Разработка Урока-презентации "Очарованный странник Лескова"
план-конспект урока (литература, 10 класс) на тему

Порошина Наталья Михайловна

Разработка урока с применением информациолнно-коммуникационной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocharovannyy_strannik_leskova.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-презентацию по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ НПОПУ№58 КК Порошина Н.М.

Слайд 2

Тема : « Иван Флягин – образ « русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина , прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей». Цель темы: Текстуально изучить повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник.» Рассмотреть это произведение как восходящее к традициям просветительского «романа -воспитания», а весь жизненный путь Ивана Флягина как историю воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России.

Слайд 3

Планируемый результат Предметные умения : обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ при изучении литературы; раскрыть смысл названия повести; выявить особенности изображения русского национального характера; расширить словарный запас; познакомить с работами художников-иллюстраторов. УУД Личностные: умение анализировать художественное произведение. Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с поставленной проблемой. Познавательные: систематизация знаний литературоведческих понятий и терминов (жанр, система образов и др.). Коммуникативные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Слайд 4

Т

Слайд 5

Тема пути, странничества — одна из центральных в мировой литературе. Занимает она ключевое место и в творчестве Лескова: «…меня подёргивает написать русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина , прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей».

Слайд 6

Словарная работа Очаровать (в словаре Даля): 1. Околдовать, обворожить, отвести глаза, заговорить, чарами овладеть кем-либо. 2.Прельщать или пленять, влюблять кого –либо в себя. Странник (там же): 1.Захожий человек, с чужбины, прохожий; человек, ищущий временного приюта . 2.Человек, странствующий пешком на богомолье. 3.Бродячие проповедники, не имеющие своего дома, а пребывающие в поисках царства Божия. Праведник( там же): Праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгреховный.

Слайд 7

Реконстру Реконструкция портрета св.Ильи Муромца

Слайд 8

В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, «в полном смысле слова богатырь и притом типический, простодушный, добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Путём сопоставления с фольклорным героем с самого начала задаётся масштаб личности Ивана Флягина , одним из определений которого становится «богатырь-черноризец». Предназначение былинного богатыря – патриотический и христианский подвиг.

Слайд 9

Это характер парадоксальный, импульсивный, непредсказуемый. Поведением Флягина руково - дит не рассудок, а эмоциональные порывы. Он совершает неожиданные даже для себя самого поступки: давая выход бурлящим в нём силам, он случайно, из озорства, убивает ударом кнута задремавшего на возу старого монаха и, демонстрируя полную неразвитость нравствен-ного чувства, нисколько в этом не раскаивается. « Околдованность » составляет вторую сторону героя, которая соотносится с его национальным характером.

Слайд 10

« Околдованность », власть рокового начала делает главного героя - Ивана Флягина «очарованным странником». Он, как фольклорный богатырь русский, «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть».

Слайд 13

«А вот, -говорит,- тебе тебе знамение, что что будешь ты много много раз поги - о бать и ни разу не п погибнешь, пока п придет твоя нас-то тоящая погибель, и ты и ты тогда вспомн вспомнишь мате- материно нишь материно обе обещание за тебя обещание за тебя и и пойдешь в и пойдешь в чернец чернецы!...» чернецы.

Слайд 14

«…первое свое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой другой , все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока пока все мне мона - м хом предреченное… оправдалось за мое недоверие»

Слайд 15

Судьба идет по стопам героя: новая встреча или событие, трагическая развязка, опять странствие, и все повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего.

Слайд 16

Иван Флягин повест-вует о своих приклю-чениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели воспри-нимали его приклю-чения как сказку, и только история Груши меняет их мнение: они «…впервые заподозрили справедливость рассказа и хранили довольно долгое молчание».

Слайд 17

Иван Северьянович верит в свое дальней-шее предназначение, вот слова, заверша-ющие его исповедь: «…мне за народ очень помереть хочется». Перед смертью он «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился…», поэтому и путешествует.

Слайд 18

« Очарованный странник » был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Урок по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Класс: 10 Вид урока: урок-диалог Урок разработан с применением технологии критического мышления. Используются приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе....

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...

Урок внеклассного чтения по творчеству Н.С. Лескова в 10классе после изучения «Очарованного странника». «Легенда о совестном Даниле».

Тема урока: «Нужна ли человеку совесть? Для чего?» (Н.Лесков. Легенда о совестном Даниле).Тип урока: урок – проектЦель урока: на основе анализа текста, сопоставления содержания повести, поступков геро...

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Тест по творчеству Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Тест ориентирован не столько  на проверку  учениками текста повести, сколько на то, чтобы направить внимание учащихся на особенно важные аспекты содержания и формы (сюжета, композиции,...