Из опыта работы .Выпуск школьной газеты.
материал по литературе по теме

Бархатова Людмила Павловна

Опыт работы по созданию школьного пресс-центра был представлен на региональном уровне в рамках конкурса «Кастальский ключ» (2013 г.). Деловая игра – активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит путём принятия групповых и индивидуальных решений.

       Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и  причины  их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассмотреть определённую проблему в условиях значительного сокращения времени, освоить навыки выявления, анализа и решения каких-то проблем, работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях, концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_vypusk_shkolnoy_gazety.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Опыт работы по созданию школьного пресс-центра был представлен на региональном уровне в рамках конкурса «Кастальский ключ» (2013 г.). Деловая игра – активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит путём принятия групповых и индивидуальных решений.

       Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и  причины  их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассмотреть определённую проблему в условиях значительного сокращения времени, освоить навыки выявления, анализа и решения каких-то проблем, работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях, концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры.

Выпуск  школьной газеты.

    Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного , компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только  с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной , так и во внеурочной деятельности.

    Согласно федеральному БУП для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования ФГОС общего образования.

    На занятиях литературного объединения развиваются коммуникативные действия, коммуникативная компетентность, компетентность профессиональная, личностные универсальные учебные действия, метапредметные результаты образовательной деятельности (подробно см. «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы» Меренкова О.Ю.).

    Особой популярностью на занятиях пользуется технология «Коллективного способа обучения» (КСО) В.К.Дьяченко.  При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся и руководителей между собой. Этот способ организации обучения дает возможность не только работать каждому в своем темпе, в соответствии со своими природными данными, но и почувствовать себя в чем –то сильным, способным, умеющим и чутким, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга; каждый проявляет свои лучшие способности и вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее, избавляться от дурных качеств, если  они были, потому что они мешают совместной работе; тем самым восполняется дефицит общения.

    В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

Наличие у всех участников общей цели;

Разделение труда, функций и обязанностей;

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи (коллектив- это группа людей, сотрудничающих друг с другом);

Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением;

Работа каждого приобретает общественную значимость;

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;

Деятельность каждого участника является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. (подробно см. Использование технологии КСО по А.Г.Ривину – В.К.Дьяченко. Москва, «Планета»).

    Деловая игра- активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит  путем принятия групповых и индивидуальных решений. Деловая игра является  наилучшим из активных методов проведения наших занятий.

     Чтобы выпустить газету, на первом занятии нужно провести установочный семинар, на котором консультант по соответствующей теме :

дает участникам занятий базовые представления о предстоящей деятельности, проблеме и возможных вариантах ее решения;

определяет основные понятия и термины исследуемой предметной области;

кратко освещает историю вопроса;

рассматривает современное состояние данной проблемной области (возможно , на одном или нескольких конкретных примерах);

рекомендует участникам занятий справочную и научно-популярную литературу для введения в проблему;

отвечает на вопросы,  возникшие у учащихся в ходе обсуждения.

    В заключительной части установочного семинара формулируется проблема, с которой предстоит рассматривать главную тему очередного выпуска газеты.

    Распределение ролей среди учащихся. Роли распределяются на втором занятии продолжительностью на год таким образом:

главный редактор – 1;

заместитель главного редактора – 1;

литературный редактор – 1;

корректор- 1;

автор – от 3 и более;

дизайнер-верстальщик- 1.

    Проведение «планерки». Непосредственно после распределения ролей проводится «планерка», посвященная составлению тематического плана номера и разработке примерной структуры оригинал-макета будущего издания. В задачи  редакции на данной стадии входит:

определить название газеты;

сформулировать тему номера (с учетом выбранной проблемы);

составить тематический план номера, в том числе: продумать структуру выпуска, исходя из предполагаемого набора рубрик и жанров;

подготовить наброски всех полос оригинал-макета издания.

    Подготовка юнкорами материалов номера.  В течение определенного времени учащиеся должны подготовить для номера полный         комплект текстовых и иллюстрированных материалов, удовлетворяющих требованиям данной инструкции в части жанровой принадлежности.

    Структура тематического выпуска организуется блоками «постоянных рубрик»  и «временных рубрик». Первые должны присутствовать обязательно в любом выпуске; их объем не подлежит изменению в сторону уменьшения. Вторые могут включаться в состав выпуска по усмотрению членов редакции; их объем может меняться в любую сторону. Названия постоянных и временных рубрик выбираются самими членами  редакции школьной газеты.

     К примеру, постоянными могут быть рубрики:

от редакции (авторская колонка);

главная (аналитическая статья, репортаж);

в продолжение темы (справка, комментарий);

хроника (новости);

персона номера (интервью, статья).

     Временные рубрики:

точка зрения (эссе);

с чистого листа (свободный жанр);

реклама (рекламное объявление);

говорят дети (выдержки из школьных сочинений);

в мире прекрасного (фоторепортаж);

скажи спасибо (добросердечные высказывания детей);

проба пера (стихи, рассказы, этюды, сказки).

    Последние четыре рубрики придуманы юнкорами нашей газеты «Школьный калейдоскоп».

    Процесс создания каждого выпуска газеты может варьироваться в зависимости от ситуации, актуальности, проблематики и желания  всего коллектива. Работа эта очень увлекательная , но и трудоемкая. Результаты этой деятельности очень высоки: ребята «видят текст изнутри», что позволяет в повседневной жизни использовать полученные навыки во всех областях.

    Надеемся, что наш опыт вызвал интерес, и желаем успехов на этом поприще.

   

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»

Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...