сценарий праздника инсценированных сказок А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Материал рекомендуется для проведения мероприятия в рамках предметной недели литературы для учащихся 3-5 классов. Проводится предварительная работа по подготовке инсценирования эпизодов из сказок А.С.Пушкина. необходимо создать атмосферу праздника и театра. Рекомендуется подготовить на роли ведущих детей, умеющих читать стихи эмоционально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 38 КБ |
konspekt_uroka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника,
посвященный инсценированию сказок А. С. Пушкина
В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги.
Звучит фортепианная музыка. По ходу сценария на экране появляются кадры из сказок А.С.Пушкина
В зал, держа в руках зажженные свечи, входят ведущие (2 мальчика и 2 девочки).
Звучит музыка из опер по сказкам А.С.Пушкина (фоном)
1. Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
2. Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
3. Мне сладок слог твой,
Наслаждаюсь я
Таким божественным прекраснейшим звучаньем.
Читаю с упоением тебя
И предаюсь различным состояньям.
4. Мой Пушкин!
Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
Музыка нарастает с новой силой
1. Огонь свечи озарил портрет,
Твое лицо мы видим, поэт.
Твои сказки всегда к себе манят
Они учат и взрослых, и ребят.
2. К нам из сказки приходит Салтан,
Лебедь к нам уж плывет по волнам,
Озорной рассмешит нас Балда,
В море рыбка уйдет навсегда.
Под звуки фортепианной музыки выходят 2 ведущих (девочка и мальчик)
В руках у них большая и очень красочная книга. Девочка держит книгу, читает ее название.
3. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Я сказку эту каждый день читаю,
Ее почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И Шамаханскою Царицей стать мечтаю.
4. Мне пушкинская сказка помогает
Представить царство...
Где великий царь Додон
Страною правил,
Но случилось чудо,
и вот волшебным петушком
владеет он…
История о власти и измене.
Пусть сказка оживёт на этой сцене
Звучит музыка из оперы «Сказка о Золотом петушке»
Дети играют отрывок из «Сказки о Золотом петушке».
1. Ребята, посмотрите, море как живое,
Такое яркое, такое голубое...
Волнами ласково зовет к себе, манит
И в сказку мудрую нам двери отворит.
2. На свете нет, пожалуй, равнодушных
К поэзии великого поэта.
В ней жизни свет,
И нет в ней строчек скучных,
И фальши, слава Богу,
Тоже нет.
На сцену выходит девочка (из класса, который инсценирует сказку). В руках у нее большой яркий кораблик.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Сделали кораблик сами
Мы своими же руками
И теперь по океану
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем
И спектакль мы свой начнем.
Дети разыгрывают отрывок из «Сказки о царе Салтане».
3. Нам не дано как Пушкин говорить,
Но будем мы с поэзией дружить
И сможем подарить своим любимым
Поэзии прекрасные мотивы.
4. Мир Пушкина чудесных полон красок.
А мы вернемся на страничку сказок.
Яркий, шумный балаган
До чего приятен нам!
Сколько в нем веселья, смеха...
А герои – вот потеха!
1. Поп, Балда и попадья,
Бес и вся его семья
В сказке этой поселились,
Чтобы мы повеселились.
Эй, ребята, не зевайте!
Героев сказки узнавайте!
Звучит веселая балаганная музыка.
Дети разыгрывают «Сказку о пone и о работнике его Балде».
2. Как я хотел всегда героем стать,
Со злом сражаться, на коне скакать,
Чтоб месяц освещал дорогу и ветер дул в лицо,
Хотел красавице-царевне подарить кольцо.
Выходит девочка с зеркальцем в руках
3. Я про кольцо у Пушкина не знаю сказку.
Но вот ещё один сюжет известный
Надеюсь, всем вам будет интересно
Про зеркальце волшебное узнать,
И вместе с Елисеем славным
Царевну у богатырей сыскать.
Смотрите, сказку вспоминайте,
И если что артистам помогайте.
Дети разыгрывают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».
И вновь звучит фортепианная музыка, гаснет свет. В мерцании свечей на сцену выходят ребята.
4. Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор.
1. Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает.
Где шумит волна морская, нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
2. К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
3. Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
К сказкам Пушкина спешим опять.
4. Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
ВСЕ: Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы
по теме «Как много вокруг красоты и добра»
Сулейманова Л. И.
учитель русского языка и
литературы,
МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»
РТ Зеленодольский район с. Осиново
Пояснительная записка
Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.
Данная работа представляет собой проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта. Продуктом будет известный авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.
Новизна работы в том, что каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности обучающихся.
Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»
Цель урока:
обучающая - формирование у учащихся основ создания сравнительной характеристики героев художественного произведения;
развивающая - формирование умения соотносить текст произведения и иллюстрацию к нему; развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;
воспитательная – воспитание у учащихся правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.
Оборудование:
- Портрет К.Г.Паустовского
- Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
- Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
- Схема характеристики героя (портрет героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
- Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
- В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
организационный | Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей». Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока. | Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода |
Всесторонняя проверка знаний | (приглушённый свет, тихая музыка) «Тихо было в мире, и крупный снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту её черты |
|
Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте? |
| |
Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его. | Коротко рассказывают сюжет, используя рисунки | |
Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний | Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке. Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор? | Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая |
Подберите глаголы, характеризующие Ворону | Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила | |
Работа с иллюстрациями | Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках. | Характеристика Вороны по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим | Злая, эгоистка | |
Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского? | Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд | |
Подберите глаголы, характеризующие Воробья | Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью | |
Работа с иллюстрациями | Проанализируйте образ Воробья на рисунках | Характеристика Воробья по рисункам |
Сделайте вывод об отношении Воробья к окружающим | Добрый, хороший, смелый | |
Усвоение новых знаний | Сравните черты характера Вороны и Воробья | Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая. Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным. |
У маленького воробьишки такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство. | ||
За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает? | За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке) | |
Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки? | Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой. | |
Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске) | Благородство, бескорыстие | |
Как вы понимаете выражение «благородство»? Закончите фразу, представленную на доске |
…состояние души | |
Закрепление знаний | Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул счастье Маше и её маме. | |
А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока. Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой «Золушка». Найдите общее | Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки; Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку | |
Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она Счастлива. Мир сказки – мир чуда | просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева | |
Вы обратили внимание, что Золушка счастлива. Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой? | Можно. Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней. - Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа нашлась. - Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят; Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик. -По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы. | |
Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим. | ||
Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом. - Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль. | « И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки» | |
Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место» | ||
Домашнее задание | прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах
Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....
Праздник инсценированной песни , посвящённой Дню Победы.
Концертная программа , посвящённая празднику 9 мая, состоящая из стихов и инсценированных песен Великой Отечественной войны....
Выступление театра лингвистических миниатюр. Инсценирование сказок.
Выступление театра лингвистических миниатюр.Инсценирование сказок. Цель: развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, повышать их общую языковую культуру, приобщать учащихся к искусс...
сценарий праздника инсценированной военной песни
методическамя разработка...
Внеклассное мероприятие « Смеяться разрешается. Ко дню смеха» Конкурс инсценированных сказок собственного сочинения. " В гостях у Бабы Яги на дне рождения"
Данное мероприятие - это конкурс инсценирования сказок собственного сочинения в день смеха под названием"Смеяться разрешается". Идея принадлежит творческой группе класса. Автором сценария этой юморист...
Сценарий новогоднего праздника "Карнавал сказок".
Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной группы детского сада...
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....