Примерный план анализа лирического произведения
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_analiza_stikhotvoreniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

1.  Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Выбор жанра.

 ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого объёма, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики. Пейзажная лирика (отношение к природе). Гражданская (общественно-политическая) – понимание поэтом современной ему общественной жизни. Интимная (дружбы, любви) – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. Философская – размышления о смысле человеческой жизни.

ОДА (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.

 РОМАНС, ПЕСНЯ – стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

ЭЛЕГИЯ – стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращённое к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.

СОНЕТ (ит. sonetto), стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и три трехстишия –итальянский сонет; три четверостишия и одно двустишие – английский сонет) с определенной рифмовкой.

ОТРЫВОК – намеренно незавершённое стихотворение философского содержания.

САТИРА – лироэпическое стихотворение, высмеивающее, обличающее какое-либо явление действительности.

ЭПИГРАММА – короткое сатирическое стихотворение.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, преимущественно стихотворная.

4. Основная тема – предмет поэтического высказывания, вопрос, которого касается автор, жизненное явление, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

5. Смысл названия.

6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.

7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. Ритм. Размер.

Хорей  / -´- /                                           Дольник

Ямб  / - -´ /                                               Акцентный стих

Дактиль  / -´ -  - /                                     Свободный стих (верлибр)

Амфибрахий  / - -´- /                              Пиррихий / - - /

Анапест / - - -´ /                                       Спондей / -´-´ /

15. Рифмовка, характер рифм.

абба – опоясывающая рифма

аабб – смежная рифма

абаб – перекрёстная рифма

мужская рифма (костёр) – ударение на последнем слоге

женская (дрожали) -  ударение на предпоследнем слоге

дактилическая (похаживал) – ударение на третьем слоге от конца

гипердактилическая (прислушиваться) – ударение на четвёртом слоге от конца

16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства (тропы).

Гипербола – преувеличение.

Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.

Литота – преуменьшение.

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (союз отсутствует).

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее,

продукт – его производитель, действие – орудие действия…)

Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому.

Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т. д.

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Присоединяются словами как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:

Летели дни, крутясь проклятым роем

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.

Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или строфы.

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность и динамичность.

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.

Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.

Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий художественной речи неторопливость.

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.

Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.

Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях.

Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления.

Риторические фигуры:

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение.

18. Звукопись. Фонетическая окраска.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

20. Отзывы критиков.

21. Звучание стихотворения в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения...

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....

План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....

План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения...

План анализа лирического произведения

Учащиеся часто сталкиваются с трудностями при анализе лирического произведения. Если под рукой будет "подсказка", ребятам легче будет справиться с этим заданием....

план анализа лирического произведения

Как правильно анализировать стихотворение. Может пригодиться как раздаточный материал для учащихся с 5 по 11 класс. Я добавляю разделы постепенно....

Примерный план анализа лирического произведения

Данный план может быть использован обучающимися средней и старшей школы...