Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Меркина)
Скачать:
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Рабочая учебная программа по литературе для 6 «в» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ. Обоснование отличительных особенностей рабочей учебной программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет.
Расширения целей и задач при изучении предмета в рабочей учебной программе по сравнению с авторской программой за счёт введения регионального компонента не произошло, так как часы регионального компонента на обучение литературе в 6 «в» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» не предусмотрены.
Программа предназначена для обучающихся 6 «в» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района и составлена с учетом преемственности с программой 5 класса, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Место предмета На обучение литературе в 6 «в» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС
--------------------------------------------------------------------------------
В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик, основные жанры фольклора, миф, мифология, предание, легенда, виды сказок, сказка народная и литературная, волшебная сказка, сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение, рассказ, рождественский рассказ, новелла, роман, автобиографическая проза, героическая повесть, силлабо-тоническое стихосложение, двусложные и трехсложные размеры стиха, элегия, баллада, стихотворение, перевод, выразительные средства художественной речи ( устойчивые обороты, постоянные эпитеты, гипербола, градация, риторический вопрос, цветообраз, антитеза, инверсия, иносказание, метафора, сравнение, символ, анафора, портрет, деталь, юмор, сатира, ирония, риторические фигуры)
уметь:
- Правильно, бегло и выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
- Осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести,рассказа и пр.)
- Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
- Составлять простой и сложный план изучаемого произведения или его части..
- Давать сравнительную характеристику героев.
- Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
- Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
- Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, иллюстрацию и т.д.
- Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста.
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)
- Использование словарей
Письменно:
- Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая), двух (сравнительная).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения.
- Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 6 классе.
Предварительный просмотр:
3. Учебно-тематический план.
№п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Греческая мифология | 2 | 1 | ||
3 | УНТ | 3 | 1 | ||
4 | Древнерусская литература | 2 | 1 | ||
5 | Русская литература 18 в. | 2 | 1 | ||
6 | Русская литература 19 в. | 35 | 8 | 2 | 6 |
7 | Русская литература 20 в. | 20 | 7 | 4 | |
8 | Зарубежная литература | 4 | 1 | ||
9 | Итоги | 1 | |||
70 | |||||
Предварительный просмотр:
4. Основное содержание учебно-тематического плана.
№п/п | Тематический блок | Всего часов | В том числе на: | Наизусть | ||||
уроки | к/тесты | Р/р (соч.) | Вн/чт. | Теорет. срезы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение | 1 | 1 лекция с элементами беседы | |||||
2 | Греческая мифология | 2 | 2 | |||||
3 | УНТ | 3 | 2 | 1 | ||||
4 | Древнерусская литература | 2 | 1 Урок-игра | 1 | ||||
5 | Русская литература 18 в. М.В.Ломоносов | 2 | 1 | 1 | 1 | |||
6 | Русская литература 19 в. | |||||||
В.А.Жуковский | 2 | 2 | ||||||
А.С.Пушкин. Лирика | 3 | 3 Заочная экскурсия | 2 | |||||
Роман «Дубровский» | 6 | 4 Инсценировка | 2 кл/соч | |||||
М.Ю.Лермонтов | 3 | 3 Заочная экскурсия | 1 | |||||
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» | 6 | 3 Урок-практикум | 2 кл/соч | 1 | 1 | |||
И.С.Тургенев | 3 | 2 Заочная экскурсия | 1 | |||||
Н.А.Некрасов | 3 | 2 | 1 | 2 | ||||
Л.Н.Толстой | 3 | 2 Заочная экскурсия | 1 кл/соч | |||||
В.Г.Короленко | 3 | 3 Диспут | ||||||
А.П.Чехов | 3 | 2 | Дом/соч | 1 | ||||
7 | Русская литература 20 в. | |||||||
И.А.Бунин | 2 | 2 | 1 | |||||
А.И.Куприн | 3 | 3 | ||||||
С.А.Есенин | 2 | 2 | 1 | |||||
М.М.Пришвин | 3 | 3 | 1 | |||||
Н.М.Рубцов | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
А.А.Ахматова | 1 | 1 | 1 | |||||
Поэзия о Великой Отечественной войне | 2 | 2 Урок-конкурс | 1 | |||||
В.П.Крапивин | 1 | 1 | ||||||
В.П.Астафьев | 2 | 2 | ||||||
А.Г.Алексин | 1 | 1 | ||||||
Итоги | 1 | 1 | ||||||
8 | Зарубежная литература | 4 | 4 Урок-викторина | |||||
9 | Итоговое занятие в форме конференции | 1 | 1 Конференция | 1 | ||||
70 | 1 | 8 | 8 | 13 | ||||
Кл.соч-3 | ||||||||
Дом.соч-1 | ||||||||
Предварительный просмотр:
5. Календарно-тематический план.
№ п/п | Дата проведения | Название разделов, тем | Всего часов | Словарь | Опорные знания, умения | Образовательные технологии, эл. ресурсы | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 ТРИМЕСТР | |||||||
1 | Введение | 1 | |||||
1.1 | Введение. О литературе, писателе и читателе | Справочный аппарат, личность, мировоззрение | Уметь формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях, характеризовать структуру учебника, выявлять ее особенности, формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли чтения и книги в жизни человека и общества | Здоровьесберегающие, дифференц. | |||
2 | Греческая мифология | 2 | |||||
2.1 | Мифы «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту | Миф,мифологический сюжет, мифологические герои | Уметь выразительно читать фрагменты мифов,составлять цитатный план, находить нужную информацию в учебнике, выявлять худ. идею мифа, самостоятельно находить информацию и необходимые материалы в Интернете. | ИКТ | |||
2.2 | Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид» | Миф, мифологический сюжет, мифологический герой | Формулировать вывод о роли античных мифов для последующего развития литературы и искусства. | ||||
3 | Устное народное творчество | 3 | |||||
3.1 | . «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и его художественные особенности | Легенда, предание | Знать особенности художественного пересказа, уметь пересказывать | ||||
3.2 | Сказка и ее художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле | Сказка, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке | Знать особенности художественного пересказа, уметь пересказывать, сказывать сказки | ИКТ | |||
3.3 | Вн./чт. Сказки «Два Ивана-солдатских сына», «Каша из топора». Сюжет и герои сказок. | Сказители, собиратели | Уметь готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему, связанную со сказками | ||||
4. | Древнерусская литература | 2 | |||||
4.1 | «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение Владимира Мономаха» (фрагменты). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях | Древнерусская литература, сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой | Уметь характеризовать исторических персонажей древнерусской литературы, составлять простой и цитатный план и давать ответ по плану, формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. | Исследоват. | |||
4.2 | Р/р. Творческая работа. Создание «поучения» младшему брату, сестре, другу | Поучение | Уметь создавать текст на заданную тему, используя изученный материал | ||||
5. | Русская литература 18 века | 2 | |||||
5.1 | М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Независимость, гармония – основные мотивы ст-ия. | Стихотворение, иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | Уметь характеризовать эмоциональное состояние лирического героя ст-ия; определять ведущий мотив ст-ия Ломоносова. | ИКТ | |||
5.2 | Р/р. Творческая работа. Устный портрет М.В.Ломоносова | Уметь создать устный портрет Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника. | |||||
6. | Русская литература 19 в. | 35 | |||||
6.1 | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | Личность, мировоззрение | Уметь подбирать материал и готовить сообщения, участвовать в коллективном творческом проекте | ИКТ, проектная деятельность | |||
6.2 | Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа | Баллада, фантастика, фабула, композиция, лейтмотив, герой, образ | Выявлять и характеризовать признаки баллады, выразительно читать балладу, составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод | ||||
6.3 | А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга | Творческая биография | Уметь характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта; готовить выставку, посвященную А.С.Пушкину | ИКТ | |||
6.4 | Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». Своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина | Элегия, двусложные размеры стиха, строфа, типы строф. | Уметь выразительно читать лирические ст-ия поэта, определять двусложные размеры стиха | Исследоват, | |||
6.5 | «Зимнее утро», «Зимний вечер». Мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа | Элегия, двусложные размеры стиха, строфа, типы строф | Уметь выразительно читать лирические стихотворения, определять двусложные размеры стиха. | ||||
6.6 | Интерес к истории России: роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел | Роман (первичное представление) историческая правда и художественный вымысел | Выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел | Исследоват. | |||
6.7 | А.С.Пушкин . Роман «Дубровский». Изображение русского барства Дубровский-старший и Троекуров. | Роман, композиция (развитие понятий) | Уметь выразительно читать, использовать разные виды пересказа, в том числе от лица герое | ||||
6.8 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | Роман, композиция (развитие понятий) | Составлять цитатный план | ||||
6.9 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям | Авторское отношение к героям, романтизм | Уметь подготовить сообщение по теме произведения, составлять цитатный план, работать с терминами. Выявлять (при помощи учителя) авторское отношение к героям. | ||||
6.10 | Р/р. Подготовка к сочинению. | Уметь отбирать материал к предложенной теме | |||||
6.11 | Р/р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | Уметь составлять письменное высказывание по предложенной теме | |||||
6.12 | М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость) | Трехсложные размеры стиха. | Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ. Выявлять мотивный ряд ст-ий Лермонтова | ИКТ | |||
6.13 | Стихотворение «Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта к Родине | Композиция, антитеза | Сопоставлять ст-ия, определять трехсложные размеры стиха. | Исследоват. | |||
6.14 | «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Тема красоты природы. Многозначность художественного образа | Метафора, инверсия | Выразительно читать ст-ия, определять размеры стиха. | ||||
2 ТРИМЕСТР | |||||||
6.15 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к Родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг) | Героическая повесть, героический эпос. Тема, проблема | Уметь выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов | Проектная деятельность, ИКТ | |||
6.16 | Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | Разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). | Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен | ||||
6.17 | Противопоставление Остапа и Андрия, смысл этого противопоставления | Тропы | Сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы, составлять план для характеристики образов; пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести; формулировать художественную идею про-ия. | Исследоват. | |||
6.18 | Р/р. Подготовка к сочинению | Уметь отбирать материал на заданную тему, составлять план | |||||
6.19 | Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Т.Бульба» | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | |||||
6.20 | Вн/чт. Нравственные проблемы произведения Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Нравственные проблемы, повесть | Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, знать текст произведения, участвовать в диалоге | ||||
6.21 | И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Стихотворение «В дороге»:выразительность и точность поэтического звучания. | Своеобразие характера, образ рассказчика, позиция автора, идея произведения и художественный замысел, тропы (сравнение, метафора, эпитет) | Рассказывать о творческой истории произведения, определять авторский замысел. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Определять роль композиции в идейно-тематическом замысле | ИКТ | |||
6.22 | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Образ лесника, авторская позиция. | Позиция автора, своеобразие характера | Давать характеристику прочитанному. Характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении | ||||
6.23 | Вн/чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы». Тема, идея, персонажи произведения. | Тема, идея, персонаж | Формулировать художественную идею, самостоятельно характеризовать тему и центральных персонажей произведения | ||||
6.24 | Н.А.Некрасов. Гражданская позиция Некрасова | Гражданская позиция | Подбирать материал для литературно-художественной выставки | ||||
6.25 | Темы народного труда и «долюшки женской» в ст-иях «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…» Образ матери. | Трехсложные размеры стиха (развитие темы).Коллективный портрет | Уметь отличать трехсложные размеры стиха от двусложных, объяснять понятие «коллективный портрет» | Исследоват. | |||
6.26 | Вн/чт. Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», Железная дорога». Тема, идея, отношение автора к героям и событиям | Композиция, эпиграф, риторические вопросы, диалог-спор | Выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении, формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного, формулировать идею худ.про-ия | ||||
6.27 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения детей и взрослых | Автобиографическая проза | Уметь составлять устное высказывание на заданную тему, готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести | ИКТ | |||
6,28 | Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и его внутренняя связь с пов. «Детство» | Рассказ, повесть (развитие понятия) | Готовить художественный пересказ фрагмента, составлять цитатный план для устного ответа | ||||
6.29 | Р/р. Классное сочинение-зарисовка | Писать сочинение-зарисовку | |||||
6.30 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Проблематика про-ия | Повесть | Уметь формулировать вопросы для размышления, участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию, выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла, определять худ.идею про-ия | ИКТ | |||
6.31 | Дети и взрослые в повести. Система образов | Художественная деталь, портрет и характер, герой про-ия | Уметь сопоставлять характеры героев повести, характеризовать нравственную позицию героев, определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести, давать психологическую хар-ку поступкам героев в различных ситуациях. | ||||
6.32 | Авторское отношение к героям повести | Позиция автора | Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям. | ||||
6.33 | А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». | Юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом про-ии (развитие и углубление представлений) | ИКТ, исследоват. | ||||
6.34 | Отношение автора к героям рассказов. Приемы создания комического эффекта | Деталь и ее художественная роль в юмористическом про-ии | Уметь характеризовать роль детали в юмористическом про-ии, письменно создавать юмористический рассказ. | ||||
6.35 | Вн/чт. А.П.Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». Темы, характеры персонажей» | Деталь | Находить в изучаемом тексте крылатые слова и хар-ть их худ.роль | ||||
7. | Русская литература 20 в. | 20 | |||||
7.1 | И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворении Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» | Эпитет, метафора (развитие представлений) | Уметь проводить исследовательскую работу с текстом поэт.про-ия | ИКТ, исследоват. | |||
7.2 | Рассказ Бунина «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя | Стили речи и их роль в создании художественного образа | Выполнять художественный пересказ текста, находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала хар-ть второй план худ.про-ия | ||||
7.3 | А.И.Куприн. Детские годы писателя | Готовить устный рассказ на заданную тему | ИКТ | ||||
3 ТРИМЕСТР | |||||||
7.4 | Рассказ «Белый пудель». Основная тема, характеристика образов. | Речь героя как средство создания образа | Уметь выявлять особенности речи героев, готовить художественный пересказ текста, характеризовать худ.идею про-ия, подбирать заглавия к частям рассказа | ||||
7.5 | Рассказ «Тапер». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Рождественский рассказ. Речь героя как средство создания образа. Детали портрета | Уметь выявлять особенности портрета героев, производить детальный разбор фрагмента текста, составлять отзыв об эпизоде | ||||
7.6 | С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Трагизм ст-ия «Песнь о собаке» | Поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, песня, эпитет, метафора | Уметь составлять устный отзыв о стихотворении, проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной теме, находить в тексте и хар-ть цветообраз, определять его роль в структуре про-ия | ИКТ, исследоват | |||
7.7 | С.Есенин. «Разбуди меня завтра рано…» Тема стихотворения. Человек и одухотворенная природа в про-ии | Эпитет, метафора | Готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.Есенина | ||||
7.8 | М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» Особенности жанра | Сказка-быль | Уметь отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль» | ИКТ, исследоват | |||
7.9 | Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца» | Конфликт. Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений),фабула (развитие представления) | Определять конфликт про-ия, проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, находить элементы фабулы | ||||
7.10 | Изображение природы в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения | Сказочные и мифологические мотивы | Внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту | ||||
7.11 | Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в ст-иях «Звезда полей», «Тихая моя родина» | Художественная идея, образ, кольцевая композиция | Уметь выразительно читать ст-ия о природе, определять тему и идею поэтического текста | ИКТ, исследоват. | |||
7.12 | Р/р. Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Тихая моя родина» | Уметь устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами | |||||
7.13 | А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Основные темы творчества. Ст-ия «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля» | Мотив, анафора, эпитет | Уметь определять тему ст-ий, выразительно читать, определять мотивы ст-ий, находить образно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль | ИКТ | |||
7,14-7.15 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатов «Журавли», Д.С.Самойлов «Сороковые». Основные проблемы произведений | Мотив, художественные средства | Уметь выразительно читать про-ия военной лирики, устанавливать внутрипредметные связи | ||||
7.16 | Вн/чт. Нравственные проблемы произведения В.П.Крапивина «Мальчик со шпагой» | Нравственные проблемы, нравственность | Уметь определять нравственные проблемы самостоятельно прочитанного про-ия, давать характеристику героям | ||||
7.17 | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | Рассказ (развитие представлений), тема, идея, проблема | Уметь определять тематику и проблематику про-ия | ИКТ | |||
7.18 | Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе. Юмор, особенности использования народной речи в произведении | Речевая характеристика героев | Уметь давать речевую характеристику героев, формулировать вопросы к эпизодам про-ия, хар-ть образы про-ия | ||||
7.19 | Вн/чт. А.Г.Алексин «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». Нравственные проблемы произведений | Нравственные проблемы, нравственность | Уметь определять нравственные проблемы самостоятельно прочитанного про-ия, давать характеристику героям. | ||||
7.20 | Тест по изученным произведениям | Знать творчество авторов, изученных в 6 кл., произведения, теорию литературы | |||||
8. | Зарубежная литература | 4 | |||||
8.1 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика | Сказка (развитие представлений), стиль | Уметь находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы, пересказывать эпизод с заменой лица, выразительно читать восточную сказку, отличать по стилю русскую волшебную сказку от сказки народов Востока | ||||
8.2 | Я. и В. Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки | Народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий сюжет» | Уметь сопоставлять русские народные сказки и сказки братьев Гримм, формулировать выводы, готовить худ. Пересказ, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета, находить основные признаки «бродячего» сюжета | ||||
8.3 | Дж.Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | Рассказ, сюжет | Уметь самостоятельно исследовать эпизод про-ия, готовить сообщение о художественных средствах рассказа, характеризовать личность героя, формулировать микровыводы и выводы. | Исследоват | |||
8.4 | О.Генри Рассказ «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. «Дары волхвов». Тема бедности, любви, счастья | Новелла; юмор, ирония (развитие представлений) | Уметь выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет, находить в тексте худ.детали, важные для характеристики сюжета и персонажа, находить отличительные признаки новеллы, самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения | ||||
9 | Итоги | 1 | |||||
9.1 | Вн/чт. Итоговая конференция «В мире приключений» с рекомендацией книг для летнего чтения. |
Предварительный просмотр:
6. Информационно-методическое обеспечение.
литература для учителя;
1. «Программа курса «Литература». 5-9 классы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
2.Учебник «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «Русское слово»,2010.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «Русское слово»,20011.
4.Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». 5-11 классы. /Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
литература для обучающихся
1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство:
Высшая школа, 2003 год
2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство:
Дрофа, 2002 год
3.
Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство:
Мнемозина, 1999 год
4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство:
Красный Матрос, 2000 год
5.Я познаю мир: Литература.Издательство:
АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта+, 2006 год
7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство:
Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX векаИздательство:
Аванта+, 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...