Урок литературы в 7 классе_Н.В.Гоголь_Особенности изображения Петербурга(по повести "Шинель")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Алтухова Олеся Владимировна

Первый урок по повести "Шинель" в 7 классе. Урок помогает ввести понятие "Гоголевского Петербурга", подготавливает к восприятию так называемого "Петербургского цикла" повестей. К уроку должна быть приложена презентация. Даже после сжатия фото, она не загружается. Плюс музыкальное оформление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задача этапа

Результат

Вступительное слово учителя

Читаю стихотворение. Таков МОЙ Петербург. А вы бы хотели поговорить об этом? На какую тему? А о чем мы могли бы поговорить?

1) Да, на тему Петербурга. О том, каков этот город. Каков он в творчестве гоголя и в повести "Шинель".

1) Привлечь внимание            2) Актуализировать знания, полученные ранее                           3) Подготовить к этапу целеполагания          4)Соотнести личные впечатления и материал урока

2)Запись числа и темы урока.

2) ТЕМА: "Пушкин. Гоголь. Мандельштам. Это всё-псевдонимы…Автор - Петербург."(Особенности изображения Петербурга в повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Обучающиеся вспоминают факты, изученные в 5-6 классах об авторе и о произведениях

3) А что вы знаете об этом городе и какие ассоциации он вызывает? Пожалуйста, запишите их в тетрадь. Пока вы работаете я напомню вам о нашей недавней экскурсии по городу на Неве(смотрят слайды с фотографиями достопримечательностей, которые посетили, вспоминаем, что экскурсия называлась "Легенды и мифы Петербурга")

3) В течение двух минут записывают 4-5 ассоциаций на тему "Какой он - Петербург?" Далее выслушиваем 3 человек. (ассоциации будут разными: например: красивый, величественный, чистый город)

В тетради записывают свои личные впечатления о городе Санкт-Петербург.

Прослушивание стихов, подготовленных обучающимися

Такой Петербург для меня и для вас. Этот город - для каждого - свой… И для многих знаменитых поэтов России разных времен

Двое обучающихся читают выразительно стихи А.С. Пушкина, О.Мандельштама (см.ПРИЛОЖЕНИЕ)

1) Увидеть образ "другого" Петербурга - серого, жестокого, хмурого, безжалостного

Обучающиеся видят, что их представление о Петербурге не совпадает с тем образом, который представлен в стихах.

Целеполагание

Итак, в нашем с вами сознании, как мы увидели, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы увидели и другой Петербург. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный. Попробуйте сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока.

Обучающиеся формулируют цель: выявление особенностей изображения Петербурга в повести "Шинель"

Обучающиеся ставят цель

Проговариваем, какого результата хотим добиться на уроке.

Планирование дальшейшей деятельности

Как вы думаете, а каие знания нам понадобятся для достижения этой цели?

1) Нам нужно знать, в какой период жизни было написано произведение 2) Нам нужно знать историю создания произведения

Осознание необходимости получения определенной информации для реализации цели урока

Обучающиеся выявляют недостаток знаний и формулируют возможности пополнения.

Выступления отдельных обучающихся

Ребята, во время прослушивания сообщений, не забывайте, как мы обычно это делаем, фиксировать основные моменты в тетрадь.

Индивидуальные сообщения по темам: "Гоголь в Петербурге" и "История создания повести "Шинель" (Грибанова В. И Чистякова Св.). Остальные слушают и записывают самое главное в тетрадь.

Узнать новые факты из жизни автора(его жизнь в Петербурге), узнать историю создания произведения. Вспомнить, что такое цикл и что такое повесть.

В тетради записаны основные факты жизни гоголя в Петербурге, название цикла "Петербургские повести", повод для написания повести-анекдот. ДЕЛАЕМ ВЫВОД, что для полного раскрытия образа Петербурга нам необходимо прочитать весь цикл. Ставим себе задачу на перспективу.

Подведение промежуточного итога

Итак, давайте обобщим, что мы узнали

1) Мы узнали отношение автора к Петербургу 2) Мы узнали историю создания произведения "Шинель" (вспомнили, что это повесть, что она входит в цикл)

Подготовить обучающихся к анализу текста

Знают, почему именно так изображен город и его жители

Планирование дальшейшей деятельности

1)Что нам нужно сделать дальше? Как вы думаете?

1)Ответ учащихся. Нам нужно проанализировать текст повести с точки зрения особенностей изображения города и его обитателей.

1) Сформировать умение планировать свою деятельность     2) Сформировать умение выбирать форму анализа литературного материала      

Обучающиеся выбирают удобный способ работы, планируют, каким образом будет организован процесс анализа текста.

Я предлагаю вам поработать над составлением схемы. (схемы лежат на партах, распечатанные, их нужно заполнить) Скажите пожалуйста, с помощью этой схемы можно охарактеризовать любой город? (Да) А я вам предлагаю заполнить её так, чтобы это был именно гоголевский Петербург

2)

Работа с текстом, составление схемы

1) "Герои" (!!! Кроме Башмачкина)

1) Обращаем внимание на изображение людей: нет лиц, нет имен в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, и т д. стр. 192, с.204. , 195 (портной) Анализируем образы чиновников-коллег Башмачкина, людей из толпы, портного, будочника, значительного лица           2) Помимо героев-людей в повести действуют  петербургский МОРОЗ, ВЕТЕР, это темные лестницы, это мрачные многоквартирные дома, это сама шинель и (!!!) сам город Петербург - стр.193(мороз), стр. 216 (ветер), стр.194(лестница,запахи), с.200(шинель), стр.213(Пбург), есть в финале еще один герой - фантастический мертвец.

1) Сделать вывод о том, что в Петербурге Гоголя люди ОБЕЗЛИЧЕНЫ, ОБЕЗДУШЕНЫ, черствы, жестоки, не умеют сочувствовать и сострадать.                      2) Неживые явления становятся самостоятельными персонажами.Они влияют на людей, на ход событий, словно имеют характер.

Схема на доске и в тетради: В центре "Петербург ГОГОЛЯ в п."Шинель", от центра три стрелки в стороны: 1) "Герои" (герои-люди и герои-не-люди) 2) Место и время действия 3) Пространство города

2) Место и время действия

2) Обращаем внимание на начало произведения, с.187: нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни

2) Сделать вывод: обезличенное место и время

3) Пространство города

3) Описание улиц - с.204,206, 212(улицы, ветер, суровость и серость), тут появляется еще образ ветра и петербургского климата. Так же мы идим образ некой петербургской Стихии, то есть, все пространство города словно поглащает людей. Город-яма, тьма

3) Сделать вывод, что Пространство города - это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми. Все погружены в безмолвие города

Подведение итога урока и рефлексия

1) Мы с вами рассмотрели и записали основные особенности изображения Петербурга в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Итак, какие главные особенности мы выделили?

1) Называют обезличенность в изображении людей, суровый характер города, необычные действующие персонажи и сам город как персонаж и др.(по схеме в тетради)

1)Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке. 2) Формирование умения в концентрированной форме отобразить полученные выводы. 3) Формирование умения оценить достижение планируемого результата

Формулируют устные выводы. Составляют синквейны.

2) А теперь давайте вернёмся к вашим ассоциациям, записанным в начале урока… Что бы вы дописали сейчас? Продолжите ваш ряд. Как он изменился или не изменился?

2)Например:   мрачный, странный, многоликий                                                   

Вы наверняка уже обратили внимание на высказывание Горького о Петербурге… Какое слово здесь ключевое?

Многоликий

Выводы о достижении/недостижении цели урока

Домашнее задание

Для всех: Найти в тексте эпизоды, характеризующие образ Акакия Акакиевича Башмачкина, подумайте, почему именно такой герой возникает в Этой повести.

Петербург.                                                           Обезличенный, каменный.                                Не сочувствует, лжёт, убивает.                        Он - отдельное государство.                    Стихия.

Оценки за работу на уроке



Предварительный просмотр:

Он тихий и шумный,

Туманно-прекрасный,

Сияюще-звучный,

Великий и властный.

Здесь белые ночи,

Дворцы и колонны,

Невою объятый,

Седой и холодный.

Он – Пушкин и Гоголь,

Ахматова, Блок…

Он – город-музей,

Старины уголок…

Петербург - многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это - живой, глубоко чувствующий город.



Предварительный просмотр:

Дворцы, соборы, храмы, купола…

И хочется гулять здесь до рассвета,

Забыть на время думы и дела,

И камня каждого раскрыть секреты…

Здесь все – история, и каждый дом – музей,

Здесь дышит время и живёт пространство,

Здесь Пушкин, Гоголь,

1. Читает Алина Шапина

А.С. Пушкин

Город пышный, город бедный, 
Дух неволи, стройный вид, 
Свод небес зелено-бледный, 
Скука, холод и гранит — 
Все же мне вас жаль немножко, 
Потому что здесь порой 
Ходит маленькая ножка, 
Вьется локон золотой.

2. Читает Паша Шанин

Ленинград

Осип Мандельштам

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...