Внеклассное мероприятие, интеллектуальная игра « Умники и умницы» по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»
материал по литературе (11 класс) по теме

Титкова Жанна Викторовна

Проверка знаний учащихся на уроках литературы - главная цель каждого учителя. Нетрадиционная форма проверки вызывает наибольший интерес у учеников. Данную разработку можно использовать и как обобщающий урок по творчеству М. А. Булгакова, и как внеклассное мероприятие при проведении недели литературы. С помощью этой игры можно проверить знания учащихся по творчеству писателя и по роману " Мастер и Маргарита". Она также способствует развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, развивает навык чёткого изложения своих мыслей., приучает к внимательному прочтению художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_umniki_i_umnitsy.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                      Красносельская  средняя общеобразовательная школа

                              Титкова Жанна Викторовна

            учитель русского языка и литературы

                           вторая категория

             Внеклассное  мероприятие

Интеллектуальная игра « Умники и умницы»

         по роману М.А.Булгакова

             « Мастер и Маргарита»

                                             

                                         2013 год

Интеллектуальная игра   « Умники и умницы»

по роману М.А.Булгакова  « Мастер и Маргарита»

Описание игры.  В  игре принимают участие  9 человек.   Для того чтобы определить участников игры, проводится отборочный тур, а остальные учащиеся становятся теоретиками.  В каждом агоне участвуют три человека, которые разыгрывают между собой дорожки. Зелёная дорожка самая длинная ( 4 вопроса), здесь можно ошибаться дважды. Жёлтая дорожка – три вопроса, можно допустить только одну ошибку. Красная дорожка самая короткая (два вопроса), но допускать ошибок нельзя.  Побеждает тот игрок, который первый достигнет линии финиша. В финал выходят победители каждого агона.

Если агонист затрудняется ответить на вопрос, ведущий обращается к теоретикам, среди которых также ведётся соревнование: за каждый правильный ответ учащийся получает медаль (  за три медали даётся 1 орден). В конце мероприятия подводится итог, с вручением приза самому эрудированному теоретику. Если один из агонов не выявил победителя, в финал приглашается теоретик, набравший наибольшее количество медалей.

Цели мероприятия :      

Образовательная:    проверить знание текста, фактов биографии писателя.

Развивающая :  содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей.

Воспитательная:  способствовать воспитанию уважения к сопернику,  помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе.

Оборудование:  цветные дорожки ,  медали, ордена, карточки с вопросами для ведущего, музыкальное сопровождение, призы, грамоты.

                                            Ход игры.

Приветственное слово ведущего, знакомство с правилами игры, представление жюри и участников игры.

                          Вопросы  отборочного тура:

  1. В каком году родился М.А.Булгаков?  (1891 г.)
  2. Кем был М.А.Булгаков по образованию?  ( Врач)
  3. Где родился М.А.Булгаков?  ( В Киеве)
  4. В каком театре  работал  М.А. Булгаков?  ( МХАТ)
  5. Какую должность М.А.Булгаков занимал в театре?  ( Автор, ассистент режиссёра)
  6. Как назывался первый цикл рассказов М.А.Булгакова?  (« Записки юного врача»)
  7. Как называлась пьеса, написанная по мотивам романа « Белая гвардия»?  ( « Дни Турбиных»)
  8. Какая из сатирических повестей М.А.Булгакова так и не была издана при его жизни и ходила в машинописных рукописях? ( « Собачье сердце»).
  9. В каком году М.А.Булгаков начинает работу над романом?   ( 1928 г.)
  10.  В скольких редакциях существует роман?  ( В восьми)
  11.  Какое произведение Н.В.Гоголя инсценировал М.А.Булгаков?

( « Мёртвые души» )

  1.  Каким эпиграфом открывается роман?  Кто является автором этих строк?( … так кто ж ты , наконец?

-  Я  - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.   И.Гёте)

                             Первый  агон.

Розыгрыш дорожек.

           Конкурс  «Красноречие».

- Как вы относитесь  к творчеству М.А.Булгакова?

Зелёная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

« В белом плаще  с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром  14 числа весеннего месяца нисана в крытую

колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел…»

                                                                                          Понтий Пилат

Ведущий: Понтий Пилат, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

  1.  Что вы ненавидели больше всего на свете? (Запах розового масла)
  2.  Какая непобедимая, ужасная болезнь, при которой болит полголовы, мучила вас?   (Гемикрания)
  3. Кем были ваши родители?

( Я сын короля - звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы)

          4 . Иешуа называл вас добрым человеком. Вам это не нравилось. А как    к вам нужно обращаться? ( Игемон)

                                             Жёлтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте.

« Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью».  Иешуа

Ведущий: Иешуа, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

1.Вы  явились в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою  черни, кричавшей  вам приветствия как бы некоему пророку. Это правда?  (  У меня  и осла-то  никакого нет.  Пришёл я в Ершалаим точно через Сузские ворота,  но пешком, в сопровождении  одного Левия Матвея,  и никто мне ничего не кричал, так как никто меня  тогда  в Ершалаиме не знал)

2.Вы собирались разрушить здание храма и призывали к этому народ?

( Я говорил, что рухнет храм старой веры и создастся  новый храм истины)

 3.Окуда вы родом? Кто ваши родители? ( Из города Гамалы. Я не помню родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец)

                                            Красная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

« Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил  на ухо, под  мышкой нёс трость.  По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Брови чёрные, но одна выше другой…»  Воланд

  Ведущий:   Господин Воланд,  разрешите задать вам несколько вопросов?

1.Какой  у вас был портсигар? (  Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник )

2. Как вы объяснили Берлиозу и  Ивану Бездомному свой приезд в Москву?

(Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист )

                                              Второй агон

Розыгрыш дорожек.

Конкурс  «Красноречие».

- Кто из героев романа М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита» вам понравился?

                                        Зелёная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

«  С балкона заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся  на лоб клоком волос человек примерно лет 38».  Мастер

Ведущий: Мастер, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

1.Иван  Бездомный задал вам вопрос: « Вы – писатель?»

Что вы ему ответили?  Что сделали?(  Я – мастер.  Вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой «М»)

2.Сколько языков вы знаете? (Пять, кроме родного. Английский, французский, немецкий, латинский, греческий. Немножко читаю по-итальянски)

3.Что вас поразило при встрече с Маргаритой? ( Не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! )

4.Почему вы ушли из дома и ничего не сказали об этом Маргарите?

(Я душевнобольной. Сделать её несчастной? Нет, на это я не способен)

                                              Жёлтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте.

« Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в чёрных тапочках»  Иван Николаевич Понырёв

Ведущий: Иван Николаевич, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

1.Какого учёного вы предлагали отправить  года на 3  в Соловки?  ( И. Канта)

2.Какую болезнь предсказал вам иностранный консультант Воланд?

( Шизофрению).

3.Какие меры вы приняли, чтобы поймать иностранного консультанта?

(Взяли на кухне свечку, иконку)

                                           Красная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

«Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.

 − Ну что ж, входите, раз звонили! − сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.»  Гелла

Ведущий: Гелла, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов

1.Когда буфетчик Андрей Фокич вернулся в квартиру №50 за своей шляпой, какую вещь, кроме шляпы, вы подали ему? (Шпагу)

2.После бала Бегемот, демонстрирующий «искусство» стрельбы из  револьвера, ранит вас. Куда именно он вас ранил? ( В палец на руке)

                                           

                                               

        Третий агон

Розыгрыш дорожек.

 Конкурс  «Красноречие».

- Какие эпизоды из романа « Мастер и Маргарита» вам особенно понравились?

                                         

                                  Зелёная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

« Маленького роста, пламенно- рыжий  с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове.  Галстук был яркий». Азазелло

Ведущий: Азазелло, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

1.Где вы впервые встречаетесь с Маргаритой? ( Александровский сад)

2.Что вы даёте Маргарите? (Золотую коробочку с мазью)

3. Какой предмет торчал у вас из кармашка? ( Обглоданная куриная кость)

4. С помощью чего вы отправляете Мастера и Маргариту в мир иной? ( С помощью отравленного вина)

                                         Жёлтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте.

« Она была красива и умна. Ей было 30 лет, детей у неё не было. Муж был очень крупным специалистом»  Маргарита

Ведущий: Маргарита, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов

  1. Сколько лет вам было, когда вы вышли замуж? ( 19)
  2. На балу у Воланда играл великолепный оркестр. Помните ли вы, кто был дирижёром и что вы крикнули ему? (Иоганн Штраус.

 – Приветствую вас, король вальсов!)

  1. Что заставило вас выполнить просьбу Фриды? (Я  дала ей надежду, и если обману, то попаду в неловкое положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь).

                               

   Красная дорожка.

Узнай героя и представь себя на его месте.

«Он был маленького роста, упитан, лыс, на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Проживал он  в квартире №50  дома №302-бис по Садовой»  М.А.Берлиоз

  Ведущий: Михаил Александрович, ответьте, пожалуйста, на  несколько вопросов.

1.Какую судьбу предсказал вам Воланд на Патриарших прудах? (Мне отрежет голову русская женщина, комсомолка)

2.У вас есть известный  однофамилец. Кто он ? ( Композитор)

                                               Финал

Розыгрыш дорожек.

  1. Назовите имя и фамилию конферансье в Варьете. (Жорж Бенгальский)
  2. Сколько Маргарит обнаружила в Москве свита Воланда? (Сто двадцать одну)
  3.  В кого был превращен Варенуха? ( В вампира)

                   Зелёная дорожка

О каком герое идёт речь?

1. «...человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее походил на городского нищего, каких много толчется на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города»? (Левий Матвей)

    О каком городе идёт речь в романе?

2. Назовите город, где Стёпа Лиходеев оказался стараниями Воланда. ( Ялта)

Угадай предмет

3.Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы.)

Назови произведение и его автора.

4. "Всё смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель... Именно так и сказал бы он в данном случае. Да! Всё смешалось в глазах у Поплавского”. Выражение из какого знаменитого произведения известного автора перефразировано здесь Булгаковым? («Анна Каренина» Л.Н. Толстого.)

                                       Жёлтая дорожка

О каком герое  идёт речь?

  1. «...где бы ни находилась или ни появлялась она - тотчас же в этом месте начинался скандал <...> она носила прозвище «Чума»

(Аннушка)

  О каком городе идёт речь в романе?

     2. Предрекая кончину Берлиоза, Воланд услужливо предлагает Михаилу Александровичу: "Не прикажете ли, я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в …”. Назовите место жительства дяди Берлиоза ( Киев)

Угадай предмет

      3.Сувенир, подаренный Маргарите Воландом. (Золотая подкова с  бриллиантами)

                                          Красная дорожка

   О каком герое идёт речь?

  1.  «Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспалёнными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо» (Стёпа Лиходеев)

О каком городе идёт речь в романе?

  1. "Если б вы видели, какая у него вилла в …! Да будущим летом, как поедете за границу, нарочно заезжайте посмотреть — ахнете!” — сообщает Коровьев Никанору Ивановичу о Воланде. Назовите место- нахождение виллы Воланда.( Ницца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний....

Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".

Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова....

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

Какую роль играет цвет в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Материал для подготовки к литературе в 11 классе....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...