Город лип золотых
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Город лип золотых»
(Литературно-музыкальная композиции)
Чтец: стихотворение C. Мекшен «Люблю этот город»
Ведущий 1. Город Липецк!
Ведущий 2. Наш город!
Ведущий 1. Некоторые из вас узнали о нем совсем недавно.
Ведущий 2. А ведь наш город-
это город металлургов,
это город-курорт,
это город лип золотых.
Ведущий2.
Как всякий русский,
Липецк все познал :
Разоры, глад и восставал из пепла,
А имени с рожденья не менял.
Ведущий1
Небольшой обелиск с надписью: «Липецкое городище. Археологический памятник 13 века.»
Ведущий2.
В придонских степях полыхали пожары,
Из Дикой степи набегали татары.
Но снова и снова, встряхнув пепелище,
Вставали на русской земле городища.
Сцена 1
Воин:
Князь, отряд татарский с обозом идет в нашу слободу
Князь:
Мыслю так: часть дружины оставить у развалин старого городища. Вторую часть дружины поставить в засаду в том березняке. Завязать сечу. В разгар сечи вывести засаду, добить татар и захватить обоз.
Воин:
Князь, позволь мне вместо тебя стать с основной частью дружины.
Князь:
Нет, пусть татары знают, что с ними бьется сам князь Святослав. А теперь бери людей и отправляйся, жди моего сигнала . как увидишь дым, не медли, бей сразу. И запомните: нам обязательно нужно их побить!
Воины:
Побьем, князь! Веди! Однова концу быть! Веди!
(Битва)
Князь: Братья мои, дружина и ратники земли Липецкой! Дорогой ценой досталась нам победа, лучшие мужи сложили свои головы за землю нашу, за жен и детей, за нас с вами.Память о мужестве защитников земли Русской переживет века.
Ведущий 1:Липецкое городище… Я люблю гулять здесь в любое время года.
Ведущий 2: Весною покрытые зеленым пухом деревья кажутся воздушными на фоне голубого неба.
Ведущий 1:Летом раскидистые кроны укрывают от палящих лучей солнца.
Ведущий 2:Осенью негромко шуршат под ногами опавшие листья.
Ведущий 1: А зимой городище звенит счастливыми детскими голосами- лучших снежных гор вы не найдете нигде в Липецке.
Ведущий 2: Началась же слава Липецка с Петра 1.
Ведущий 1:
Нижний парк. Сколько же ему лет? Тихо.
Слышу только собственные шаги. Кажется, что город где-то далеко-далеко. Вдоль дорожек огромные тополя. А вот и пушки, отлитые на Петровских заводах
Ведущий 2:
Для ведения Северной войны требовалась не только армия. России нужен был флот.
Ведущий 1:
Корабли строили на верфях в Воронеже, а пушки для них лили на наших заводах.
Сцена 2
Мальчики в костюмах:
Царь:
Сказывайте, молодцы, правда ли, что железный промысел у вас здесь в чести? Нет ли в округе мастеров искусных по этому делу?
Крестьяне:
- На Воронеж - реке железо только у двух хозяев производят: у Борина Кузьмы да еще в малом городке у боярина Романова.
- Мы сами на эти заводы по зиме руду возим с Железной горы.
-Руды же в этой горе громадное количество, вот и увлекаются у нас железным делом.
-Есть в слободе и мастер-умелец, в собственной домнице крицу он плавит да кует разную утварь для хозяйственных нужд, а когда и пищали стрельцам на заказ…
Петр: - «Указ Петра 1: для надобности как флота, так и всего тамошнего края построить вверх по реке Липовка железоделательные заводы…
- «В 1703 году домны уже давали продукцию:пушки,ядра, якоря. Царь был крут на расправу с теми, кто не поспевал в отпущенные сроки».
Ведущий: Не меньшую известность приобрел Липецк и как курортный город.
Сцена 3
Дочь: Доброе утро, маменька, папенька! Папенька, когда же наконец мы едем на воды?
Отец(сворачивая газету): Боюсь, что никогда. На Кавказе война, в Европе-Наполеон. Придется дома посидеть.
Дочь(плачет): Но, папа, Вы же обещали… Мои платья…
Отец(сердито): Я сказал: «Нет!» Вон озеро- чем не воды? А платья дома носить будешь.
Мать: Послушай, друг мой! Я на днях получила письмо от кузины Лизы, так вот, она пишет, что едет с детьми на курорт в какой-то, дай Бог памяти, Липецк. Может быть, нам присоединиться к ним?
Дочь: Дорогая Жюли!
Вот уже две недели мы живем в Липецке. По утрам мы с маменькой пьем минеральную воду, а после обеда катаемся по пруду на лодках. Вечероп в курортном зале играет оркестр и можно потанцевать. Общество довольно приятное, мы встретили московских и петербургских знакомых, так что время проходит весело. Мои парижские туалеты имеют успех. Недавно князь С сказал… Впрочем, об этом я расскажу тебе при встрече. Прощай же, целую тебя, твоя Нина.
Бал
Чтец
Я признаюся вам, что Липецк – рай земной!
Любезность житлей и прелести природы
Мне здесь полезнее, чем все на свете воды.
Нет, я вообразить без грусти не могу,
Что должно в Петербург мне будет возвратиться
И важной знатности в блистательном кругу
О Липецке вздыхать и скукою томиться.
Ведущий 1:
Так писал о Липецке А.А. Шаховской в своей комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды.»
Ведущий 2: Судьба моего города неотделима от судьбы страны.
В 1918 году на поле Липецкого ипподрома приземлилась эскадрилья «Илья Муромец». Это стало началом славной истории Липецкого авиацентра.На его базе перед войной проходили ускоренную подготовку летчики-истребители.
Сцена 3
Девушка: Ты никак не можешь задержаться ?
Юноша:( отрицательно покачал головой.)
Девушка: Неужели так срочно?
Юноша:( пожал плечами.)
Девушка: На границе неспокойно, да? Папа говорит, что Гитлер стягивает вокруг нас кольцо,
Юноша: У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у наших границ ни на чем не основаны и являются результатом происков англо-французских империалистов.
Девушка: Я читала газеты. А папа говорит, что положение очень серьезное.
Юноша: Надо опасаться провокаций.
Девушка: Как ты думаешь, будет война?
Юноша: Конечно, зря, что ли, открыли столько училищ с ускоренной программой? Но это будет быстрая война.
Девушка: Ты в этом уверен?
Юноша: Уверен. Во-первых, надо учесть пролетариат порабощенных фашизмом и империализмом стран. Во-вторых, пролетариат самой Германии, задавленный Гитлером. В-третьих, международную солидарность трудящихся всего мира. Но самое главное — это решающая мощь нашей Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар.
Девушка: Если бы ты ехал на юг, на север, или даже на восток...
Юноша: Я счастливый. Мне достался Особый округ. Знаешь, какая это удача?
Девушка: Я буду ждать тебя. Я очень, очень буду тебя ждать.
Ведущий 1:
Не обошли его стороной и сороковые, роковые… В страшные июньские дни 1941 Липецк надел серую солдатскую шинель.
Чтец:
Я раньше думал: "лейтенант"
звучит "налейте нам",
и, зная топографию,
он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
а просто трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чеботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена-
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
Ведущий 2:
Площадь Героев. Вечный огонь. Стена памяти с фамилиями липчан, не пришедших с войны.
Чтец:
Это пламя безмолвно
Эти камни кричат
Кто б ты ни был – склонись,
Перед мужеством павших,
Перед памятью светлой
Героев – липчан,
Жизнь во славу Отчизны
Отдавших.
(Звучит песня «Ты же выжил,солдат»)
Финал. Все участники на сцене.
Липецка светлые улицы
Я полюбил с давних пор…
В липах цветущих волнуется
Птиц несмолкающий хор,
Вторит он песне сердечной –
Светлому гимну души…
Город мой юный и вечный,
Только стареть не спеши!
В старых курортных аллеях
Снова «пылят» тополя,
Зори за речкой алеют,
Душу огнем веселя…
Ели Быханова сада
Стрелами рвутся в зенит,
Легких фонтанов прохлада
Возле театра звенит…
В небе – церквей позолота,
Гордая поступь Петра;
Рвущимся ввысь самолетам
Вторят оркестров ветра
Светлой торжественной песней…
И, бесконечно любя,
О, Петербурга ровесник,
Я обнимаю тебя,
Липецк, любимый мой город –
Звонкое сердце страны,
Ты удивительно молод,
Сотканный из старины…
(Н. Цыплакова ■)
Финал
Звучит музыка. Танцует ученица 9 класса В Гуляева Алена.
Ведущий
Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени.
Сцена
На авансцене лучи света. Ребенок играет с кубиками. Появляется 5 человек со свечами.
Первый
Я – упорство. Ребенок не всегда может идти со мной до конца.
Второй
Я - надежда. Ребенок не знает, что без меня невозможно жить.
Третий
Я – вера. Ребенку порой не хватает меня.
Четвертый
Я – любовь. Ребенок часто не ценит меня.
Пятый
Я – творчество. Ребенок боится неудач, провалов и непонимания.
(Свечи по очереди гаснут)
Ребенок
Что вы делаете? Почему вы гаснете? Я боюсь темноты.
Учитель
Не бойся и не плачь! Пока рядом я, учитель, свечи всегда можно зажечь.
Я помогу тебе преодолеть страх, поверить в себя и других, стать счастливым (ребенок неуверенно оглядывается).
Учитель
Не бойся. Иди. Я буду рядом (зажигают свечи)
Ведущий
Учительство – не труд, а отречение, умение всего себя отдать, уйти на долгий подвиг и мучение, и в этом видеть свет и благодать.
Ведущий
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не напрасно
И душу отдавал не зря.
Учитель
Так зажжем гаснущие свечи, несмотря на то, что сами можем сгореть дотла. (Звучит скрипка, в презентации учителя)
Чтец
Учителю – дань сердца и ума!
Он создал нас,
Он воспитал наш пламень.
Возложен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Звучит учительский вальс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Города золотого кольца"
В данной презентации представлены города Ярославль и Ростов Великий...
"Под небом голубым есть город золотой..."
классный час посвящен 100-летию поселения Туймазы...
"Города величеством сияющие" (города Золотого кольца)
В данной презентации в алфавитном порядке показаны достопримечательности улицы Волжская набережная, комментарии даны в стихотворной форме....
Города "Золотого кольца" России
Презентация, выполненная обучающимися 7 класса к теме "Gesicht einer Stadt - Visitenkarte des Landes"...
Урок немецкогго языка в 7 классе "Города Золотого кольца"
Здесь представлена разработка урока, в которой подробно изложен страноведческий материал о городах Золотого кольца....
План урока в 7 классе по теме « Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes. (Лицо города – визитная карточка страны. ) Thema: «Города «Золотого кольца». Делаем сообщения.»
1. Уметь читать тексты с полным пониманием содержания. 2. Введение лексического материала по теме: die Städte des „Goldenen Rings“, der (die, das) so genannte, gelten (D), willkommen heiße...
Конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме: «Города Золотого кольца. Описание городов» «Die Städte des Goldenen Rings» Бим И. Л.
Цели:- углубление и расширение лингвострановедческих знаний обучающихся о стране и культуре родной страны на иностранном языке; - формирование слухопроизносительных навыков. Зада...