рабочая программа
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_liter._5_kl.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Рассмотрено»

«Согласовано»

                  «Утверждено»

Руководитель МО:

________ /Латипова Р.Г./

Протокол №   _____  от

«  ____ »  августа  2014 г .

Заместитель директора по УВР:

____________ /Бариева М.И. /

« ____ »  августа  2014 г.

     Директор школы:

      ___________ /Рахматуллин Т.В./

      Приказ №  _____  от

«  ____ »  августа    2014 г.

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Пижмаринская основная  общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по литературе

для  5 класса

Составила: Закиева Лейсан Инзилевна,

учитель русского языка и литературы, английского языка

I квалификационной категории

                                                                                           Принято на заседании педагогического совета.                                                                                                                        

                                                                                                       Протокол  №   ____ от  «_____»  августа  2014г.

2014 год

Календарно-тематическое планирование

по литературе в 5  классе

на 2014-2015 учебный год

       

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения

Примеча-ние

План.

Факт.

1.

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Устное народное творчество.

5+1

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Детский фольклор: загадки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

3.

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

5.

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»- волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

6.

 Сказки о животных  «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

7.

Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Письменная самостоятельная работа «Мой любимый герой русской народной сказки и почему?".

1

23.09.14

 

Древнерусская  литература.

1

8.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

25.09.14

 

 Русская литература XVIII века.

1

9.

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1

30.10.14

 

 Русская  литература  XIX века.

25+2

10.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок».

1

2.10.14

 

11.

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. Понятие об аллегории и морали.

1

7.10.14

 

12.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

1

9.10.14

 

   13.

Внеклассное чтение.  Басенный мир  И. А. Крылова. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. «Бродячие сюжеты» в басне.

      1

14.10.14

14.

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

16.10.14

15.

 В. А. Жуковский.  «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

16.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. «У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

17.

«У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

18.

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей

1

19.

Борьба добра и зла в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Понятие о стихотворной сказке.

1

20.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

21.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

   22.

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princes». «Красный цветок». Героическое и обыденное в сказках. Пафос произведения.

      1

23.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа  и патриотический пафос произведения .

1

24.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

25.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни в повести.

1

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника   «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь».

1

27.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

28.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа  русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

29.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Портрет Герасима. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

30.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

31.

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Сравнение. Гипербола.

1

32.

А. А. Фета. Слово о поэте. «Весенний дождь», «Вечер», «Задрожали листы, облетая…», «Чудная картина». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

33.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»- рассказ-быль как протест против национальной вражды.  Жилин и горцы.

1

34.

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе.

1

35.

 Р.р. Написание отзыва о прочитанном рассказе «Кавказский пленник».

1

36.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмористические рассказы А. П. Чехова.

1

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

2

37.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

1

38..

Лирика  И.С. Никитина «»Утро», «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Плещеева «Весна», А.Н. Майкова «Ласточки», И.З. Сурикова «Зима», А.В. Кольцова «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай».

1

 Русская литература XX века.

13+4

39.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

40.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание города Княжье-Вено. Вася и его отец.

1

41.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1

42.

Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».

1

43.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

44.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

45.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе Сказ и сказка.

1

46.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

47.

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

1

48.

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский. «Избушка в лесу».

1

49.

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяц».

1

50.

Р.р. Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами». Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

51.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

1

52.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

53.

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1

54.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. Отзыв о прочитанном рассказе.

1

55.

Внеклассное чтение. В.П. Казаков «Арктур- гончий пёс».

1

Поэты о Великой Отечественной войне.

2

56.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

57.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

Писатели и поты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2

58.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А Бунин «Помню - долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо «Города и годы».

1

59.

Образ Родины в стихах о природе Д.Б. Кедрина «Алёнушка», А.А. Прокофьева «Алёнушка», Н.М. Рубцова «Родная деревня».

1

Писатели улыбаются.

1

60.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

 Зарубежная литература.

8+2

61.

Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.

1

62.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

63.

Х. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы.

1

64.

Мужество Герды в поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.  Победа добра, любви и дружбы.

1

65.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К Андерсена: «Какие поступки героев сказки Андерсена я считаю благородными?».

1

66.

Внеклассное чтение. Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

67..

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».  Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

68.

Том Сойер и его друзья. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

1

69.

Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Чтение и обсуждение произведения. Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства.

1

70

Подведение итогов года. Выявление уровня литературного развития  учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для 5 класса общеобразовательной основной  школы на основании:

  1. Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации” (2012г).
  2.  Федерального компонента государсвенного образовательного стандарта основного  общего образования по литературе,  2004г;
  3. Закон РТ “Об образовании”(2013г).
  4. Закона РТ “О государственных языках Республики Татарстан и других языках  в Республике Татарстан”( 2004г).
  5. Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень под редакцией В.Я.Коровиной- 11-е издание, Москва , Просвещение, 2009;
  6. Образовательной программы ОУ основного общего образования.
  7. Учебного плана ОУ на 2014/2015 учебный год.

Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Программа ориентирована на использование :

 - учебника: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин.- Москва, Просвещение, 2013.

                                                                                                                  Цели:

 - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений  о специфике литературы в ряду других искусств, потребнос-ти в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко -  литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением Базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использо-вания русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

                                                                                                         Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художествен-ному многообразию русской литературы и вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно обусловленные различия;

- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Тематическое планирование

Рабочих часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольная работа

Введение.

1

-

-

-

Устное народное творчество.

5

1

-

-

Древнерусская  литература.

1

-

-

-

Русская литература XVIII века.

1

-

-

-

Русская литература XIX века.

25

1

1

-

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

2

-

-

-

Русская литература XX века.

13

2

2

-

Поэты о Великой Отечественной войне.

2

-

-

-

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2

-

-

-

Писатели улыбаются.

1

-

-

-

Зарубежная литература.

8

1

1

-

Всего часов

61

5

4

-

Содержание

       Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

1.

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Устное народное творчество.

5+1

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

3.

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

5.

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»- волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

6.

  Сказки о животных  «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

7.

Р.р. Мой любимые русские народные сказки. Письменная самостоятельная работа «Мой любимый герой русской народной сказки и почему?".

1

Древнерусская  литература.

1

8.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

 Русская литература XVIII века.

1

9.

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1

 Русская  литература  XIX века.

25+2

10.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И.Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок».

1

11.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

12.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие о эзоповом языке.

1

13.

Внеклассное чтение.  Басенный мир  И. А. Крылова. Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. «Бродячие сюжеты в басне.

      1

14.

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

15.

 В. А. Жуковский.  «Кубок» .Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

16.

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. «У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

17.

«У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

18.

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей

1

19.

Борьба добра и зла в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Понятие о стихотворной сказке.

1

20.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

21.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

22.

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princes». «Красный цветок». Героическое и обыденное в сказках. Пафос произведения.

      1

23.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа  и патриотический пафос произведения .

1

24.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

25.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни в повести.

1

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника   «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь».

1

27.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

28.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа  русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

29.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Портрет Герасима. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

30.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

31.

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Сравнение. Гипербола.

1

32.

А. А. Фета. Слово о поэте. «Весенний дождь», «Вечер», «Задрожали листы, облетая…», «Чудная картина». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

33.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»- рассказ-быль как протест против национальной вражды.  Жилин и горцы.

1

34.

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе.

1

35.

 Р.р. Написание отзыва о прочитанном рассказе «Кавказский пленник».

1

36.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмористические рассказы А. П. Чехова.

1

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

2

37.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

1

38..

Лирика  И.С. Никитина «Утро», «Зимняя ночь в деревне», А.Н. Плещеева «Весна», А.Н. Майкова «Ласточки», И.З. Сурикова «Зима». А.В. Кольцова «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай».

1

 Русская литература XX века.

13+4

39.

И.С.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

40.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание города Княжье-Вено. Вася и его отец.

1

41.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1

42.

Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».

1

43.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

44.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

45.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе Сказ и сказка.

1

46.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

47.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

1

48.

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Избушка в лесу».

1

49.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяц».

1

50.

Р.р. Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»..Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

51.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

1

52.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

53.

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1

54.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие о автобиографическом произведении. Отзыв о прочитанном рассказе .

1

55.

Внеклассное чтение. В.П.Казаков «Артур- гончий пёс».

1

Поэты о Великой Отечественной войне.

2

56.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

57.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2

58.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А Бунин «Помню - долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо «Города и годы».

1

59.

Образ Родины в стихах о природе Д.Б. Кедрина «Алёнушка», А.А. Прокофьеа «Алёнушка», Н.М. Рубцова «Родная деревня».

1

Писатели улыбаются.

1

60.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

 Зарубежная литература.

8+2

61.

Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.

1

62.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

63.

Х. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы.

1

64.

Мужество Герды в поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.  Победа добра, любви и дружбы.

1

65.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К Андерсена: «Какие поступки героев сказки Андерсена я считаю благородными?».

1

66.

Внеклассное чтение. Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

67.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».  Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

68.

Том Сойер и его друзья. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

1

69.

Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Чтение и обсуждение произведения. Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства.

1

70

Подведение итогов года. Выявление уровня литературного развития  учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Учитывая необходимость приобщения школьников к татарской национальной культуре, вводятся уроки изучения произведений писателей, живших или живущих в Татарстане. Включение элементов национальной культуры в курс литературы способствует формированию личности учащегося, его нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрений и жизненной позиции, так как культурологический материал в содержании литературы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиск универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.

Национально – региональный компонент реализуется при изучении следующих тем:

1.Татарские народные сказки. (По сказке «Мертвая царевна»)

2.А.С. Пушкин «Зимнее утро»- Г.Тукай. Стихотворения.

3. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». Сопоставительное изучение поэм «Руслан и Людмила» (пролога) и «Шурале» Г.Тукая.

4. О братьях наших меньших (Стихотворение Р.Миннуллина «Мама, я встретил щенка!»)

5. Татарские поэты 20 века о Родине и природе: Р.Мингалимов, Ш. Галиев и др.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Календарно-тематическое планирование

по литературе в 5  классе

на 2014-2015 учебный год

       

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения

Примеча-ние

План.

Факт.

1.

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Устное народное творчество.

5+1

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Детский фольклор: загадки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

3.

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

5.

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»- волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

6.

 Сказки о животных  «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

7.

Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Письменная самостоятельная работа «Мой любимый герой русской народной сказки и почему?".

1

Древнерусская  литература.

1

8.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

 Русская литература XVIII века.

1

9.

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

1

 Русская  литература  XIX века.

25+2

10.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIвека). И.Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок».

1

11.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

12.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие о эзоповом языке.

1

   13.

Внеклассное чтение.  Басенный мир  И. А. Крылова. Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. «Бродячие сюжеты в басне.

      1

14.

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

15.

 В. А. Жуковский.  «Кубок» .Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

16.

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Радионовны. «У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

17.

«У лукоморья дуб зелёный…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

18.

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей

1

19.

Борьба добра и зла в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Понятие о стихотворной сказке.

1

20.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

21.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

   22.

В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princes». «Красный цветок». Героическое и обыденное в сказках. Пафос произведения.

      1

23.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа  и патриотический пафос произведения .

1

24.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

25.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни в повести.

1

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника   «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь».

1

27.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

28.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа  русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

1

29.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Портрет Герасима. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

30.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

31.

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Сравнение. Гипербола.

1

32.

А. А. Фета. Слово о поэте. «Весенний дождь», «Вечер», «Задрожали листы, облетая…», «Чудная картина». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

33.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»- рассказ-быль как протест против национальной вражды.  Жилин и горцы.

1

34.

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе.

1

35.

 Р.р. Написание отзыва о прочитанном рассказе «Кавказский пленник».

1

36.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмористические рассказы А. П. Чехова.

1

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

2

37.

Русские поэты XiX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

1

38..

Лирика  И.С.Никитина «»Утро», «Зимняя ночь в деревне», А.Н.Плещеева «Весна», А.Н.Майкова «Ласточки», И.З.Сурикова «Зима».А.В.Кольцова «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай».

1

 Русская литература XX века.

13+4

39.

И.С.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

40.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Описание города Княжье-Вено. Вася и его отец.

1

41.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1

42.

Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».

1

43.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

44.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

45.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе Сказ и сказка.

1

46.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

47.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

1

48.

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Избушка в лесу».

1

49.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяц».

1

50.

Р.р. Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»..Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

51.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

1

52.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

53.

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

1

54.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие о автобиографическом произведении. Отзыв о прочитанном рассказе .

1

55.

Внеклассное чтение. В.П.Казаков «Артур- гончий пёс».

1

Поэты о Великой Отечественной войне.

2

56.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

57.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

Писатели и поты XX века о Родине, родной природе и о себе.

2

58.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А Бунин «Помню -долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо «Города и годы».

1

59.

Образ Родины в стихах о природе Д.Б.Кедрина «Алёнушка», А.А.Прокофьеа «Алёнушка», Н.М.Рубцова «Родная деревня».

1

Писатели улыбаются.

1

60.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

 Зарубежная литература.

8+2

61.

Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.

1

62.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

63.

Х. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы.

1

64.

Мужество Герды в поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.  Победа добра, любви и дружбы.

1

65.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К Андерсена: «Какие поступки героев сказки Андерсена я считаю благородными?».

1

66.

Внеклассное чтение. Жорж Санд: страницы биографии. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

67..

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».  Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

68.

Том Сойер и его друзья. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

1

69.

Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Чтение и обсуждение произведения. Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства.

1

70

Подведение итогов года. Выявление уровня литературного развития  учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен:

        знать/понимать:

        - образную природу словесного искусства;

        - содержание изученных литературных произведений;

        - основные факты жизни и творчества изученных писателей;

        - изученные теоретико-литературные понятия;

           -авторов и содержание изученных художественных произведений;

           -основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления) ; роды литературы; эпос, лирика, драма; жанры литературы; басня, аллегория понятие о эзоповском языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; " бродячие сюжеты" сказок; метафора, звукопись и аллитерация;  фантастика литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как рол литературы, пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.

        уметь:

        - воспринимать и анализировать художественный текст;

        - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - определять род и жанр литературного произведения;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

        - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

        - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

        - выявлять авторскую позицию;

            - отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, строфа);

            - различать особенности построения и языка произведений простейших жанров ( народная и литературная сказка, загадка, басня,  

             рассказ);                                              

           - пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

           -аргументировать свое  отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их  

             поступки , переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

           - выражать свое отношение к прочитанному;

        - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

        - владеть различными видами пересказа;

        - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

        - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

        - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

            -сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а  

            также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

            -самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

            -создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;

            Использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

            - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему;

            - определения своего круга чтения;

            -поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении  и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет).  

Литература

 

  1. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
  2. Н.В.Егоров. Поурочные разработки по литературе. Москва: Экзамен, 2009 г.
  3. О. В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 5-ый класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература 5 класс». Москва: Экзамен, 2008 г.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю.Шведовой.
  5. Ганиева Ф. А. Русско-татарский словарь. Около 47000 слов.
  6. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс/ В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г.
  7. Фонохрестоматия "Слушаем актерское чтение".

Произведения для заучивания наизусть в 5 классе

1. Пословицы и поговорки.

2.  В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

3. И.А.Крылов. Басни (по выбору)

4. А.С.Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

5. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Крестьянские  дети (отрывок из стихотворения

  «Однажды в студеную, зимнюю пору…».

6. А.А.Фет. Весенний дождь.

7. М.Ю.Лермонтов. Бородино.

8. С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

9. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворение по выбору учащихся

(А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.). Из раздела «О Родине и о родной природе»

(1-2 стихотворения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...