Бунин Анализ стихотворения
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Интерпретация стихотворения Бунина "Настанет день - исчезну я..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interpretatsiya_stikhotvoreniya_bunina.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе
Интерпретация стихотворения И. А Бунина «Настанет день - исчезну я…»
Цели урока:
Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- Актуализация знаний по теме занятия;
- совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового
своеобразия;
- закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы
путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и
психологических аргументов в ходе дискуссии.
Развивающие:
- умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать
свою точку зрения;
- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- развитие навыков творческой работы в группах;
- развитие личности ученика, его мировоззрения;
- Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Воспитывающие:
- Воспитание уважения к творческому наследию И.А.Бунина;
- Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
- воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися, проблемный
вопрос, анализ стихотворения, устное рисование,
повторение литературоведческих терминов и тропов,
работа с учебником, авторское исполнение
стихотворения.
Наглядность: портрет И.А.Бунина, фотографии, медиапроектор для показа
слайдов, рисунки детей, иллюстрации, альбом «И.А.Бунин»,
томики стихов поэта, ноутбук, книги для работы по теме.
Литература:
- Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание
сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература»,
1982;
- Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.
- Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа,
2011 г.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
- Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я».
Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.
II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».
Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.
Выход из пессимизма, по Бунину, - в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.
III. Чтение стихотворения учителем.
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку -
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
(10 августа 1916)
- Устное рисование стихотворения( рассказы учащихся по желанию).
IV. Анализ стихотворения.
- К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)
- Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)
- Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день - исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)
- Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое - в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)
- Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («Настанет», «стол», «простор», «простой»; повторение неблагозвучных согласных «ст» подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)
- Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)
- Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)
- Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» - все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)
- Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор?
(Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения.
Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)
- Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)
- Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.) - Выразите свои впечатления о стихотворении.
IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа
Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.
В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.
Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («настанет», «пустой», «стол», «простой») и дважды в последней («простор», «пустынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.
И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов - повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.
Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] - символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» - символы вечности, бесконечности мироздания.
Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.
Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.
Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни. Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать - порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств.
Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный». Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения - четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.
V. Интерпретация стихотворения И.А.Бунина «Настанет день – исчезну я…» (автор – учитель литературы Дроздова Н.А.):
Жил великий прекрасный поэт на земле,
Иван Алексеевич Бунин.
Его мысли и чувства близки очень мне,
Соглашаться во многом с ним буду.
В своих строчка он пишет о вечной проблеме,
Быстротечности жизни на грешной земле.
А потом так красиво, как будто несмело
Признается, что рад земной красоте.
Вместе с ним я любуюсь и утренним солнцем,
Будто вижу, как падают медленно листья,
Будто с ним я дышу нерастраченным воздухом
И беседую тихо на старой скамье.
Он безвестным поэтам завещал свою тайну,
Мы услышим его через тысячи лет.
Будет жить о нем память, стихи его с нами.
Кто посмеет сказать, что его уже нет.
Да, поэт, словно песня, словно призрак чудесный,
Смерть не может его одолеть и забрать.
Если даже и стал он для всех бестелесным,
Его стих продолжает в наших душах звучать.
Посмотрите, какие прекрасные строки!
И логичность, и точность, и богатый язык!
Соблюдается все, но поэт и без нормы,
Скажет емко, красиво…и понятен весь смысл.
Знаю: время бежит. И пройдет много лет,
И не будет меня на этой земле.
Но я смерти скажу: нет и нет, снова нет,
Все равно будут помнить и обо мне.
Зацвету я березкой в весеннем саду,
Летним дождичком в окна слегка постучусь.
И быть может, увижу в парке скамью,
Где бывал и поэт, в бытие улечу.
Меня радует все, что я вижу вокруг.
Ну и пусть все изменчиво и в природе, и в нас.
Я хочу, чтоб поэт был помощник и друг,
Чтобы, словно маяк, в добрый путь звал и вас.
VI. Домашнее задание:
1) выучить стих. «Настанет день – исчезну я…»» наизусть.
2) ответить на вопрос «Какая связь между поэзией и философией?»
3) выучить по желанию другие стихотворения И.А.Бунина.
4) желающим можно сделать иллюстрации к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад"
Анализ даёт характеристику эмоционального настроя стихотворения, изобразительно-выразительных средств...
презентация "Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"
Презентация содержит основные элементы анализа стихотворения "Листопад"...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА
В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"
В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...
презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"
Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...