Презетация к уроку литературы в 9 классе на тему: "А.С. Грибаедов. Комедия "Горе от ума""
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

ИСКАЗИЕВА  НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА

Презентация составлена к учебнику литературы В.Я. Коровиной "Литература 9 класс".

Тема презентации: "А.С. Грибаедов. Комедия "Горе от ума""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_ot_uma.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Слайд 2

«Будущее достойно оценит сию комедию и поставит её в число первых творений народных.» А.А. Бестужев «Горе от ума» есть …. галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука… И.А. Гончаров «Горе от ума» до сих пор не разгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы… А. Блок А.А. Бестужев И.А. Гончаров А. Блок

Слайд 3

История создания Замысел «Горя от ума», по свидетельству С.П. Бегичева, возник в 1816 году в Петербурге. Но чаще всего его относят к пребыванию поэта в Персии в 1820 году. По свидетельству самого писателя , «Горе от ума» была задумана как сценическая комедия, особый жанр романтизма, призванный совместить законы драматургии с законами эпоса и лирики. Грибоедов не сохранил формы «сценической поэмы», а написал сатирическую «комедию нравов» в стиле реализма. Автору не суждено было увидеть комедию ни на сцене ,ни в печати, однако сохранившийся текст комедии можно считать вполне законченным: новаторская, глубоко продуманная композиция, яркий афористичный язык - органично раскрывали личность героев, служили инструментом разрешения серьёзных вопросов современности , волновавших драматурга. А.С. Грибоедов

Слайд 4

Сюжет и композиция комедии. Особенности конфликта. Сам Грибоедов в письме к другу-критику П.А. Катенину объяснил ее план: «Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку <…> ….и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим…» Так определены обе линии развития событий: с одной стороны, история «предпочтения» одного поклонника другому, с другой - история «противоречия с обществом», фатально неизбежного там, где собралось « 25 глупцов на одного здравомыслящего». Согласно канонам драматургии классицизма, первый акт посвящался экспозиции , во втором происходила завязка конфликта, в третьем нарастали противоречия , четвертый был кульминацией , в пятом же -наступала развязка. Грибоедов смещает обычные рамки действия П.А. Катенин

Слайд 5

1 акт Разделён Явления 1-экспозиция Явления 7-10 завязка 2 акт Нарастание противоречий 3 акт Так же разделён Явления 1-13 развитие Явления 14-21 кульминация 4 акт Развязка

Слайд 6

Традиционного пятого акта нет, и эта недосказанность заставляет задуматься. что станет с героями. Завязкой действия становится внезапное появление Чацкого и его дурные высказывания о Молчалине в присутствии Софьи. Во втором действии- развитие конфликта: становится всё яснее , что не только для Фамусова- для всего этого мира Чацкий не ко двору. Запутывается и любовная интрига. 3 акт становится кульминацией: пред нами предстаёт множество людей , каждый из которых олицетворяет часть силы ему противостоящей. В центре - столкновение человека и толпы, и брошенное Софьей «Он не в своём уме» подхватывается как желанное. Развязкой становится четвёртое действие, разрубающее любовный узел: Софья убедилась в подлости Молчалина, Чацкий - в её нелюбви. При любой трактовке финала комедии: победитель или побеждённый Чацкий? - безумный мир ,противостоящий герою, побеждён.

Слайд 7

Формально соблюдается классический принцип «единства времени и места» (действие происходит в течение суток, в доме московского барина Фамусова), много «говорящих» фамилий: Молчалин, Скалозуб. Тугоуховская , Фамусов(от « фама »-молва), Репетилов(от французского « репете »-повторять ). Но это так называемые сценическое время и пространство. В произведении мы узнаём и о «золотом веке» Екатерины, и о нравах при дворе Александра 1, и о событиях 1812 года; в комедии рассказывают герои не только о Москве, но и о П етербурге, провинции, деревне… Таким образом, Грибоедов передаёт атмосферу эпохи, и это уже выходит за рамки классицизма. Екатерина Александр 1

Слайд 8

Проблематика комедии. Круг проблем, поставленных на страницах «Горя от ума», определён общественными настроениями в России конца 1810- начала 1820гг. В пьесе сталкиваются различные взгляды на понятие отечества, гражданского долга, службы статской и военной, различные представления об идеале человека, мнения о патриотизме и подражанье иностранному. Герои спорят о путях воспитания, образования, о том , наконец, что же это такое -ум. Проблема крепостного права очень важна; для Фамусова, Хлёстовой , им подобных нет ничего неестественного: «в работу вас, на поселенье вас…». Чацкий же видит пагубность этой системы для нравственности людей. Образы «Нестора негодяев знатных» или помещика-любителя театра - символы жестокости.

Слайд 9

Проблема подражания Европе, утрата национального была предметом горьких размышлений русской сатиры 18 века, в творчестве А. Кантемира, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова Грибоедов осознаёт её достаточно широко. Проблематично в пьесе и понятие ума . Противников Чацкого невозможно назвать «глупцами».Когда Софья, размышляя о различиях Чацкого и Молчалина , говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит…», она высказывает мысль , что бывают разные «умы»: «умение жить», приспособиться к «общему мнению», ловкость в обхождении. А. Кантемир Д.И. Фонвизин И.А. Крылов

Слайд 10

Проблема столкновения истиной лжи также важна: очень много связано с образами «слова», «говорения», «слушания »; это и «значащие» фамилии героев и пространные монологи. В философском, общественном конфликте - столкновение истинной лжи, двоякое понимание чести и службы, воинского долга и гражданского идеала - это столкновение живого и мертвенного.

Слайд 11

Герои комедии Система персонажей строится на принципе противопоставления Чацкого «прочим характерам». Основа их разделения- идейные позиции героев. В комедии представлены «век нынешний» (Чацкий ) и «век минувший» (Фамусов и фамусовское общество). Фамусов- барин, но и чиновник. Его отношение к службе наплевательски спокойное, он хочет лишь поскорее сбыть «с плеч долой», любит другие занятия: Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится; То бережёшься, то обед: Ешь 3 часа, а в три дни не сварится… Особенности обрисовки Фамусова в том, что все его черты вместе рождают улыбку и невольную симпатию, которые основаны не на уважении к занятиям Фамусова, а на любовании живостью и яркостью его фигуры. « …Обычай мой такой: Подписано - так с плеч долой» Фамусов

Слайд 12

«Государственный человек», он видит в службе лишь средство достичь желаемого покоя - и потому «что дело, что не дело, подписано - так с плеч долой» . « Англицкого клуба , старинный верный член до гроба» , он вместе с другими старичками судит обо всём: засудят об делах, что слово- приговор , ведь столбовые все, в ус никого не дуют и о правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда! В образе Фамусова Грибоедов один из первых создал многогранный характер: он - заботливый отец и нерадивый чиновник, хлебосольный хозяин и жестокий враг всего передового, добродушный ворчливый старичок - и безжалостный ко всякому, кто угрожает спокойствию его мира. Фамусов

Слайд 13

Молчалин является созданием ф амусовской воли : Безродного пригрел и ввёл в моё семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведён через моё содейство ; и будь не я , коптел бы ты в Твери. Важнейшим открытием Грибоедова было то, что именно « фамусовы » создают этот тип людей: тихих, скромных, раболепно услужливых, но при этом «деловых», чтобы выслужиться и получить власть. Молчалин долгое время остаётся в тени , его «забивают « в доме Фамусова: и хозяин- начальник, и Софья - яркая, сильная, в ластная натура, к тому же дочь начальника. Истинное лицо М олчалина раскрывается в момент его объяснения с Чацким. На издёвки Чацкого практически не отвечает, прикрывается маской скромника, но чем дальше, тем яснее становится, что Молчалин совсем другой, он уже имеет награды, с гордостью говорит о своих талантах, с тончайшим ядом сопереживает Чацкому – «Вам не дались чины, по службе неуспех?» -...и начинает давать ему советы: где искать покровительство, какие завести знакомства, что читать и чем заниматься. « … Он добьется степеней известных: Ведь нынче любят бессловесных.» Молчалин

Слайд 14

Сущность Молчалина раскрывается в том, как он реализует «завет отца», смысл которого в служении лжи , отсутствии человеческих связей и привязанностей: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятия – Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, где буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Раболепная угодливость Молчалина не только смешная , но и опасная: он пропагандирует общественный застой и ложь Молчалин

Слайд 15

В портрете Скалозуба просматриваются черты героя любовной комедии: тупой вояка, карикатурная глупость, казарменные шутки - «он слова умного не выговорил сроду…» , «так сказать, речист, а больно не хитёр…» . Однако Грибоедов не ограничивается примитивной карикатурностью: с образом Скалозуба входит важная тема изменений в облике офицера, которые произошли во время войны 1812 года. Блеск, сила, свобода, творческий порыв более не нужны, их сменил «мундир, один мундир…» . Воинское товарищество сменилось готовностью радоваться несчастью товарищей по оружию ради собственной выгоды: «то старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты…» «…чтоб чины добыть, есть многие каналы, Об них как истинный философ я сужу…» Красота одухотворённого героизма заменилась « прилаженностью » мундира, ум и образованность - умением «говорить по-французски». Отсюда недалеко до «проекта» Скалозуба преобразовать Россию: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий» . « И золотой мешок, и метит в генералы» Скалозуб

Слайд 16

« Служить бы рад - прислуживаться тошно» Чацкий всегда вызывал значительные споры и среди героев комедии и у критиков. Его первое появление встречается противоположными оценками: «Кто так чувствителен и весел, и остёр…» - «Счастлив там, где люди посмешнее…» ; «Не человек-змея…» - «Славно пишет, переводит…» и др. Позиция Чацкого в отношении проблем современности определяется не желанием разрушать, а желанием любить и быть любимым. В оценках гражданского долга, службы, крепостничества, образования и воспитания, патриотизма и подражания иностранному Чацкий, в сущности, лишь против подмены высоких понятий: Отечество, долг, патриотизм, любовь - жалкой имитацией. Служба для героя не средство возвыситься, а возможность служить: Когда в делах- я от веселей прячусь, Когда дурачиться- дурачусь; А смешивать два этих ремесла Есть тьма охотников: я не из их числа. Чацкий

Слайд 17

Чацкий- враг крепостничества, ведь оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа» . Он патриот, выступает против подражания всему иностранному, удивительно владеет родным языком: «славно пишет, переводит» , «говорит, как пишет» . Фигура Чацкого близка автору, это проявляется в его противопоставлении всем «прочим характерам», выведенным в комедии. Чацкий

Слайд 18

«София начертана неясно» А.С. Пушкин Образ этой центральной героини- одна из загадок пьесы: как объяснить, что «девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку» ? Само имя - «София», в переводе с греческого - «премудрость» - давалось мудрым девушкам, верно любящим, противостоящим пошлости и невежеству. И.А. Гончаров : «В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости <…> не даром любит её Чацкий» . Но у Грибоедова « мудрая» Софья обманывается, становится противницей Чацкого и виновницей сплетней о его сумасшествии. Источник этого - желание защитить Молчалина. Софья выше ф амусовской Москвы, хотя и отравлена ею. У нее свой идеал счастья: она отрицает завидного жениха Скалозуба, её не пугает, что избранник «в бедности рождён». Идеал любви Софьи создан на основе любовных романов; нельзя не согласиться с Чацким: «никем, по совести, не дорожит» . Софья

Слайд 19

Современный поэт Фёдор Кривин.

Слайд 20

Художественный метод Грибоедова . Творческий метод Грибоедова - драматурга определяется взаимодействием нескольких литературных традиций: Лёгкой любовной комедией классицизма. Близкой реализму сатирической «комедии нравов». Лирической сценической поэмой, определявшейся законами романтизма. «Я как живу, так и пишу, свободно и свободно» ,- объяснял сам Грибоедов особенность своей манеры в письме к Катенину. А.С. Грибоедов

Слайд 21

Большое значение имел реализм комедии. Мы узнаём о жизни дворянской Москвы, Петербурга, провинции; узнаём как велось воспитание детей, о зарождении вольномыслия в «пансионах, школах, лицеях»; узнаём муки родителей, стремящихся пристроить подросших дочерей, и повседневные заботы мелкого человечка. Новаторство комедии определяется особым отношением к языку, речевой характеристикой героев. «О стихах я не говорю- половина войдёт в пословицу» ,- заметил после первого знакомства с комедией Пушкин. А.С. Пушкин

Слайд 22

«Человек, который не боялся быть странным» К.А. Полевой о Грибоедове . Хотя Грибоедова многие считают автором одной пьесы, прославившимся благодаря «Горю от ума», его творческий путь был тесно связан с литературным развитием России в пушкинскую эпоху. В пьесе автор затрагивает общественные, философские проблемы - его волнует судьба России в широком смысле слова. Личность Чацкого оказалась в одном ряду с героями мировой литературы: с Гамлетом и Дон Кихотом; г рибоедовский герой предвосхищает «героев времени», выведенных Пушкиным и Лермонтовым, открывает столкновения отцов и детей, исследованное Тургеневым. «Ум» и «горе» Чацкого, судьба живого свободного слова заставляет вновь и вновь искать ответ на главный вопрос: в чём состоит свобода и долг гражданина России? «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия» И.А. Гончаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...