Планирование уроков литературы в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (Москва, издательство «Просвещение», 2007 год) и программе общеобразовательных учреждений под ред. В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2007 год). Рассчитано на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
рабочая программа
литература
5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (Москва, издательство «Просвещение», 2007 год) и программе общеобразовательных учреждений под ред. В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2007 год). Рассчитано на 68 часов. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Запланировано использование различных видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, обучающий анализ произведений.
Изучение литературы в школе основано на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений; расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Т.е. поэтапное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения необходимо решать следующие задачи: развивать эмоциональное восприятие обучающихся, учить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, формировать умение проводить сравнительный анализ, выявлять межпредметные связи произведений, развивать потребности в чтении, в книге, учить использовать богатейшие выразительные средства русского литературного языка.
Серьёзным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа, возникновение у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи и пр.).
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение 1 час.
Устное народное творчество 6 часов.
Из древнерусской литературы 1 час.
Из русской литературы ХVIII века 1 час.
Из русской литературы ХIХ века 29 часов.
Из русской литературы ХХ века 21 часов.
Из зарубежной литературы 7 часов.
Итоговый урок 1 час.
Всего часов: 68 часов (2 часа в неделю).
На развитие речи: 9 часов.
Внеклассное чтение: 8 часов.
Номе ра уроков | Наименования разделов и тем. | Плано вые сроки прохождения | Скорректирован ные сроки прохождения |
Введение (1 ч.) | |||
1. | Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|
|
Т.1. Устное народное творчество. (6 ч., 2 ч. в неделю) | |||
2. | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. | ||
3. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | ||
4. | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | ||
5. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | ||
6. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | ||
7. | Развитие речи №1. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». | ||
Т.2. Древнерусская литература (1 ч., 2 ч. в неделю) | |||
8. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. |
|
|
Т.3. Из литературы ХVIII века. (1 ч., 2 ч. в неделю) | |||
9. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. |
|
|
Т.4. Из русской литературы ХIХ века. (27 ч., 2 ч. в неделю) | |||
10. | Внеклассное чтение №1. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). | ||
11. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали. | ||
12. | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | ||
13. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. | ||
14. | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | ||
15. | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | ||
16. | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | ||
17. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | ||
18. | Письменные ответы или тестирование. | ||
19. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | ||
20. | Развитие речи №2. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»; «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»; «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: общность и различие». | ||
21. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | ||
22. | В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | ||
23. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | ||
24. | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | ||
25. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | ||
26. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | ||
27. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | ||
28. | Внеклассное чтение №2. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | ||
29. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | ||
30. | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | ||
31. | Развитие речи №3. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»; «Друзья и враги Герасима»; «В чем вина и беда барыни?» | ||
32. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева (письменные ответы на вопросы или тестирование). | ||
33. | А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | ||
34. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | ||
35. | Развитие речи №4. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы»; «Друзья и враги пленного Жилина»; «Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник». | ||
36. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | ||
Т.5. Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе (2 ч., 2 ч. в неделю) | |||
37. | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | .
| |
38. | Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. | ||
Т.6. Из русской литературы ХХ века (17 ч., 2 ч. в неделю) | |||
39. | Внеклассное чтение №3. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. |
| |
40. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений | ||
41. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | ||
42. | Развитие речи № 5. Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»; «Два отца: Тыбурций и судья»; «Вася и его отец: от вражды к пониманию». | ||
43. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений. | ||
44. | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | ||
45. | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Сказ и сказка. | ||
46. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | ||
47. | Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | ||
48. | Внеклассное чтение №4. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского. | ||
49. | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | ||
50. | Развитие речи № 6. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки». | ||
51. | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | ||
52. | Контрольная работа по литературе или тестирование. | ||
53. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | ||
54. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | ||
55. | Развитие речи № 7. Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С.А. Есенин, П.П. Бажов, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский (по одному произведению)», «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)». | ||
Т.7. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) (1 ч., 2 ч. в неделю) | |||
56. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. |
| |
Т.8. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2 ч., 2 ч. в неделю) | |||
57. | И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | ||
58. | А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. |
| |
Т.9. Писатели улыбаются (1 ч., 2 ч. в неделю) | |||
59. | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. |
| |
Т.10. Из зарубежной литературы (9 ч., 2 ч. в неделю) | |||
60. | Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | ||
61. | Внеклассное чтение № 5. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | ||
62. | Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | ||
63. | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | ||
64. | Развитие речи №8. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы»; «Добро и зло в сказках Х.К. Андерсена»; «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?»; «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | ||
65. | Внеклассное чтение №6. Ж. Санд. «О чем говорят цветы?». Спор героев о прекрасном. | ||
66. | Внеклассное чтение №7. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героев. | ||
67. | Внеклассное чтение №8. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа . Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. | ||
68. | Развитие речи №9. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
Итого | 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков литературы 10 класс
Планирование уроков литературы 10 класс с графиком контрольныз работ...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной
Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...