Из опыта работы .Выпуск школьной газеты.
материал по литературе по теме
Опыт работы по созданию школьного пресс-центра был представлен на региональном уровне в рамках конкурса «Кастальский ключ» (2013 г.). Деловая игра – активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит путём принятия групповых и индивидуальных решений.
Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассмотреть определённую проблему в условиях значительного сокращения времени, освоить навыки выявления, анализа и решения каких-то проблем, работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях, концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vypusk_shkolnoy_gazety.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация. Опыт работы по созданию школьного пресс-центра был представлен на региональном уровне в рамках конкурса «Кастальский ключ» (2013 г.). Деловая игра – активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит путём принятия групповых и индивидуальных решений.
Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассмотреть определённую проблему в условиях значительного сокращения времени, освоить навыки выявления, анализа и решения каких-то проблем, работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях, концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры.
Выпуск школьной газеты.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного , компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной , так и во внеурочной деятельности.
Согласно федеральному БУП для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования ФГОС общего образования.
На занятиях литературного объединения развиваются коммуникативные действия, коммуникативная компетентность, компетентность профессиональная, личностные универсальные учебные действия, метапредметные результаты образовательной деятельности (подробно см. «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы» Меренкова О.Ю.).
Особой популярностью на занятиях пользуется технология «Коллективного способа обучения» (КСО) В.К.Дьяченко. При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся и руководителей между собой. Этот способ организации обучения дает возможность не только работать каждому в своем темпе, в соответствии со своими природными данными, но и почувствовать себя в чем –то сильным, способным, умеющим и чутким, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга; каждый проявляет свои лучшие способности и вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее, избавляться от дурных качеств, если они были, потому что они мешают совместной работе; тем самым восполняется дефицит общения.
В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
Наличие у всех участников общей цели;
Разделение труда, функций и обязанностей;
Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи (коллектив- это группа людей, сотрудничающих друг с другом);
Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением;
Работа каждого приобретает общественную значимость;
Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
Деятельность каждого участника является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. (подробно см. Использование технологии КСО по А.Г.Ривину – В.К.Дьяченко. Москва, «Планета»).
Деловая игра- активный метод обучения, предполагающий организацию совместной деятельности, взаимодействия в соответствии с правилами и нормами, при этом достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения наших занятий.
Чтобы выпустить газету, на первом занятии нужно провести установочный семинар, на котором консультант по соответствующей теме :
дает участникам занятий базовые представления о предстоящей деятельности, проблеме и возможных вариантах ее решения;
определяет основные понятия и термины исследуемой предметной области;
кратко освещает историю вопроса;
рассматривает современное состояние данной проблемной области (возможно , на одном или нескольких конкретных примерах);
рекомендует участникам занятий справочную и научно-популярную литературу для введения в проблему;
отвечает на вопросы, возникшие у учащихся в ходе обсуждения.
В заключительной части установочного семинара формулируется проблема, с которой предстоит рассматривать главную тему очередного выпуска газеты.
Распределение ролей среди учащихся. Роли распределяются на втором занятии продолжительностью на год таким образом:
главный редактор – 1;
заместитель главного редактора – 1;
литературный редактор – 1;
корректор- 1;
автор – от 3 и более;
дизайнер-верстальщик- 1.
Проведение «планерки». Непосредственно после распределения ролей проводится «планерка», посвященная составлению тематического плана номера и разработке примерной структуры оригинал-макета будущего издания. В задачи редакции на данной стадии входит:
определить название газеты;
сформулировать тему номера (с учетом выбранной проблемы);
составить тематический план номера, в том числе: продумать структуру выпуска, исходя из предполагаемого набора рубрик и жанров;
подготовить наброски всех полос оригинал-макета издания.
Подготовка юнкорами материалов номера. В течение определенного времени учащиеся должны подготовить для номера полный комплект текстовых и иллюстрированных материалов, удовлетворяющих требованиям данной инструкции в части жанровой принадлежности.
Структура тематического выпуска организуется блоками «постоянных рубрик» и «временных рубрик». Первые должны присутствовать обязательно в любом выпуске; их объем не подлежит изменению в сторону уменьшения. Вторые могут включаться в состав выпуска по усмотрению членов редакции; их объем может меняться в любую сторону. Названия постоянных и временных рубрик выбираются самими членами редакции школьной газеты.
К примеру, постоянными могут быть рубрики:
от редакции (авторская колонка);
главная (аналитическая статья, репортаж);
в продолжение темы (справка, комментарий);
хроника (новости);
персона номера (интервью, статья).
Временные рубрики:
точка зрения (эссе);
с чистого листа (свободный жанр);
реклама (рекламное объявление);
говорят дети (выдержки из школьных сочинений);
в мире прекрасного (фоторепортаж);
скажи спасибо (добросердечные высказывания детей);
проба пера (стихи, рассказы, этюды, сказки).
Последние четыре рубрики придуманы юнкорами нашей газеты «Школьный калейдоскоп».
Процесс создания каждого выпуска газеты может варьироваться в зависимости от ситуации, актуальности, проблематики и желания всего коллектива. Работа эта очень увлекательная , но и трудоемкая. Результаты этой деятельности очень высоки: ребята «видят текст изнутри», что позволяет в повседневной жизни использовать полученные навыки во всех областях.
Надеемся, что наш опыт вызвал интерес, и желаем успехов на этом поприще.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»
Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №1
Статьи в школьную газету...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №2
Статьи в школьную газету...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №3
Статьи в школьную газету...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №4
Статьи в школьную газету...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №5
Статьи в школьную газету...
Выпуск школьной газеты "Школьный калейдоскоп" №6
Статьи в школьную газету...