М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" Глава "Тамань"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Белова Светлана Ивановна

Анализ главы в контексте произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_po_literature_9_klass.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Светлана Ивановна, ГБОУ СОШ № 2069 г.Москвы

Урок по литературе 9 класс

Журнал Печорина. Глава «Тамань»

Цели и задачи урока:

1.Воспитание и формирование эстетического вкуса.

2. Развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.

3. Развития умения творческого чтения.

4.Анализ главы «Тамань», ее роль в композиции, в решении главной проблемы романа.

Ход урока.

-Учитель читает наизусть отрывок:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит,

Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы.

Я враг небес, я зло природы.

-Вы узнали, кто скрывается за местоимением «Я»? – Демон, герой поэмы М.Ю. Лермонтова

- Вспомним, что обозначает понятие «демонизм».

На доске записываем.

Демонизм- разрушение моральных ценностей, свобода от моральных обязательств, скептицизм. Жажда действия и бесплодность, зло.

-Как вы думаете, почему  в начале урока звучат строки из лермонтовской поэмы «Демон»?

Мы ведем разговор о герое романа Лермонтова «Герой нашего времени» Печорине, он схож с Демоном, несет разрушение, страдая сам.

-Представьте, вы издатель, перед вами три сборника:

«Русская психологическая повесть 19 века»,

«Русская приключенческая повесть 19 века»,

«Русская социальная повесть 19 века»

В какой из них ты включишь главу «Тамань»?

Ни в какой сборник, ибо повесть сочетает в себе и социальное, и психологическое, и приключенческую интригу, и кавказскую новеллу.

-Это свидетельствует о художественной целостности произведения.

А.П.Чехов говорил про «Тамань»: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал; взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям, по частям предложения и учился писать…»

Приведите примеры ярких с точки зрения выразительности отрывков, доставивших вам эстетическое удовольствие.

Чтение 2- отрывков и рецензия на чтение.

- Учитель читает «свой» отрывок: «Полный месяц светил на камышовую крышу…»

-Докажем верность высказывания А.П.Чехова.

На доске выполняем работу «Язык повести» (выразительные средства)

-Главе «Тамань» предшествует…….(предисловие), из которого мы узнаем…..  (текст произведения)

-Что же это за загадочная толстая тетрадь? Что было до Кавказа?

Онегинский образ жизни, но Онегин в 20 г. путешествует по России, знакомится с местами, где жили декабристы.

-Почему поколение Печорина,чтобы преодолеть сплин, отправляется на Кавказ?

Испытать себя в действующих отрядах. Закалить себя под чеченскими пулями. Молодость ищет опасности, риска.

-Тамань - первый город на пути героя. Представим себе 25-летнего Печорина, его портрет нам дан глазами путешественника.

На доске делаем запись в процессе беседы.

Портрет Печорина

«ослепительно чистое белье аристократа»,

«аристократические руки, худоба бледных пальцев, походка небрежна и ленива, но не размахивал руками»,

«в его улыбке было что-то детское…»,

«бледный благородный лоб, на котором… следы морщин»,

«глаза не смеялись, когда он смеялся»,

«ослепительный, но холодный, как сталь, блеск глаз»,

«нервическая слабость».

-Что интересного, интригующего в этом портрете?

Человек-загадка. В портрете перемешаны физиологические и психологические особенности, т.к. главное для автора «история души».

-Печорин сам замечает: «Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою».

-Что герой думает о себе? Как раскрывается?

Монологи, исповеди, столкновение с миром контрабандистов.

-Каков конфликт повести?

Печорин,                                    – мир контрабандистов (объясняем лексическое значение слова)

мечтающий о свободе

-Каким предстает мир контрабандистов? (Работа с текстом).

Убогость, грязь, безбожие, эгоизм, вольность, бесстрашие.

- Каково авторское отношение к этому миру?

Лермонтов развенчивает романтику разбойничьей жизни.

-Какие чувства вызывает у Печорина мир контрабандистов? (Работа с текстом).

Тревога, недоверие. Сожаление, что растревожил их гнездо. Этот мир волнует его нескованностью понятий о чести. Долге, морали.

- Может ли Печорин слиться с этим миром?

Нет. Но память о нем останется, и, наверное, сравнение, которое использует герой(глава «Княжна Мери»), навеяно таманскими впечатлениями.

- В каких произведениях нам встречался подобный конфликт?

Глава «Бэла», поэма А.С.Пушкина «Цыгане».

- Мог ли Петруша Гринев так себя вести, как Печорин, в подобной ситуации?

Нет, у Гринева были устойчивые представления о долге и чести.

-Повесть заканчивается такими словами: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий чело-веческих» Верим ли мы Печорину? Как это высказывание характеризует героя?

Печорин, ставший свободным, гоняется бешено за жизнью,он эгоцентричен,его волнуют только собственные ощущения.

-Домашнее задание: анализ главы «Княжна Мери»

- Рефлексия.

Что дал вам сегодняшний урок? Чему научил? Что нового открыл?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

Мы! Наши права и наши обязанности!

Данная презентация позволит познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. Может использоваться на классных часах и на уроках....

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....