Поэзия периода Великой Отечественной войны
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Муравлева Анна Ивановна

Проведение урока по этому плану позволит определить особенности развития поэзии периода Великой Отечественной войны, показать огромную роль поэзии огненных  лет в духовной жизни народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

План  урока

Тема « Поэзия периода Великой Отечественной войны»

Цели:

Образовательные: сформировать представление об особенностях развития литературы периода Великой Отечественной войны; показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; познакомить учащихся с именами поэтов - фронтовиков, с многообразием тем поэзии; показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству; посредством поэтического слова осознать трагедию русского народа и показать глубину переживаний в годы страшных испытаний;

         Развивающие: развивать чуткость восприятия образной речи; навыки самостоятельного анализа и оценки художественного произведения, подготовки сообщений по нескольким источникам, выразительного чтения стихотворения наизусть, делать записи;

 Воспитательные: вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; пробудить у учащихся интерес к поэзии военных лет, истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:  устный журнал.

Методы обучения: сообщение учащихся, беседа, анализ стихотворений, чтение наизусть, письменные задания, инсценировка, оформление стенгазет.

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; карточки для самостоятельной работы; ноутбук; мультимедийный проектор.

Подготовительный этап

 Учащиеся разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

 1-я группа («исследователи») изучает поэзию военнго времени, готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском, О. Бергольц.

 2-я группа («чтецы») готовит чтение стихов наизусть.

 3-я группа («художники и оформители») собирают материал и выпускают газету «Сороковые, роковые…», оформляет к уроку класс.

 4-я группа («актёры») инсценирует отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»

Содержание устного журнала  «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

 1страница. Особенности поэзии военных лет.

 2 страница. «Строки, опаленные войной».

 3страница. Военная песня.

 4 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.

 5 страница. «У войны не женское лицо».

ХОД УРОКА

1 этап – Организационный момент 3 мин.

 - Проверка готовности к уроку.

 - Проверка списочного состава учащихся.

 - Сообщение темы и целей урока.

2 этап – Изучение нового материала 20 мин.

 - Сообщение учащихся 5 мин.

 - Чтение стихотворения 5 мин.

 - Фронтальный опрос 4 мин.

 - Анализ стихотворения 3 мин.

 - Инсценировка 3 мин.

3 этап – Закрепление материала (презентация) 7 мин.

4 этап – Контроль знаний 10 мин.

 - Самостоятельная работа с текстом.

 - Практическая работа (языковые особенности стихотворения).

5 этап – Подведение итогов урока 3 мин.

6 этап – Домашнее задание 2 мин.

Изучение нового материала.

Эпиграф:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

 А. Т. Твардовский

Вступительное слово преподавателя (звучит песня на стихи В. Лебедева – Кумача «Священная война»).

 Течёт река времени. Идут годы, сменяются десятилетия,. но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям:

 Давайте, люди, никогда

 Об этом не забудем!

 А.Т. Твардовский

         22 июня 1941 года началась война. В Великой Отечественной войне наш народ отстоял независимость. Война унесла около 27 миллионов жизней советских людей.

 Российская земля – свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле.

 О защитниках написаны романы, повести, огромное количество стихов и песен. От первого до последнего доя войны не умолкал голос поэтов.

         Тема нашего урока «Поэзия периода Великой Отечественной войны». Мы сегодня будем говорить об особенностях поэзии военных лет, познакомимся с многообразием её тем. Постараемся доказать, что лирический род литературы самый оперативный, популярный жанр военного периода. У нас сегодня урок – устный журнал, рассказывающий о поэтических произведениях 1941-1945 г. Итогом нашей работы должен стать проект устного журнала.

         1 страница «Особенности поэзии военных лет» (Работа с учебником).

         2 страница. «Строки, опалённые войной».

         Преподаватель: Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов». Как вы думаете, почему? (Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат).

         Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов (Сообщение учащегося).

 Симонов родился в 1945 году в Петрограде. Первые стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию на Халкин-Гол. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но уже был известным корреспондентом и признанным поэтом. Он видел войну собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции.

         Учащийся читает наизусть стихотворения К. Симонова «Родина».

         Преподаватель: Что является в этом стихотворении неиссякаемым источником патриотического чувства? (Работа с учебником, стр. 254, В.П. Журавлёв Русская литература хх века М., 2013).

 Учащийся читает наизусть стихотворения К. Симонова «Жди меня».

         Преподаватель: Вы услышали два стихотворения. Чем они отличаются друг от друга? (В первом стихотворении лирической герой выражает переживания общенародного характера. «Жди меня» - это гимн любви, верности)

Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»

 Опережающие индивидуальное задание.

 Это стихотворение К. Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирической герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен. Призыв. Анафора «жди» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (ж, жд) – аллитерация передают многотонность хмурой солдатской жизни (жёлтые дожди, жара), усиливают мотив ожидания. Это лирической монолог-послание.

         Преподаватель: На прошлом уроке мы изучили лирику А. Твардовского. Большое место в его творчестве занимают стихи, созданные «на войне, в пыли походной», его книга про бойца «Василий Теркин». Некоторые страницы создания «Василия Тёркина» связаны с Воронежем. Зимой 1941-1942 года А. Твардовский служил в газете «Красная армия», редакция которой располагалась в Воронеже.

 Каким изображает своего героя А. Твардовский? (Это рядовой, в нём проявляются лучшие черты русского солдата: любовь к Родине, мужество, юмор.)

         Инсценировка отрывка из поэмы «Василий Теркин» - опережающее задание.

         Наша Лискинская земля хранит память о военных событиях. Теме войны посвящения многие стихи Давыдовского поэта Михаила Просянникова.

У могилы героя.

         Герою Советского Союза Чолпонбаю Тулибердиеву, погибшему в селе Селявное Лискинского района.

 Где, меловые горы огибая,

Река вплотную к изгибам подошла,

 Заметная могила Чолпонбая

 Застыла на окраине села.

Здесь бой кипел, в атаку шла пехота,

И воздух рвал безжалостный свинец.

 На амбразуру вражеского дзота

 В рывке упал неведомый боец.

 Дохнула смерть в лицо солдата,

 И замолчал, запнулся пулемет.

 И ринулись стремительно вперед

 От смерти им спасенные ребята.

 Они ушли, сурово брови хмуря,

 Врага сметая, как девятый вал,

 А он стоять остался в карауле

 На той земли, что грудью отстоял.

3 страница. Военная песня.

Слово преподавателя.

         «Многие стихотворения уже впервые дни войны стали песнями. «Священная война» - так называлась песня В. Лебедева – Кумача – самая популярная в период Великой Отечественной войны. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн. Пели – и как бы клялись сами себе на верность своему народу, своей Родине.

 В лучших песнях военных лет раскрылась душа нашего народа, его любовь и ненависть, гуманность его стремлений и свободолюбия. Широкую известность в годы войны получили песни М. Исаковского («В лесу прифронтовом», «Огонек»), Ф. Фатьянова «Соловьи»…Выполним практическую работу» ( Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка».)

 Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ..

Вывод: стихотворение  богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

4 страница « Поэты, не вернувшиеся с фронта»

В 1941г. поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Около 1500 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль, Иосиф Уткин и др. Им не суждено было вернуться с войны. Некоторым из них в 1941г. было чуть больше, чем сегодня вам.

Сообщение учащегося.

Я знаю, никакой моей вины

 В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там…

А. Твардовский.

Павел Давидович Коган 1918 -1942

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.

Михаил Валентинович Кульчицкий 1919-1943

Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.

Николай Петрович Майоров 1919-1942

Погиб 8 февраля 1942 г. на Смоленщине.

Мусса Мустафович Джалиль 1906 – 1944

Татарский поэт..

Мусса Джалиль, будучи тяжело раненым , попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944г. казнён. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Иосиф Павлович Уткин 1903 – 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г.

Я вам жить завещаю, -

Что я  больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливым быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

Горевать –горделиво,

Не склоняясь головой

Ликовать – нехвастливо

 В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина-брата,

Что погиб за неё.

 А. Твардовский  «Я убит под Ржевом»

5 страница  «У войны не женское лицо»

Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.

Говорят, у войны 2не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками… они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Бергольц… Их стихи, знали, ждали… на фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

Учащийся рассказывает об Ольге Бергольц.

Ольга Бергольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив  в1930 году Ленинградский Университет, Ольга Брегольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.

Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдаётся и пишет свои лучшие стихи. Она показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком.

Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, зверя…

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем Ленинградом,

Я не геройствовала, я жила.

Сообщение учащегося

Яркие стихотворения, исполненные  гражданского пафоса и уверенности в победе, создала в годы войны Анна Ахматова. Её поэтическое слово умело быть агитационным.

Вражьё знамя

Растет, как дым,

Правда за нами,

И мы победим.

Стихотворение «Мужество» с большой силой выразило дух того времени, убежденность в победе. Слова стихотворения словно врублены в камень от имени истории и народа:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Рассказ о поэтах войны продолжает другой учащийся.

Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»

Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной «стихи», «разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях (Звучит стихотворение «Не знаю, где я нежности училась…»)

III  этап – Закрепление материала (презентация)

IV этап – контроль знаний. самостоятельная работа с текстом. Практическая работа (языковые особенности стихотворения).

V этап – Подведение итогов урока.

Преподаватель: « Вот и закончилась последняя страница нашего журнала. Мы немного почувствовали себя его издателями: выбрали круг вопросов, военных авторов, стихотворные тексты, вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

  • за выступление;
  • за работу на уроке;
  • за сообщения;
  • за чтение наизусть стихотворения.

VI – Домашнее задание.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Урок по литературе с презентацией о поэзии периода ВОв.Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подв...

Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Презентация к уроку в 8 классе...