И.С. Шмелев "Лето Господне"
статья по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
И.С. Шмелев «Лето Господне»
Традиции святоотеческой духовности в повести «Лето Господне» И.С. Шмелева
Повесть связана с духовной культурой русского Православия. Маленький герой, от лица которого ведется повествование, легко и свободно чувствует в окружающем его домашнем устройстве живое дыхание мира горнего. С первых страниц повести читатель открывает для себя не только удивительный, вещно-зримый уклад замоскворецкого купечества, но и познает тесно переплетенную с этим укладом духовную культуру русских людей второй половины 19 века. Эта культура формировала особый тип сознания, свойства которого коренятся в православном мироощущении. Святоотеческая религиозная традиция, предполагающая двойственное восприятие мира (вечного, нетленного и земного, временного), буквально пронизывает все праздники и посты, весь календарь православной духовности, который скрепляет художественную структуру повести «Лето Господне». В этой двойственности мироощущения – один из истоков радостного, приподнятого отношения к жизни героя-повествователя, потому что он в предметном мире, в его образах и ритуалах, различает явления жизни неизмеримо более высокой и благостной. Вот почему маленький герой радостно принимает все, что делают взрослые в Чистый Понедельник, благоговейно вдыхая «священный запах» Великого Поста. Все, из чего складывается освещенный столетиями русского православного быта ритуал очищения души в Чистый Понедельник, герой принимает как давно ожидаемое, знакомое, родное. Так в повести обозначаются два взаимосвязанных стилистических плана: повседневно-бытовой и религиозно-возвышенный. Выделяются два героя: отец Вани, Сергей Иванович, и старый плотник Михаил Парфеныч Горкин. Если значение образа Горкина как духовного наставника Вани достаточно проясняется в контексте повести, то с образом Сергея Ивановича несколько сложнее: он предприниматель, человек деловой. У него мало времени для духовных забот, но оказывается, основа его успеха – православные традиции, в которых его воспитали. Он не очень богат. Объяснение простое: вел дела без обмана, честно, сполна платил за труд работникам, награждал за талант и мастерство. Поэтому-то и работают у него за совесть, прощают требовательность, строгость, считая хозяина добрым. Отец Вани никогда не забывает о евангельских заповедях, истово соблюдает православный календарь. Маленький герой узнает из исповеди старого приказчика и объяснений отца, что в окружающем мире чтят не деньги, а честь, честность, правду. Основа благополучия делового русского человека – не стяжательство, совесть, честный труд, соблюдение православной нравственной традиции. Поэтому маленький Ваня, старый Горкин и все домашние испытывают подлинный восторг души, когда убеждаются в торжестве православной правды: «Я смотрю на отца. Лицо его как-то осветилось. Глаза блеснули…». Одаривая работников и домашних деньгами во славу Божию, Сергей Иванович поступает согласно духовным традициям своей семьи и всей православной Руси. Вот эту христианскую доминанту в поведении отца маленький Ваня впитывает сердцем и душой, обретая прочный опыт православного отношения к людям. России необходим особый тип русских людей – хранителей святоотеческих заветов, таких, как старый Горкин, наставник Вани. Их на Руси принято было называть стоятелями за веру православную. Горкин принадлежит к редкому типу пастырей в миру, добровольно радеющих о соблюдении в обществе правил христианской жизни. В русской литературе 19 века давно созревала мысль полезности дублирующей, поддерживающей русскую православную церковь общественной силы. Под ней разумелся институт мирских духовников – стоятелей за строгое соблюдение православного календаря и чистоту православного образа жизни. Такого рода персонажи есть у Ф. Достоевского (Алеша Карамазов), Н.С.Лескова. этой же традиции следует Шмелев. Горкин – это значащая фамилия, так как Красной Горкой в народе называют Пасху. Горкин каждый день служит мирянам ради сохранения святоотеческой традиции, но делает это с осознанием добротолюбия, предлагая своему воспитаннику самому постигать смысл православной обрядности. В нем нет и следа грозной и властной прабабушки Устиньи, о которой Горкин часто вспоминает в разных жизненных обстоятельствах, ставя ее в пример. Горкин предпочитает не слепое внушение под страхом наказания (как считает Устинья), но стремится создать обстановку доверительной, раздумчивой беседы с мальчиком. Ему важно, чтобы Ваня научился осознанно проверить твердость своего намерения. (Случай с маской). Маленький герой учится различать в предметном мире проявления жизни нетленной, с вечным противостоянием ангелов господних и темных сил. Соблюдение традиций православного воспитания требует от воспитателя и воспитуемого внутренней собранности, сторожкого, чуткого восприятия явлений жизни земной, чтобы не поддаваться соблазну, не покориться греху. Согласно традиции Русской православной Церкви преподобный – «святой, праведный угодник, который более других приблизился подобием своей души в Богу…. А кто отрекся от мира и, восприняв монашеское житие, касается величайших подвигов бесспорной чистоты и повседневно подвизается в умерщвлении себя, в душе такого, угождающего Богу, более мирянина, образ Божий есть подобнейший Богу. И потому угодивший Богу в иночестве называется преподобным». Горкин с детства имеет представление о значении ранга в жизни христианина и христианского общества. Неподдельный испуг, почти ужас Горкина при одной мысли, что его могут зачислить в преподобные миряне, у которых понятие ранга ослабло или еще не развито, свидетельствует о прочности нравственных заветов, полученных старым плотником еще от родителей. Этот же наглядный урок преподносит он и своему любимому воспитаннику, воздействуя на него силой авторитета. Так в повести «Лето Господне» И.С. Шмелев восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на святоотеческой православной традиции. Авторитет отца, утверждающего в семье начала православной нравственности, важнейшая роль стоятеля, духовного наставника мирян, в дополнение к служению священства; понятие общества как артели, единой семьи, свято исповедующей православие – пот принципы, которым необходимо следовать для воспитания нравственных людей, патриотов, защитников Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"
Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская
Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...
Крещение Господне
Презентация о великом православном празднике...
Крещение Господне
Презентация о великом православном празднике...