В.Катаев "Цветик-семицветик"
план-конспект урока (литература, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению в 5 классе Дата: 27 октября 2012 г.
Тема: «Цветик-семицветик». В.П.Катаев.
Цели:
- Образовательная: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева «Цветик- семицветик»;
- Коррекционно-развивающая: обогащать речь, пополняя и обогащая пассивный и активный словарный запас, путём введения новых слов, объяснения их значения; развивать слуховое восприятие на основе слушания сказки, мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли) на основе работы с текстом, переключение внимания, увеличение объема внимания и памяти) путем ответов на вопросы по ходу слушания сказки , развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и читать по ролям.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Знать: имя автора, название сказки, главных героев сказки.
Уметь: внимательно слушать, отвечать на вопросы к сказке, находить нужный отрывок и читать по ролям.
Оборудование:
1.Портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: Цветик-семицветик, плакат с изображением цветов «Сад, в котором растет цветик-семицветик», фломастеры для детей, мультфильм по сказке, песня «Дорогою добра», презентация.
Применение компьютера: Портрет писателя В.П.Катаева, слайды к тексту проецируются на мониторе, прослушивание песни «Дорогою добра» во время рисования.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
2. Речевая разминка.
1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.
«Свеча», «Насос».
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать
б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.
в) «Лошадка»
3. Дикционные упражнения.
а)Произнесение скороговорки.
Мама мыла Милу мылом.
- Прочитайте скороговорку.
- Произнесите хором:
-- медленно – быстрее – быстро;
-- тихо – громче – громко.
1 ряд – произнесите громко
2 ряд–произнесите с интонацией вопроса
3 ряд – произнесите с интонацией восторга
б) Работа над пословицей
-- Прочитайте поговорку
Спешите делать добро.
-- Объясните смысл.
4. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний.
- Мы с вами уже читали сказки? А какие? А помните, кто написал её? Кто были герои этих сказок? Да, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости. Но ещё есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы
- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? (Они приносят нам радость).
2. Вступительная беседа.
- Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев (демонстрация портрета писателя).
3.Повторение.
- Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили смысл именно этой пословицы? (о добре)
4. Рассуждаем.
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до нас, читателей, Валентин Петрович Катаев?
5. Открываем новые слова: баранки, тмин, заветный, Северный полюс, салки, уродливый.
- А знаете ли вы, ребята, слова, записанные на доске? Они нам встретятся при чтении.
6.Учитель читает сказку « Цветик-семицветик»).
…Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
(-Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад (на экране открывается слайд) «Волшебный сад».- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!
- С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки…(Учитель срывает цветок). У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой…
Но ваза нечаянно разбилась…
-Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?( Ответы детей)
У:-Во второй раз Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.
В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно…
-Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Ответы детей. Дочитываем сказку)
6. Диагностика усвоения.
- Ребята, вам понравилась эта сказка? А можно её назвать волшебной? (Да). Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса).
7. Физкультминутка. а) физические напряжения; б)восстановление дыхания: «В волшебном саду»
6(продолжаем…).
-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)
8. Закрепление.
-Какие свои желания исполнила Женя?( оторвите лепесток, называя желания)
- Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.
-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?
8. Работа с текстом
- Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.
-Давайте, ребята, найдем отрывок и прочитаем об этом.(чтение отрывка)
9. Д/з (запись в дневниках: выучить заветные слова (Саша, Павел), с.49, найти и прочитать отрывок к рисунку.)
Д.З. 1 В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать цветик-семицветик на листе (Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют).
бумаги и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика- семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы…
Д.З. 2 - Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?( Ответы детей).
-Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
-Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?
-Как вы оцениваете поступок Жени?
-Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?
9. Итог урока:
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? Прочитаем поговорку: Спешите делать добро.
- (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
10. Оценки.