Планирование уроков литературы в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Сидорова Людмила Валентиновна

Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (Москва, издательство «Просвещение», 2007 год) и программе общеобразовательных учреждений под ред. В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2007 год). Рассчитано на 68 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 

рабочая программа

литература

5 КЛАСС

 

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (Москва, издательство «Просвещение», 2007 год) и программе общеобразовательных учреждений под ред. В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2007 год). Рассчитано на 68 часов. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе  и  человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Запланировано использование различных видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,  творческие работы, обучающий  анализ произведений.

Изучение литературы в школе основано на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений; расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Т.е. поэтапное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения необходимо решать следующие задачи: развивать эмоциональное восприятие обучающихся, учить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, формировать умение проводить сравнительный анализ, выявлять межпредметные связи произведений, развивать потребности в чтении, в книге, учить использовать богатейшие выразительные средства русского литературного языка.

Серьёзным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа, возникновение у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи и пр.).

             Распределение учебных часов  по разделам программы

Введение 1 час.

Устное народное творчество 6 часов.

Из древнерусской литературы 1 час.

Из русской литературы ХVIII века 1 час.

Из русской литературы ХIХ века 29 часов.

Из русской литературы ХХ века 21 часов.

Из зарубежной литературы 7 часов.

Итоговый урок 1 час.

Всего часов: 68 часов (2 часа в неделю).

На  развитие   речи:   9 часов.

Внеклассное чтение: 8 часов.

Номе

ра уроков

Наименования разделов и тем.

Плано

вые сроки прохождения

Скорректирован

ные сроки прохождения

                                                    Введение (1 ч.)

1.

 Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

 

   

                     Т.1. Устное народное творчество. (6 ч.,  2 ч. в неделю)

2.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

5.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

6.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

7.

Развитие речи №1. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.

«Мой любимый герой русской народной сказки»;

«Почему я люблю читать народные сказки?»;

«Добро и зло в народных сказках».

                           Т.2. Древнерусская литература (1 ч., 2 ч. в неделю)

8.

 Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

 

 

 

                            Т.3. Из литературы ХVIII века. (1 ч., 2 ч. в неделю)

9.

М.В. Ломоносов.  «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

 

 

 

                           Т.4. Из русской литературы ХIХ века. (27 ч., 2 ч. в неделю)

10.

 Внеклассное чтение №1. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века).

11.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

12.

И.А. Крылов.  «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

13.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

14.

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

15.

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

16.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

17.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

18.

Письменные ответы или тестирование.

19.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

20.

Развитие речи №2. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению:

«В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке  о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»;

«Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»;

«Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой  царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: общность и различие».

21.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

22.

В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

23.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

24.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

25.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

26.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

27.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

28.

Внеклассное чтение №2.

Н.А. Некрасов.  «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

29.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.  «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

30.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

31.

Развитие речи №3. Тургенев мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»:

«Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»;

«Друзья и враги Герасима»;

«В чем вина и беда барыни?»

32.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева  (письменные ответы на вопросы или тестирование).

33.

А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

34.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

35.

Развитие речи №4. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»:

«Жилин и Костылин: разные судьбы»;

«Друзья и враги пленного Жилина»;

«Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник».

36.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

  Т.5. Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе (2 ч., 2 ч. в неделю)

37.

 Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

 .

 

38.

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

                 Т.6. Из русской литературы ХХ века (17 ч., 2 ч. в неделю)

39.

 Внеклассное чтение №3. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

 

40.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

41.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

42.

Развитие речи № 5. Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»:

«Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»;

«Два отца: Тыбурций и судья»;

«Вася и его отец: от вражды к пониманию».

43.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.

44.

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

45.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Сказ и сказка.

46.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

47.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

48.

Внеклассное чтение №4. 

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского.

49.

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

50.

Развитие речи № 6. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению:

«Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;

«Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;

«Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки».

51.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

52.

Контрольная работа по литературе или тестирование.

53.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

54.

«Открытие»  Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

55.

Развитие речи № 7. Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С.А. Есенин, П.П. Бажов, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский  (по одному произведению)», «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)».

    Т.7. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) (1 ч., 2 ч. в неделю)

56.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.

 

   Т.8. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2 ч., 2 ч. в неделю)

57.

И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

58.

А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

 

                   Т.9. Писатели улыбаются (1 ч., 2 ч. в неделю)

59.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

 

                     Т.10. Из зарубежной литературы (9 ч., 2 ч. в неделю)

60.

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

61.

Внеклассное чтение № 5.

Д. Дефо.  Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

62.

Х.К. Андерсен. Слово о писателе.  «Снежная королева».  Реальное и фантастическое в сказке.  Кай и Герда.

63.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

64.

Развитие речи №8. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена:

«Герда против Снежной королевы»;

«Добро и зло в сказках Х.К. Андерсена»;

«О чем мечтал Андерсен в своих сказках?»;

«Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

65.

Внеклассное чтение №6. 

Ж. Санд. «О чем говорят цветы?». Спор героев о прекрасном.

66.

Внеклассное чтение №7.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героев.

67.

Внеклассное чтение №8.

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа . Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

68.

Развитие речи №9. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.

                                                      Итого

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературы 10 класс

Планирование уроков литературы 10 класс с графиком контрольныз работ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...