Николай Семёнович Гумилёв.Поэт и географ.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме
Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века» - 2 урока:
1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.
2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».
На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.s.gumilyov.rar | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
(литература и география)
«Н.С.Гумилёв. Поэт и географ»
Аннотация.
Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века» - 2 урока:
1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.
2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».
На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма: урок – исследование.
Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;
- развитие умения анализировать, сравнивать;
- воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению
к другим людям.
Методы:
- Метод творческого чтения.
Цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется.
Приёмы: выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;
- анализирующе – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).
Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.
Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения.
На уроке используется групповая форма работы (дифференциация), что помогает каждого учащегося включить в процесс познания нового.
1 группа работает со стихотворением «Жираф», ответить на вопросы (слабая группа).
2 группа - сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва
3 группа - интерпретация стихотворения «Африканская ночь».
Предварительная работа.
Учащиеся получают на предыдущем уроке домашнее задание:
- подготовить сообщение об основных чертах акмеизма;
- познакомиться с поэзией Н.С.Гумилева, выписать стихи, которые связаны с географией;
- повторить
- подготовить биографическую справку о Н.С.Гумилеве (индивидуально);
- подготовить выразительное чтение стихотворений (индивидуально).
Интегрированный урок (литература и география).
Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Поэт и географ.
Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;
- развитие умения анализировать, сравнивать;
- воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению к другим людям.
Оборудование: демонстрационная презентация, презентация «Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва» ,презентация «Географическое положение Африки», картины Гогена «Таитянские женщины», «Ты ревнуешь?», географическая карта, музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма: урок – исследование
Методы: словесно-наглядные, творческого чтения, анализирующее – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).
Словарная работа: сакральная география.
Эпиграф. И умру я не в постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Н.С.Гумилёв.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение поэзии Серебряного века. И ближе познакомимся с творчеством метра одно из направлений литературы начала 20 века.
- Актуализация знаний.
1) - И.Грабарь, Э.Дега, Гоген, Готье, Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев.
- Что связывает этих людей?
- Назовите основные черты акмеизма.
- Акмеизм (от греческого слова acme - "вершина, пик, высшая точка") - литературное течение в русской поэзии во второе десятилетие двадцатого века. Очень рано выделилось как самостоятельное направление из символизма, отстраняясь от символистской размытости языка и образа.
АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
- Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
- Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
- Основные принципы акмеизма:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение;
- предметность и четкость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами.
2) Слова учителя.
Звучит музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».
- Какие ассоциации возникают у вас?
- Сегодня мы будем говорить о человеке трагической судьбы, жизнь которого неразрывно была связана с шумом волн как морских, так и жизненных; о человеке, который предчувствовал свою гибель.
И умру я не в постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
- Н.С.Гумилев- поэт, переводчик, критик, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь.
- Работа над новой темой.
- Выслушайте сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва и подумайте, чем для вас интересен этот человек и поэт.
- Биографическая справка о жизни и творчестве Н.С.Гумилева (презентация ученика).
2) Н.С.Гумилев – географ.
- Н.С.Гумилёв метр русской литературы начала 20 века. Но он же и замечательный географ.
- Как в его творчестве нашла отражение тема географии?
- Стихи Н.С.Гумилёва имеют географические названия.
( Географические названия отмечаются на карте: «Швеция», «Венеция», «Абисиния», «Египет», «Красное море», «Озеро Чад», «Сахара», «Судан» и другие).
- О чём говорит такое разнообразие географических названий?
( . . .)
- Что необычного вы заметили?
- Гумилёва наиболее привлекает Африка.
Презентация учащегося «Географическое положение Африки»
Учитель. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.
Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.
Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.
- Какой же предстаёт Африка в стихах Н.Гумилёва?
- И почему очень часто географию Гумилёва называют сакральной?
(Сакральная география – модель восприятия пространства, как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом).
3 . Работа по группам. Анализ стихов Н.С.Гумилёва.
1 группа. Стихотворение «Жираф» .
1. Проанализируйте композицию стихотворения.
(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)
2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?
(Как сказку ребёнку, который грустит.)
3. Подберите синоним к слову “изысканный”.
(Изящный, утончённый, экзотичный.)
4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?
(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)
5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?
- группа. Стихотворение «Озеро Чад».
Сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва.
- Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева?
- Найдите стихотворении Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена?
- группа. Стихотворение «Африканская ночь». Интерпретация стихотворения.
- О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
- Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.
4) Проверка выполненной работы.
Выводы. В стихах, посвящённых Африке поэт затрагивает общечеловеческие проблемы и вопросы:
- ответственность человека за судьбу тех, кто рядом;
- терпимости по отношению друг к другу.
Как исследователя его больше всего интересуют обычаи народов Африки, их традиции (сакральная география).
Мы видим, что Н. С. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).
VI. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу.
- Каким я представляю Н.С.Гумилева – человека, личность?
V . Домашнее задание.
• Написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».
• Групповое. Подобрать стихи к теме «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») .
Образовательные технологии.
- Дифференцированное обучение.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе
учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми
учениками содержания образования.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для
максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения
познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания
общего образования.
- Информационно – образовательные технологии.
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий
.На данном уроке используются презентации учащихся (индивидуальные задания) и демонстрационная презентация учителя, которая направлена на создание зрительного ряда, способствующего усилению восприятия различных элементов урока.
- Здоровье – сберегающие технологии.
Урок построен с учетом особенностей класса; были предприняты попытки создания благоприятного психологического фона на уроке; использовались приемы , способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
- Проблемное обучение (элементы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог
Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....
Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»
Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует проникновению в тайны поэтического мастерства и пробудению...
Нравственные проблемы в рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах»
Хочу представить свою авторскую разработку урока внеклассного чтения по очень интересному, но отнюдь не лёгкому для восприятия детей произведению, нуждающемуся в дополнительных...
Презентация "Николай Семёнович Лесков. Страницы биографии", 6 класс
Презентация "Н.С.Лесков. Страницы биографии"...
Биография Николая Семёновича Лескова
Основные факты биографии и творческого пути Николая Семёновича Лескова...
Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, народный писатель
Биография Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) –прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, ...
Н.С. Гумилёв- поэт серебряного века
Ст. «Жираф», «Озеро Чад», «Старый конквистадор», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Шестое чувство». Романтиче...