Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной   программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2013г).

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «Знать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной   программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2013г).

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «Знать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.

Цели обучения

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных  произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретацию произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к  русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков.

В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографии писателей. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

В рабочую программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и  аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

Результаты изучения предмета

«Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (6ч)

Фольклор (1ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Русские народные сказки (8 ч)

Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка», «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Из древнерусской литературы   (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.  «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из русской литературы XVIII века (1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру». Юмор стихотворения.

Из русской литературы XIX века (40ч)

Русские басни (4ч). Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIв.) Иван Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

В.А.Жуковский (1ч). Краткий рассказ о поэте.  «Спящая царевна».

Контрольная работа. Тестирование за 1 четверть.(1ч)

А.С. Пушкин (6ч).  «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Русская литературная сказка (3ч)

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

М.Ю.Лермонтов (2ч)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Н.В.Гоголь (2ч) «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н.А.Некрасов (2ч) «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети».

И.С.Тургенев (3ч)

Реальная основа повести «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Сочинение по произведению «Муму».

А.А.Фет (1ч)

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная картина весенней природы.

Л.Н.Толстой (5ч) «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

А.П. Чехов (3ч) «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (2ч)

Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З.Суриков

Из русской литературы XX века (23ч)

В.Г.Короленко (5ч) «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Сочинение. Обучение навыкам характеристики детей.

С.А.Есенин (2ч) Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

П.П.Бажов (2ч) «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.

К.Г.Паустовский (3ч) «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».

С.Я. Маршак (3ч) «Двенадцать месяцев» - пьеса- сказка.

Тестирование за 3 четверть (1 ч)

А.П.Платонов (3ч) «Никита». Быль и фантастика.

В.П.Астафьев (4ч) «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.

Поэты о Великой Отечественной войне (2ч)

«Майор привёз мальчишку на лафете» К.М. Симонов, А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2ч)

И.А. Бунин, А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

Писатели улыбаются (4ч)

Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон», Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».

Из зарубежной литературы (16ч)

Р.Стивенсон (2ч) «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Д. Дефо «Робинзон Крузо». (4ч) Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х.Андерсен (4ч) «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического.

М.Твен (3ч) «Приключения Тома Сойера». Том и Гек.

Джек Лондон (1ч) «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу.

Подведение итогов за год (2ч)

Резервные уроки (3ч)

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение. Книга в жизни человека – 1ч.

Устное народное творчество – 8ч.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Из русской литературы XVIII – 1ч.

Из русской литературы XIX – 40ч. (в т.ч.3К.Р., 4Р.Р.)

Из русской литературы XX  - 34ч. (в т.ч.2 К.Р., 1Р.Р.)

Из зарубежной литературы – 16ч ( в т.ч.1 В.Ч.)

Итоговое  тестирование – 2ч. + 2 ч.

Резервные уроки – 3ч.

Используемый учебно-методический комплекс

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки

В.А.Жуковский.  «Спящая царевна» (отрывок)

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…»

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

А.А.Фет «Весенний дождь»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Основная литература

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред.В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010
  6. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.:Кронус, 2011

II. Оборудование и приборы:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...