Внеклассное мероприятие, интеллектуальная игра « Умники и умницы» по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»
материал по литературе (11 класс) по теме
Проверка знаний учащихся на уроках литературы - главная цель каждого учителя. Нетрадиционная форма проверки вызывает наибольший интерес у учеников. Данную разработку можно использовать и как обобщающий урок по творчеству М. А. Булгакова, и как внеклассное мероприятие при проведении недели литературы. С помощью этой игры можно проверить знания учащихся по творчеству писателя и по роману " Мастер и Маргарита". Она также способствует развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, развивает навык чёткого изложения своих мыслей., приучает к внимательному прочтению художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_umniki_i_umnitsy.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Красносельская средняя общеобразовательная школа
Титкова Жанна Викторовна
учитель русского языка и литературы
вторая категория
Внеклассное мероприятие
Интеллектуальная игра « Умники и умницы»
по роману М.А.Булгакова
« Мастер и Маргарита»
2013 год
Интеллектуальная игра « Умники и умницы»
по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»
Описание игры. В игре принимают участие 9 человек. Для того чтобы определить участников игры, проводится отборочный тур, а остальные учащиеся становятся теоретиками. В каждом агоне участвуют три человека, которые разыгрывают между собой дорожки. Зелёная дорожка самая длинная ( 4 вопроса), здесь можно ошибаться дважды. Жёлтая дорожка – три вопроса, можно допустить только одну ошибку. Красная дорожка самая короткая (два вопроса), но допускать ошибок нельзя. Побеждает тот игрок, который первый достигнет линии финиша. В финал выходят победители каждого агона.
Если агонист затрудняется ответить на вопрос, ведущий обращается к теоретикам, среди которых также ведётся соревнование: за каждый правильный ответ учащийся получает медаль ( за три медали даётся 1 орден). В конце мероприятия подводится итог, с вручением приза самому эрудированному теоретику. Если один из агонов не выявил победителя, в финал приглашается теоретик, набравший наибольшее количество медалей.
Цели мероприятия :
Образовательная: проверить знание текста, фактов биографии писателя.
Развивающая : содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей.
Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе.
Оборудование: цветные дорожки , медали, ордена, карточки с вопросами для ведущего, музыкальное сопровождение, призы, грамоты.
Ход игры.
Приветственное слово ведущего, знакомство с правилами игры, представление жюри и участников игры.
Вопросы отборочного тура:
- В каком году родился М.А.Булгаков? (1891 г.)
- Кем был М.А.Булгаков по образованию? ( Врач)
- Где родился М.А.Булгаков? ( В Киеве)
- В каком театре работал М.А. Булгаков? ( МХАТ)
- Какую должность М.А.Булгаков занимал в театре? ( Автор, ассистент режиссёра)
- Как назывался первый цикл рассказов М.А.Булгакова? (« Записки юного врача»)
- Как называлась пьеса, написанная по мотивам романа « Белая гвардия»? ( « Дни Турбиных»)
- Какая из сатирических повестей М.А.Булгакова так и не была издана при его жизни и ходила в машинописных рукописях? ( « Собачье сердце»).
- В каком году М.А.Булгаков начинает работу над романом? ( 1928 г.)
- В скольких редакциях существует роман? ( В восьми)
- Какое произведение Н.В.Гоголя инсценировал М.А.Булгаков?
( « Мёртвые души» )
- Каким эпиграфом открывается роман? Кто является автором этих строк?( … так кто ж ты , наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И.Гёте)
Первый агон.
Розыгрыш дорожек.
Конкурс «Красноречие».
- Как вы относитесь к творчеству М.А.Булгакова?
Зелёная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
« В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую
колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел…»
Понтий Пилат
Ведущий: Понтий Пилат, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
- Что вы ненавидели больше всего на свете? (Запах розового масла)
- Какая непобедимая, ужасная болезнь, при которой болит полголовы, мучила вас? (Гемикрания)
- Кем были ваши родители?
( Я сын короля - звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы)
4 . Иешуа называл вас добрым человеком. Вам это не нравилось. А как к вам нужно обращаться? ( Игемон)
Жёлтая дорожка
Узнай героя и представь себя на его месте.
« Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью». Иешуа
Ведущий: Иешуа, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Вы явились в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою черни, кричавшей вам приветствия как бы некоему пророку. Это правда? ( У меня и осла-то никакого нет. Пришёл я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме не знал)
2.Вы собирались разрушить здание храма и призывали к этому народ?
( Я говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины)
3.Окуда вы родом? Кто ваши родители? ( Из города Гамалы. Я не помню родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец)
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
« Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Брови чёрные, но одна выше другой…» Воланд
Ведущий: Господин Воланд, разрешите задать вам несколько вопросов?
1.Какой у вас был портсигар? ( Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник )
2. Как вы объяснили Берлиозу и Ивану Бездомному свой приезд в Москву?
(Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист )
Второй агон
Розыгрыш дорожек.
Конкурс «Красноречие».
- Кто из героев романа М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита» вам понравился?
Зелёная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
« С балкона заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38». Мастер
Ведущий: Мастер, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Иван Бездомный задал вам вопрос: « Вы – писатель?»
Что вы ему ответили? Что сделали?( Я – мастер. Вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой «М»)
2.Сколько языков вы знаете? (Пять, кроме родного. Английский, французский, немецкий, латинский, греческий. Немножко читаю по-итальянски)
3.Что вас поразило при встрече с Маргаритой? ( Не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! )
4.Почему вы ушли из дома и ничего не сказали об этом Маргарите?
(Я душевнобольной. Сделать её несчастной? Нет, на это я не способен)
Жёлтая дорожка
Узнай героя и представь себя на его месте.
« Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в чёрных тапочках» Иван Николаевич Понырёв
Ведущий: Иван Николаевич, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Какого учёного вы предлагали отправить года на 3 в Соловки? ( И. Канта)
2.Какую болезнь предсказал вам иностранный консультант Воланд?
( Шизофрению).
3.Какие меры вы приняли, чтобы поймать иностранного консультанта?
(Взяли на кухне свечку, иконку)
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
«Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.
− Ну что ж, входите, раз звонили! − сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.» Гелла
Ведущий: Гелла, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов
1.Когда буфетчик Андрей Фокич вернулся в квартиру №50 за своей шляпой, какую вещь, кроме шляпы, вы подали ему? (Шпагу)
2.После бала Бегемот, демонстрирующий «искусство» стрельбы из револьвера, ранит вас. Куда именно он вас ранил? ( В палец на руке)
Третий агон
Розыгрыш дорожек.
Конкурс «Красноречие».
- Какие эпизоды из романа « Мастер и Маргарита» вам особенно понравились?
Зелёная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
« Маленького роста, пламенно- рыжий с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий». Азазелло
Ведущий: Азазелло, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Где вы впервые встречаетесь с Маргаритой? ( Александровский сад)
2.Что вы даёте Маргарите? (Золотую коробочку с мазью)
3. Какой предмет торчал у вас из кармашка? ( Обглоданная куриная кость)
4. С помощью чего вы отправляете Мастера и Маргариту в мир иной? ( С помощью отравленного вина)
Жёлтая дорожка
Узнай героя и представь себя на его месте.
« Она была красива и умна. Ей было 30 лет, детей у неё не было. Муж был очень крупным специалистом» Маргарита
Ведущий: Маргарита, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов
- Сколько лет вам было, когда вы вышли замуж? ( 19)
- На балу у Воланда играл великолепный оркестр. Помните ли вы, кто был дирижёром и что вы крикнули ему? (Иоганн Штраус.
– Приветствую вас, король вальсов!)
- Что заставило вас выполнить просьбу Фриды? (Я дала ей надежду, и если обману, то попаду в неловкое положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь).
Красная дорожка.
Узнай героя и представь себя на его месте.
«Он был маленького роста, упитан, лыс, на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Проживал он в квартире №50 дома №302-бис по Садовой» М.А.Берлиоз
Ведущий: Михаил Александрович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1.Какую судьбу предсказал вам Воланд на Патриарших прудах? (Мне отрежет голову русская женщина, комсомолка)
2.У вас есть известный однофамилец. Кто он ? ( Композитор)
Финал
Розыгрыш дорожек.
- Назовите имя и фамилию конферансье в Варьете. (Жорж Бенгальский)
- Сколько Маргарит обнаружила в Москве свита Воланда? (Сто двадцать одну)
- В кого был превращен Варенуха? ( В вампира)
Зелёная дорожка
О каком герое идёт речь?
1. «...человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее походил на городского нищего, каких много толчется на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города»? (Левий Матвей)
О каком городе идёт речь в романе?
2. Назовите город, где Стёпа Лиходеев оказался стараниями Воланда. ( Ялта)
Угадай предмет
3.Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы.)
Назови произведение и его автора.
4. "Всё смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель... Именно так и сказал бы он в данном случае. Да! Всё смешалось в глазах у Поплавского”. Выражение из какого знаменитого произведения известного автора перефразировано здесь Булгаковым? («Анна Каренина» Л.Н. Толстого.)
Жёлтая дорожка
О каком герое идёт речь?
- «...где бы ни находилась или ни появлялась она - тотчас же в этом месте начинался скандал <...> она носила прозвище «Чума»
(Аннушка)
О каком городе идёт речь в романе?
2. Предрекая кончину Берлиоза, Воланд услужливо предлагает Михаилу Александровичу: "Не прикажете ли, я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в …”. Назовите место жительства дяди Берлиоза ( Киев)
Угадай предмет
3.Сувенир, подаренный Маргарите Воландом. (Золотая подкова с бриллиантами)
Красная дорожка
О каком герое идёт речь?
- «Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспалёнными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо» (Стёпа Лиходеев)
О каком городе идёт речь в романе?
- "Если б вы видели, какая у него вилла в …! Да будущим летом, как поедете за границу, нарочно заезжайте посмотреть — ахнете!” — сообщает Коровьев Никанору Ивановичу о Воланде. Назовите место- нахождение виллы Воланда.( Ницца)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний....
Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".
Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова....
«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
Какую роль играет цвет в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Материал для подготовки к литературе в 11 классе....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...