Открытый урок "Тропою предков" (В.В. Юхнин "Огненное болото") 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок формирования умений и навыков, работа с художественным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Тема: «Тропою предков»
(по повести В.В.Юхнина «Огненное болото»).
Цель: Познакомиться с традициями коми охотника, сохранить национальное богатство и
культуру нашего народа.
Задачи: А) образовательные:
1.познакомиться с жизнью и творчеством В.В.Юхнина;
2. раскрыть многообразие проблематики повести;
3. уметь выделять, анализировать и ориентироваться в содержании текста.
Б) развивающие:
1.развить чувство любви к родной земле, к малой родине;
2.найти разгадку старинному преданию, бытовавшему в сознании народа;
3. отразить поступки героев в череде событий в повести.
В) воспитательные:
1. воспитать бережное отношение к традициям своего народа;
2. воспитывать чувство сопереживания к героям.
Ход урока.
1.Вступительное слово. (небольшая презентация. Слайды: 1.план-карта РК.; 2.природа; )
А) Ребята, мы с вами живем в богатой республике. Её недра таят огромные богатства – полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ; раскинулись бескрайние леса, текут глубокие реки, а еще наша республика богата людьми, своими традициями, которые уважают и в наши дни.
Многие из нас любят посещать родную тайгу-парму, которая является кладовой запасов, кормилицей, помощницей местного населения.
Б) работа с классом. Вопросы. 1.Ребята, кто из вас любит ходить в лес?
2. Что вы там собираете?
3. А кто из вас был на охоте? Там интересно или же это труд?
В) Давайте посмотрим небольшую сценку «Дорога на охоту».
(выступление Марины, Алеши, Вани)
Г) Вопросы: 1.Ребята, вы догадались, кто эти герои?
2.Из какого произведения наши мальчики? Кто автор этого произведения?
3. А может кто-то уже догадался, о чем мы с вами сегодня будем на уроке говорить?
( о мальчиках, об охоте, о поведении в лесу и, наверное, о традициях наших предков, которые хранятся в памяти нашего народа и в наши дни).
Д) А сейчас вслед за нашими героями мы отправимся в путешествие, понаблюдаем за ними, узнаем много интересного.
2.работа с классом. Вопрос: Ребята, а что вы знаете об этом писателе -- В.В.Юхнине?
(написал повесть «Огненное болото» (по коми –«Биа нюр»; наш земляк, центральная библиотека названа его именем, родился в Занулье).
Молодцы, много о нем знаете.
Кристина поделится своими знаниями о писателе. (презентация, сообщение о В.В.Юхнине).
Поблагодарить Кристину за работу.
3.Слово учителя.
Сегодня мы с вами будем говорить о произведении В.В.Юхнина «Огненное болото». Эта повесть стала первым национальным произведением для детей в коми литературе, рассказывающая о двух юных охотниках (Сене и Мите), нашедших разгадку старинного предания о чудесном «огненном болоте» и еще о многом интересном.
4. работа с классом.
Вопросы: 1.Ребята, а вы знаете, как в старину одевались на охоту коми охотники?
( могут сказать, а могут и не ответить), но скажут об оружии, о собаке.
Половину своей жизни коми народ проводил в лесу, они охотились, собирали ягоды и грибы. Но самое главное занятие у коми народа – это охота, а жизнь охотника сложная, полная опасностей, поэтому одежда должна защищать его, быть очень удобной, практичной, а эти важные элементы отражаются во многих деталях в одежде.
5. Просмотр презентации(Максим) «Одежда и оружие коми охотника».(поблагодарить Максима).
6. Провести небольшую экскурсию по мини- выставке( ремень- тасма, берестяной короб- пестерь, корзина, кресало, спички, деревянная лопата- , ружьё – пищаль, валенки- кыс, полевая сумка).
7.Работа с текстом. Вопросы: а)Ребята, а так ли одеты наши юные охотники?
(найти в тексте описание их одежды, зачитать отр. ; Сеня одет по правилам коми охотника.)
Б) Чем отличается одежда юных охотников, у Мити? ( У Мити она современная, обуты ботинки, надеты гетры, фуфайка, шляпа).
В) Какие названия элементов одежды и предметов охоты встречаются в произведении?
(работа с текстом )
Г) Как сейчас одеваются на охоту современные охотники?(сапоги, камуфляжный костюм, шапка)
8. Вывод: Ребята, мы с вами уже можем определить, что не все элементы охотничьей одежды соблюдаются в современное время, но все-таки одежда охотника должна быть удобной и практичной.
9.Об одежде поговорили. В.В.Юхнин в своем произведении «Огненное болото» не обходит стороной и народные обычаи.
Словарная работа: 1 значение слова «обычай» –традиционно установившиеся правила общественного поведения
2. привести синонимы к слову «обычай» -- правило, -а); традиция, заповедь, закон, мораль (это слова –синонимы).
Вопросы: А) О каком обычае рассказывает автор повести? ( как вести себя на охоте).
Б) А какие законы охотника вы знаете? (ребята назовут, если они знают, а если нет , то переходим к презентации).
10. Презентация (Алина) «Правила охотничьей морали». (поблагодарить Алину)
11. работа с текстом.
Вопросы: А).рассказать про обычаи коми охотников, описанные в произведении.
Б) Соблюдают ли наши юные охотники(Митя и Сеня) эти обычаи? ( Да. Они просят разрешение на ночлег в избушке, заготовляют дрова, оставляют добычу ).
12. Ребята, мы с вами просмотрели, послушали интересные презентации об одежде, об обычаях коми охотника, но еще ни одним словом не обмолвились о главном помощнике наших юных героев.
А) Вы догадались о ком будем говорить? ( о собаке Буско)
Б) Какую помощь оказывает собака охотникам? (белку, рябчика облаивает, помогает поймать куницу).
В) А еще какую важную помощь оказывает нашим мальчикам? (помогает выбраться из Огненного болота).
13. беседа с классом.
Вопросы: А) как попадают Митя и Сеня на огненное болото? (охотятся за куницей, которая приводит на загадочное болото)
Б) Какое предание жило в народе об этом болоте?
(Работа с текстом; История Петра).
В) Почему так не терпелось Мите узнать предание об Огненном болоте?
(Не только интерес, но и желание разгадать тайну)
Г) Ребята, оказавшись на болоте, как ведут себя?
(им и страшно, но преодолевают свой страх, проявляют находчивость, смелость)
Д) Что им помогает в сложной ситуации? Какое открытие они сделали?
( знание законов природы, науки; соблюдение правил охотника; открыли месторождение железной руды и природного газа).
Е) Как писатель раскрывает характеры мальчиков? (Митя – ненадежный товарищ, безответственный, легкомысленный; Сеня – серьезный, ответственный, ему доверяют в школе).
Ж) Какие интересы у них, в чем они проявляются? ( Митя хорошо рисует, а Сеня пишет стихи, мечтает стать хорошим поэтом. Строки из текста зачитать)
З) Почему автор обращает наше внимание на различие характеров у героев?
( Сеня вырос в деревне, ему все знакомо, он соблюдает правила, учит этому Митю, так как знания получил от своего деда Матвея.
Митя -- городской мальчик. Он недавно приехал в деревню. Для него охота – это игра, интерес, познание нового, он учится у Сени, хочет быть лучшим).
И) Все ли получается у Мити? Какие промахи он сделал? (нет, т.к. он многое еще не знает(снял зайца с пылема, истратил дрова в охотничьей избушке, взял кремень), но учится у Сени, хочет подражать ему, и это у него получается( без напоминания заготавливает дрова перед возвращением домой).
К) Наши герои хорошие мальчики, но есть поступок, который приводит наших героев душевным мучениям? Кто его совершает? (Митя)
14. Заполняют таблицу, в которой пишут поступки, совершенные мальчиками.
(д/п информация для размышления, если успеем по времени.
15. Вопрос: Помирятся ли Митя и Сеня? Как сложится их дальнейшая судьба? Дать возможность пофантазировать о будущем ).
Вывод: рефлексия урока
разгадать кроссворд по произведению.
(или раздать листочки и написать свои мысли о произведении, о героях.
« Огненное болото» -- это …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественные послания предков. Разговор с современником. 8 класс
Презентация к уроку "Художественные послания предков. Разговор с современником". 8 класс...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...