Произведения А.П.Чехова на сцене Таганрогского драматического театра
статья по литературе (11 класс) на тему
Данная статья явилась итогом совместной научно-исследовательской деятельности участников школьного Литературного общества "Чайка" : Цыганок В., Осовкого В., руководителя Осовской Т.В.
Статья напечатана в юбилейном номере историко-литературного альманаха "Вехи Таганрога" № 41-42, 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Произведения А.П.Чехова на сцене Таганрогского драматического театра
Осовская Т.В.,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 38, г.Таганрог
Имя Антона Павловича Чехова, писателя и драматурга, неразрывно связано с театром.
Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр 20 века, предопределив большинство его выдающихся экспериментов. В разные годы на театральных сценах были поставлены практически все пьесы Антона Павловича.
Первым произведением А.П.Чехова, поставленным в 1896 году на сцене Таганрогского драматического театра была пьеса «Чайка», которая после провала в Петербурге «прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске, и в Ростове во время гастролей»[1].
Тесное сотрудничество Чехова с Таганрогским театром продолжилось постановками «Дяди Вани» 19 ноября 1898 года. Г.М. Чехов (двоюродный брат А.П.Чехова) писал: «Пьеса прошла с особенно большим успехом». Хотя, по свидетельствам современников, пьеса не привлекла в театр множество зрителей, но те, кто посмотрел ее, много говорили о постановке, видимо, она произвела сильное впечатление.
В 1901 году таганрогский театр ставил «Три сестры», но не осталось каких-либо свидетельств и отзывов в прессе на этот счет.
В марте 1904 года Ростовский театр привез в Таганрог «Вишневый сад». Пьеса прошла с грандиозным успехом. Г.М.Чехов писал: «Вишневый сад» привлек такую массу публики, какую едва ли когда-либо приходилось вмещать таганрогскому театру».
К 100-летнему юбилею театра в феврале 1927 г. В.Г.Ордынский, главный режиссер и художественный руководитель, поставил спектакль «Дядя Ваня». Но центральный журнал «Рабис», уделивший этой юбилейной дате внимание ( «Закончился сезон в народно-художественном театре. Первый опыт гарантированного государственного дела надо признать удачным»), тем не менее в представленном репертуаре о спектакле «Дядя Ваня» не упомянул ни слова. Впрочем, не осталось и никаких откликов в таганрогской прессе на этот спектакль, видимо, таганрогские критики не знали, как оценивать драматургию А.П. Чехова в связи с юбилейными торжествами.
Весной 1935 года таганрожцы отмечали 75-летие со дня рождения А.П.Чехова. На юбилейные торжества приехали известные артисты МХАТа А.Л.Вишневский, И.М.Москвин, А.К.Тарасова, вдова писателя - О.Книппер-Чехова, сестра писателя М.П.Чехова, профессор С.Д.Балухаев, писатели Валентин Катаев, Лев Никулин. К юбилею С.Д.Орский поставил «Вишневый сад». К сожалению, отклики на эту постановку не сохранились.
После этого пьесы Чехова не ставились еще 10 лет, однако во время немецкой оккупации режиссером Сухаревым все же была поставлена пьеса «Хирургия».
В 1944 году, в связи с 40-летием со дня смерти Чехова, постановлением советского правительства театру было присвоено имя А.П.Чехова. В октябре этого года в театр приехал полный актерский выпуск Московского государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского с дипломным спектаклем по пьесе «Три сестры» в художественной постановке заслуженного артиста РСФСР В.В. Белокурова и режиссера В.И. Мартьяновой. Перед молодыми, теперь уже таганрогскими, артистами стояла далеко не простая задача. Одно дело - выступать в камерном зале института, пусть даже перед самым искушенным зрителем - актерами-профессионалами, корифеями академической сцены. Другое дело - городской театр с самым что ни на есть рядовым зрителем, но истосковавшимся по большому искусству. В этот зимний вечер 10 января в театре все происходило впервые. Впервые после трех лет войны открылся театральный сезон, впервые новое поколение зрителей увидело нестареющую чеховскую пьесу, и впервые на историческую сцену вышли актеры, которые открывали новую страницу в летописи Чеховского театра.
Таганрогский журналист В.Мартов (творческий псевдоним Виктора Волошина) в своей статье «Спектакль молодости» в 2002 г. пишет о дальнейших постановках спектакля «Три сестры»: в мае 1968 г. его ставит заслуженный деятель искусств РСФСР С.С.Лавров, а в 1993 году - режиссер Алексей Говорухо. «И это вновь был «спектакль молодости», потому что в нем играли молодые актеры, пришедшие в театр в конце 80-х- начале 90-х годов. Преемственность поколений продолжилась!»[2].
В конце 1940-х начале 1950-х годов творческий коллектив театра возглавлял один из гитисовцев, заслуженный деятель искусств РСФСР С.С. Лавров. В.В. Белокуров и В.И.Мартьянова поддерживали творчество своих выпускников, приезжали в Таганрог, ставили спектакли. В послевоенные годы в репертуаре театра стали появляться произведения А.П.Чехова.
В конце 40-х годов В.В.Белокуров начинает репетировать «Иванова» и готовит его к 100-летнему юбилею А.П.Чехова. Ученики В.Белокурова позже восстанавливали режиссерский вариант пьесы. Один из вариантов народного артиста УССР В. Ненашева запомнился тем, что в 1885 г. в нем играл Иннокентий Смоктуновский. После 1987 г. «Иванов» в Таганроге не ставился, хотя до этого года входил в репертуар театра.
В 1960 году к 100-летию со дня рождения Чехова театр представил в Москве на сцене Кремлевского театра спектакли «Вишневый сад» в постановке С.С.Лаврова и «Иванов» в постановке В.В.Белокурова.
В январе 1970 года в родной театр вновь съехались первые исполнители «Трех сестер». Репетировали ночами, потому что днем свой вариант «Трех сестер» ставил С.Лавров. И вот 10 января открылся занавес и таганрожцы еще раз увидели первых исполнителей Л.Антонюк, Е.Солодову, Н.Подовалову, Г.Вигулярную, О.Воробьеву. В постановке Лаврова играли молодые актрисы М.Плышевская, Н.Ергакова, К.Киреева, Т.Яблокова. Таким образом, встретились два поколения чеховцев.
С 1966 года главным режиссером и художественным руководителем стал заслуженный деятель РСФСР В.С.Цесляк. К 150-летнему юбилею театра он готовит постановку «Чайки» спустя 80 лет с момента ее первого выхода на сцене театра, но критика не принимает новаторскую концепцию режиссера. И городская администрация совместно с представителями Министерства культуры РСФСР приглашает в Таганрог на постановку «Дяди Вани» главного режиссера театра Моссовета О.Хомского и главного режиссера Ростовского драматического театра им. Горького Ю.Еремина. Премьера состоялась в мае 1977 года, роль Астрова играл Аристарх Ливанов.
В 1980 году театр возглавил главный режиссер Г. В.Цветков. На сцене театра в разное время были поставлены не только все пьесы Чехова, но и различные инсценировки его литературных произведений. Театр осваивает различные музейные площадки – домик А.П.Чехова, гимназию, «Лавку Чеховых», что придает спектаклям особый колорит, приближает зрителя к атмосфере чеховских произведений.
2 марта 1991 года состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке Ювеналия Калантарова. Успех спектакля был оглушительным! Одной из причин аншлагов было то, что впервые после 1917 года на сцену таганрогского театра ступила нога зарубежной гастролерши - роль Шарлотты исполнила звезда английского театра и кино Кэролайн Блэкистон.
Г.Андрианов после спектакля опубликовал статью «В стальном саду: мнение рецензента»: в театре не было свободных мест, люди стояли в ложах, спектакль прошел в тишине, но по окончании тишина взорвалась бурными аплодисментами.
В марте же 1991 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась презентация спектакля «Вишневый сад», на которой присутствовали посол Великобритании, ведущие столичные критики, городские власти Таганрога. Этот «Вишневый сад» был представлен также на Чеховском фестивале в Ялте, на фестивале «Рубежи» во Владимире, а на международном фестивале в Москве в октябре 1992 г. Таганрогский Чеховский этим спектаклем вышел на международный уровень.
Одним из самых ярких событий Таганрогского Чеховского театра стал I Международный Чеховский фестиваль, проходивший в Таганроге в мае 1993 года. Гостями фестиваля стали токийский театр «Энгеки ансамбль», итальянский театр «Сан Джемениано» и другие. Таганрог представил на этом фестивале «Три сестры» в постановке московского режиссера Алексея Говорухо.
К 145-летнему юбилею А.П.Чехова коллектив театра вновь обращается к постановке чеховской пьесы «Иванов», которую реализует на сцене московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Ювеналий Калантаров.
Заключение
Можно бесконечно долго рассказывать и о других постановках пьес Чехова в Таганрогском театре, ведь в каждом театральном сезоне режиссерами театра ставится не один спектакль по произведениям А.П.Чехова. Талант актеров и мастерство режиссеров Таганрогского драматического театра воплощают в жизнь творчество нашего замечательного земляка А.П.Чехова.
У Чеховского театра есть своя интернет-страница www.chehovsky.ru, на которой можно получить информацию о репертуаре, познакомиться с актерами, прочитать теплые и благодарные отзывы зрителей на форуме.
И в заключение хочется привести слова Т. П. Бувалко: «… театр продолжает ставить новые спектакли, которые часто становятся подлинными событиями в культурной жизни Южного региона России… А бессмертный Чехов в этом нам постоянно помогает. Он продолжает свою жизнь на сцене театра своего детства и юности уже в новом XXI веке»[3].
Литература:
1. Авдеева Л. Раздумья о человеке.// Таганрогская правда,
1985. 20 февраля. С.3
2. Агеев С. «Скрипка Ротшильда» играет для всех.// Город.
1998. 4 ноября. с.5
3. Андрианов А.. «Архиерей» - смятение души. // Таганрогская правда, 1995. 22 февраля. С.3
4. Андрианов А.. Вишневый сад у Черного моря.// Таганрогская правда, 1991. 24 июля. С.1
5. Андрианов Г Партитура роли.// Таганрогская правда, 1991.
24 июля. С.3
6. Андрианов Г. В стальном саду: мнение рецензента.// Таганрогская правда, 1991. 8 марта. С.3
7. Артюшкина Т. Тернистая дорога творчества.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С. 16-20
- Бердников Г.. Чехов-драматург. Искусство. 1981. С.9-15
- Бувалко Т. Последняя глава, или театр современный.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.27-30
- Булейко А. Читайте Чехова.// Вехи Таганрога. 2000, №3 март. С.5-6
- Василенко И. Спектакль молодости.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.58-59
- Владимирова М. «Леший» стал открытием для московских критиков.// Таганрогская правда, 2001. 25 сентября. С.1
- Волошин В, А.Ермаков. А в театре «Леший» бродит.// Таганрогская правда, 2000. 24 мая. С.3
- Волошин В. «Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов» и другие.// Таганрогская правда, 2000. 29 января. С.3
- Волошин В. Последнее интервью с актрисой.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.42-44
- Глушко В. Во славу Таганрога: «Архиерей» на сцене Таганрогского театра.// Таганрогская правда, 1998. 29 января. С.3
- Глушко В. Чеховский «Архиерей» на берегах Невы.// Таганрогская правда, 1997. 20 ноября. С.3
- Глушко В. Чехов, Яков, Ротшильд и смысл земного бытия.// Таганрогская правда, 1998. 7 апреля. С.3
- Глушко В. Требовательный режиссер.// Таганрогская правда, 1998. 28 марта. С.2
- Глушко В. Чехов и театр.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.21-26
- Глушко В. Творящая чудо.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.35-36
- Глушко В. Страницы истории.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.14-15
- Глушко В. Предстоит трудный разговор.// Таганрогская правда, 1982. 28 января. С.4
- Е.Дубина. В театре зазвучит «скрипка Ротшильда».// Город. 1998. 17 марта. С.7
- Мартов В. От «Иванова» до «Последней страницы».// Таганрогская правда, 2005. 22 января. С.3
- Мартов В. Спектакль молодости.// Таганрогская правда, 2002. 10 января. С.3
- Мартов В. Встать, «суд идет!» или страсти по «Лешему» .// Город, 2000. 11 ноября. С.3
- Мартов В. Дипломированный «Леший» .// Таганрогская правда,
2003. 22 ноября. С.1
- В.Мартов. «Леший» 110 лет спустя.// Таганрогская правда, 2000. 23 сентября. С.3
- Мартов В. Наши лучше! // Таганрогская правда, 2003. 11 октября. С.3
- Мартов В. Легенда Чеховского театра. Лукоморье. 2004.
- Немиров Ю. Годы, спектакли, роли. Ростовское книжное издательство. 1984. С.3-9
[1] В. Глушко. Чехов и театр.//Вехи Таганрога. 2001. №9 сентябрь, с.22-23
[2] В.Мартов. Спектакль молодости. //Таганрогская правда. 2002. 10 января. с.3
[3] Т.Бувалко. Последняя глава, или театр современный. //Вехи Таганрога. 2001. №9 сентябрь. С.27-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Первая роль" (для школьного драматического театра)
Программа составлена на основе программы Королевой Татьяны Геннадьевны, педагога дополнительного образования ЦДОД "Гольяново" "Ключ к успеху" № 25...

Презентация к уроку МХК в 11-м классе "Русский драматический театр "
Презентация к уроку мировой художественной культуры в 11-м классе по программе Г.И.Даниловой. Тема "Русский драматический театр". В презентации прослеживается история русского театра от истоков до К.С...

Школьный драматический театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций.
Презентация "Школьный драматический театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций"....

Встреча учащихся с артистами Национально-драматического театра
25 октября 2017 года в 14.00 часов проведена творческая встреча учащихся ГБОУ РТ "Школы-интерната для детей с НОДА"с заслуженными артистами Национального музыкально-драматического театра име...

Программа дополнительного образования "Драматический театр" ФГОС
Программа дополнительного образования "Драматический театр" разработана в соответствии с ФГОС...
ОСОБЕННОСТИ УЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ. АССОЦИАТИВНЫЙ ФОН ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА.
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………&hell...