Проект по литературе "ПроЧтение"
проект по литературе по теме

Проектная работа, которая позволяет ученикам разных классов познакомиться с новыми литературными произведениями, попробовать себя в роли актёров и  режиссёров, а также, узнав больше об истории литературы, защитить исследовательскую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 6О

 Выборгского района Санкт-Петербургa

Проект по литературе

«ПроЧтение»

Участники: учащиеся 5 «б», 7 «а», 7 «б», 7 «в», 10 «а» классов

Руководители проекта: Бредихина Т.Г., зам. директора по УВР,  Егорова Н.С., учитель русского языка и литературы, Максимчук Е.М., учитель русского языка и литературы, Осипова Т.С., учитель начальных классов, Васина Т.Н., социальный педагог

Тип проекта:  творческий, с элементами исследовательского.

Санкт –Петербург

2014

-1-

Проектная деятельность обеспечивает активную адаптацию учащихся в окружающем мире и возможность преобразования этого мира.

Проектный метод обучения в настоящее время рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.

Проектная технология способна развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Проектный метод обучения - это организация исследовательской работы на уроке и за его пределами.

Цель подготовки школьных проектов – это развитие у учащихся навыков решения задач, относящихся к актуальным проблемам жизнедеятельности.

Типология проектов

1)доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

2) предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.
3) характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний или региональный, или международный.
5)количество участников проекта (личностные, парные, групповые)
6)продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

 

-2-

Согласно предложенной выше типологии проектов,  проект «ПроЧтение» :

- творческий с элементами исследовательского;

- межпредметный;

- с явной координацией;

- внутренний;

-долгосрочный.

Цель: повысить интерес учащихся к чтению, углубить представление о литературном процессе, расширить кругозор, развить навык аналитического чтения.

Этапы работы

1. Разработка проектного задания

Учитель формулирует тему проекта, формирует группы, готовит задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель предлагает учащимся тему проекта

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Координатор группы выбирает задание

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися вопросов о выполнении подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты поиска и сбора информации, также возможные формы представления. Каждый ученик выбирает одну из подтем для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников

К началу проекта учащиеся уже сгруппировались, а на первом этапе определили свои роли

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе

Учитель  формулирует вопросы, на которые нужно ответить, задания для групп

Вопросы для поиска ответа вырабатываются в командах, определяются основные источники, записывают план деятельности

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель заранее предлагает формы представления материала: инсценировка, презентация, сочинение-миниатюра

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности, выявляют недостающие знания для представления результата.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует по вопросам работы в Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся по группам оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель приглашает в качестве экспертов администрацию школы

, а также учащихся других классов

Докладывают о результатах своей работы: показ презентаций, инсценировка и т.д.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Для осуществления рефлексии каждая группа заполняет предложенные листы для групповой и индивидуальной рефлексии

-3-

 Календарно-тематическое планирование

5 «б» класс

I полугодие

Задачи: обучение выразительному чтению, развитие умения перевоплощаться.

  1. Кукольная инсценировка «Озорник Петрушка» - ноябрь (для учеников 1 «б» класса)
  2. Инсценирование басен И.А.Крылова – декабрь (для учеников 1 «б» класса)

II полугодие

Задачи: формирование умения аналитического чтения, развитие устной и письменной монологической речи.

      1) Презентация музеев литературных героев  - февраль (для учеников 1 «б» класса)

      2) Презентация сборника сказок «Подражание Дж. Родари» - апрель (для учеников

         1 «б» класса)

7 «а», 7 «б», 7 «в»  классы

Задачи: расширение представления о литературе 20 века, воспитание гуманного отношения к людям, развитие  навыка аналитического чтения.

Презентация  книг для учащихся 5 «а» и «б» классов

В. Железников «Чучело» - 1 триместр

Ч.Айтматов «Белый пароход» - 2 триместр

А.Алексин. Повести – 3 триместр

10 «а» класс

Задачи: знакомство с разными видами искусства, формирование интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга, развитие  навыка устной и письменной монологической речи

l полугодие

        1) Экскурсия в Музей театрального и музыкального искусства

        2) Посещение спектакля «Гроза» в театре В.Малыщицкого

        3) Посещение парка Екатерингоф

        4) Экскурсия в музей Н.А.Некрасова

ll полугодие

 1) Экскурсия на Литераторские мостки

       2) Экскурсия в музей Ф.М. Достоевского

       3) Экскурсия по адресам «Преступления и наказания»

       4) Защита проектных работ « Один год в судьбе России»

Литература:

 1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПроЧтение » Проект по литературе

Слайд 2

Первое полугодие

Слайд 3

Кукольная инсценировка «Озорник Петрушка» (ноябрь 2013г.) Актёры Благодарные зрители

Слайд 4

Презентация повести В.Железникова «Чучело» (декабрь 2013 г.)

Слайд 5

Презентация повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (февраль 2013 г.) Дед Момун и Мальчик Легенда о Матери-Оленихе

Слайд 6

Презентация повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (февраль 2013 г.)

Слайд 7

«Один год в судьбе России» (подготовительный этап) Фотографии участников проекта

Слайд 8

Музей театрального и музыкального искусства

Слайд 9

Парк Екатерингоф

Слайд 10

«Литераторские мостки»

Слайд 11

Топонимика «Преступления и наказания»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инсценировка басен И.А.Крылова

Слайд 2

Инсценировка басен И.А.Крылова (декабрь 2013г.) «Крестьянин и змея» «Мышь и крыса»

Слайд 3

Инсценировка басен И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Конферансье

Слайд 4

Инсценировка басен И.А.Крылова «Мартышка и очки» «Свинья под дубом»

Слайд 5

Аплодисменты, аплодисменты…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железников Владимир Карпович “ Чучело ”

Слайд 2

Железников Владимир Карпович Железников Владимир Карпович — русский детский писатель, драматург. Родился в 1925 году в семье пограничника. Когда ему было 20 лет, переехал в Москву. Учился в артиллерийском училище, в юридическом институте. В 1957 окончил Литературный институт им. Горького и стал писателем. Книги Владимира Карповича посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству и отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы.

Слайд 3

“ Чучело ” Книга о шестикласснице Лене Бессольцевой , сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Владимир Железников эту повесть написал на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева , взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот. С 2000 года книга «Чучело» переиздавалась 36 раз. Дата первого издания «Чучело»- январь 2000 года, последнее, 36-е издание вышло в ноябре 2011 года

Слайд 4

О фильме Для советских кинозрителей, незнакомых с подобными случаями в советской школе, фильм стал откровением, так как это был первый фильм, в котором советские пионеры изображены не как юные ленинцы, а как настоящие антигерои.

Слайд 5

Художественный фильм снят в 1982 году режиссёром Роланом Быковым по одноимённой повести Владимира Железникова , написанной 1981 году. В 1986 году фильм бы удостоен Государственной премии СССР. Фильм “ Чучело ”

Слайд 6

Другие книги В.К.Железникова « Чудак из «6-Б» «Хорошим людям — доброе утро!» «Белые пароходы» «Путешественник с багажом» «Каждый мечтает о собаке» «Чучело»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей литературных сказок

Слайд 2

Экскурсия

Слайд 3

А.Платонов «Волшебное кольцо»

Слайд 4

Экспонаты

Слайд 5

В.Набоков «Аня в стране чудес»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказки по телефону» Сборник, выполненный учениками 5 “ Б ” класса ГБОУ СОШ № 60 2014 год

Слайд 2

Воздушный шар Жил-был шарик. Он лежал в коробке и мечтал увидеть солнце и небо. Однажды человек взял шарик из коробки и стал его надувать. Шарик очень обрадовался, что увидит солнце и сможет полетать в небе. Но когда человек полностью надул шарик, он дал его мальчику. Шарик не хотел играть с мальчиком и попытался вырваться, но не смог: мальчик слишком сильно держал его. Тут подул сильный ветер и вырвал шарик из рук мальчика. Шарик очень обрадовался тому, что летает, и сильно засмеялся, а от смеха лопнул . (Акимова Марина)

Слайд 3

Шоколадное дерево Жил-был мальчик. Его звали Ваня. Однажды Ваня захотел сделать шоколадную речку. Но для этого ему нужны были друзья. Он позвал друзей и рассказал им свой план: «Мы должны купить много шоколада» Дети купили много шоколада, затем растопили его и залили в яму. Со временем шоколад впитался в почву. Дети расстроились и пошли домой. Через несколько недель, когда ребята гуляли, они увидели, что на том месте выросло шоколадное дерево. Дети обрадовались и стали поливать его шоколадом каждый день . ( Абасов Санан )

Слайд 4

Сказка про карандаш Жил на свете мальчик. У этого мальчика был волшебный карандаш, который умел разговаривать, но люди его не понимали. Однажды мальчик потерял свой карандаш и расстроился. Мальчик не мог его найти, но со временем он завёл новый карандаш и забыл про старый. Тем временем старый карандаш нашёл мышь и попросил её отвезти его к мальчику, но мышка привезла его к строителю. Строитель обрадовался и стал этот карандаш беречь . (Акулов Глеб)

Слайд 5

Домовой Жили в городе муж и жена, и ждали они ребёнка. Поехали они в деревню отдыхать. Жили они там в старом доме. В этом доме висела картина, которую они захотели забрать с собой. И привезли они картину домой. И стали у них происходить странные вещи. Родился у них мальчик. Когда сын ночью спал, вдруг он начинал неожиданно смеяться. Родители ничего не понимали. Когда сын подрос, родители у него стали спрашивать, что он видит во сне. Сын рассказал, что к нему приходит маленькое, круглое, пушистое существо. Оно играет с мальчиком и щекотит его.Но родители это существо не видели. Когда мальчик оставался ночевать у бабушки, происходила всякая всячина: то лампа со стены упадёт, то цветок, постельное бельё в шкафу изорвано. Родители стали думать, что происходит. Видимо, это существо - домовой. И он хулиганит только тогда, когда мальчика дома нет. И они догадались, что привезли домового с картиной. (Беднягин Александр)

Слайд 6

Городок В одном очень маленьком городке жили люди, они были добрые. У них были маленькие домики, красивые сады и добрые животные. Всё в этом городке было блестящим и прекрасным, и все были счастливы. Но вдруг к ним пришли соседи - злые люди. Началась жестокая война. Добрые люди не могли решить, кто будет капитаном, всё же капитаном стала мама: только она не смогла справиться с волшебной палочкой, которая побеждает. Мама взмахнула волшебной палочкой, и все злые люди оказались на пляже. И им там очень понравилось, они стали добрыми. Они до сих пор веселятся на пляже, как мотыльки . ( Бергоева Диана)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказки по телефону» Сборник, выполненный учениками 5 “ Б ” класса ГБОУ СОШ № 60 2014 год

Слайд 2

Щенок , который смог завести себе друзей Жил на свете щенок по имени Пятнышко, и у него не было друзей. Однажды щенок пошел погулять по лесу, и тут он встретил кота. Щенок спросил, как его зовут, а кот ответил: Васька. Пятнышко предложил Ваське дружбу, и Васька согласился. Идут они дальше, и навстречу им овечка по имени Долли, которая заплутала. Кот с собакой предложили Долли дружбу, она согласилась, и они все вышли из дремучего леса. С тех пор у Пятнышка появились два хороших друга, и он был этому очень рад . (Большакова Александра)

Слайд 3

Мальчик и муравьишка Жил-был мальчик в деревне с бабушкой. Однажды бабушка заболела. Мальчишке приходилась помогать ей по хозяйству. Как-то вечером пошёл он собирать урожай огурцов. Вдруг он видит на листве муравьишку . Мальчик хотел придавить его,а муравьишка говорит ему человеческим голосом: -Не губи меня, я выполню любое твоё желание. Мальчик подумал и попросил здоровья своей бабушке. Муравьишка скрылся в листве. Вернулся в избу мальчик, не поверил своим глазам. Перед ним стояла бабушка и держала в руке поднос с румяными пирогами . ( Ведорыгин Максим)

Слайд 4

Фиолетовый светофор Однажды в городе появился фиолетовый светофор. Все люди были очень удивлены: прохожие не знали, как перейти дорогу, машины - как проехать перекрёсток. Все останавливались, шутили: «Зелёный свет ушёл в лес! Красный свет ушёл к землянике! Жёлтый ушёл к лимонам!» Но тут пришли два регулировщика, и один наладил движение, а другой подошёл к светофору и отключил его, чтобы починить. Светофор последний раз мигнул своими фиолетовыми глазами и успел подумать: "Глупые! А я ведь вам дал сигнал : дорога в космос, к звёздам открыта!" И если бы вы меня поняли, то могли бы свободно летать на разные планеты . (Васильев Александр)

Слайд 5

Цветы и пчёлы На одной полянке росли три цветка: тюльпан, мак и роза. Когда они выросли и расцвели, начали спорить, кто из них красивее ? - Я самый красивый! - сказал тюльпан.-У меня красивые лепестки ! - У нас тоже красивые лепестки,- ответил мак, -мы тоже красивые ! -Давайте, на кого первого сядет пчела, тот и самый красивый, так как пчелы собирают нектар только с самых красивых цветов! -предложила роза . Солнце уже поднялось высоко, и стало жарко. Цветы открыли свои бутоны и стали ждать. Вдруг на горизонте появилась пчелка, и цветы приготовились: кого же она выберет? К удивлению, пчелка была не одна, а с друзьями. Заметив на поляне красивые цветы, пчелки решили собрать с них нектар . - Я сяду на тюльпан, - сказала первая пчелка . - А я- на мак, -ответила вторая . - Ну а я -на розу, -согласилась третья пчелка . - Все цветы красивые! Каждый по - своему! , -сказала роза, и все с ней согласились ! (Давыдова Александра)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказки по телефону» Сборник, выполненный учениками 5 “ Б ” класса ГБОУ СОШ № 60 2014 год

Слайд 2

Хитрость мышей и глупость кота Жили-были кот и очень наглые мыши. Каждую ночь, когда кот спал, мыши втихоря ели кошачью еду. Мыши придумали: чтобы есть каждую минуту, они купили коту компьютер. Коту понравился подарок, и он стал играть в компьютерные игры. Идея мышей сработала, они ели еду, когда хотели, а кот играл в свой подарок день напролет. Потом его уволили с работы (потому что он на нее не ходил). Прошло 3 дня, еды не хватало, коту пришлось все продать, кроме подарка. Через год он стал жить на помойке. Вот до чего довели кота ежедневные игры в компьютер ! (Смирнов Максим)

Слайд 3

Кот и мышь Жили-были кот и мышь. Кот любил гоняться за мышью, а мыши это не нравилось. Мышь хотела взять сыр, но ей не удавалось, потому что ей мешал кот, и она оставалось голодной. И однажды мышь придумала план. Наступила ночь, мышь оглянулась, посмотрела по сторонам: нет ли кота. И тогда мышь подкралась к сыру, случайно наступила на лапу кота, и кот проснулся. А мышь взяла сыр и убежала, а кот не мог её догнать, и мышь спряталась . ( Шарипов Диловар )

Слайд 4

Как жираф нашёл друзей В далекой жаркой Африке жил-был жираф. Он был очень одинок, потому что у него совсем не было друзей. Бегемот дружил с крокодилом, зебра с большим и сильным слоном, обезьяна с разноцветным попугаем. И только с жирафом никто не дружил, так как у него была очень длинная шея – С ним просто не получится поговорить, – ворчал бегемот из своего озера . – Зачем ему такая длинная шея? – удивленно спрашивал слон . – Да он просто гордится собой и никого не замечает! – кричали мартышки . А жираф совсем не гордился. Он очень стеснялся своей длинной шеи и боялся подойти с кем-нибудь познакомиться . Однажды шел грустный жираф мимо высокого дерева и услышал : – Помогите, помогите! Я не могу спуститься! – это обезьянка забралась на самую верхушку и не знала, как же ей слезть вниз . – Не бойся, обезьянка, – сказал ей жираф. – Садись на мою шею – и съезжай вниз, как по горке . Забралась обезьянка жирафу на шею и – раз ! – быстро съехала вниз . – Вот здорово! – закричала она. – Покатай меня еще, пожалуйста . – Ты хочешь со мной играть? И дружить? – обрадовался жираф . – Конечно, я всем расскажу, что ты очень добрый и хороший, и с тобой так весело играть. Прости нас, пожалуйста, мы больше не будем над тобой смеяться . С тех пор жираф больше не грустил, потому что у него появилось много друзей. Он бегал наперегонки с зеброй, купался в озере со слоном и бегемотом, доставал обезьянкам бананы с высокой пальмы, и его друзья говорили : – Какая у тебя красивая длинная шея! Как здорово, что у нас есть такой большой и добрый друг ! ( Корышков Иван)

Слайд 5

Сказочный рисунок Жил-был один мальчик Петя, который любил рисовать. Рисовал он то, что видел своими глазами: животных, деревьев, людей и т.д. Однажды Петя нарисовал Щенка, Щенок пошевелился и выпрыгнул из картины. Петя удивился, улыбнулся и стал рисовать вместе со Щенком. Рисовал - рисовал Петя до старости, создал много красивых картин со своим волшебным помощником. ( Мамадов Фарид )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказки по телефону» Сборник, выполненный учениками 5 “ Б ” класса ГБОУ СОШ № 60 2014 год

Слайд 2

Девочка , которая теряла деньги Жила на свете девочка. Она все время теряла деньги. К примеру, дала ей мама деньги и говорит: - Купи, дочка, хлеба и сметану. Сходила девочка в магазин. Возвращается домой и говорит: - А деньги потерялись. Мама задумалась, как сделать так, чтобы дочка больше не теряла деньги. Думала-думала и придумала. Дала она дочке деньги и список продуктов. Как всегда, потеряла дочка деньги. Приходит она к маме и говорит: - Мама, дай мне, пожалуйста, поесть. - Еду купить не на что. Ты все деньги потеряла. Расстроилась девочка, но деньги больше не теряла . (Егорова София)

Слайд 3

Два гуся Жили-были два гуся: один серый, другой белый. Эти гуси не улетали зимовать, как другие, а оставались жить в лесу. В лесу был прудик, который не замерзал на зиму, и они там купались. Но в один год зима настала холодная, и прудик замерз. Долго думали гуси и решили все-таки не лететь на юг, а остаться и перезимовать в лесу. Но недолго они так продержались. Кончилась еда, и гуси пошли на ее поиски. Долго они шли по лесу и не заметили, как зашли в самую чащу леса. Но когда они это обнаружили, было уже поздно: со всех сторон доносился волчий вой. Гуси испугались и спрятались в кусты. Так они и провели всю ночь. Наутро они двинулись дальше и набрели на избушку, в которой жила одинокая старушка. Она их приютила, и стали они жить вместе, так появилась песня: Жили у бабуси два веселых гуся: Один серый, другой белый, Два веселых гуся. (Наумов Андрей)

Слайд 4

Шоколадный замок Жили-были два брата. Гуляли они и пришли к странному замку: он был весь коричневый. Иван спросил брата Сергея: «А из чего он сделан ?» Сергей ему говорит: «Из досок». Иван говорит: «Нет, не из досок». И вот Сергей лизнул и понял: этот замок из шоколада. Братья хотели съесть весь замок, но начинало вечернеть . Вдруг увидели они старика, который ехал домой ,и попросили, чтобы он их отвёз домой. ( Сиддиков Сухроб )

Слайд 5

Карамельный замок В волшебном городе Сладкоежкино построили замок из карамели. В нём всё было из карамели: мебель, двери, окна и даже цветы. Мальчик по имени Смайл бродил по городу и зашёл в замок из любопытства: его привёл сладкий запах карамели. Смайл не сдержался и начал всё грызть, что видел. У него заболели живот и зубы, он пошёл к доктору, который напомнил, что нельзя есть много сладкого, а особенно не в своём доме ! (Сидякин Валерий)

Слайд 6

«Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...