рабочая программа
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО: ________ /Латипова Р.Г./ Протокол № _____от « ____ » августа 2014 г . | Заместитель директора по УВР: ____________ /Бариева М.И. / « ____ » августа 2014 г. | Директор школы: ___________ /Рахматуллин Т.В./ Приказ № ____ от « ____ » августа 2014 г. |
Балтасинский муниципальный район
МБОУ Пижмаринская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
по литературе
для 6 класса
Составила: Закиева Лейсан Инзилевна,
учитель русского языка и литературы, английского языка
I квалификационной категории
Принято на заседании педагогического совета.
Протокол № ___ от « _____ » августа 2014г.
2014 год
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
на 2014-2015 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План. | Факт. | ||||
1. | Художественное произведение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор. | 1 | |||
Устное народное творчество | 2+1 | ||||
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Народные песни. Исторические песни. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 | |||
3. | Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества. Их народная мудрость. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | |||
4. | Р.р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?». | 1 | |||
Древнерусская литература | 1 | ||||
5. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | |||
Русская литература XVIII века. | 3 | ||||
6. | Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | 1 | 22.09.14 | 22.09.14 | |
7. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и Корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 | 24.09.14 | 24.09.14 | |
8. | И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1 | 29.09.14 | 29.09.14 | |
Произведения русских писателей XIX века. | 18+7 | ||||
9. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | 1 | 1.10.14 | 1.10.14 | |
10. | А.С. Пушкин. Пейзажная лирика. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. «Зимняя дорога» Изображение действительности и внутреннего мира человека. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. | 1 | 6.10.14 | 6.10.14 | |
11. | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих. | 1 | 8.10.14 | ||
12. | А.С. Пушкин. «Дубровский». История создания романа «Дубровский». | 1 | 13.10.14 | ||
13. | Изображение русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | 15.10.14 | ||
14. | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | 1 | 20.10.14 | ||
15. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекурова. Авторское отношение к героям. | 1 | 22.10.14 | ||
16. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел». Мастерство композиции повести. | 1 | |||
17. | Р.р. Отзыв по прочитанным главам из романа "Дубровский". | 1 | |||
18. | М. Ю. Лермонтова. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта. Особенности поэтических интонаций. | 1 | |||
19. | Р.р. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок, «Утёс», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества. | 1 | |||
20. | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 | |||
21. | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | ||||
22. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 | |||
23. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев-мастер портрета и пейзажа. | 1 | |||
24. | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека. | 1 | |||
25. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность. Напевность лирики Фета. | 1 | |||
26. | Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | 1 | |||
27. | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации. | 1 | |||
28. | Внеклассное чтение. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | 1 | |||
29. | Р.р. Самостоятельная работа. Рассуждение «Почему Некрасов называет голод «царём»?». | 1 | |||
30. | Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. | 1 | |||
31. | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. | 1 | |||
32. | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и роль в произведении. Понятие каламбура. | 1 | |||
33. | Внеклассное чтение. Н. С. Лесков «Человек на часах». | 1 | |||
Писатели улыбаются. | 1+1 | ||||
34. | А. П. Чехов . Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 | |||
35. | Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | 1 | |||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 1 | ||||
36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века .Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!», Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе. | 1 | |||
Произведения русских писателей XX века. | 10+2 | ||||
37. | А. И Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». | 1 | |||
38. | А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 | |||
39. | А. П. Платонова. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. Сказка «Цветок на земле». | 1 | |||
40. | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | |||
41. | Образ природы в сказке в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 1 | |||
42. | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | 1 | |||
43. | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | |||
44. | В. П. Астафьева. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |||
45. | Юмор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | 1 | |||
46. | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского языка». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. | 1 | |||
47. | Нравственные проблемы рассказа. Смысл названия рассказа. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 | |||
48. | Р.р. Классное сочинение по произведениям В.П. Астафьева В.Г. Распутина: «Жизненные уроки», «Истинное добро бескорыстно». | 1 | |||
Произведения о Великой Отечественной войне. | 1+2 | ||||
49. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые» | 1 | |||
50. | Внеклассное чтение. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | |||
51. | Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, В.П. В.Г. Распутина, литературе о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
Писатели улыбаются. | 2+1 | ||||
52. | В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Странные люди» - герои В. М. Шукшина. «Критики». | 1 | |||
53. | Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Срезал» , «Сельские жители», «Чудики». | 1 | |||
54. | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | 1 | |||
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 4 | ||||
55 | А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | 1 | |||
56. | С.А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» | 1 | |||
57. | А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики Ахматовой. | 1 | |||
58. | Н.М. Рубцов. Слово о поте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице», «Январское». | 1 | |||
Из литературы народов России. | 2 | ||||
59. | Габдулла Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга» | 1 | |||
60. | Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась Беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия народа. | 1 | |||
Из зарубежной литературы. | 8+2 | ||||
61. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. | 1 | |||
62. | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | 1 | |||
63. | Гомер. Слово о Гомере. Героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | 1 | |||
64. | Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблемы истинных и ложных идеалов. | 1 | |||
65. | И.Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | |||
66. | П. Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | |||
67. | Внеклассное чтение. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 | |||
68. | Приёмы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | |||
69. | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. « Маленький принц» как философская сказка-притча. Понятие о притче. | 1 | |||
70. | Итоговый урок. Литературная викторина. Задания для летнего чтения. | 1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 6 класса общеобразовательной основной школы на основании:
- Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации” (2012г).
- Федерального компонента государсвенного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, 2004г;
- Закон РТ “Об образовании”(2013г).
- Закона РТ “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан”( 2004г).
- Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень под редакцией В.Я.Коровиной- 11-е издание, Москва , Просвещение, 2009;
- Образовательной программы ОУ основного общего образования.
- Учебного плана ОУ на 2014/2015 учебный год.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Программа ориентирована на использование :
- учебника: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин.- Москва, Просвещение, 2013.
Цели:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребнос-ти в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением Базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использо-вания русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художествен-ному многообразию русской литературы и вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно обусловленные различия;
- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
Тематическое планирование
Рабочих часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольная работа | |
Введение. | 1 | - | - | - |
Устное народное творчество. | 2 | 1 | - | - |
Древнерусская литература. | 1 | 1 | - | - |
Русская литература XVIII века. | 2 | - | - | - |
Русская литература XIX века. | 18 | 2 | 4 | 1 |
Писатели улыбаются. | 1 | - | 1 | - |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 1 | - | - | - |
Произведения русских писателей XX века. | 10 | 2 | - | - |
Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 | - | 1 | 1 |
Писатели улыбаются. | 2 | - | 1 | - |
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 4 | - | - | - |
Из литературы народов России. | 2 | - | - | - |
Из зарубежной литературы. | 8 | - | 2 | - |
Всего часов | 53 | 6 | 9 | 2 |
Содержание
№ | Тема | Кол. час. |
1. | Художественное произведение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и его роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор. | 1 |
Устное народное творчество | 2+1 | |
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Народные песни. Исторические песни. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 |
3. | Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества. Их народная мудрость. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 |
4. | Р.р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?». | 1 |
Древнерусская литература | 1+1 | |
5. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 |
6. | Р.р. Классное сочинение на тему: "Какие наставления содержит "Сказание о белгородской крепости"? | 1 |
Русская литература XVIII века. | 2 | |
6. | Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | 1 |
7. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и Корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 |
Произведения русских писателей XIX века. | 18+7 | |
9. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Пушкин в Казани. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | 1 |
10. | А.С.Пушкин. Пейзажная лирика. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. «Зимняя дорога» Изображение действительности и внутреннего мира человека. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина. | 1 |
11. | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр стихотворного послания. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих. | 1 |
12. | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания романа «Дубровский». | 1 |
13. | Изображение русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 |
14. | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | 1 |
15. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекурова. Авторское отношение к героям. | 1 |
16. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел».Мастерство композиции повести. | 1 |
17. | Р.р. Отзыв по прочитанным главам из романа "Дубровский". | 1 |
18. | М. Ю. Лермонтова. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта. Особенности поэтических интонации. | 1 |
19. | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок, «Утёс», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества. | 1 |
20. | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 |
21. | Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». | |
22. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 |
23. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. | 1 |
24. | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека. | 1 |
25. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность. Напевность лирики Фета. | 1 |
26. | Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | 1 |
27. | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации. | 1 |
28. | Внеклассное чтение. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. | 1 |
29. | Р.р. Изложение с элементами рассуждения. «Почему Некрасов называет голод «царём»?». | 1 |
30. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С.Т ургенева, Н.А. Некрасова. | 1 |
31. | Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. | 1 |
32. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и роль в произведении. Понятие каламбура. | 1 |
33. | Внеклассное чтение. Н. С. Лесков «Человек на часах». | 1 |
Писатели улыбаются. | 1+1 | |
34. | А. П. Чехов . Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 |
35. | Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | 1 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 1 | |
36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века .Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!», Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе. | 1 |
Произведения русских писателей XX века. | 10+2 | |
37. | А. И Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». | 1 |
38. | А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 |
39. | А. П. Платонова. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. Сказка «Цветок на земле». | 1 |
40. | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 |
41. | Образ природы в сказке в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 1 |
42. | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | 1 |
43. | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 |
44. | В. П. Астафьева. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 1 |
45. | Юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | 1 |
46. | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского языка».Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. | 1 |
47. | Нравственные проблемы рассказа. Смысл названия рассказа. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 |
48. | Р.р. Классное сочинение по произведениям В.П.Астафьева В.Г.Распутина: «Жизненные уроки», «Истинное добро бескорыстно». | 1 |
Произведения о Великой Отечественной войне. | 1+2 | |
49 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые» | 1 |
50 | Внеклассное чтение. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 |
51. | Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, В.П.Астафьева В.Г.Распутина, литературе о Великой Отечественной войне. | 1 |
Писатели улыбаются. | 2+1 | |
52. | В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Странные люди» - герои В. М. Шукшина. «Критики». | 1 |
53. | Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Срезал» , «Сельские жители», «Чудики». | 1 |
54. | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. (Нац.рег.компонент) | 1 |
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 4 | |
55 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | 1 |
56. | С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» | 1 |
57. | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики Ахматовой. | 1 |
58. | Н.М.Рубцов. Слово о поте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице», «Январское». | 1 |
Из литературы народов России. | 2 | |
59. | Габдулла Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». | 1 |
60. | Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась Беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия народа. (Нац.рег.компонент) | 1 |
Из зарубежной литературы. | 8+2 | |
61. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. | 1 |
62. | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | 1 |
63. | Гомер. Слово о Гомере. Героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | 1 |
64. | Внеклассное чтение. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблемы истинных и ложных идеалов. | 1 |
65. | И.Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 |
66. | П.Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 |
67. | Внеклассное чтение. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 |
68. | Приёмы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе М.Твена «Приключения Гекльберри Финна». | 1 |
69. | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. « Маленький принц» как философская сказка-притча. Понятие о притче. | 1 |
70. | Итоговый урок. Литературная викторина. Задания для летнего чтения. | 1 |
Национально-региональный компонент реализуется на уроках изучения биографии А.С.Пушкина (приезд писателя в Казань с целью изучения архивов) – урок 9; на уроке 58 изучения биографии и творчества татарского поэта Г.Тукая, Кайсына Кулиева.
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
на 2014-2015 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План. | Факт. | ||||
1. | Художественное произведение. Литература как художественное отражение жизни. Книга и её роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор. | 1 | |||
Устное народное творчество | 2+1 | ||||
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Народные песни. Исторические песни. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 | |||
3. | Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества. Их народная мудрость. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | |||
4. | Р.р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?». | 1 | |||
Древнерусская литература | 1+1 | ||||
5. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | |||
6. | Р.р. Классное сочинение на тему: «Какие наставления содержит "Сказание о белгородском киселе?» | 1 | |||
Русская литература XVIII века. | 2 | ||||
7. | Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | 1 | |||
8. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и Корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 | |||
Произведения русских писателей XIX века. | 18+7 | ||||
9. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | 1 | |||
10. | А.С.Пушкин. Пейзажная лирика. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. «Зимняя дорога» Изображение действительности и внутреннего мира человека. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина. | 1 | |||
11. | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр стихотворного послания. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих. | 1 | |||
12. | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания романа «Дубровский». | 1 | |||
13. | Изображение русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | |||
14. | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | 1 | |||
15. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекурова. Авторское отношение к героям. | 1 | |||
16. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел». Мастерство композиции повести. | 1 | |||
17. | Р.р. Отзыв по прочитанным главам из романа "Дубровский". | 1 | |||
18.. | М. Ю. Лермонтова. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта. Особенности поэтических интонаций. | 1 | |||
19. | Р.р. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок, «Утёс», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества. | 1 | |||
20. | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 | |||
21. | Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». | ||||
22. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 | |||
23. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. | 1 | |||
24. | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека. | 1 | |||
25. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность. Напевность лирики Фета. | 1 | |||
26. | Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | 1 | |||
27. | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтической интонации. | 1 | |||
28. | Внеклассное чтение. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. | 1 | |||
29. | Р.р.Самостоятельная работа. Рассуждение.: «Почему Некрасов называет голод «царём»?». | 1 | |||
30. | Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. | 1 | |||
31. | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. | 1 | |||
32. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и роль в произведении. Понятие каламбура. | 1 | |||
33. | Внеклассное чтение. Н. С. Лесков «Человек на часах». | 1 | |||
Писатели улыбаются. | 1+1 | ||||
34. | А. П. Чехов . Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 | |||
35. | Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | 1 | |||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 1 | ||||
36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века .Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!», Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе. | 1 | |||
Произведения русских писателей XX века. | 10+2 | ||||
37. | А. И Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». | 1 | |||
38. | А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 | |||
39. | А. П. Платонова. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. Сказка «Цветок на земле». | 1 | |||
40. | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | |||
41. | Образ природы в сказке в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 1 | |||
42. | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | 1 | |||
43. | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | |||
44. | В. П. Астафьева. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |||
45. | Юмор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | 1 | |||
46. | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского языка».Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. | 1 | |||
47. | Нравственные проблемы рассказа. Смысл названия рассказа. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 | |||
48. | Р.р. Классное сочинение по произведениям В.П.Астафьева В.Г.Распутина: «Жизненные уроки», «Истинное добро бескорыстно». | 1 | |||
Произведения о Великой Отечественной войне. | 1+2 | ||||
49. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые» | 1 | |||
50. | Внеклассное чтение. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | |||
51. | Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, В.П.Астафьева В.Г.Распутина, литературе о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
Писатели улыбаются. | 2+1 | ||||
52. | В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Странные люди» - герои В. М. Шукшина. «Критики». | 1 | |||
53. | Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Срезал» , «Сельские жители», «Чудики». | 1 | |||
54. | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | 1 | |||
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 4 | ||||
55 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | 1 | |||
56. | С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» | 1 | |||
57. | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики Ахматовой. | 1 | |||
58. | Н.М.Рубцов. Слово о поте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице», «Январское». | 1 | |||
Из литературы народов России. | 2 | ||||
59. | Габдулла Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга» | 1 | |||
60. | Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась Беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия народа. | 1 | |||
Из зарубежной литературы. | 8+2 | ||||
61. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. | 1 | |||
62. | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | 1 | |||
63. | Гомер. Слово о Гомере. Героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | 1 | |||
64. | Внеклассное чтение. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот».Проблемы истинных и ложных идеалов. | 1 | |||
65. | И.Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | |||
66. | П.Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | |||
67. | Внеклассное чтение. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 | |||
68. | Приёмы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе М.Твена «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | |||
69. | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. « Маленький принц» как философская сказка-притча. Понятие о притче. | 1 | |||
70. | Итоговый урок. Литературная викторина. Задания для летнего чтения. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества изученных писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления) ; роды литературы; эпос, лирика, драма; жанры литературы; басня, аллегория понятие о эзоповском языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; " бродячие сюжеты" сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как рол литературы, пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, строфа);
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров ( народная и литературная сказка, загадка, басня,
рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их
поступки , переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
-сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а
также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
-самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
-создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему;
- определения своего круга чтения;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет).
Литература
- Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
- Н.В.Егоров. Поурочные разработки по литературе. Москва: Экзамен, 2009 г.
- О. В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 6-ый класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература 6 класс». Москва: Экзамен, 2008 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю.Шведовой.
- Ганиева Ф. А. Русско-татарский словарь. Около 47000 слов.
- Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс/ В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г.
- Фонохрестоматия "Слушаем актерское чтение".
Произведения для заучивания наизусть в 6 классе
1. И.А.Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» (на выбор).
2. А.С.Пушкин. «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро» (на выбор).
3. М.Ю.Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утес. Три пальмы (на выбор).
4. Н.А.Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).
5. Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…». А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», А.А. Блок.
Летний вечер. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор).
6. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся
(К.М. Симонов, Н.М. Рыленков, Д.С. Самоилов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...