«ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…» (Поэзия Великой Отечественной войны)
план-конспект урока по литературе по теме
КРАТКИЙ АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ ВОЕННЫХ ЛЕТ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПОПУЛЯРНОСТИ И ЗАДАЧ ПОЭЗИИ ТОГО ВРЕМЕНИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 41.5 КБ |
презентация к уроку | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования Республики Марий Эл
«Профессиональный лицей № 7»
План-конспект урока по литературе
«ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»
(Поэзия Великой Отечественной войны)
Работу выполнила:
преподаватель литературы
ГОУ НПО РМЭ
«Профессиональный лицей № 7»
Васенина Н.А.
Звенигово
2010
- Тема – «Порохом пропахнувшие строки…» Поэзия Великой Отечественной войны
- Тип урока – урок изучения нового материала
- Цель – определить значение поэтического жанра в годы ВОВ
- Задачи:
4.1. Образовательные:
- Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ
- Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений
- Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ
- Определить значение поэзии в годы войны
- Развивающие:
- Развивать навыки выразительного чтения текстов
- Развивать умение анализировать стихотворные тексты
- Развивать познавательные способности учащихся
- Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти
- Воспитывающие:
- Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов
- Формировать поэтический вкус учащихся
- Воспитывать эстетические и этические качества личности
- Формировать гражданско-патриотические качества личности
- Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал
- Оборудование – компьютер, проектор, экран, акустическая система
- Примечание – заранее дать доклады о деятельности поэтов в годы ВОВ и об истории создания стихотворений, раздать стихотворения для чтения наизусть
План урока
- Организационный момент
- Актуализация:
- В этом году мы с вами праздновали одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия.
- Постановка целей и задач:
- Я взяла название из строчек стихотворения С. Орлова, они наглядно показывают, как рождалась литература того сложного времени.
Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.
- Введение новых знаний:
4.1. - Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.
4.2. В тетрадях начертите таблицу (таблица на доске), которую сначала совместно, а затем самостоятельно предстоит заполнить. Она нам поможет в достижении цели нашего урока.
4.2.1. В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать… Конечно, это «Священная война».
Доклад учащегося об истории создания стихотворения «Священная война». Прослушивание аудиозаписи «Священная война».
- Давайте начнем заполнять нашу таблицу, запишите название и автора.
- Что изображено в стихотворении?
- А что хотел сказать автор этим стихотворением, к чему призывает, какова главная идея стихотворения?
4.2.2. - Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.
Доклад учащегося о К. Симонове. Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».
- В таблицу записываем необходимую информацию. Что мы видим в стихотворении? Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая?
- Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.
Чтение наизусть стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»
- Что изображает автор в тексте? Что хочет сказать произведением?
4.2.3. - Выше прозвучавшее стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны.
Доклад учащегося об А. Суркове. Прослушивание аудиозаписи «В землянке».
- Теперь каждый самостоятельно заполняет таблицу.
4.2.4. - Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самая известные его стихи стали популярнейшей песней «Катюша».
Доклад учащегося о создании песни «Катюша». Прослушивание аудиозаписи «Катюша».
- Заполняем таблицу, используя прослушанную информацию и текст песни.
- Михаил Исаковский не был непосредственным участником военных действий. Как же складывалась его судьба в годы войны?
Доклад учащегося о деятельности М. Исаковского в годы ВОВ. Прослушивание аудиозаписи «В лесу прифронтовом».
- Заполняем последние графы в нашей таблице и готовимся обобщить и закрепить полученную информацию.
- Первичное закрепление:
- Подумайте и ответьте на такие вопросы:
- В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ?
- Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?
- Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?
- Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?
- Подведение итогов:
6.1. Рефлексия:
- Выполните письменно в тетради следующие задания:
- Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.
2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.
3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.
6.2. Вывод:
- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.
6.3. Оценки за занятие.
- Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»
- Повторить весь изученный материал по литературе ВОВ
Дополнительное задание: Найти и принести на цифровых носителях аудиозаписи песен военных лет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)
Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...