"Живые картинки"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Викторина по басням И.А.Крылова для учащихся 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_basnyam_krylova.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина на литературном материале басен И.А.Крылова

для учащихся 5 – 6 классов.

«Живые картинки».

Учитель: Никулина Ирина Геннадиевна.

Тема: Викторина на литературном материале басен И.А.Крылова «Живые

              картинки».

Цели: 1. Расширить представление о жанре басни и её особенностях, теоретические знания учащихся и использование литературного материала в жизни; учить сопоставлению текстов;

               2. Прививать навыки выразительного чтения, инсценировки басен;

развивать монологическую речь, умение аргументировать своё мнение, артистизм;

               3. Воспитывать культуру общения.

Методы и приёмы: выразительное чтение, инсценировка, восстановление текста, беседа по вопросам, кроссворд, язык мимики и жестов.

     

Оборудование: портрет И.А.Крылова, книги с баснями, рисунки учащихся, жетоны-сердечки, грамоты и призы-подарки, кроссворд, распечатки текстов басен «Свинья под Дубом» и «Ларчик» для восстановления

- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить Ивана Андреевича Крылова, чьё 230-летие со дня рождения мы отмечаем в этом году, его гениальные басни и ещё раз подивиться богатству и разнообразию нашего языка.

Наша викторина будет состоять из нескольких конкурсов, оценивать которые будет строгое жюри по нетрадиционной системе.

Представляем жюри.

- Итак, мы начинаем. Небольшая разминка. Посвятите наших гостей в теорию, расскажите, что вы знаете о баснях.

- Вспомните и дайте определение басни.

              ( Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ

                нравоучительного характера, имеющий иносказательный,

                аллегорический смысл).                              

- Известно, что каждая басня состоит из рассказа и нравоучительного вывода – морали. А что такое мораль?

                ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с

                  нравоучительным выводом).

- Кого ещё, кроме И.А.Крылова, из баснописцев (античных или современников Крылова) вы знаете?

                 ( Эзоп, Лафонтен, Майков, Сумароков и т.д.).

- Чем помогают нам басни в повседневной жизни?

                 ( Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и

                   ориентироваться в ней).

  1. Наш первый конкурс – кроссворд. За каждый правильный ответ игрок получает «сердечко» от дедушки Крылова.

Вопросы для кроссворда:

1. Человек, пишущий басни.

2. Вид литературного произведения.

3. Известный русский баснописец.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

5. Весёлая добродушная насмешка.

6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

1

3

2

6

5

4

  1. А теперь посмотрим, кто из вас самый красноречивый. Игра «Копилка крылатых слов и выражений». Объясните значение фразы.

- Ай, Моська, знать она сильна,

  Что лает на слона.

- Да только воз и ныне там.

- Да работала ль ты в лето?

  Так пойди же попляши.

- Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  1. Молодцы, хорошо справились. Усложним задание. Конкурс «Построй басню». Командам предлагаются тексты басен с «пропавшими» словами. Нужно восстановить авторский вариант.  5-му классу даётся басня «Свинья под дубом», а 6-му – «Ларчик». (Тексты заданий смотри в приложении).
  2. Хорошо поработали. Устали? Давайте немного отдохнём и посмотрим инсценировки. (Команды показывают домашнее задание в виде инсценировки басни).
  3. А теперь ещё раз проверим ваши знания басен И.А.Крылова. Дайте название басни, из которой взяты эти строки.

- Уж сколько раз твердили миру,

  Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

  И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                                                     («Ворона и Лисица»)

- Когда в товарищах согласья нет,

  На лад их дело не пойдёт

  И выйдет из него не дело, только мука.

                                                      («Лебедь, Щука и Рак»)

- У сильного всегда бессильный виноват.

                                                      («Волк и Ягнёнок»)

- За что же, не боясь греха,

  Кукушка хвалит Петуха?

  За то, что хвалит он Кукушку.

                                                     («Кукушка и Петух»)

- А вы, друзья, как не садитесь,

  Всё в музыканты не годитесь.

                                                     («Квартет»)

- Невежда также в ослепленье

  Бранит науки и ученье

  И все учёные труды,

  Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

                                                     («Свинья под дубом»)

- А как бы повару иному

  Велел на стенке зарубить:

  Чтоб там речей не тратить по-пустому,

  Где нужно власть употребить.

                                                     («Кот и Повар»)

- Ай, Моська, знать она сильна,

  Что лает на слона!

                                                      («Слон и Моська»)

- К несчастью, то ж бывает у людей:

  Как ни полезна вещь – цены не зная ей,

  Невежда про неё свой толк всё к худу клонит,

  А ежели невежда познатней

  Так он её ещё и гонит.

                                                      («Мартышка и Очки»)

- Невежда судит точно так:

  В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

                                                        («Петух и жемчужное зерно»)

- И волчью вашу я давно натуру знаю;

  А потому обычай мой:

  С волками иначе не делать мировой,

  Как снявши шкуру с них долой.

                                                        («Волк на псарне»)

 

  1. И наконец последний конкурс, который послужил названием нашей викторины «Живые картинки». Задача команды показать знаками, мимикой, фигурами (без слов) какую-либо басню; задача команды-соперника – угадать басню (дать название).

- Вот и подошёл к концу наш конкурс. Сейчас жюри подведёт итоги, назовёт самого артистичного, самого эрудированного, самого яркого, самого догадливого игроков, и мы на время расстанемся с баснями Крылова. Но я думаю, что в повседневной жизни вы ещё не раз обратитесь к его мудрым словам и выражениям, когда захотите, чтобы ваша речь стала более яркой, точной и выразительной. Вы вернётесь к мудрым басням дедушки Крылова и до конца оцените всю их прелесть.

- Слово жюри для награждения участников.

- Спасибо всем за содружество. До новых встреч.

Приложение.

Свинья под дубом. (5 класс)

Свинья под дубом _________________

Наелась ___________ досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась ______________;

Потом, __________ продравши, встала

И _________ подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это ____________ вредит,-

Ей с Дуба ____________ говорит,-

Коль ___________ обнажишь, оно засохнуть может.»-

«________ сохнет,» - говорит Свинья,-

Ничуть ______ то не тревожит;

В нём проку _________ вижу я;

Хоть _____ его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б _________: ведь я от них жирею.»-

«Неблагодарная! – промолвил ________ ей тут, -

Когда бы _______ могла поднять ты рыло,

______ бы видно было,

Что _____ жёлуди на мне растут.

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ________ труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

 

Ларчик. (6 класс)

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть нам,

Где только догадаться

За дело _______ взяться.

К кому-то принесли ___________ Ларец.

Отделкой, чистотой ___________ в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком __________ любовался.

Вот входит ________ механики мудрец.

Взглянув __________, он сказал: «Ларец _________

Так; он и без замка;

А я берусь _______; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я _________ секрет и Ларчик вам открою:

___________ и я чего-нибудь да стою.»

Вот за Ларец ___________ он:

Вертит _____ со всех сторон

И __________ свою ломает;

То гвоздик, то __________, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

____________ головой;

Те шепчутся, а те _____________ меж собой.

В ___________ лишь только отдаётся:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Потел, _________; но наконец устал,

От Ларчика __________

И, как открыть его, _______ не догадался:

А Ларчик __________ открывался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

"Живые картинки"

Дидактический материал разработан с помощью программы ActivInspire для интерактивной доски ActivBoard фирмы Promethean. Мультимедийный продукт можно использовать для изучения нового материала, закрепл...

Практикум по созданию "живой карты" в программе Smart Notebook 10

В предложенной презентации пошагово раскрывается алгоритм создания "живой", анимированной исторической карты. Пользуясь данным алгоритмом, можно создать "живую" карту любого уровня сложности....

Алгоритм создания "живой карты" в Smart Notebook 10 (часть 1,2)

Алгоритм включает пошаговую инструкцию по созданию интерактивной карты в Smart Notebook 10....

Проект_Живая карта Приморского края

Проект_Живая карта Приморского края...

Живые картинки

Проектная работа обучающихся 5 класса по русской народной сказке...

Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка"....