Антитеза в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

План-конспект урока литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antiteza_v_rasskaze_l.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антитеза в  рассказе  Л.Н.Толстого "После бала"

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.

Оборудование: презентация  

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

2. Беседа с учащимися.

- Как композиционно построен рассказ?

- Какие две сцены противопоставлены?

- Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

- Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?

3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.

- Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.

- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?

Составление плана сравнительной характеристики.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

- зала предводителя дворянства;

- описание улицы;

- хозяева бала;

- солдаты;

- Варенька;

- наказываемый;

- полковник;

- полковник;

- Иван Васильевич.

- Иван Васильевич.

Запись планов в тетрадь.

4. Слово учителя.

Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.

Записи в тетрадях.

Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

- Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).

ПОЛКОВНИК

НАКАЗЫВАЕМЫЙ

“Высокий военный в шинели и фуражке”.

Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”.

“Шел твердой, подрагивающей походкой”.

“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…

“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”.

“Сморщенное от страдания лицо”.

“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.

- Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

- Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?

- Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

- Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

6. Сочинение-миниатюра.

“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала"

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала" к теме "Контраст как ведущий приём в рассказе Л.Толстого". Составляется учениками совместно с учителем в ходе урока....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Л. Толстого "После бала"

Презентация помогает проанализировать идею рассказа Толстого "После бала", понять, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора....

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...

Тестовая работа по рассказу Льва Толстого «После бала» для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»  и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания да...