Воспитание настоящего читателя.
статья по литературе по теме
Учитель русского языка и литературы должен постоянно развивать интерес школьника к самостоятельному чтению, так как книга облагораживает сердце ребёнка, совершенствует его ум, помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_nastoyashchego_chitatelya.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитать настоящего читателя.
(2014год-Год культуры)
«Не бойся человека, не
прочитавшего ни одной
книги, бойся человека,
который прочитал одну
книгу»
Cовременная общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности. Мне кажется, в настоящее время заметно возрастает роль учителя литературы, планомерно и целенаправленно развивающего познавательные и творческие способности обучающихся. Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению, формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Чтение – важнейший вид деятельности школьника в современном мире. Чтение книги развивает в ребёнке душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. Следует помнить, что книга - необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Воспитание книгой состоит в том, чтобы бережно, но настойчиво, ввести юного читателя в литературу, как в искусственно созданное удивительное пространство, научить в нем ориентироваться. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Литература – это настоящее искусство, оказывающее на ребёнка скрытое воздействие, позволяющее решать многие задачи. Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и учителя, и родителей. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто воспринимать текст согласно авторскому замыслу. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, родители тоже должны проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, Не секрет, что дети сейчас читают мало, так как утрачена мотивация к чтению высокохудожественной литературы. Все более архаичным становиться язык русской классики для молодого поколения. Проблема в том, что наши школьники боятся показаться несовременными, поэтому просиживают много времени в Интернете.
Следует помнить, что детство - время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению, поэтому главной задачей учителя-словесника, на мой взгляд, является приобщение учащихся к прочтению книг. Добиться повышения интереса к чтению, литературного развития читателя-школьника – задача сложная, но выполнимая.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращённых к языковому чутью школьников. Учебник литературы содержат богатый методический и теоретический материал в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. К урокам литературы я подбираю творческие задания и вопросы, ориентированные на возраст учащихся и их читательские интересы. Юные читатели должны научиться понимать, что составляет ядро произведения, его тайну.
В учебнике хрестоматии воспитанию настоящего читателя подчинено многое, начиная от форзацев с материалами об истории книги. В связи с этим урок по тексту введения считаю очень важным. В процессе подготовки к уроку и во время его проведения использую вопросы к диспуту «Книга - твой друг и советчик»:
1.Каким бы ты хотел видеть своего друга?
2.Являются ли книги ценностью в вашей семье?
3.Какие проблемы, поднятые в прочитанных тобою книгах, тебя особенно волнуют? Что бы ты хотел обсудить?
4. Могут ли воспитать тебя размышления над прочитанной книгой?
5.Какие книги ты бы обязательно взял с собой на необитаемый остров? Объясни, почему?
6.Можно ли представить жизнь человека будущего без книги?
7.Может ли книга подсказать тебе, в чём смысл и красота жизни?
8.Можно ли воспитывать характер по книгам?
Урок сопровождается презентацией.
Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения, поэтому часто ученикам предлагаю нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ, сделать словесное рисование. Изучение произведений устного народного творчества завершается интересной работой: учащимся сочиняют свою сказку и оформляют её в иллюстрированную книжку – малышку. Важность подобных заданий в образовательном процессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.
Обучению творческой деятельности способствуют статьи учебника «В мире художественного слова», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые я предлагаю учащимся с учётом дифференцированного подхода к обучению.
В народе говорят: «Пословица ввек не сломится». Действительно, ручеёк человеческой мудрости не иссяк и в наши дни, поэтому особое место в работе с детьми отвожу поисковой работе. Учащиеся много читают, ищут пословицы и поговорки на актуальные темы: о дружбе, учении, семье. В качестве источников информации школьники используют не только печатные издания, но радио и телевидение. Результатом такой работы являются сборники пословиц.
Пословицы на тему «Дружба»
-Два друга- мороз да вьюга.
-Для друга и семь вёрст не околица.
-Для дружка и серёжка из ушка.
-Друг верен - во всём измерен.
-Друг за друга держаться - ничего не бояться.
-Друг он мой, а ум у него свой.
-Друг терем ставит, а недруг гроб ладит.
-Друг – ценный клад, а недругу никто не рад.
-Друга ищи, а найдёшь - береги.
-Друга на деньги не купишь.
Пословицы на тему «Семья»
-Вся семья вместе, и душа на месте.
-Мир в семье женой держится.
-На что и клад, когда в семье лад.
-Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать.
-Дитя не плачет, мать не разумеет.
-Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
-Птицы в семье до осени, дети в семье до возраста.
-В семье не без урода.
-Согласную семью и горе не берёт.
-Семья без детей ,что цветок без запаха.
Пословицы на тему «Учение, ум»
-Нет ума - не поможет и сума.
-Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
-Ум без разума беда.
-Ум разумом крепок.
-Ум разуму не указ.
-Умная голова, да дураку досталась.
-Умного учить, как доброго коня в поводу водить.
-Учёного учить - только портить.
-Ученья корень горек, да плод сладок.
-Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Пословицы на тему «Дружба»
-Два друга- мороз да вьюга.
-Для друга и семь вёрст не околица.
-Для дружка и серёжка из ушка.
-Друг верен - во всём измерен.
-Друг за друга держаться - ничего не бояться.
-Друг он мой, а ум у него свой.
-Друг терем ставит, а недруг гроб ладит.
-Друг – ценный клад, а недругу никто не рад.
-Друга ищи, а найдёшь - береги.
-Друга на деньги не купишь.
Пословицы на тему «Семья»
-Вся семья вместе, и душа на месте.
-Мир в семье женой держится.
-На что и клад, когда в семье лад.
-Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать.
-Дитя не плачет, мать не разумеет.
-Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
-Птицы в семье до осени, дети в семье до возраста.
-В семье не без урода.
-Согласную семью и горе не берёт.
-Семья без детей ,что цветок без запаха.
Пословицы на тему «Учение, ум»
-Нет ума - не поможет и сума.
-Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
-Ум без разума беда.
-Ум разумом крепок.
-Ум разуму не указ.
-Умная голова, да дураку досталась.
-Умного учить, как доброго коня в поводу водить.
-Учёного учить - только портить.
-Ученья корень горек, да плод сладок.
-Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Особое место в работе с детьми отвожу внеклассной работе по предмету
на занятиях лингвистического кружка «Гармония», где
развивается интерес школьников к чтению, расширяется их кругозор. Учащиеся начинают понимать истинную ценность книги, её роль в жизни человека. Именно на таких занятиях школьники делают свои первые пробы пера как юные поэты. Предварительно знакомлю членов кружка с особенностями стихотворения, его размерами. В качестве примера, привожу свои стихотворения о роли русского языка и пользе чтения. Вот одно из них.
Я рано читать научилась.
Я рано читать научилась:
Мир сказок хотелось понять.
Тогда в отчем доме читали
Отец мой, сестрёнка и мать.
Отец открывал мне науку,
Которой учился он встарь,
Огромной таинственной книгой,
Что все называли «Букварь».
Листая страницы той книги,
Хотелось её мне понять,
И так же, как взрослые, быстро
Я вдруг научилась читать.
Казалось, нет лучше дороги,
Чем та, о которой мечтать
Мне книга всегда помогала,
Чтоб в жизни счастливою стать.
Шли дни, год за годом бежали,
Я стала взрослее, умней,
Но с книгой дружить продолжаю,
И стало общенье тесней.
Пространство и время ломая,
Я двигаюсь с книгой вперёд,
И, чувство искусства вдыхая,
Всё больше люблю свой народ.
И радость надежды питая,
Стараюсь я больше узнать,
А мир наш, огромный, прекрасный,
Хочу всё сильнее понять.
Дар слова - волшебная сила.
И чтобы себя воспитать,
Советую я молодёжи:
«Побольше вам книжек читать!
Свои стихи учащиеся читают перед классом, такое публичное выступление – это своеобразная демонстрация своей артистичности, своей памяти, что в основе является нормой, как для робких детей, так и для раскрепощенных. Когда это удаётся, дети чувствуют себя на высоте. Их самооценка повышается, и им захочется еще и еще раз быть победителями, а это значит, что они будут учить стихи, сочинять свои, будут читать, надо только помочь им почувствовать себя личностью, которую слушают и к которой приковано внимание здесь и сейчас.
Углублять знания учащихся по предмету, развивать творческое мышление, прививать интерес к чтению помогают и литературные викторины.
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (5класс).
« Тарханы – Москва»
1.Где и когда родился Лермонтов?
2.Как звали его родителей?
3.Кто является основателем рода Лермонтовых?
4.Где прошло детство Лермонтова?
5.Кто воспитывал Лермонтова?
6.Какова история названия села Тарханы?
7.Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?
8.Где учился Лермонтов?
9.Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?
10.Как теперь называется село Тарханы?
Вспомогательную роль в процессе воспитания читателя может оказать школьный театр. Дети будут исполнять роли, читать пьесы, а для этого необходимы только внимание и поддержка учителя. Самодеятельные театральные подмостки придают значимость участникам, будоражат фантазию и заставляют невольно читать произведения, предложенные учителем. Занимаясь художественным творчеством, учащиеся попадают в творческую атмосферу, которая открывает им возможность участия в конкурсах, театральных фестивалях, что повышает их самооценку. Они окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, не страшась ее, и через героев этих книг дети идут к пониманию автора, к чтению без принуждения.
Разнообразие упражнений и творческих заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся, приобщению к чтению художественной литературы. Заложенная любовь к книге в школьном возрасте останется с ним навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание талантливого читателя
Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...
Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"
Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...
«Воспитание вдумчивого читателя».
Обобщение опыта по теме «Воспитание вдумчивого читателя»....
«Приёмы и формы воспитания квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения и сформированным эстетическим вкусом».
Выступление перед учителями русского языка и литературы Курской области, слушателями курсов института непрерывного повышения образования (ПК и ПП) г. Курска (2012 год) по теме:«Приёмы и формы во...
Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя
Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ ...