М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" Глава "Тамань"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
Анализ главы в контексте произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_po_literature_9_klass.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белова Светлана Ивановна, ГБОУ СОШ № 2069 г.Москвы
Урок по литературе 9 класс
Журнал Печорина. Глава «Тамань»
Цели и задачи урока:
1.Воспитание и формирование эстетического вкуса.
2. Развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.
3. Развития умения творческого чтения.
4.Анализ главы «Тамань», ее роль в композиции, в решении главной проблемы романа.
Ход урока.
-Учитель читает наизусть отрывок:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы.
Я враг небес, я зло природы.
-Вы узнали, кто скрывается за местоимением «Я»? – Демон, герой поэмы М.Ю. Лермонтова
- Вспомним, что обозначает понятие «демонизм».
На доске записываем.
Демонизм- разрушение моральных ценностей, свобода от моральных обязательств, скептицизм. Жажда действия и бесплодность, зло.
-Как вы думаете, почему в начале урока звучат строки из лермонтовской поэмы «Демон»?
Мы ведем разговор о герое романа Лермонтова «Герой нашего времени» Печорине, он схож с Демоном, несет разрушение, страдая сам.
-Представьте, вы издатель, перед вами три сборника:
«Русская психологическая повесть 19 века»,
«Русская приключенческая повесть 19 века»,
«Русская социальная повесть 19 века»
В какой из них ты включишь главу «Тамань»?
Ни в какой сборник, ибо повесть сочетает в себе и социальное, и психологическое, и приключенческую интригу, и кавказскую новеллу.
-Это свидетельствует о художественной целостности произведения.
А.П.Чехов говорил про «Тамань»: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал; взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям, по частям предложения и учился писать…»
Приведите примеры ярких с точки зрения выразительности отрывков, доставивших вам эстетическое удовольствие.
Чтение 2- отрывков и рецензия на чтение.
- Учитель читает «свой» отрывок: «Полный месяц светил на камышовую крышу…»
-Докажем верность высказывания А.П.Чехова.
На доске выполняем работу «Язык повести» (выразительные средства)
-Главе «Тамань» предшествует…….(предисловие), из которого мы узнаем….. (текст произведения)
-Что же это за загадочная толстая тетрадь? Что было до Кавказа?
Онегинский образ жизни, но Онегин в 20 г. путешествует по России, знакомится с местами, где жили декабристы.
-Почему поколение Печорина,чтобы преодолеть сплин, отправляется на Кавказ?
Испытать себя в действующих отрядах. Закалить себя под чеченскими пулями. Молодость ищет опасности, риска.
-Тамань - первый город на пути героя. Представим себе 25-летнего Печорина, его портрет нам дан глазами путешественника.
На доске делаем запись в процессе беседы.
Портрет Печорина
«ослепительно чистое белье аристократа»,
«аристократические руки, худоба бледных пальцев, походка небрежна и ленива, но не размахивал руками»,
«в его улыбке было что-то детское…»,
«бледный благородный лоб, на котором… следы морщин»,
«глаза не смеялись, когда он смеялся»,
«ослепительный, но холодный, как сталь, блеск глаз»,
«нервическая слабость».
-Что интересного, интригующего в этом портрете?
Человек-загадка. В портрете перемешаны физиологические и психологические особенности, т.к. главное для автора «история души».
-Печорин сам замечает: «Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою».
-Что герой думает о себе? Как раскрывается?
Монологи, исповеди, столкновение с миром контрабандистов.
-Каков конфликт повести?
Печорин, – мир контрабандистов (объясняем лексическое значение слова)
мечтающий о свободе
-Каким предстает мир контрабандистов? (Работа с текстом).
Убогость, грязь, безбожие, эгоизм, вольность, бесстрашие.
- Каково авторское отношение к этому миру?
Лермонтов развенчивает романтику разбойничьей жизни.
-Какие чувства вызывает у Печорина мир контрабандистов? (Работа с текстом).
Тревога, недоверие. Сожаление, что растревожил их гнездо. Этот мир волнует его нескованностью понятий о чести. Долге, морали.
- Может ли Печорин слиться с этим миром?
Нет. Но память о нем останется, и, наверное, сравнение, которое использует герой(глава «Княжна Мери»), навеяно таманскими впечатлениями.
- В каких произведениях нам встречался подобный конфликт?
Глава «Бэла», поэма А.С.Пушкина «Цыгане».
- Мог ли Петруша Гринев так себя вести, как Печорин, в подобной ситуации?
Нет, у Гринева были устойчивые представления о долге и чести.
-Повесть заканчивается такими словами: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий чело-веческих» Верим ли мы Печорину? Как это высказывание характеризует героя?
Печорин, ставший свободным, гоняется бешено за жизнью,он эгоцентричен,его волнуют только собственные ощущения.
-Домашнее задание: анализ главы «Княжна Мери»
- Рефлексия.
Что дал вам сегодняшний урок? Чему научил? Что нового открыл?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше здоровье в наших руках
Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....
Мы! Наши права и наши обязанности!
Данная презентация позволит познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. Может использоваться на классных часах и на уроках....
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....