Дидактическая игра по литературе "Колесо истории"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Викторина по литературе 18 века "Колесо истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по литературе 18века | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Маслова Татьяна Викторовна
Название образовательного учреждения: МАОУ - средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области
Аннотация Данная викторина представляет собой опыт занятия, обобщающего знания учащихся по литературе XVIII в. Викторина проводится в форме игры «Колесо истории». В игре принимают участие трое обучающихся из 9 класса. Болельщики размещаются по трём секторам - красный, синий, жёлтый. В руках игрока - воздушный шарик красного, синего или жёлтого цвета. Игрок на карточках должен записать ответ и продемонстрировать его. С каждым правильным ответом участник продвигается на 10 вёрст вперёд. А переносить игроков во времени будут воздушные шары. Участники под музыку «летят» на воздушном шаре по кругу, состоящему из разных секторов. Музыка неожиданно заканчивается, участники останавливаются. Совпадение цвета воздушного шарика с цветом сектора, на котором стоит участник, премируется 10 вёрстами.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: Игра проводится в рамках недели русского языка и литературы.
Предмет: литература
Возрастная группа (класс): 9класс
Название сценария: Интеллектуально-познавательная игра по литературе «Колесо истории»
Цель: вовлечение обучающихся во внеурочную работу по литературе; расширение кругозора, развитие познавательных способностей обучаемых.
Задачи:
- расширять кругозор обучающихся, пополнять их знания по литературе;
- способствовать развитию интереса к литературе;
- формировать ИКТ-компетентности учащихся.
Подготовительный этап: обучающиеся работают с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, готовятся к проведению игры по биографии и творчеству писателей XVIII века.
Оформление класса: Кабинет поделён на три сектора. Каждый сектор обозначен воздушными шариками красного, жёлтого, синего цвета. В центре класса – круг, состоящий из трёх секторов разного цвета.
Ведущие, выступающие и помощники: ведущий - учитель, члены жюри – обучающиеся старших классов.
Время реализации: 35 минут
Авторский медиапродукт:
1. редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint
2. презентация «Колесо истории»
Ход сценария:
Ведущий:
Русский XVIII век — эпоха удивительная во многих отношениях. “Столетьем безумным и мудрым” назвал это время Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной из состояния спокойствия петровскими реформами, отличалась какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве, стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. “Россия вошла в Европу, — писал А.С. Пушкин, — как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек”.
В этот период идёт процесс формирования русской нации. Громадная работа мысли и чувства воплотилась в произведениях литературы и искусства, науки, создала национальную культуру, яркую, самобытную, сложную, противоречивую и своеобразную.(сл.3)
Мы сегодня совершим путешествие в этот удивительный век, узнаем много интересных и полезных сведений, испытаем радость борьбы и наслаждение победой.
I тур. Немного теории (сл.4)
Вопросы с вариантами ответов
В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя некоторые литературные направления. Эти направления- антиподы противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные стороны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека (сл.5)
1. Поэтика данного направления начала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции. Представители этого направления непременным условием считают строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация (сл.6)
- Сентиментализм
- Классицизм
- Романтизм
2. Это литературное направление появилось во второй половине XVIII века. Основой его был взгляд на человека как на существо чувствительное (сл.7)
- Сентиментализм
- Классицизм
- Романтизм
3. Какие любимые жанры были у классицистов, а какие - у сентименталистов? (сл.8)
- Повесть и ода
- Ода и трагедия
- Элегия и дружеское послание
Вопросы без вариантов ответа.
4.Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?
(Теория трёх штилей» и «трёх единств»)(сл.9)
5. Какой стихотворный метр Ломоносов считал наиболее подходящим для русского языка, в то время как Тредиаковский выбрал другой?
(Ломоносов - ямб, а Тредиаковский - хорей)
6.Вот как сформулировал Сумароков одно из требований классицизма:
«Знай в стихотворстве ты различие родов. <...> Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом». Объясните смысл этого высказывания. Кто такие Талия и Мельпомена?
(Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии. Их нельзя смешивать)
II тур. Кто это? (сл.10)
7. В 1757 году учёный написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке». О нём В.Г. Белинский сказал: «Пётр Великий русской литературы»? (сл.11)
- А. Н. Радищев
- М.В. Ломоносов
- Н. М. Карамзин
8. Родился в семье богатого помещика. В юности был пажом Екатерины II, протоколистом Сената, коллежский асессор, помощник управляющего таможней. За антикрепостническое произведение суд приговорил автора к смерти, заменённой десятилетней ссылкой в Сибирь. Павел I перевёл его в ссылку в Калугу. Александр I амнистировал и разрешил вернуться в Петербург (сл.12)
- Д.И. Фонвизин
- Г.Р.Державин
- А.Н. Радищев
9. Его главный труд А.С. Пушкин оценил как “не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”. В.О. Ключевский писал о нём: “Конечно, он много помог русским людям лучше понимать своё прошлое, но ещё больше он заставил любить его (сл.13)
- М.В. Ломоносов
- А.Н. Радищев
- Н.М. Карамзин
10.Этот писатель широко известен как смелый и блистательный сатирик, талантливый драматург, один из основоположников русской прозы. А. С. Пушкин о нём писал:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин
Блистал…(сл.14)
- Д.И. Фонвизин
- А.С. Грибоедов
- И.И. Дмитриев
11. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили» (сл.15)
- Г.Р. Державин
- М.В. Ломоносов
- В.К. Тредиаковский
12. Доверительной сердечной интонационной искренностью, какой более не знала русская литература XVIII века, проникнута философская, гражданская и автобиографическая лирика этого поэта. А.С. Пушкин назвал его «бичом вельмож». Этому поэту принадлежат слова: «Осёл останется ослом, хотя осыпь его звездами» Кто этот поэт? (сл.16)
- В.К.Тредиаковский
- И.И. Дмитриев
- Г.Р. Державин
13.За несколько лет до Ломоносова Славяно-греко-латинскую академию закончил другой русский поэт, тоже бежавший в Москву из родительского дома, но не с севера, как Ломоносов, а с юга, из Астрахани. Кто он? (сл.17)
- И.И. Дмитриев
- В.К. Тредиаковский
- Д.И. Фонвизин
14. Какая русская «женщина с геройским духом», предваряя подвиг декабристок, поехала с детьми за мужем в Сибирь? (сл.18)
- Е. Рубановская
- Е. Колыванова
- Е. Цильх
(Вторая жена Радищева, свояченица (сестра первой жены, которая умерла) Е. Рубановская).
III тур. Творчество.(сл.19)
Вопросы с вариантами ответов
Кому адресовано?
15. Когда на трон она вступила,
Как Вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец…
Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года? (сл.20)
- Екатерину I
- Елисавету Петровну
- Екатерину II
16. Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом…
Кого прославлял Державин в оде «Фелица»? (сл.21)
- Екатерину I
- Екатерину II
- Анну Иоанновна
17. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева? (сл.22)
- Петру I
- А.М. Кутузову
- М.В.Ломоносову
18. Кому посвятил Державин эти строки, воссоздав характер и поведение великого человека, своего современника: «Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари, В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари»? (сл.23)
- А. В. Суворову
- М.И. Кутузову
- Ф.Ф. Ушаков
Какое выразительное средство?
19. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела» (сл.24)
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
20. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной» (сл.25)
- Метафора
- Сравнение
- Олицетворение
21. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни» (сл.26)
- Метафора
- Эпитет
- Олицетворение
Вопросы без вариантов ответа.
22. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились? (сл.28)
( Ломоносов и Державин; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». К оде Горация «К Мельпомене»)
23. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвящённое победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
( Полтавскую битву; «Полтавская баталия») (сл.29)
24. Откуда взяты эти строки, кто их автор, о ком говорит: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»? (сл.30)
( Н. А. Некрасов «Школьник». О М.В. Ломоносове)
25. Противопоставляя двух полководцев — Наполеона и Багратиона, Державин обыгрывает имя одного и фамилию другого, деля слова на слоги (с заменой одной буквы в фамилии). Попробуйте и вы проделать это.
(На-поле-он и Бог-рати-он) (сл.31)
26. По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»? (сл.32)
(По поводу первого представления комедии «Недоросль» (1782)
27. Что за странница, снимающая с глаз монарха бельма, является автору в аллегорическом сне в произведении Радищева «Путешествие…»? (сл.33)
( Прямовзора — Истина)
28. Герой, которому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
Укажите автора, произведение, жанр, героя (сл.34)
(Митрофану из комедии Фонвизина «Недоросль»)
29. Откуда фраза: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Укажите автора, произведение, жанр (сл.35)
(Радищев. «Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»)
30.Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»? Укажите автора, жанр произведения, название города. (сл.36)
(Москва. Повесть Карамзина)
31. Продолжите высказывание Стародума: «Имей сердце, имей душу...».
(«...и будешь человек во всякое время»)
32.Продолжите строки Державина: «Я царь —я ... , я червь —я …
(«...раб», «...Бог») (сл.37)
33. «Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были ... моим». Чем были для автора ум и сердце?
(«...гением»)
34. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите ее. («...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник») (сл.38)
Заключение, итоги (отзывы):
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Гуковский Г., Очерки по истории русской литературы XVIII века, изд. Академии наук, М. — Л., 1936
2. Кол. / Г.И. Беленький, П.А. Николаев, А.И. Пузиков, В.Р, Щербина/Русская литература XI - XVIII вв. М. Худ. Лит. 1988
3. Попов Л. А. / Атеистический потенциал русской литературы / М. Просвещение, 1988
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ломоносов%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fnobe
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=карамзин%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fwww.r
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фонвизин%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fwww.p
http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/trediakovski_vk.php
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=жена%20н%20радищева%20е%20рубановская%20порт
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=ww-1259-wh-855-fw-1034-fh-598-pd
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=ломоносов%20полтавская%20бтал
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=фонвизин%20недоросль%20%20кар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках истории
Презентация о дидактических играх на уроках истории...
Дидактическая игра на уроках истории и обществознания
Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...
Дидактические игры на уроках истории
Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....
Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории
Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...
Дидактическая игра на уроках истории
Дидактическая игра на уроках истории....
«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»
Описывается роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся на уроке...
дидактические игры на уроках истории
в данном материале расположены игры, которые можно проводить на уроках истории, они помогаю прививать интерес к предмету, учат детей работать самостоятельно...