Воспитание настоящего читателя.
статья по литературе по теме

Логачёва Татьяна Владимировна

Учитель русского языка и литературы должен  постоянно  развивать  интерес школьника к самостоятельному чтению, так как книга облагораживает сердце ребёнка, совершенствует его ум, помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitat_nastoyashchego_chitatelya.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Воспитать настоящего читателя.

                                (2014год-Год культуры)

                                                                      «Не бойся человека, не

                                                             прочитавшего ни одной

                                                             книги, бойся человека,

                                                             который прочитал одну

                                                             книгу»

Cовременная  общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.  Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности. Мне кажется, в настоящее время  заметно возрастает роль учителя  литературы,  планомерно и целенаправленно развивающего познавательные и творческие способности обучающихся. Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение  всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению, формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Чтение – важнейший вид  деятельности школьника в современном мире. Чтение книги развивает в ребёнке душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает  содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. Следует  помнить, что книга - необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Воспитание книгой состоит в том, чтобы бережно, но настойчиво, ввести юного читателя в литературу, как в искусственно созданное удивительное пространство, научить в нем ориентироваться. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Литература – это настоящее искусство, оказывающее на ребёнка скрытое воздействие, позволяющее решать многие задачи. Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и учителя, и родителей. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто воспринимать текст согласно авторскому замыслу. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, родители тоже  должны  проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, Не секрет, что дети  сейчас читают мало, так как утрачена мотивация к чтению высокохудожественной литературы. Все более архаичным становиться язык русской классики для молодого поколения. Проблема в том, что наши школьники  боятся показаться несовременными, поэтому просиживают много времени в Интернете.

Следует помнить, что детство - время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению, поэтому главной задачей учителя-словесника, на мой взгляд, является приобщение учащихся к прочтению книг. Добиться повышения интереса к чтению, литературного развития читателя-школьника – задача сложная, но выполнимая.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через  отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращённых к языковому чутью школьников. Учебник литературы  содержат богатый методический и теоретический материал в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. К урокам литературы  я подбираю творческие задания и вопросы, ориентированные   на возраст учащихся и их читательские интересы.  Юные читатели должны научиться понимать, что составляет ядро произведения, его тайну.

В учебнике хрестоматии воспитанию настоящего читателя подчинено многое, начиная от форзацев с материалами об истории книги. В связи с этим урок по тексту введения  считаю очень важным. В процессе подготовки к уроку и во время его проведения использую вопросы к диспуту «Книга - твой друг и советчик»:

1.Каким бы ты хотел видеть своего друга?

2.Являются ли книги ценностью в вашей семье?

3.Какие проблемы, поднятые в прочитанных тобою книгах, тебя особенно волнуют? Что бы ты хотел обсудить?

4. Могут ли воспитать тебя размышления над прочитанной книгой?

5.Какие книги ты бы обязательно взял с собой на необитаемый остров? Объясни, почему?

6.Можно ли представить жизнь человека будущего без книги?

7.Может ли книга подсказать тебе, в чём смысл и красота жизни?

8.Можно ли воспитывать характер по книгам?

Урок сопровождается презентацией.

Ряд заданий учебника подразумевает  включение воображения, поэтому часто  ученикам предлагаю нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ, сделать словесное рисование.   Изучение произведений устного народного творчества завершается интересной работой: учащимся сочиняют свою сказку и оформляют  её  в иллюстрированную  книжку – малышку. Важность подобных заданий в образовательном процессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.  

Обучению творческой деятельности способствуют статьи учебника  «В мире художественного слова», сопровождающиеся  заданиями разного уровня сложности, которые  я предлагаю учащимся с учётом  дифференцированного подхода к обучению.

 В народе говорят: «Пословица ввек не сломится». Действительно, ручеёк человеческой мудрости не иссяк и в наши дни, поэтому особое место в работе с детьми отвожу поисковой работе. Учащиеся много читают, ищут  пословицы и поговорки  на актуальные темы: о дружбе, учении, семье. В качестве источников информации школьники используют не только печатные издания, но  радио и телевидение. Результатом такой работы являются сборники пословиц.

Пословицы на тему «Дружба»

-Два друга- мороз да вьюга.

-Для друга и семь вёрст не околица.

-Для дружка и серёжка из ушка.

-Друг верен -  во всём измерен.

-Друг за друга держаться - ничего не бояться.

-Друг он мой, а ум у него свой.

-Друг терем ставит, а недруг гроб ладит.

-Друг – ценный клад, а недругу никто не рад.

-Друга ищи, а найдёшь - береги.

-Друга на деньги не купишь.

Пословицы на тему «Семья»

-Вся семья вместе, и душа на месте.

-Мир в семье женой держится.

-На что и клад, когда в семье лад.

-Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать.

-Дитя не плачет, мать не разумеет.

-Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

-Птицы в семье до осени, дети в семье до возраста.

-В семье не без урода.

-Согласную семью и горе не берёт.

-Семья без детей ,что цветок без запаха.

Пословицы на тему «Учение, ум»

-Нет ума - не поможет и сума.

-Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

-Ум без разума беда.

-Ум разумом крепок.

-Ум разуму не указ.

-Умная голова, да дураку досталась.

-Умного учить, как доброго коня в поводу водить.

-Учёного учить - только портить.

-Ученья корень горек, да плод сладок.

-Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Пословицы на тему «Дружба»

-Два друга- мороз да вьюга.

-Для друга и семь вёрст не околица.

-Для дружка и серёжка из ушка.

-Друг верен -  во всём измерен.

-Друг за друга держаться - ничего не бояться.

-Друг он мой, а ум у него свой.

-Друг терем ставит, а недруг гроб ладит.

-Друг – ценный клад, а недругу никто не рад.

-Друга ищи, а найдёшь - береги.

-Друга на деньги не купишь.

Пословицы на тему «Семья»

-Вся семья вместе, и душа на месте.

-Мир в семье женой держится.

-На что и клад, когда в семье лад.

-Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать.

-Дитя не плачет, мать не разумеет.

-Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

-Птицы в семье до осени, дети в семье до возраста.

-В семье не без урода.

-Согласную семью и горе не берёт.

-Семья без детей ,что цветок без запаха.

Пословицы на тему «Учение, ум»

-Нет ума - не поможет и сума.

-Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

-Ум без разума беда.

-Ум разумом крепок.

-Ум разуму не указ.

-Умная голова, да дураку досталась.

-Умного учить, как доброго коня в поводу водить.

-Учёного учить - только портить.

-Ученья корень горек, да плод сладок.

-Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Особое место в работе с детьми отвожу внеклассной работе по предмету

на занятиях лингвистического кружка «Гармония», где

развивается  интерес  школьников к чтению, расширяется  их  кругозор. Учащиеся  начинают понимать  истинную ценность книги, её  роль  в жизни человека. Именно на таких занятиях школьники делают свои  первые пробы пера как юные поэты. Предварительно знакомлю членов кружка с  особенностями стихотворения, его размерами. В качестве примера, привожу свои стихотворения о роли русского языка и пользе чтения. Вот одно из них.

Я рано читать научилась.

Я рано читать научилась:

Мир сказок хотелось понять.

Тогда в отчем доме читали

Отец мой, сестрёнка и мать.

Отец открывал мне науку,

Которой учился он встарь,

Огромной таинственной книгой,

Что все называли «Букварь».

Листая страницы той книги,

 Хотелось её мне понять,

И так же, как взрослые, быстро

 Я вдруг научилась читать.

Казалось, нет лучше дороги,

Чем та, о которой мечтать

Мне книга всегда помогала,

Чтоб в жизни счастливою стать.

Шли дни, год за годом бежали,

Я стала взрослее, умней,

Но с книгой дружить продолжаю,

И стало общенье тесней.

Пространство и время ломая,

Я двигаюсь с книгой вперёд,

И, чувство искусства  вдыхая,

Всё больше люблю свой народ.

И радость надежды питая,

Стараюсь я больше узнать,

А мир наш, огромный, прекрасный,

Хочу всё сильнее понять.

Дар слова - волшебная сила.

И чтобы себя воспитать,

Советую я молодёжи:

«Побольше вам книжек читать!

Свои  стихи учащиеся читают перед классом, такое публичное выступление – это своеобразная демонстрация своей артистичности, своей памяти, что в основе является нормой, как для робких детей,  так и для раскрепощенных. Когда это удаётся, дети чувствуют себя на высоте. Их самооценка повышается, и им захочется еще и еще раз быть победителями, а это значит, что они будут учить стихи, сочинять свои, будут читать, надо только помочь им почувствовать себя личностью, которую слушают и к которой приковано внимание здесь и сейчас.

Углублять знания учащихся по предмету, развивать творческое мышление, прививать интерес к чтению помогают и литературные викторины.

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (5класс).

« Тарханы – Москва»

1.Где и когда родился Лермонтов?

2.Как звали его родителей?

3.Кто является основателем рода Лермонтовых?

4.Где прошло детство Лермонтова?

5.Кто воспитывал Лермонтова?

6.Какова история названия села Тарханы?

7.Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?

8.Где учился  Лермонтов?

9.Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?

10.Как теперь называется село Тарханы?

Вспомогательную роль в процессе воспитания читателя может оказать школьный театр. Дети будут исполнять  роли, читать пьесы, а  для этого необходимы только внимание и поддержка учителя. Самодеятельные театральные подмостки придают значимость участникам, будоражат фантазию и заставляют невольно читать произведения,  предложенные учителем. Занимаясь художественным творчеством,   учащиеся попадают в творческую атмосферу, которая открывает им возможность участия в конкурсах, театральных фестивалях, что повышает их самооценку. Они окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, не страшась ее, и через героев этих книг дети идут к пониманию автора, к чтению без принуждения.

 Разнообразие упражнений и творческих заданий способствует развитию познавательного интереса  учащихся, приобщению к чтению художественной литературы. Заложенная любовь к книге в школьном возрасте останется с ним навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание талантливого читателя

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...

Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"

Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

«Воспитание вдумчивого читателя».

Обобщение опыта по теме  «Воспитание вдумчивого читателя»....

«Приёмы и формы воспитания квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения и сформированным эстетическим вкусом».

Выступление перед учителями русского языка и литературы Курской области, слушателями курсов института непрерывного повышения образования (ПК и ПП) г. Курска (2012 год) по теме:«Приёмы и формы во...

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя

Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...