Урок литературы в 7 классе_Н.В.Гоголь_Особенности изображения Петербурга(по повести "Шинель")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Первый урок по повести "Шинель" в 7 классе. Урок помогает ввести понятие "Гоголевского Петербурга", подготавливает к восприятию так называемого "Петербургского цикла" повестей. К уроку должна быть приложена презентация. Даже после сжатия фото, она не загружается. Плюс музыкальное оформление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок_схема | 18.82 КБ |
Стихотворение для начала урока_моё | 13.76 КБ |
Стихи для детей | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задача этапа | Результат |
Вступительное слово учителя | Читаю стихотворение. Таков МОЙ Петербург. А вы бы хотели поговорить об этом? На какую тему? А о чем мы могли бы поговорить? | 1) Да, на тему Петербурга. О том, каков этот город. Каков он в творчестве гоголя и в повести "Шинель". | 1) Привлечь внимание 2) Актуализировать знания, полученные ранее 3) Подготовить к этапу целеполагания 4)Соотнести личные впечатления и материал урока | |
2)Запись числа и темы урока. | 2) ТЕМА: "Пушкин. Гоголь. Мандельштам. Это всё-псевдонимы…Автор - Петербург."(Особенности изображения Петербурга в повести Н.В. Гоголя "Шинель") | Обучающиеся вспоминают факты, изученные в 5-6 классах об авторе и о произведениях | ||
3) А что вы знаете об этом городе и какие ассоциации он вызывает? Пожалуйста, запишите их в тетрадь. Пока вы работаете я напомню вам о нашей недавней экскурсии по городу на Неве(смотрят слайды с фотографиями достопримечательностей, которые посетили, вспоминаем, что экскурсия называлась "Легенды и мифы Петербурга") | 3) В течение двух минут записывают 4-5 ассоциаций на тему "Какой он - Петербург?" Далее выслушиваем 3 человек. (ассоциации будут разными: например: красивый, величественный, чистый город) | В тетради записывают свои личные впечатления о городе Санкт-Петербург. | ||
Прослушивание стихов, подготовленных обучающимися | Такой Петербург для меня и для вас. Этот город - для каждого - свой… И для многих знаменитых поэтов России разных времен | Двое обучающихся читают выразительно стихи А.С. Пушкина, О.Мандельштама (см.ПРИЛОЖЕНИЕ) | 1) Увидеть образ "другого" Петербурга - серого, жестокого, хмурого, безжалостного | Обучающиеся видят, что их представление о Петербурге не совпадает с тем образом, который представлен в стихах. |
Целеполагание | Итак, в нашем с вами сознании, как мы увидели, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы увидели и другой Петербург. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный. Попробуйте сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока. | Обучающиеся формулируют цель: выявление особенностей изображения Петербурга в повести "Шинель" | Обучающиеся ставят цель | Проговариваем, какого результата хотим добиться на уроке. |
Планирование дальшейшей деятельности | Как вы думаете, а каие знания нам понадобятся для достижения этой цели? | 1) Нам нужно знать, в какой период жизни было написано произведение 2) Нам нужно знать историю создания произведения | Осознание необходимости получения определенной информации для реализации цели урока | Обучающиеся выявляют недостаток знаний и формулируют возможности пополнения. |
Выступления отдельных обучающихся | Ребята, во время прослушивания сообщений, не забывайте, как мы обычно это делаем, фиксировать основные моменты в тетрадь. | Индивидуальные сообщения по темам: "Гоголь в Петербурге" и "История создания повести "Шинель" (Грибанова В. И Чистякова Св.). Остальные слушают и записывают самое главное в тетрадь. | Узнать новые факты из жизни автора(его жизнь в Петербурге), узнать историю создания произведения. Вспомнить, что такое цикл и что такое повесть. | В тетради записаны основные факты жизни гоголя в Петербурге, название цикла "Петербургские повести", повод для написания повести-анекдот. ДЕЛАЕМ ВЫВОД, что для полного раскрытия образа Петербурга нам необходимо прочитать весь цикл. Ставим себе задачу на перспективу. |
Подведение промежуточного итога | Итак, давайте обобщим, что мы узнали | 1) Мы узнали отношение автора к Петербургу 2) Мы узнали историю создания произведения "Шинель" (вспомнили, что это повесть, что она входит в цикл) | Подготовить обучающихся к анализу текста | Знают, почему именно так изображен город и его жители |
Планирование дальшейшей деятельности | 1)Что нам нужно сделать дальше? Как вы думаете? | 1)Ответ учащихся. Нам нужно проанализировать текст повести с точки зрения особенностей изображения города и его обитателей. | 1) Сформировать умение планировать свою деятельность 2) Сформировать умение выбирать форму анализа литературного материала | Обучающиеся выбирают удобный способ работы, планируют, каким образом будет организован процесс анализа текста. |
Я предлагаю вам поработать над составлением схемы. (схемы лежат на партах, распечатанные, их нужно заполнить) Скажите пожалуйста, с помощью этой схемы можно охарактеризовать любой город? (Да) А я вам предлагаю заполнить её так, чтобы это был именно гоголевский Петербург | 2) | |||
Работа с текстом, составление схемы | 1) "Герои" (!!! Кроме Башмачкина) | 1) Обращаем внимание на изображение людей: нет лиц, нет имен в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, и т д. стр. 192, с.204. , 195 (портной) Анализируем образы чиновников-коллег Башмачкина, людей из толпы, портного, будочника, значительного лица 2) Помимо героев-людей в повести действуют петербургский МОРОЗ, ВЕТЕР, это темные лестницы, это мрачные многоквартирные дома, это сама шинель и (!!!) сам город Петербург - стр.193(мороз), стр. 216 (ветер), стр.194(лестница,запахи), с.200(шинель), стр.213(Пбург), есть в финале еще один герой - фантастический мертвец. | 1) Сделать вывод о том, что в Петербурге Гоголя люди ОБЕЗЛИЧЕНЫ, ОБЕЗДУШЕНЫ, черствы, жестоки, не умеют сочувствовать и сострадать. 2) Неживые явления становятся самостоятельными персонажами.Они влияют на людей, на ход событий, словно имеют характер. | Схема на доске и в тетради: В центре "Петербург ГОГОЛЯ в п."Шинель", от центра три стрелки в стороны: 1) "Герои" (герои-люди и герои-не-люди) 2) Место и время действия 3) Пространство города |
2) Место и время действия | 2) Обращаем внимание на начало произведения, с.187: нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни | 2) Сделать вывод: обезличенное место и время | ||
3) Пространство города | 3) Описание улиц - с.204,206, 212(улицы, ветер, суровость и серость), тут появляется еще образ ветра и петербургского климата. Так же мы идим образ некой петербургской Стихии, то есть, все пространство города словно поглащает людей. Город-яма, тьма | 3) Сделать вывод, что Пространство города - это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми. Все погружены в безмолвие города | ||
Подведение итога урока и рефлексия | 1) Мы с вами рассмотрели и записали основные особенности изображения Петербурга в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Итак, какие главные особенности мы выделили? | 1) Называют обезличенность в изображении людей, суровый характер города, необычные действующие персонажи и сам город как персонаж и др.(по схеме в тетради) | 1)Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке. 2) Формирование умения в концентрированной форме отобразить полученные выводы. 3) Формирование умения оценить достижение планируемого результата | Формулируют устные выводы. Составляют синквейны. |
2) А теперь давайте вернёмся к вашим ассоциациям, записанным в начале урока… Что бы вы дописали сейчас? Продолжите ваш ряд. Как он изменился или не изменился? | 2)Например: мрачный, странный, многоликий | |||
Вы наверняка уже обратили внимание на высказывание Горького о Петербурге… Какое слово здесь ключевое? | Многоликий | Выводы о достижении/недостижении цели урока | ||
Домашнее задание | Для всех: Найти в тексте эпизоды, характеризующие образ Акакия Акакиевича Башмачкина, подумайте, почему именно такой герой возникает в Этой повести. | Петербург. Обезличенный, каменный. Не сочувствует, лжёт, убивает. Он - отдельное государство. Стихия. | ||
Оценки за работу на уроке |
Предварительный просмотр:
Он тихий и шумный,
Туманно-прекрасный,
Сияюще-звучный,
Великий и властный.
Здесь белые ночи,
Дворцы и колонны,
Невою объятый,
Седой и холодный.
Он – Пушкин и Гоголь,
Ахматова, Блок…
Он – город-музей,
Старины уголок…
Петербург - многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это - живой, глубоко чувствующий город.
Предварительный просмотр:
Дворцы, соборы, храмы, купола…
И хочется гулять здесь до рассвета,
Забыть на время думы и дела,
И камня каждого раскрыть секреты…
Здесь все – история, и каждый дом – музей,
Здесь дышит время и живёт пространство,
1. Читает Алина Шапина
А.С. Пушкин
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —
Все же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
2. Читает Паша Шанин
Ленинград
Осип Мандельштам
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.
Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".
Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...
Конспект урока литературы в 10 А классе на тему «Изображение высшего света в романе «Война и мир» (анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер")
В разработке урока представлен анализ эпизода из романа "Война и мир"...