Тесты по творчеству М.Горького
тест по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО.
Вариант 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы. Я дергаю ее за темную, с набойкой цветами, юбку.
-Ась? — встрепенется она. — А я будто задремала да сон вижу.
— А о чем плачешь?
— Это, милый, от радости да от старости, — говорит она, улыбаясь. — Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись- пошли.
И, понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:
—Еще!
— А еще вот как было: сидит в подпечке старичок домовой, занозил он себе лапу лапшой, качается, хныкает: «Ой, мышеньки, больно, ой, мышата, не стерплю!»
Подняв ногу, она хватается за нее руками, качает ее на весу и смешно морщит лицо, словно ей самой больно. Вокруг стоят матросы — бородатые ласковые мужики, — слушают, смеются, хвалят ее и тоже просят;
— А ну, бабушка, расскажи еще чего!
В 1. Какой тип повествования использует автор?
В2. Как называется произведение, в основе которого лежат события жизни самого автора?
В3. Каким талантом наделена бабушка Алеши?
В4. Как относятся окружающие к рассказам бабушки?
В5. Как бабушка воспринимает поездку?
В6. Какое сравнение передает манеру бабушки рассказывать?
В7. Найдите сравнение, передающее состояние Алеши, когда он слушает сказки бабушки.
В8. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании «диковинные истории».
В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли».
В10. Как называется прием художественной выразительности, основанный на переносе значения по принципу сходства, скрытое сравнение?
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С1. Почему про мать Алеши матросы говорят, что ее «горе ушибло» ? Ответ обоснуйте.
С2. Какие первые впечатления складываются у Алеши о бабушке? Ответ обоснуйте
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО
Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением.
Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё было ясно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, — да и сей день живет, — простой русский человек.
Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать
как раз в те дни, когда ее братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они тоже давно и жестоко спорили друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому — за Окой, в слободе Кунавине.
В1. Почему спустя много лет автор и сам с трудом верит в то, что было?
В2. Какой эпитет использует автор, характеризуя «обильную жестокостями» жизнь в доме Кашириных?
В3. От кого услышал Алеша выражение «неумное племя», сказанное о семье Кашириных?
В4. Как объясняет автор необходимость рассказать все, как было?
В5. Каким выражением автор характеризует отношения между членами семьи Кашириных?
Вб. Вспомните, как характеризует автор в этой же главе атмосферу, в которой он рос.
В7. Чем заканчиваются споры между дядьями Алеши?
В8. Укажите прием художественной выразительности: «она вспоминается мне, как суровая сказка».
В9. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании:« дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды ».
В 10. Укажите прием художественной выразительности: «густая, пестрая, невыразимо странная жизнь».
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С1. Как вы понимаете слова автора: «Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением»? Ответ обоснуйте.
С2. Какие чувства вызывает у Алеши многочисленная семья Кашириных? Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО
Вариант З
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
— Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет, — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям.
Привалившись ко мне сухим, складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.
Его зеленые глаза ярко разгорелись и, весело ощетинившись золотым волосом, сгустив высокий свой голос, он трубил в лицо мне:
— Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в молодости сам, своей силой супротив Волги баржи тянул. Баржа — по воде, я — по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, — косточки скрипят, — идешь да идешь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, — эхма, Олеша, помалкивай! Идешь, идешь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю — и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай! Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!.. да так-то я трижды Волгу-мать вымерял: от Симбирского до Рыбинска, от Саратова досюдова да от Астрахани до Макарьева, до ярмарки, — в этом многие тысячи верст! А на четвертый год уж и водоливом пошел, — показал хозяину разум свой!..
Говорил он и — быстро, как облако, рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, — он один ведет против реки огромную серую баржу...
В1. В какой момент жизни Алеши происходит этот разговор?
В2. С помощью какого художественного приема Горькому удается передать изменение отношения Алеши к деду в ходе их беседы?
В3. Что сделало деда Каширина жестоким?
В4. Кем пришлось быть в молодости деду?
В5. Какое устойчивое выражение, передающее всю тяжесть его жизни, использует дед в первом абзаце?
В6. Вспомните, как изменился Алеша после наказания.
В7. Укажите синтаксический прием художественной выразительности в строках: «Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!»
В8. Укажите прием художественной выразительности: «словами крепкими и тяжелыми».
В9. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании:«а душа-то плачется».
В10. Укажите прием художественной выразительности в строке: «голова, как чугун, кипит»
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С1. Почему в воображении Алеши дед превратился в человека сказочной силы? Ответ обоснуйте.
С2. Почему после наказания, по словам героя, у него «появилось беспокойное внимание к людям»? Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО
Вариант 4
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нем, жмурясь и покачивая головою:
— Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет!
Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием, которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, — он сошьет их в одну «штуку», а дедушка ругает его за это.
Однажды, когда он спал после обеда в кухне на полатях, ему накрасили лицо фуксином, и долго он ходил смешной, страшный: из серой бороды тускло смотрят два круглых пятна очков, и уныло опускается длинный, багровый нос, похожий на язык.
Они были неистощимы в таких выдумках, но мастер всё сносил молча, только крякал тихонько да, прежде чем дотронуться до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал пальцы слюною. Это стало его привычкой; даже за обедом, перед тем как взять нож или вилку, он муслил пальцы, возбуждая смех детей. Когда ему было больно, на его большом лице являлась волна морщин и, странно скользнув по лбу, приподняв брови, пропадала где-то на голом черепе.
В1. За что ценили Цыганка в семье Кашириных?
В2. Вспомните, как попал Цыганок в семью Кашириных.
В3. О каких чертах характера Цыганка говорят его забавы?
В4. Чем отличаются «шутки» дядьев?
В5. Вспомните, в каком эпизоде проявляется великодушие и самопожертвование Цыганка.
В6. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании: «ходил смешной, страшный».
В7. Какой фразеологизм использует автор, говоря о Цыганке?
В8. Укажите прием художественной выразительности: «на его большом лице являлась волна морщин».
В9. Каких сказочных персонажей напоминает Алеше Цыганок?
В10. Как называется противопоставление образов, картин, слов, понятий?
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С 1. Почему погибает Цыганок? Ответ обоснуйте.
С2. Почему дядья издевались над Григорием? Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО
Вариант 5
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла.
-Отец, лошадь выведи! — хрипя, кашляя, кричала она. — Снимите с плеч-то, — горю, али не видно!..
Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила:
- Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, — наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено — в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, — бог вам на помочь.
Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.
На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув:
— Мать, держи!
Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя.
— А ты не бойся! — басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. — Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок...
В 1. К какому жанру относится «Детство»?
В2. Как ведет себя во время пожара бабушка?
В3. Какие эпизоды во время пожара показывают мужество и отвагу бабушки?
В4. Как ведет себя дед во время пожара?
В5. Какое сравнение использует автор, говоря о бабушке?
В6. Какое обращение, которое использует бабушка, сближает ее речь с народно-поэтической речью?
В7. Укажите прием художественной выразительности: «конь жалобно заржал».
В8. Укажите прием художественной выразительности: «освещаемая огнем, который ловил ее».
В9. Укажите прием художественной выразительности: «Али я тебя оставлю в страхе этом?».
В10. Как называется прием художественной выразительности, основанный на сопоставлении образов, картин?
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С1. Как вы понимаете выражение: «Она была так же интересна, как и пожар»? Ответ обоснуйте.
С2. Какую роль в судьбе Алеши сыграла бабушка? Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО
ДЕТСТВО
Вариант 6
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
— Послушай-ко, — почти шепотом говорил он, улыбаясь. — Ты помнишь, я тебе сказал: не ходи ко мне?
Я кивнул головой.
— Обиделся ты на меня, да?
—Да...
— А я, брат, не хотел тебя обидеть; я, видишь ли, знал: если ты со мной подружишься, твои станут ругать тебя, — так? Было так? Ты понял, почему я сказал это?
Он говорил, словно маленький, одних лет со мною; а я страшно обрадовался его словам; мне даже показалось, что я давно, еще тогда понял его; я так и сказал:
— Это я давно понял!
— Ну, вот! Так-то, брат. Вот это самое, голубчик...
У меня нестерпимо заныло сердце.
— Отчего они не любят тебя никто?
Он обнял меня, прижал к себе и ответил, подмигнув:
-Чужой — понимаешь? Вот за это самое. Не такой...
Я дергал его за рукав, не зная, не умея, что сказать.
— Не сердись, — повторил он и шепотом на ухо добавил: -Плакать тоже не надо...
Ау самого слезы текут из-под мутных очков.
В 1. Какая кличка закрепилась за персонажем, с которым подружился Алеша?
В2. Почему появилось такое прозвище?
В3. Что привлекло Алешу в этом герое?
В4. Вспомните, какая деталь внешности героя особенно подчеркивается автором и сразу говорит о незлобливости, доброте персонажа.
В5. О каком качестве персонажа говорит тот факт, что он запретил мальчику приходить к нему?
Вб. Почему его невзлюбили в доме Кашириных?
В7. Укажите прием художественной выразительности в строчке: «нестерпимо заныло сердце».
В8. Укажите прием художественной выразительности: «он говорил, словно маленький».
В9. Какие обращения в речи героя подчеркивают его доброе отношение к Алеше?
. Как называется образное определение?
Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.
С 1. Как вы думаете, почему все хорошее или гибнет в доме Кашириных, или изгоняется из него? Ответ обоснуйте.
С2. Как вы понимаете слова Алеши: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного рада чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее»? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменная работа по творчеству М. Горького
Письменная работа проводится в 11 классе после изучения творчества Максима Горького....
Викторина по творчеству М. Горького
Материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе...
Творчество М. Горького (тест)
Творчество М. Горького (тест)...
Тест по творчеству А. Блока и М.Горького
Каждый тест состоит из 6 вопросов. Обучающимся предлагается ответить на вопросы о литературных направлениях, к которым принадлежали литераторы, о художественных приёмах, используемых ими. Предлагается...
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...
Тесты по творчеству М. Горького
Тесты по творчеству М. Горького...
тест по творчеству Максима Горького
тест по творчеству Максима Горького...