День Матери.
план-конспект урока по литературе по теме
классный час, посвященный Дню Матери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ko_dnyu_materi.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час ко Дню Матери. Образ матери в искусстве и литературе.
Ход мероприятия.
(Звучит спокойная музыка, слайды с фотами мам.)
В1 “...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский к Девеимя же
Деве Мария, - именно так в 1 главе Евангелия от Луки говорится о
Богоматери. Ее имя всегда связывается с чистотой, праведностью и
кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей
и всепрощающей.
В1 Слово «мама» одно из самых древних на земле. Это – особенное слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни… И цель нашего урока: рассмотреть многогранность образа матери в разные времена.
В2 Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным. Если мы несем ей свою боль и радость, то всегда находим понимание.
Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут,
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То – сердце матери. Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.
В1 Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском… Сколько тепла таит это слово, которым называют самого близкого, самого дорогого и единственного человека!
Ей побелила голову зима.
Приехал сын. Ему все было внове.
Он вместо «мама» говорил ей «ма»,
Любовь сияла в этом полуслове.
И наполнялся песней милый дом,
И все-то жарко западало в душу,
И наклонялась ива над прудом,
Чтоб золотое слово лучше слушать.
И загорелась радуга-дуга,
Цветы еще не спали в травах росных,
А слово шло на вольные луга
И было, как всегда, победоносно.
Вдоль улицы крестьянские дома
Стоят, боясь гармонию нарушить…
– Ах ты бы лучше отдохнула, ма,
Тебе моих забав не переслушать. Александр Прокофьев «Сын»
В2 Образ матери в мировом искусстве – это, прежде всего Мадонна, Богоматерь. В Древности свой идеал женственности и материнства люди выражали в иконах, в образе Богородицы.
(рассказ ученика о картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рафаэль «Сикстинская Мадонна».)
В1 Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом была найдено в катакомбах Присциллы в Риме, которое, по мнению некоторых ученых, послужило образцом к созданию картины Л. Винчи «Мадонна Литта».
- Работа «Мадонна Литта» была написана для правителей Милана Леонардом да Винчи в 1491году, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта. основной смысл, идейное содержание произведения: человечность и любовь. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания.
- Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества:
рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога.
В образе Марии гармонично соединены восторг общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.
Ведущий 2 Арабский писатель Омар Хаям посвятил замечательные строки близкому и родному человеку.
Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться.
Вед.1 В восточной культуре любовь можно передать не только словами, но и в танце.
(восточный танец «Караван в пути»)
МАТЕРИ. Иван Бунин
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?
В1. Огромна, ни с чем не сравнима роль матери в нашей судьбе, вера в собственную несгибаемость, радость преодоления трудностей и сознание собственного мужества - все это от Матери.
В2. "О мать моя, подвигнут я тобой Во мне спасла живую душу ты", - с любовью и благодарностью писал Н.А. Некрасов, столь высоко оценивая значение матери в своей судьбе. И всегда мысленно беседовал с ней, советовался даже тогда, когда ее уже не было в живых, обращаясь к ней как к высшей совести.
"Повидайся со мной, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила не любимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою,
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала".
В2. Попробуйте поразмышлять о своей маме, о том, что же это за такой особенный человек есть у каждого из нас – мама, и как же плохо, когда ее нет!
В1. Традиции Некрасова были подхвачены и продолжены в поэзии С. Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери.
Ты жива еще моя старушка?
Жив и я. Привет тебе привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет
Пишут мне, что ты, тая тревогу
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож
Ничего, родная, успокойся.
Это только тягостная бредь
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад
Не буди, того, что отмечталось
Не волнуй того, что не сбылось
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет
Ты одна мне помощь и отрада
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне
Ведущий1. В начале 20 века, в годы, которые были ознаменованы революциями, многие поэты, художники, также обращались к теме материнства.
(рассказ ученика о картине Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».)
(Наряду со многими деятелями искусства К.С. Петров-Водкин воспринял революцию как грандиозное событие, которое даст возможность «люду» ощутить себя «человечеством». Это настроение художник выразил в картине 1918 года. Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени, такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой, покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины и мадонны.)
Ведущий2. «На ярмарке в толпе заблудилось дитя. Бегает, кричит. Ищет мать. Народ спрашивает у дитяти: «Какая же твоя мать?». А дитя сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».
Ведущий1. ВОВ не пощадила никого и только сила материнской любви помогала стойко выдержать все трудности и невзгоды. Так, картина Неменского «Мать», написанная 1945 году говорит о нравстевенных ценностях - о силе материнской любви, нежности, сострадании, о светлых надеждах и мечтах.
Мусса Джалли «Варварство» (муз.сопр-е)
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня
я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала с сердцу, против дула прямо...
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
-Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи , сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул.Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, Враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Ведущий1: Современное понимание образа матери в живописи, связано с творчеством Алексея Кузьмича. Он считает, что каждая женщина-мать должна нести в себе моральную ответственность перед обществом за свое дитя. Ибо она, сама создание Божие, наделена великим даром - святостью материнства.
(Ученик: Алексей Кузьмич известен как автор уникальной коллекции картин с образом Мадонны, через который он воплощает идеалы добра, чистоты и красоты, символ жизни и возрождения славянской духовности. В этих работах художнику удалось совместить сакральное и светское. Его картинам присущи характерные особенности иконной образности, в тоже время лики его Мадонн олицетворяют собой обобщенный образ возвышенной женской чувственности. Они взирают на зрителя то умиротворённо-спокойно, то с печалью и скорбью, то с изумлением и немым вопросом).
Ведущий2: Уральская поэтесса Людмила Татьяничева «Мадонна».
Наперекор
Изменчивой молве
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах
Миры отражены.
Ведущий2: Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В России этот праздник отмечается не так давно. Давайте посмотрим, что думают современные люди об этом дне.
Ведущий1: Современный башкирский поэт Рустам Гафуров в своем творчестве большое значение уделяет образу матери. (стих)
Ведущий2: У каждого времени – своя мадонна. Ведь слово
«мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ
материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине,
исполняющей главную жизненную миссию.
Ведущий1: И в заключении нашего урока, хочется поздравить всех женщин-матерей с этим важным и замечательным днем. Для вас музыкальное поздравление. Спасибо всем за внимание.
(танец )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ
Открытое мероприятие ко Дню Матери...
Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В
Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...
классный час День матери и День отца
5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
День Матери ( День Отца).Пословицы и поговорки о матери и отце.
В последнее время в нашей стране стали отмечать праздники,которые пришли к нам с Запада.Одними из них являются День отца(3-е воскресенье июня) и День матери(4-ое воскресенье ноября).На Руси иcпокон ве...
Праздничная программа для мам и детей ко Дню матери «ДЕНЬ МАТЕРИ – ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ! ДОРОГОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ!»
Сценарий праздничного выступления. Цель: воспитание уважения к женщине-матери; способствовать нравственному воспитанию учащихся....
Материал к празднику "День матери"
Интересный материал со стихами русских классиков о матери, прославление имени "Мать"....