День Матери.
план-конспект урока по литературе по теме

Абакумова Ирина Александровна

классный час, посвященный Дню Матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ko_dnyu_materi.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню Матери. Образ матери в искусстве и литературе.

                                       Ход мероприятия.

(Звучит спокойная музыка, слайды с фотами мам.)

В1 “...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский к Девеимя же

Деве  Мария, - именно так в 1 главе Евангелия от Луки говорится о        

Богоматери. Ее имя всегда  связывается с чистотой, праведностью и

кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей

и всепрощающей.

В1 Слово «мама» одно из самых древних на земле. Это – особенное слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни… И цель нашего урока: рассмотреть многогранность  образа матери в разные времена.

В2 Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным. Если мы несем ей свою боль и радость, то всегда находим понимание.

      Есть светлый на земле приют,

      Любовь и верность там живут,

      Все, что порой лишь снится нам,

      Навеки приютилось там.

            То – сердце матери. Оно

            Так нежно, верно! Суждено

            Ему жить радостью твоей,

                           Нести ярмо твоих скорбей.      

В1  Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском… Сколько тепла таит это слово, которым называют самого близкого, самого дорогого и единственного человека!

      Ей побелила голову зима.

      Приехал сын. Ему все было внове.

      Он вместо «мама» говорил ей «ма»,

      Любовь сияла в этом полуслове.

            И наполнялся песней милый дом,

            И все-то жарко западало в душу,

            И наклонялась ива над прудом,

            Чтоб золотое слово лучше слушать.

      И загорелась радуга-дуга,

      Цветы еще не спали в травах росных,

      А слово шло на вольные луга

      И было, как всегда, победоносно.

            Вдоль улицы крестьянские дома

            Стоят, боясь гармонию нарушить…

            – Ах ты бы лучше отдохнула, ма,

            Тебе моих забав не переслушать.      Александр Прокофьев «Сын»

В2     Образ матери в мировом искусстве – это, прежде всего Мадонна, Богоматерь. В Древности свой идеал женственности и материнства люди выражали в иконах, в образе Богородицы.

(рассказ ученика о картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рафаэль «Сикстинская Мадонна».)

В1 Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом была найдено в катакомбах Присциллы в Риме, которое, по мнению некоторых ученых, послужило образцом к созданию картины Л.  Винчи «Мадонна Литта».  

  1. Работа «Мадонна Литта»  была написана для правителей Милана Леонардом да Винчи в 1491году, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта.   основной смысл, идейное содержание произведения:  человечность и любовь.  Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.   В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания.    

       

  1. Картина Рафаэля Санти  "Сикстинская Мадонна" является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества:

 рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога.

В образе Марии гармонично соединены восторг общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

Ведущий 2  Арабский писатель Омар Хаям посвятил замечательные строки близкому и родному человеку.

Когда уходите на пять минут

Не забывайте оставлять тепло в ладонях

В ладонях тех, которые вас ждут,

В ладонях тех, которые вас помнят.

Не забывайте заглянуть в глаза,

С улыбкой робкой и покорною надеждой.

Они в пути заменят образа

Святых, даже неведомых вам прежде.

Когда уходите на пять минут

Не закрывайте за собою двери-

Оставьте это тем, которые поймут,

Которые сумеют в вас поверить.

Когда уходите на пять минут,

Не опоздайте вовремя вернуться,

Чтобы ладони тех, которые вас ждут,

За это время не успели разомкнуться.

Вед.1 В восточной культуре любовь можно передать не только словами, но и  в танце.

(восточный танец «Караван в пути»)

МАТЕРИ. Иван Бунин

              Я помню спальню и лампадку,

 Игрушки, теплую кроватку

 И милый, кроткий голос твой:

 «Ангел-хранитель над тобой!»

 Ты перекрестишь, поцелуешь,

 Напомнишь мне, что он со мной,

 И верой в счастье очаруешь...

 Я помню, помню голос твой!

 Я помню ночь, тепло кроватки,

 Лампадку в сумраке угла

 И тени от цепей лампадки...

 Не ты ли ангелом была?

В1. Огромна, ни с чем не сравнима роль матери в нашей судьбе, вера в собственную несгибаемость,  радость преодоления трудностей и сознание собственного мужества - все это от Матери.

В2. "О мать моя, подвигнут я тобой Во мне спасла живую душу ты", - с любовью и благодарностью писал Н.А. Некрасов, столь высоко оценивая значение матери в своей судьбе. И всегда мысленно беседовал с ней, советовался даже тогда, когда ее уже не было в живых, обращаясь к ней как к высшей совести.

 "Повидайся со мной, родимая!

 Появись легкой тенью на миг!

 Всю ты жизнь прожила не любимая,

 Всю ты жизнь прожила для других.

 С головой, бурям жизни открытою,

 Весь свой век под грозою сердитою,

 Простояла ты, - грудью своей

 Защищая любимых детей.

 И гроза над тобой разразилася!

 Ты, не дрогнув, удар приняла,

 За врагов, умирая, молилася,

 На детей милость бога звала".

В2. Попробуйте поразмышлять о своей маме, о том, что же это за такой особенный человек есть у каждого из нас – мама, и как же плохо, когда ее нет!  

В1. Традиции Некрасова были подхвачены и продолжены в поэзии С. Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери.

 Ты жива еще моя старушка?

 Жив и я. Привет тебе привет!

 Пусть струится над твоей избушкой

 Тот вечерний несказанный свет

 Пишут мне, что ты, тая тревогу

 Загрустила шибко обо мне,

 Что ты часто ходишь на дорогу

 В старомодном ветхом шушуне.

 И тебе в вечернем синем мраке

 Часто видится одно и то ж

 Будто кто-то мне в кабацкой драке

 Саданул под сердце финский нож

 Ничего, родная, успокойся.

 Это только тягостная бредь

 Не такой уж горький я пропойца,

 Чтоб тебя не видя, умереть.

 Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том,

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом

 Я вернусь, когда раскинет ветви

 По-весеннему наш белый сад

 Только ты меня уж на рассвете

 Не буди, как восемь лет назад

 Не буди, того, что отмечталось

 Не волнуй того, что не сбылось

 Слишком раннюю утрату и усталость

 Испытать мне в жизни привелось.

 И молиться не учи меня. Не надо!

 К старому возврата больше нет

 Ты одна мне помощь и отрада

 Ты одна мне несказанный свет.

 Так забудь же про свою тревогу,

 Не грусти так шибко обо мне.

 Не ходи так часто на дорогу

 В старомодном ветхом шушуне

Ведущий1.  В начале 20 века, в годы, которые были ознаменованы революциями, многие поэты, художники, также обращались к теме материнства.

 (рассказ ученика о картине Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».)

(Наряду со многими деятелями искусства К.С. Петров-Водкин воспринял революцию как грандиозное событие, которое даст возможность «люду» ощутить себя «человечеством». Это настроение художник выразил в картине  1918 года.  Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени, такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой, покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины и мадонны.)

Ведущий2. «На ярмарке в толпе заблудилось дитя. Бегает, кричит. Ищет мать. Народ спрашивает у дитяти: «Какая же твоя мать?». А дитя сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».

Ведущий1.  ВОВ не пощадила никого и только сила материнской любви помогала стойко выдержать  все трудности и невзгоды. Так, картина Неменского «Мать», написанная 1945 году говорит о нравстевенных ценностях - о силе материнской любви, нежности, сострадании, о светлых надеждах и мечтах.

Мусса Джалли «Варварство» (муз.сопр-е)                                              

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня

я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала с сердцу, против дула прямо...

-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож.

-Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи , сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул.Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, Враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Ведущий1:  Современное понимание  образа матери в живописи, связано с творчеством Алексея Кузьмича. Он считает, что каждая женщина-мать должна нести в себе моральную ответственность перед обществом за свое дитя. Ибо она, сама создание Божие, наделена великим даром - святостью материнства.

(Ученик: Алексей  Кузьмич известен как автор уникальной коллекции картин с образом Мадонны, через который он воплощает идеалы добра, чистоты и красоты, символ жизни и возрождения славянской духовности. В этих работах художнику удалось совместить сакральное и светское. Его картинам присущи характерные особенности иконной образности, в тоже время лики его Мадонн олицетворяют собой обобщенный образ возвышенной женской чувственности. Они взирают на зрителя то умиротворённо-спокойно, то с печалью и скорбью, то с изумлением и немым вопросом).

Ведущий2:   Уральская поэтесса Людмила Татьяничева «Мадонна».

 Наперекор

 Изменчивой молве

 Художники

 Прославили в веках

 Не девушку

 С венком на голове,

 А женщину

 С младенцем на руках.

 Девичья красота

 Незавершенна:

 В ней нет еще

 Душевной глубины.

 Родив дитя,

 Рождается мадонна.

 В ее чертах

 Миры отражены.

 Ведущий2: Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В России этот праздник отмечается не так давно. Давайте посмотрим, что думают современные люди об этом дне.

Ведущий1: Современный башкирский поэт Рустам Гафуров в своем творчестве большое значение уделяет образу матери. (стих)

Ведущий2: У каждого времени – своя мадонна. Ведь слово

«мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ

материнства как  неотъемлемый от представления о прекрасной женщине,

исполняющей главную жизненную миссию.

Ведущий1: И в заключении нашего урока, хочется поздравить всех женщин-матерей с этим важным  и замечательным днем. Для вас  музыкальное поздравление. Спасибо всем за внимание.

(танец )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

Открытое мероприятие ко Дню Матери...

Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В

Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...

классный час День матери и День отца

5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым  близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...

Материал для родителей: классный час "День матери"

Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества  через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...

День Матери ( День Отца).Пословицы и поговорки о матери и отце.

В последнее время в нашей стране стали отмечать праздники,которые пришли к нам с Запада.Одними из них являются День отца(3-е воскресенье июня) и День матери(4-ое воскресенье ноября).На Руси иcпокон ве...

Праздничная программа для мам и детей ко Дню матери «ДЕНЬ МАТЕРИ – ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ! ДОРОГОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ!»

Сценарий праздничного выступления. Цель: воспитание уважения к женщине-матери; способствовать нравственному воспитанию учащихся....

Материал к празднику "День матери"

Интересный материал со стихами русских классиков о матери, прославление имени "Мать"....