Олимпиада по литературе. 9 класс
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе для 9 класса
I этап - проверка знаний по истории и теориирусской литературы, II этап - интерпретация художестенного текста: сопоставительный анализ литературного перевода стихотворения Г.Гейне "Сосна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_shkolnogo_etapa_olimpiady_po_literature.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания школьного этапа олимпиады по литературе
9 класс
- Знание текстов художественных произведений
О каких исторических деятелях идёт речь в этих отрывках? Ответ запишите по схеме:
герой – произведение – автор.
- Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну, _____________________________________________
С собой возвысил до небес. _____________________________________________
- Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь, _______________________________________________
Никому не даст гнезда в обиду. ________________________________________________
- Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула казак и раскольник …, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущения в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей … __________________________________________________
- Знание истории литературы
- Кто из представителей царского рода Романовых проявил себя на литературном поприще? Назовите этого человека. Дополнительный балл, если укажете произведение этого автора.
- Кого критик В.Г. Белинский назвал «Петром Великим русской литературы»?
- Внимательно изучите отрывки из художественных произведений и определите «иерархию орденов», существовавшую в России в XIX веке. Имейте в виду, что речь в отрывках идёт только об орденах.
• Г о р о д н и ч и й. А, чёрт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?
А н н а А н д р е е в н а. Уж конечно, голубую лучше.
Г о р о д н и ч и й. Э? вишь, чего захотела! Хорошо и красную.
(Н.В. Гоголь «Ревизор»)
Прим.: Кавалерия – орденская лента. Голубая лента давалась при
высших орденах, красная – лента ордена Святой Анны.
• Станиславу 2-й степени в то время была присвоена звезда (но без ленты)… Звезда, хотя бы и не особенно доброкачественная, считалась непременным условием генеральства; из-за этого слуги его, статского генерала, таковым не считали. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»)
• -Значит, у вас теперь три Анны … Одна в петлице, две на шее. _________________
- Теперь остаётся ожидать на свет маленького Владимира.
(А.П. Чехов «Анна на шее») _________________
• - Нет, вы только скажите, Василий Лукич, … что больше Александра _________________
Невского?
Василий Лукич отвечал, что больше Александра Невского есть Владимир. __________________
- А выше?
- А выше всего Андрей Первозванный. __________________
(Л.Н. Толстой «Анна Каренина» 5ч.)
- Знание теории литературы
- Заполните пустые ячейки таблицы (1 балл за каждый правильный ответ):
эпос | ||
Поэма, элегия, послание, эпиграмма | ||
Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
- Определите средства художественной выразительности в данном фрагменте из «Слова о полку Игореве» (перевод Д.С. Лихачёва).
На другой день спозаранок _______________________________
кровавые зори свет предвещают, ______________________________
чёрные тучи с моря идут, _______________________________
хотят прикрыть четыре солнца _______________________________
… Быть грому великому, _______________________________
пойти дождю стрелами с Дона великого! _______________________________
- Определите стихотворный размер.
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моём челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нём заключено?
Огонь иль сумрак там – ей всё равно. ________________________________
(М.Ю. Лермонтов)
- Творческая работа
Как известно, стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком …» является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Несколько раньше это же стихотворение перевёл Ф.И. Тютчев. Сравните два перевода. Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нём проявилось мироощущение Лермонтова? Какой перевод понравился вам больше, почему?
Г.Гейне «Сосна»
(Подстрочный перевод)
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале. (1822г.)
Ф.М. Тютчев « На чужой стороне»
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
и сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму всё снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом,
на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко. (1823г.)
М.Ю. Лермонтов «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет. (1841г.)
1. Передают ли Лермонтов и Тютчев интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?
Какой из переводов – рассказ о несчастной любви. Почему вы так решили?
2. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?
3. "На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Тютчева и Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое более глубокое?
4. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, в лермонтовском стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за тропы?
5. Сделайте вывод: Кому, Тютчеву или Лермонтову удалось лучше передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?
Ответы:
- Знание текстов художественных произведений
- Пётр I – «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - М.В. Ломоносов
- Святослав – «Слово о полку Игореве» - стихотворный перевод Н. Заболоцкого
- Пугачёв – «Капитанская дочка» - А.С. Пушкин (1 балл за правильный ответ = 9 баллов)
- Знание истории литературы
- Екатерина II Великая. Нравоучительная сказка о царевиче Хлоре (2 б.)
- М.В. Ломоносов (1 б.)
- Иерархия орденов (5 б.)
Андрей Первозванный
Владимир 1-й степени
Александр Невский
Анна 1-й степени
Станислав 1-й степени
- Знание теории литературы (1 балл за каждый правильный ответ)
- (13 б.)
эпос | Рассказ, повесть, роман, сказка | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
лирика | Поэма, элегия, послание, эпиграмма | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» |
драма | Комедия, драма, трагедия | Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
- На другой день спозаранок __________________
кровавые зори свет предвещают, эпитет_____________
чёрные тучи с моря идут, матафора ( половцы)_
хотят прикрыть четыре солнца аллегория (4 князя)_// _ метафора _
…
Быть грому великому, эпитет_____________
пойти дождю стрелами с Дона великого! метафора, постоянный эпитет (6 б.)
- Ямб, пиррихий (6 б.)
- Творческое задание
По 5 баллов за полный ответ по каждому пункту плана. (25 б.)
I знание текстов | II история лит. | III теория лит. | IV творч. задание |
3 + 3 +3 | 2 + 1 + 5 | 13 + 6 + 6 | 25 |
Литература
- Коровина В.Я. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (1ч.). – М.: Просвещение, 2009.
- Толстой Л.Н. Анна Каренина. Т. 2 - М: Изд. «Правда», 1986. – 464с.
- Гоголь Н.В. Повести. Ревизор. – М.: Художественная литература, 1984. – 333с.
- Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 264с.
- Дмитриев Л.А., Понырко Н.В. Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Художественная литература, 1987. – 447с.
- Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе 8-10 классы. – М.: Дрофа, 2001
- http://tineydgers.ru/load/chitaem_stikhotvorenie_m_ju_lermontova_na_severe_dikom/41-1-0-12800
Составитель – Редчук Ольга Алексеевна,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс
В работе представлены вопросы и ответы по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...