Вернись на Родину
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Вернись на Родину, душа!»
(Образ Родины в лирике И.А.Бунина)
Цель: знакомство учащихся с образным миром Бунина-поэта, с особенностями его мировосприятия;
развитие навыков анализа текста на звуковом, лексическом, синтаксическом уровне;
воспитание эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: видеоряд, тексты стихотворений, проектор.
Разве можем мы забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.
Иван Бунин
Ход урока
I. Имя И.А.Бунина знакомо вам по повестям и рассказам, но сегодня речь пойдет о Бунине-поэте. Это не случайно, ведь первую награду – Пушкинскую премию Академии наук – он получил за поэтический сборник «Листопад».
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Эти строки И.А.Бунин написал в июне 1922г.
А через тридцать с лишним лет, в очень морозный день 30 января 1954г. в чужую, холодную землю французского кладбища Сент-Женевьев де Буа было положено тело лауреата Нобелевской премии, великого русского писателя, человека, сказавшего о себе: «Разве можем мы забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
В нобелевской речи Ивана Алексеевича есть одна пронзительная нота, которую он не счел нужным скрыть ни от членов Комитета, Академии, Королевского Дома, ни от дипломатического корпуса и гостей: «Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции…»
И до конца дней он оставался глубоко русским, православным сыном далекой Родины, которую до могилы в земле Франции нес в страдающем, изболевшем сердце. Той Родины, где прошли его детство и юность, где он впервые постиг красоту окружающего мира.
Елец, Озерки, Каменка, Батурино, Васильевское нашли отражение в его стихах.
II. «Я родился и рос совсем в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня… Пустынные поля, одинокая усадьба среди них…»
«Зимой безграничное снежное море; летом – море хлебов, трав и цветов…»
«Старый дом с серыми деревянными колоннами, июньский вечер, пахнет холодеющей травой, а на горизонте Батурино, где уже 80 лет жила в своей старосветской усадьбе, в доме с высочайшей крышею и цветными стеклами, бабушка…»
«Родиться, жить и умереть в одном и том же доме – это счастье».
«Деревенскому дому, в котором я опять провожу лето, полтора века. И мне всегда приятно вспоминать и чувствовать его старину».
Вот мир, который рождал поэтические строки.
III. Дома вы читали бунинские стихотворения.
- Давайте попытаемся определить их особенности. Что привлекло ваше внимание?
(У всех стихотворений нет названия: в оглавлении они по первой строке.)
- Как вы думаете, это случайно?
(Очевидно, нет. Название предполагает определенную завершенность, законченность. Тема четко определена уже самим автором. А здесь все зыбко, изменчиво. Это воспоминание, приглашение к разговору).
- Еще какие особенности вы можете выделить?
(Стихи подобны акварели: легкие, воздушные, изящные.
А мне они напомнили японские миниатюры: такие же четкие, удивительно прозрачные.
Нет изображения города, городской жизни. Степь, поле, далекий лес, сад, аромат антоновских яблок… Все это – напоминание о детстве, все это – Родина.
Лирика Бунина метафорична; в стихах много цветовых эпитетов.
Мне хотелось бы отметить, что героем многих стихотворений является время, часто равнодушное, суровое, безжалостное, как, например, в стихотворении «Забытый фонтан».
Но ведь есть и стихотворение «Детство», все пронизанное воздухом, ароматом леса, солнцем, ощущением счастья… А ведь это тоже воспоминание о давно ушедшем.
Лирика Бунина очень интимна.
В стихах много солнца, света, блеска, неба… И даже если пейзаж суров, он смягчается чувством человека любящего, воспринимающего его как родной).
Вы правы. Мир Бунина – это мир зрительных, звуковых образов. Заметим только еще, что каждое мгновение для поэта неповторимо. Сменяющие друг друга картины создают образ вечного мира природы, с которым стремится слиться его душа.
IV. Для более подробного анализа я предлагаю вам стихотворение «На окне, серебряном от инея…»
Попробуем определим его настроение, понять, какими средствами выразительности оно создается.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Такое, наверное, случалось с каждым из вас: утром, открыв глаза, вы видели покрытое инеем окно, застывший сад, прогнувшиеся под тяжестью снега ветви…
- Как поэт помогает нам оживить воспоминания?
(В первой же строке удивительный цветовой эпитет: просто белый – это привычно, буднично, банально. А здесь – масса оттенков: серовато-белый, голубоватый, блестящий. Кроме того, серебро – драгоценный металл.
Метафора: «хризантемы расцвели».
В те годы хризантемы были редкими, изысканными цветами. Пушистые, махровые, ослепительно-белые. Они всегда кажутся слегка холодноватыми, под стать им и аромат, чуть горьковатый, как легкое сожаление.
Возникает чувство удивления, восхищения. Мы становимся свидетелями рождения чуда. А затем поднимаем глаза вверх, и нас ослепляет сочетание ярко-синего и белого: снега и неба.
Слово «пыль» в последней строке рождает ощущение легкости, воздушности.
Во втором катрене возникает зрительный образ зимнего солнца – круглого, багрового, «бодрого от холода». Метафорический эпитет помогает нам почувствовать морозную свежесть утра.
Этот катрен – своеобразная кульминация цвета: от белого до багрового и золотистого.
Обратите внимание на слово «тихо». Оно обращено к нашим ощущениям: ни звука, все замерло, даже время замедлило свой бег. А в последней строке опять снег, легкий, сверкающий, которым все запушено.
В третьем катрене вновь использована вся цветовая гамма. В вышине яркие и чистые краски, а рядом, на окне, серебристое чудо.)
- Чьими глазами видим мы это утро?
(Глазами лирического героя.
Особое сочетание звуков (гласные и мягкие согласные) рождают ощущение плавности и неторопливости.
Кольцевая композиция стихотворения, приставка «за» в слове «запушено» со значением оторванности, отгороженности, подчеркивает одиночество лирического героя, но не тягостное, а радостное, счастливое.
Перед нами описание, поэтому в тексте много существительных, прилагательных-эпитетов и мало глаголов. Они почти не заметны. Нет действия, есть созерцание этого удивительного зимнего утра.
Есть особое состояние души, рождающее чувство гармонии с окружающим миром.)
V. И еще одно стихотворение.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
- Какие образы рождает прочитанное стихотворение?
(Прошел дождь – легкий, теплый, косой от ветра, ласковый.
Инверсия еще раз подчеркивает прошедшее время).
- Сам ли дождь привлекает внимание поэта?
(Нет, ведь он уже закончился. Да и шел-то всего полчаса. Но как преобразилось все вокруг! Передать настроение помогают цветовые, звуковые образы.
Свет: не отблеск, не бледная синева, а идущий из глубины. Влажный блеск.
Это солнце. Мы его не видим, но чувствуем во всем. В каждом слове – светлая радость и восхищение миром.
Интересна цветовая гамма: синий, зеленый, белый и золотой – небеса, леса, стволы берез, рожь, пшеница, мед. Возникает ощущение ласкового тепла. Стихотворение наполнено ароматом травы, цветов, зелени.
На ветвях болтают иволги. Болтать – говорить много, быстро, а рядом слово «беспечно», то есть легко, радостно, весело. И вновь возникает образ яркого солнечного дня, наполненного птичьими голосами.
Нежные листья не могут удержать прозрачные, блестящие капли, роняют их, «улыбаются сквозь слезы», как человек, все беды которого остались в прошлом).
- Каковы ощущения лирического героя?
(Он счастлив. Он любит этот мир, мы ясно понимаем это. Ведь не обязательно о любви говорить высокими словами. Можно сделать это так, как поэт: береза – поэтический символ Родины. Да и все остальные образы стихотворений родные, близкие, с детства знакомые. А слезы – это состояние души самого автора, человека, который написал в дневнике: «Любить Родину – это нравственно».
VI. «Разве можем мы забыть Родину?» - спрашивал Бунин. В сущности, он никогда не порывал с ней. Было лишь пространственное удаление, а душа, душа до конца дней безмерно тосковала по России. Как жить ему без того, чему он поклонялся и что любил?
Уезжая в 1917г. из Васильевского, Бунин знал, чувствовал, понимал – он прощается с Родиной навсегда.
Впереди будут «Окаянные дни», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи». Будет всемирное признание, Нобелевская премия.
И будет память о бушующей полой воде и туманно-синих ягодах можжевельника; о серебристых хризантемах на окне и русском небе, русском поле. Будет память о звезде, что качалась в темной воде, и о голубоглазом мальчике, лежащем на зеленой траве и следящем бесконечный бег облаков.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
"Вернись на родину, душа!" (В память о Бунине)
Презентация к уроку...
Проектная работа «Отчизны верные сыны… Как мои предки служили Родине»
Семья играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Сама природа заложила в нас чувство преданности и трепетное отношение к тем людям, которые вырастили и помогли нам постичь суть своего суще...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...
Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"
В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....