Технология деятельностного подхода на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Описание технологии мастерских в рамках деятельностного обучения на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologija_dejatelnostnogo_podkhoda_na_urokakh_literatury_2.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного подхода на уроках литературы
(Ермакова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.о. Троицк)
“Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” На этом принципе и построена технология деятельностного подхода. В данном случае позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция учителя - "организую самостоятельное "открытие" детьми нового знания".
В рамках деятельностного подхода на уроках литературы интересной представляется технология мастерских. Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере по-особому организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.
Так, например, на уроке литературы в 10 классе при изучении темы «Проблема счастья и поиск смысла жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» я сначала предлагаю рассказать о том, как собрались в путь семь мужичков, на какие вопросы они решили найти ответы?
Потом задаю дискуссионный вопрос: «Почему в поисках счастья мужики отступают от плана?» И в результате, на основании ответов, учащиеся сами приходят к выводу, что стремление автора к правдивости изображения ведёт к тому, что поиски счастливого и счастья уходят от начального плана.
Далее следует исследование проблемы трансформации представления о счастье после встреч:
- с Якимом Нагим – 1 группа;
- Ермилой Гириным – 2 группа;
- Матрёной Тимофеевной – 3 группа;
- Гришей Добросклоновым – 4 группа.
В процессе совместного обдумывания проблемы учащиеся приходят к выводу о том, что в результате исканий происходит переосмысление понятий «счастье и счастливый». Эти понятия углубляются и расширяются, уходя от материальных ценностей к морально-нравственным. Учащиеся осознают, что автор представляет счастливым того, кто готов бескорыстно и беззаветно отдавать свои силы и жизнь служению народу. Они самостоятельно определяют некрасовский идеал счастливого – Гриша Добросклонов.
Общим итогом исследования является осознание того, что народ не счастлив, но счастье нужно и можно добыть, но не в одиночку, а в борьбе за него всем вместе.
Таким образом, учитель, создавая атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы; учитель работает вместе с учениками, не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
В свою очередь ребёнок, сверяя знания по проблеме, которые у него были, с вновь добытыми самостоятельно, раскрывается, начинает верить в свои возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая программа в рамках технологии «Деятельностный подход».
Даная программа предметных знаний и видов деятельности (умений), в которых эти знания используются, дополненные задачами-упражнениями для усвоен...
Урок геометрии в 8 классе в технологии деятельностного подхода
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Осевая симметрия" в технологии деятельностного подхода....
Урок по технологии деятельностного подхода в обучении физике "Перемещение тела при равнопеременном движении" 10 класс
Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещени...
Реализация технологии деятельностного подхода
О групповой работе на уроках...
Презентация "Технология деятельностного подхода обучения"
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение...
Презентация "Технология деятельностного подхода обучения"
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение...
Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...