Использование ЭОР в организации интегрировнных учебных викторин гуманитарной направленности
презентация к уроку (литература) по теме

Апреликова Ольга Сергеевна

 

 

Авторы:  Жакот Л.П.,  учитель  истории

Бондаренко  Л.А.,  учитель  истории

Апреликова О.С.,  учитель  русского  языка

 и  литературы

Старцева М.Ю.,  учитель  русского  языка

 и  литературы

 

 

Общее описание и область применения инновационного продукта

 Продукт  состоит  из  электронных  интегрированных викторин  в  формате  презентаций по  истории  и  литературе. Перечень  тем: «Отечественная  война 1812года», «К  400-летию  династии  Романовых»,       «Творчество  М.Ю.  Лермонтова» (две  презентации). Продукт  могут  использовать  в  урочной  и  внеурочной  деятельности  учителя  истории  и  литературы,  классные  руководители 4-11  классов  как  диагностический  материал,  так  и  для  повышения  мотивации.

           

 Технология внедрения инновационного продукта, возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Внедрение   продукта  предполагает  интеграцию  ИКТ  и  игровой  технологий. Предлагаемые  методические  материалы  просты  в  применении,  не  требуют  сложного  технического  оснащения;  единственной  очевидной  трудностью  является  составление  перечня  библиографических  и  информационных ресурсов.

 

Эффекты, достигаемые при использовании нашего продукта:

  • Погружение в  русскую литературу,  историю,  культуру; возможность  за  короткое  время  познакомиться    с  большим  массивом  информации  по  предметам  в  игровой  занимательной  форме;
  • Развитие  исследовательской компетентности  учащихся  через  поиск  необходимой  информации;
  • Повышение  мотивации  в  изучении  предметов  гуманитарного  цикла;
  • Развитие речи и памяти учащихся, их эстетическое воспитание;
  • Развитие организационных навыков, творческих способностей учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 521  с  углубленным  изучением  математики  и  информатики  Красногвардейского  района  Санкт – Петербурга

Инновационный  продукт

«Использование  ОЭР  в  организации  интегрированных  учебных  викторин  гуманитарной  направленности»

Методические  рекомендации

Авторы:  Жакот Л.П.,  учитель  истории

Бондаренко  Л.А.,  учитель  истории

Апреликова О.С.,  учитель  русского  языка

 и  литературы

Старцева М.Ю.,  учитель  русского  языка

 и  литературы

Санкт – Петербург  2014

 

 Общее описание и область применения инновационного продукта 

 Продукт  состоит  из  электронных  интегрированных викторин  в  формате  презентаций по  истории  и  литературе. Перечень  тем: «Отечественная  война 1812года», «К  400-летию  династии  Романовых»,       «Творчество  М.Ю.  Лермонтова» (две  презентации). Продукт  могут  использовать  в  урочной  и  внеурочной  деятельности  учителя  истории  и  литературы,  классные  руководители 4-11  классов  как  диагностический  материал,  так  и  для  повышения  мотивации.

        

 Технология внедрения инновационного продукта, возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления 

Внедрение   продукта  предполагает  интеграцию  ИКТ  и  игровой  технологий. Предлагаемые  методические  материалы  просты  в  применении,  не  требуют  сложного  технического  оснащения;  единственной  очевидной  трудностью  является  составление  перечня  библиографических  и  информационных ресурсов.

Эффекты, достигаемые при использовании нашего продукта:

  • Погружение в  русскую литературу,  историю,  культуру; возможность  за  короткое  время  познакомиться    с  большим  массивом  информации  по  предметам  в  игровой  занимательной  форме;
  • Развитие  исследовательской компетентности  учащихся  через  поиск  необходимой  информации;
  • Повышение  мотивации  в  изучении  предметов  гуманитарного  цикла;
  • Развитие речи и памяти учащихся, их эстетическое воспитание;
  • Развитие организационных навыков, творческих способностей учащихся.

Предлагаемые   викторины  опубликованы  на  сайте  школы:

1.- ВИКТОРИНА  "РОМАНОВЫ": http://school521.ru/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%20%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B.pptx

2. ВИКТОРИНА  "Лермонтов М.Ю. для 7-11:  классов".:https://docs.google.com/forms/d/1B32CcIAfvMjfkRp3kd-hpfVWvBOBbVYAyzoepfw33yA/viewform
3. ВИКТОРИНА "ВЕЛИКИЙ  ДЕНЬ  БОРОДИНО":
ЧАСТЬ 1:
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHZqMVhqdTlxT0JlWENRTkg2d2lDaXc6MQ
ЧАСТЬ 2:
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG02WHRvSlBCa29XMlZ4QWNEcVM4a3c6MQ
ЧАСТЬ 3:
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHBJU2hJR2NiSUhOTFpsUnRsVmY3N3c6MQ
ЧАСТЬ 4:
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGJpQTh6S2FjUjZwSXBwbmliMTdJOUE6MQ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Апреликова О.С., Старцева М.Ю., учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 521 Викторина по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Слайд 2

Вопрос 1 . « Все, что я говорю о них, есть только следствие «Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет». Кто автор стихотворных строк, цитируемых Печориным?

Слайд 3

Ответ 1 А.С. Пушкин

Слайд 4

Вопрос 2 . Место действия «Княжны Мери»?

Слайд 5

Ответ 2 Пятигорск

Слайд 6

Вопрос 3 . « Я как (?), рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами ». (Печорин)

Слайд 7

Ответ 3 Матрос

Слайд 8

Вопрос4 . « Я ехал (?) из Тифлиса ». Как ехал? На чем?

Слайд 9

Ответ 4 На перекладных

Слайд 10

Вопрос 5 . Фамилия Мери?

Слайд 11

Ответ 5 Лиговская

Слайд 12

Вопрос 6 . « Весело жить в такой земле! Воздух чист и свеж, как поцелуй (?); солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше ?» Чей поцелуй?

Слайд 13

Ответ 6 Ребенка

Слайд 14

Вопрос 7. « С тех пор как поэты пишут, и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли (?), что они на самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту ». Как называли?

Слайд 15

Ответ 7 Ангелами

Слайд 16

Вопрос 8 . « Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и поэтому они не читают (?). А жаль, что это так, особенно у нас » Чего не читают?

Слайд 17

Ответ 8 Предисловий

Слайд 18

Вопрос 9 . « Название (?) долины происходит от слова «черта», а не «черт», ибо здесь когда-то была граница Грузии».

Слайд 19

Ответ 9 ЧертОвой

Слайд 20

Вопрос 10 . « О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! <...> из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском». Фамилия героя?

Слайд 21

Ответ 10 Печорин

Слайд 22

Вопрос 11 . « Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - «(?) Печорина» Что именно?

Слайд 23

Ответ 11 Журнал

Слайд 24

Вопрос 12 . « А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде …». Имя героя?

Слайд 25

Ответ 12 Казбич

Слайд 26

Вопрос 13 . « У нее такие бархатные глаза – именно бархатные <...> : нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». Имя героини?

Слайд 27

Ответ 13 Мери

Слайд 28

Вопрос 14 . Имя лошади Казбича?

Слайд 29

Вопрос 14 Карагез

Слайд 30

Вопрос 15 . « И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Имя героини?

Слайд 31

Ответ 15 Бэла


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина Викторину подготовила Жакот Л.П., учитель истории ГБОУ СОШ № 521

Слайд 2

Что изображено на гербе рода Романовых? Что символизирует это изображение?

Слайд 3

Что изображено на гербе рода Романовых? Что символизирует это изображение? Грифон – мифическое животное, которое охраняет сокровища, золото.

Слайд 4

Как зовут этих представителей династии Романовых?

Слайд 5

Как зовут этих представителей династии Романовых? Петр I Елизавета I Екатерина II Николай II

Слайд 6

Сколько членов династии Романовых насчитывалось к 1917 году? 65

Слайд 7

Пресекалась ли прямая ветвь рода Романовых на российском престоле? Ответ поясните. Да, после смерти Елизаветы Петровны (1761) престол перешел Голштейн – Готторпской династии, потомки которой и занимали его от имени Романовых начиная с Петра III и до Николая II

Слайд 9

Кто из русских поэтов впервые употребил выражение «гений чистый красоты » в стихотворении, посвященном представительнице дома Романовых?

Слайд 10

В. А. Жуковский Стихотворение « Лалла рук» (1821) поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Поводом для написания этого стихотворения явился праздник, данный в Берлине 15 января 1821 г. прусским королем Фридрихом, по случаю приезда его дочери — великой княгини Александры Федоровны и зятя — будущего императора Николая I. Жуковский, присутствовавший на празднике, написал это стихотворение, где образ Лаллы Рук превратился в символ поэзии, поэтического вдохновения.

Слайд 11

Ах! не с нами обитает Гений чистый красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; Он поспешен, как мечтанье, Как воздушный утра сон; Но в святом воспоминанье Неразлучен с сердцем он!

Слайд 12

«…делал смотры, парады, учения, ходил по маскарадам, заигрывал с масками, скакал без надобности по России из Чугуева в Новороссийск, Петербург и Москву». Кто автор этих строк, и о каком императоре идет речь?

Слайд 13

Л.Н. Толстой об императоре Николае I в рассказе «За что?»

Слайд 14

При каком императоре была построена первая железная дорога России? Какие населенные пункты она соединяла?

Слайд 15

Николае I 30 октября (11 ноября по новому стилю) в 1837 г. состоялось торжественное открытие первой российской железной дороги массового пользования - Петербург и Царское Село были соединены однопутной железнодорожной колеей, по которой пошли поезда.

Слайд 16

Её называли «тихой царицей». Она много внимания уделяла деятельности благотворительных учреждений. При её непосредственном участии было организовано «Патриотическое общество для поддержки и облегчения участи многих страдальцев» после войны 1812 года. По легенде она инсценировала свою смерть, как и муж, и остаток дней провела в монастыре под именем Веры Молчальницы. Кто она?

Слайд 17

Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I.

Слайд 18

В этом произведении А.С. Пушкин очень точно описал трагическое событие, повлиявшее на судьбу его героев, и показал в критический момент образы двух императоров. Как называется это произведение? Назовите имена императоров.

Слайд 19

«Медный всадник» Последняя поэма, написанная Пушкиным в Болдине в октябре 1833 г., — художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В поэме Пушкин показал образы двух императоров в самый драматичный момент для Петербурга и его жителей: Петра Великого и Александра I .

Слайд 20

О ком из российских императоров , известный историк говорил «…он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне…»? Петр III «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появился» – так писал историк В. О. Ключевский о кратком шестимесячном царствовании Петра III.

Слайд 21

Перед вами несколько портретов последнего императора из династии Романовых, Николая II. На каком из них он изображен в форме офицера Преображенского полка? Кто автор портрета?

Слайд 22

Н а портрете В. А. Серова Этот портрет император Николай II заказал художнику Серову в качестве подарка для своей жены Александры Федоровны. Назначение произведения диктовало иной характер изображения государя, нежели официальный портрет. Император, облаченный в тужурку офицера Преображенского полка, написан в простой обыденной позе.

Слайд 23

Какую татуировку сделал себе во время пребывания в Японии цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II ? 1. Черный дракон 2. Красный дракон 3. Жёлтый дракон 4. Зелёный дракон

Слайд 24

27 апреля 1891 г. в Нагасаки на фрегате «Память Азова» вместе с двоюродным братом Георгом Греческим прибыл двадцатитрехлетний цесаревич Николай, который совершая неофициальные прогулки по городу, посетил и мастера татуировок. Японские мастера считались лучшими в мире — только они владели техникой цветной татуировки. У японцев такая «неразборчивость» вызвала откровенное удивление — ведь в Японии с помощью татуировок клеймили преступников, ими пользовались только представители низших классов. На «Память Азова» явились два мастера. Один из них «работал» с Николаем, другой — с Георгом Греческим. Правую руку Николая украсило изображение дракона — с черным телом, желтыми рожками, красным брюхом и зелеными лапами. Несмотря на секретность визита мастеров на корабль, сведения о том, что на руке наследника русского престола теперь красуется дракон, просочились в печать.

Слайд 25

История спасения какого царя легла в основу сюжета известной оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»?

Слайд 26

Михаила Федоровича В опере Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин . Но вместо этого завел их в болото, где с ними и погиб.

Слайд 27

Кому из дома Романовых принадлежал этот экслибрис?

Слайд 28

Александру II Экслибрис - бумажный ярлык, прямоугольный, с вырезанными полукругом внутрь углами, 68 х 61 мм, изображение 44 х 40 мм, одноцветный, с вензелевым изображением инициалов «АН» в облаках, увенчанных императорской короной, окружённой сиянием. Исполнен во II пол. XIX в.

Слайд 29

Многие знают, что Петр I отличался необыкновенно высоким ростом, который составлял 2 метра 04 сантиметра. А каков был у него размер ноги? Нога у Петра I была небольшой - 38 размера .

Слайд 30

Кто из этих правителей династии Романовых прожил более 60 лет? Петр I Елизавета I Екатерина II Николай II

Слайд 31

Екатерина II 1729 – 1796 (67 лет) Петр I 1672 – 1725 (53 года) Елизавета Петровна 1709 - 1761 (52 года) Николай II 1868 – 1918 (50 лет)

Слайд 32

Где находится традиционное место упокоения представителей династии Романовых?

Слайд 33

Архангельский собор Московского Кремля (от Михаила Федоровича до Иоанна V ). Петропавловский собор С.-Петербурга (от Петра I до Николая II )

Слайд 34

400 -летие дома Романовых 1613 - 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Станция «Герои Отечественной войны 1812 года» Историческая ролевая игра «Цари на каждом бранном поле и на балу…» 07 декабря 2012года Викторину подготовили Жакот Л.П., Бондаренко Л.А., учителя истории ГБОУ СОШ № 521

Слайд 2

1. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 3

Петр Иванович Багратион 1. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 4

2. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете? 2. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 5

Михаил Илларионович Кутузов 2. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете? 2. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 6

3. К то из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 7

Николай Николаевич Раевский 3. К то из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 8

4. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 9

Михаил Андреевич Милорадович 4. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 10

5. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 11

Денис Васильевич Давыдов 5. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 12

6. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 13

Александр Алексеевич Тучков 6. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 14

7. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 15

Федор Петрович Уваров 7. Кто из героев Отечественной войны 1812 года изображен на портрете?

Слайд 16

А) М.Б. Барклай – де –Толли Б) П.И. Багратион В) А.В. Суворов Г) М.А. Милорадович 8. Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия ( высшего военного ордена России) всех четырех степеней?

Слайд 17

А) М.Б. Барклай – де –Толли Б) П.И. Багратион В) А.В. Суворов Г) М.А. Милорадович 8. Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия ( высшего военного ордена России) всех четырех степеней?

Слайд 18

А) М.Б. Барклай – де –Толли Б) М.И. Кутузов В) П.И. Багратион 9. Кто из участников Бородинского сражения стал первым полным георгиевским кавалером в Отечественной войне 1812 года?

Слайд 19

А) М.Б. Барклай – де –Толли Б) М.И. Кутузов В) П.И. Багратион 9. Кто из участников Бородинского сражения стал первым полным георгиевским кавалером в Отечественной войне 1812 года?

Слайд 20

10. Кто из русских поэтов был участником Бородинского сражения?

Слайд 21

10. Кто из русских поэтов был участником Бородинского сражения? Василий Андреевич Жуковский

Слайд 22

11 . Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою

Слайд 23

11 . Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою Александр Иванович Кутайсов

Слайд 24

12. В бою у деревни Салтыковки под Могилевом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала.

Слайд 25

Николай Николаевич Раевский 12. В бою у деревни Салтыковки под Могилевом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала.

Слайд 26

13. Кого из полководцев назвали « вихрь-атаманом »?

Слайд 27

Матвей Иванович Платов 13. Кого из полководцев назвали « вихрь-атаманом »?

Слайд 28

14. В момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был?

Слайд 29

Михаил Богданович Барклай-де-Толли 14. В момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был?

Слайд 30

15. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения ещё 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали?

Слайд 31

Михаил Илларионович Кутузов 15. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения ещё 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали?

Слайд 32

16. Поэт, гусар, герой войны 1812 года, лидер партизанского движения. Кто это?

Слайд 33

Денис Васильевич Давыдов 16. Поэт, гусар, герой войны 1812 года, лидер партизанского движения. Кто это?

Слайд 34

Хвала тебе, наш бодрый вождь, Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом, И сколь врагу ужасен! 1. П.И. Багратион 2.М.Б. Барклай-де- Толли 3. М.И.Кутузов 4. Наполеон 17. О ком написал эти строки В.А.Жуковский?

Слайд 35

Хвала тебе, наш бодрый вождь, Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом, И сколь врагу ужасен! 1. П.И. Багратион 2.М.Б. Барклай-де- Толли 3. М.И.Кутузов 4. Наполеон 17. О ком написал эти строки В.А.Жуковский?

Слайд 36

… Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине «Иди, спасай». Ты встал – и спас… 18. О ком Пушкин писал:

Слайд 37

… Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине «Иди, спасай». Ты встал – и спас… Михаил Илларионович Кутузов 18. О ком Пушкин писал:

Слайд 38

19. О ком говорил Наполеон: «Лучший генерал русской армии.»?

Слайд 39

Пётр Иванович Багратион 19. О ком говорил Наполеон: «Лучший генерал русской армии.»?

Слайд 40

20. Кто был главнокомандующим русской армией в начале войны?

Слайд 41

Михаил Богданович Барклай-де-Толли 20. Кто был главнокомандующим русской армией в начале войны?

Слайд 42

21. Кто был ранен и скончался от ран на Бородинском поле?

Слайд 43

Пётр Иванович Багратион 21. Кто был ранен и скончался от ран на Бородинском поле?

Слайд 44

22. Кого Александр I уговорил вернуться в армию и возглавить её перед Бородинской битвой?

Слайд 45

Михаил Илларионович Кутузов 22. Кого Александр I уговорил вернуться в армию и возглавить её перед Бородинской битвой?

Слайд 46

23. Кто командовал знаменитой батареей в центре русских войск?

Слайд 47

Батарея Николая Николаевича Раевского 23. Кто командовал знаменитой батареей в центре русских войск?

Слайд 48

В «тихое» время это был весёлый, добросердечный человек, любящий балы, сорящий деньгами, но и желающий во всём поступать справедливо, жалея людей. Но его стихия – атаки, стремительные переходы, стояние насмерть. Он был действительно народным героем, его любила армия. Ни в одном из 52 сражений, в которых он участвовал, он не был сколько-нибудь серьёзно ранен. При этом, случалось, под ним во время боя убивало и трёх коней. Генерал Ермолов, прославившийся и сам необычной храбростью, очень справедливо сказал ему в письме: «Надобно иметь запасную жизнь, чтоб быть везде с вашим превосходительством!» 24. О ком идёт речь в этом тексте?

Слайд 49

Михаил Андреевич Милорадович

Слайд 50

25. Русский генерал-лейтенант. В Отечественную войну 1812 года в чине полковника находился в Ахтырском гусарском полку. Известный поэт и приятель Александра Сергеевича Пушкина. Автор «Военных записок» и «Дневника партизанских действий»

Слайд 51

Денис Васильевич Давыдов

Слайд 52

26. Как зовут единственную женщину-офицера, принимавшую участие в Бородинской битве? А)Василиса Кожина Б) Кружевница Прасковья В) Дурова Надежда Андреевна Г) Маргарита Тучкова

Слайд 53

Дурова Надежда Андреевна

Слайд 54

27. О ком Наполеон сказал: «Этот генерал сделан из того материала, из которого делаются маршалы» .

Слайд 55

Николай Николаевич Раевский

Слайд 56

28. О ком речь в этом отрывке? В Отечественную войну 1812 года он командовал 2-й Западной армией. Во время вынужденного отступления искусно вывел свою армию из-под удара превосходящих сил Наполеона и соединился с 1-й Западной армией М. Б. Барклая де Толли у Смоленска. В Бородинском сражении 26 августа командовал левым, наиболее опасным крылом русских войск, на который был направлен основной удар Наполеона. В одной из атак французов был смертельно ранен осколком ядра в бедро. Скончался в своем имении . Его смерть оплакивала вся Россия. Спустя 27 лет, в 1839 г., его прах был перевезен на Бородинское поле и предан той земле, на которой он защищал честь родины.

Слайд 57

Багратион Петр Иванович

Слайд 58

27. На надгробии кого из героев войны 1812 года сделана эта надпись? « Здесь покоится прах генерала от инфантерии всех российских орденов и всех европейских держав кавалера графа . . . . Родился 1771-го года октября 1-го дня. Скончался от ран, нанесённых ему пулей и штыком на Исаакиевской площади декабря 14-го дня 1825-го года в Санкт-Петербурге » .

Слайд 59

Милорадович Михаил Андреевич

Слайд 60

28. Кто это? Это имя героя, лихого воина и мудрого тактика. Но это также и имя большого русского поэта , соратника Жуковского и Пушкина.

Слайд 61

Давыдов Денис Васильевич

Слайд 62

29. Именем какого офицера назвали земляные укрепления на Бородинском поле? А)Давыдов Б)Кутузов В)Багратион Г)Милорадович

Слайд 63

Багратион Петр Иванович

Слайд 64

30.Кто командовал казачьими войсками в русской армии? А) Матвей Иванович Платов Б) Багратион Петр Иванович В) Давыдов Денис Васильевич Г) Милорадович Михаил Андреевич

Слайд 65

Матвей Иванович Платов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. Лермонтова Для 7 – 11 классов Автор: Апреликова О.С. , учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 521

Слайд 2

Вопрос 1: Все мы еще со школы знаем, что 1-й открещивался от 2-го, – не отрицая, впрочем, некоторого сходства с последним. Однако, по мнению исследователей, 1-й и 2-й вполне могли быть дальними родственниками. Кстати, имя 2-го у нас часто ассоциируется с неким, с позволения сказать, «ребенком». Назовите этого «ребенка».

Слайд 3

Ответ: Гарольд (Чайльд-Гарольд). Комментарии: «Нет, я не Байрон, я другой, Еще не ведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой» (М.Ю. Лермонтов). По мнению исследователей, Лермонтов был прямым потомком шотландского барда 12 в. Томаса Лермонта . Английский потомок этого барда женился на единственной наследнице рода Гордонов. Байрон, судя по всему, как раз и происходил из этой ветви рода Лермонтов.

Слайд 4

Вопрос 2: О ее сестре писал Лермонтов, ее дальнюю родственницу часто путают с ее дальним родственником, а тот, кому она, по некоторым источникам, стала матерью, очень хотел стать настоящим человеком и в конце концов добился своего. А как его звали?

Слайд 5

Ответ: Пиноккио Источник(и): 1. М.Ю.Лермонтов «На севере диком…» 2. Карло Коллоди «Приключения Пиноккио » Комментарии: Пиноккио, по некоторым источникам, сделали из сосны (об этом, кстати, можно догадаться по его имени). О другой сосне писал Лермонтов, а кедровую сосну, растущую в Сибири, часто и неправильно называют кедром (кедр тоже из семейства сосновых, но растет южнее). Пиноккио очень хотел стать настоящим живым мальчиком и в конце концов стал.

Слайд 6

Вопрос 3: 1830 год. Саратов. В доме Афанасия Алексеевича Столыпина – свадьба. В числе гостей – поэт. Чуть позже он напишет: Что Чесма, Рымник и Полтава? Я, вспомня , леденею весь, Там души волновала слава, Отчаяние было здесь. Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули, Перекрестился я. Мой пал товарищ, кровь лилася , Душа от мщения тряслася , И пуля смерти понеслася Из моего ружья. Наверняка Вы догадались, о чем эти строки. А кто их автор?

Слайд 7

Ответ: Это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина», написанное им в 1830 г. в Саратове, во время приезда его с бабушкой Е.А.Арсеньевой на свадьбу ее брата, А.А.Столыпина . В доме деда Лермонтов встречался с ветеранами Отечественной войны 1812 г., участниками Бородинского сражения. Под впечатлением их рассказов Лермонтов и написал стихотворение «Поле Бородина». Наиболее удачные образы этого стихотворения он использовал впоследствии в поэме «Бородино» (1837).

Слайд 8

Вопрос 4: М.Ю.Лермонтов . Стихотворение А.О.Смирновой : Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу; Но молча, вы глядите строго, И я в смущении молчу. Что ж делать? Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано… Закончите двумя строчками это стихотворение.

Слайд 9

Ответ: «Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.»

Слайд 10

Вопрос 5: Дуплет. 1. Из двух основных элементов исторического герба этого города первый, крепость, был перенесен в советский герб практически без изменений, а второй, разумеется, был заменен. Правда, герб от этого потерял большую часть смысла. Назовите этот город. 2. В судьбе Лермонтова ОНА сыграла роковую роль. Благодаря ЕЙ, вместо того чтоб поехать в полк, Михаил Юрьевич отправился в Пятигорск, где вскоре погиб. Назовите ЕЕ.

Слайд 11

Ответ: 1. Орел. 2. Решка . Комментарии: В советском гербе города Орел вместо царского орла были серп и молот. Лермонтов бросал монету, решая, ехать ли ему в полк или на отдых, в Пятигорск. Выпала решка, Лермонтов поехал в Пятигорск и через две недели погиб на дуэли .

Слайд 12

Вопрос 6: Произведение бывшего поручика Тенгинского полка вышло в свет первым изданием в 1856 году в немецком городе Карлсруэ. В том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка родился мальчик, значительную часть своего творчества посвятивший этому произведению. Как его звали?

Слайд 13

Ответ: Михаил Александрович Врубель

Слайд 14

Вопрос 7: Мнения о его внешности были очень противоречивыми. Сам о себе он говорил: «Судьба подарила мне общую армейскую наружность». Одни люди, лично знавшие его, говорили: «небольшие калмыцкие глаза, но живые с огнем», «выразительные», другие: «большие глаза сверкали мрачным огнем» или «приветливые с душевной теплотой». Одни говорили: «огромная голова», «широкий, но не высокий лоб», другие: «необыкновенно высокий лоб ». И все же назовите его.

Слайд 15

Ответ: Лермонтов .

Слайд 16

Вопрос 8: Многим иностранцам о городе Екатеринбурге известен только один факт. Видимо, немного больше знал Маяковский, когда написал стихотворение «Екатеринбург – Свердловск». Закончите фрагмент этого стихотворения, если его последняя строка взята из Лермонтова: «Здесь кедр топором перетроган, Зарубки у корня горы, У кедра под корнем дорога…».

Слайд 17

Ответ: «… И в ней император зарыт».

Слайд 18

Вопрос 9: Иероглиф « сы » в китайском языке означает «разрезание». Иероглиф « мо » означает «спокойствие», а также используется как отрицательная частица. Иероглиф « кэ » означает «злаки». Военачальник высокого ранга, верный слуга своего императора, перед началом великой битвы призвал своих воинов принять смерть недалеко от места, название которого записывается этими иероглифами. Назовите иноземного правителя, против которого сражался этот военачальник.

Слайд 19

Ответ: Наполеон . Комментарии: Слово «Москва» по-китайски записывается иероглифами мо-сы-кэ , но не из смысловых, а из фонетических соображений. Битва, о которой говорится в вопросе, – это Бородинское сражение. В стихотворении Лермонтова «Бородино» русский полковник, «слуга царю» (а точнее, императору Александру), призывает своих солдат: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…».

Слайд 20

Вопрос 10: Великий князь Михаил Павлович, прочитав некое произведение, заявил: «Был у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский ОН, значит, нечистой силы прибыло. Я только никак не пойму, кто кого создал: АВТОР – духа зла, или дух зла – АВТОРА?». Догадавшись , о какой поэме, написанной в конце 30-х годов XIX века, идет речь, назовите ее АВТОРА.

Слайд 21

Ответ: Михаил Юрьевич Лермонтов .

Слайд 22

Вопрос 11: Назовите стихотворение Лермонтова 1837 г., на автографе которого В.Ф. Одоевский пометил: «Стихотворение, которое не могло быть напечатано».

Слайд 23

Ответ: « Смерть поэта».

Слайд 24

Вопрос 12 : Вересаев образно назвал это «обыск сердца». Назовите хотя бы две из трех повестей Лермонтова, о чтении которых можно сказать то же самое.

Слайд 25

Ответ : «Тамань», « Княжна Мери», « Фаталист».

Слайд 26

Вопрос 13: Эта строка впервые встречается у писателя-декабриста Бестужева-Марлинского. Но подавляющее большинство читателей связывают эту строку с именем Лермонтова, который заимствовал ее у Бестужева-Марлинского и в 1832 г. начал ею известное стихотворение. Этой же строкой через 100 с лишним лет, в 1936 г. назвал свою повесть один из популярнейших русских писателей той поры. Воспроизведите эту строку.

Слайд 27

Ответ : « Белеет парус одинокий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР для проведения викторин гуманитарной направленности

Инновационный  продукт«Использование  ОЭР  в  организации  интегрированных  учебных  викторин  гуманитарной  направленности» Методические...

Гуманитарная направленность преподавания физики при организации самостоятельной работы студентов

Главная задача обучения – вооружить студентов методологией познания, научить самостоятельно овладевать современными знаниями, дополнять их в зависимости от профессиональной необходимости. В статье пре...

Ролевые игры в учебном процессе на уроках социально-гуманитарного направления.

В статье рассматривается роль игры, как способа повышение мотивации и активизации мыслительных процессов. Приводиться классификация и примеры игр применяемых мною на уроках истории, права и обществозн...

Возможности использования интерактивных методов в преподавании дисциплин социально – гуманитарной направленности

Современная образовательная система в условиях стремительно развивающихся изменений требует от педагога не просто отличного владения содержанием предмета, но и постоянного совершенствования методик пр...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...

План работы кафедры учителей гуманитарного направления на учебный год

План работы кафедры учителей гуманитарного направления на учебный год...

"Использование кинопедагогики в системе дополнительного образования в объединениях социально-гуманитарной направленности»

Статья содержит использование кинопедагогики на занятиях  истории и обществознания, методы и способы применения новой технологии....