русский язык» 6 класс, С.: Просвещение, 2011.

Ход урока:

1. Орг.момент (звучит музыка П.И.Чайковского).

2. Мотивационный этап (чтение стихотворения) 

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Повторение и систематизация изученного (выборочное списывание с группировкой).

- Дома, составляя орфографическую диктовку, вы повторяли правописание гласных о и е после шипящих в разных частях речи.

Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.

Ш_рох шепчется с реч_нкой
Про мальчиш к, про девч_нок,
 Про стаж_ра, дириж_ра,
Ретуш_ра и ш_фера.
И про тех, кто был врач_м,
Кузнецом и скрипа_ом,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
 Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения вывешивается схема)

шорохрис.1

шофер

Вывод: в корне слова после шипящих пишется гласная ё, если можно подобрать однокоренное слово с гласной е.

речонкойрис.2

стажер

дирижер

ретушер

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных  после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

врачомрис.3

скрипачом

 

Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

- Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

  1. Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой

части речи, написание которой зависит от шипящей.

  1. Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания.

  1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.
  2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему

научиться?

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

а) Сравните:

рис.4

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е. 

Вывешивается схема:

рис.5

б) Работа по учебнику.

- Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 45 на с. 95

- Какие дополнительные сведения содержатся в § 45? (Наречие ещё  исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

- Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений.

а) работа по учебнику  упр. 212

(Спишите, обозначая изучаемую  орфограмму.)

Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих наречий.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Разминка (театр-экспромт)

Слушал шорох тишину.
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу?
- Дай на ушко пошепчу.
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат
Рыщут-ищут лягушат.
Две букашки
Спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят
Лепестками шевелят.
Навостри-ка уши,
Тишину   послушай!

а) Объяснительный диктант.

Цель: помочь усвоить образец рассуждения правописания о, е после шипящих.

Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещенной солнцем, летают пчелы, слышится шепот и шорох осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает). Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки, протекавшей рядом, было свежо и горячо от солнечных лучей.

- Объясните постановку знаков препинания в 2-х последних предложениях.

б) Переконструирование слов и предложений.

Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

Цель: учиться образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.

  • Неуклюжий                       
  • Зовущий
  • Горячий
  • Трепещущий

в) Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.

Цель: умение правильно употреблять наречия в речи.

Повеяло свежим ветром. Под голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.

8. Обобщение.

  1. Какие условия необходимо учитывать при написании гласных о, е 

после шипящих в разных частях речи?

  1. Опираясь на схемы, составьте монологическое высказывание на

грамматическую тему.

9. Организация домашнего задания.

Выучить орфографическое правило на с.95, выполнить упражнение 214, в тетради конспектов составить опорную таблицу по схеме:

 

корень

суффикс

окончание

существительное

 

 

 

прилагательное

 

 

 

 наречие

 

 

 

Дата: ___________                                               Урок №__________

Тема: Буквы О и А на конце наречий с приставками. 

Цель урока: формирования навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не – ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.

Развивающая цель: развитие познавательной активности.

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Орфоэпический словарь.
  2. Контрольные карточки.

Ход урока:

I. Самопроверка домашнего упражнения с использованием контрольной карточки.

II. Словарно- орфографическая диктовка.

Запись слов с объяснением правописания приставок:

Расчет, рассчитать, расформировать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расчертить, бесполезный, сжечь, делать.

III. К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых части слова противоположны по написанию, например: стеклянный – серебряный, видишь – стелешь, некем – никем.

Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовал), местность (чудесный), никуда (некуда), не был (негодовал).

IV. Объяснение нового материала начинается с разрешения проблемной ситуации по какому признаку разделены слова на два столбика?

добела
изредка
искоса
снова

   

досрочно
извилисто
 
сбивчиво

Обращаем внимание школьников на правильность произношения наречий:

надолго, набело, но: добела.

Запись в ученические словари в раздел «Говори правильно».

- по конечному суффиксу;

- от чего зависит выбор суффикса?

Ученики дают различный ответ, каждый из которых проверяется:

- от ударения – не подтверждается;

- образовано от прилагательных – не подтверждается4

-от способа образования.

Проверим:

добела
изредка
искоса
снова

белый
редкий
косой
новый

досрочно
извилисто
сбивчиво

досрочный
извилистый
сбивчивый

Вывод:

Наречия с а образовались приставочно –суффиксальным способом.

Наречия с о образовались суффиксальным способом.

-можно ли сделать окончательный вывод?

-рассмотрим третий столбик

влево

вправо

заново

чисто

-что общего у этого столбика слов с первым столбиком?

-способ образования

-а в чем отличие?

-нет приставок из-, до-, с-; пишется о

-когда же в наречиях пишется на конце а?

Учащиеся формулируют правило и сверяют его с правилом учебника.

V. Закрепление материала.

А) учащиеся I и II групп выполняют упражнения, записанные на доске

1. замените словосочетание наречиями с о или а на конце. Обозначить орфограмму.

Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело).

Б) а для учащихся III группы учитель повторяет объяснение: какие два условия необходимы. Чтобы на конце наречия был а:

1) Приставки из-, до-, с-.

2) Образование наречия приставочно – суффуксальным способом.

Построим алгоритм рассуждения.

1. Смотрю, есть ли в наречии приставки из-, до-, с-.

http://festival.1september.ru/articles/575634/img1.jpg

Алгоритм закрепляем на ряде словосочетаний.

Изредка преграждал, справа и слева находились, сгоряча не стукнули, раскачивал направо и налево.

В) Выборочный диктант для I и II групп

Выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, в другой – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова.

  1. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.
  2. Небо было раскалено почти добела.
  3. Ветер снова усилился.
  4. Серое небо предвещало дождь надолго
  5. Посмотри –ка вправо.
  6. Начни все сначала.
  7. Издалека послышался шум.

- Третья группа работает с упражнением учебника

IV. Итоговая работа (проверяется на уроке)

- записать под диктовку словосочетания, обозначить изучаемую орфограмму

Сначала посетить, подъезжать справа, повернуть налево, издавна поражать, поглядеть искоса, недоверчиво относиться, заново прийти, снова присутствовать, изредка возражать, издалека начинать.

VI. Домашнее задание: выучить § учебника, выучить схему рассуждения (алгоритм)

1) Первая группа – написать мини-сочинение на тему «Воскресная прогулка», используя наречия с изученной орфограммой.

2) Вторая группа – составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20-ти словосочетаний, обозначить орфограмму.

3) Третья группа – записать 10 наречий с изученной орфограммой, обозначить орфограмму.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...