Путешествие в музей
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Дойбаа Сайлыкмаа Маадыровна

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме "Подготовка к сочинению . Путешествие в музей."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_muzey.docx61.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №9 г. Кызыла

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса

по теме

Подготовка к сочинению

Путешествие в музей.

учителя русского языка и литературы Дойбаа Сайлыкмы Маадыровны

Кызыл 2014

Цели и задачи:

 воспитывать  интерес к культуре и фольклору русского народа.

Тип урока: развитие речи

Ход  урока:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Чтобы настроиться, давайте улыбнёмся друг другу.

Эпиграфом к нему будет пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами». О чём гласит пословица? Ребята,  о чем гласит пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами»? (Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев.) Вспомните, ребята, поговорки, в которых говорится о русском хлебосольстве и гостеприимстве.

  • Чем богаты, тем и рады.  
  • Что есть в печи – все на стол мечи.
  • Хоть не богат, а гостям рад.

Молодцы, ребята!

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой русской пословицы? Да, мы недавно посещали музей. И сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения. А что нам для этого нужно?

Правильно. Вспомнить, что мы видели в музее, с какими новыми словами мы познакомились.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Подготовка к сочинению

Путешествие в музей.

Напомню, что любое сочинение состоит из 3 частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ: Слово учителя о Национальном  музее. (Национальный  музей -  главное хранилище памятников истории и культуры Тувы. Он также является культурно-просветительским, научно – исследовательским  центром Тувы.)

- Когда образован наш музей? (Музей был образован в 1929 году, в этом году музею исполняется 85 лет со дня образования )

- Чье имя он носит? (Музей носит имя Алдан –Маадыр или 60 богатырей)

- Как вы думаете, почему нам нужен музей? (Музей развивает воображение, интеллект, расширяет кругозор, обогащает нравственные качества человека, даёт возможность соприкоснуться с памятниками старины, является связующим звеном между старым и новым поколениями. )

Что мы увидели в музее? ( Познакомились со старинным русским бытом)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Знакомство со старинным  русским бытом.

  1. Русская изба.

Для этого мы отправились  в настоящую, русскую, крестьянскую и добротную избу.

 Изба для русского человека была не просто жилищем, но и служила  защитой и оберегом.    Ученик читает стихотворение Николая Рубцова «В избе»:

Стоит изба, дымя трубой,

Живет в избе старик рябой,

Живет за окнами с резьбой

Старуха, гордая собой,

И крепко, крепко в свой предел -

Вдали от всех вселенских дел -

Вросла избушка за бугром

Со всем семейством и добром!

- Мы  поднялись   на красное резное крыльцо. Оно словно приглашало войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия.   (Ученица читает)

Хлебом-солью привечаем,

Кашей, чаем угощаем!

Ложки деревянные,

Пироги румяные

Проходите, гости дорогие!

Пройдя через сени, мы попали в мир домашней жизни.  

 Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дыма, кислого теста.   Послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?». Трудно отгадать? Давайте подскажу: терем – это изба, ящик в избе — печка, в печке зола, в золе – жар.

2. Русская печь.

 Русская печь была основой жизни, символом семейного  очага, душой крестьянской избы.  На Руси печь называли ласково: «Матушка!». Она и поила, и кормила, и согревала, и лечила…А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса». Русская печь - удивительное изобретение, каких только «профессий» она не знает…

- Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы? 

1) Печь греет. Сильные морозы не были редкостью на Руси. Несколько часов печь протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.

 2)  Печь кормит. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И всё получалось удивительно вкусным и питательным.

3) Печь светит. Печь ставили обычно устьем в сторону входа чаще всего в правом углу. Объяснялось это тем, что разожжённая печь была ещё в зимнее время и источником света.

4)  Печь моет. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель париться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Парясь, подхлестывали себя берёзовым веником, а затем обмывались водой в сенях. Здесь же был и рукомойник.

5)  Печь лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка - верное средство от простуды.

6) Печь сушит одежду и запасы на зиму - грибы, ягоды, рыбу.

7) Печь спать уложит. Старые да малые - всегда  спали на печи.

Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.
Чтобы было  веселее, надо  нам частушки спеть.

Исполняются частушки.

- Как вы понимаете русскую пословицу «Хозяйкой дом стоит»? ( В доме главная -  хозяйка. Она хранительница очага. Она готовит, шьёт, печет, моет, стирает, прядет, вяжет. А мужчина – хозяин во дворе)

3. Утварь крестьянской избы.

В правом углу около печи  командует хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, шитья, стояла прялка. У печи стояли: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная мельница, ступа с пестом, коромысло, и другие предметы быта. Вокруг стола были лавки или чурочки (спиленные пеньки). В центре стола стоял самовар.

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. Это были горшки - чугунки, крынки, утицы,  чашки, , миски, ложки,  кувшины. Что такое утварь? Утварь (от глагола  творить, т. е. делать, производить, создавать – все движимые предметы обихода.

В русской избе употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Их долгими зимними вечерами делал хозяин. Также он плёл из лыка корзины, лукошки, короба, жбаны, туески. Для работы у него был свой угол напротив печи.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку, в старину называли зыбка. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную колыбельную:

Зыба, зыба, зыбаю

Я ребёнка зыбаю.

Зыба, зыба, зыбанёк

Не ложися на бочок,

Не ложися на бочок,

Придёт серенький волчок,

Придёт серенький волчок,

И укусит за бочок.

Зыба, зыба, зыба, бай,

Не пугай тебя бай-бай,

Не пугай тебя бай-бай,

Спи, малышка, засыпай.

Посмотрите вокруг, сколько мы узнали новых слов! Давайте вспомним эти слова. А помогут нам в этом загадки. Вспомните загадки о домашнем быте.

Словарная работа (творческий диктант): ВЗАИМОПРОВЕРКА 

1)  Щука в воде, а хвост – наружу (Ковш). (Серен-Доржу)

2) Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват  (Печка, огонь, дым, кочерга). (Айыран)

3)  Новая посудина, а вся в дырах (сито) (Айлана)

4) Стоит бычище – проклёваны бочища  (Изба). (Яна)

5) Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит, отдает, Сам в угол идет.  (Ухват)

6) Медный бес на стол залез (Самовар).

7) Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Молодцы! 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что вам понравилось в музее больше всего? Мое впечатление об увиденном в музее.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

  1. Национальный музей Республики Тыва -  главное хранилище памятников истории и культуры Тувы. 
  2. Знакомство со старинным русским бытом:

А) русская изба;

Б) русская печь;

В) утварь крестьянской избы.

  1. Мое впечатление об увиденном в музее.

Подведение итогов:

Я  бы хотела, чтобы у вас остались  светлые воспоминания об уроке- экскурсии в музее. Память может быть не только в предметах, но и в делах. Для этого необходимо, конечно, трудиться, нести в мир свет, добро, любовь.

Домашнее задание: 

1) написать сочинение по плану;

2) составить свои загадки о предметах русского быта;

3) приготовить сообщение «Предметы быта тувинского народа»

Литература

1.История Брянского края. Часть I: С древнейших времен до конца xix века. Горбачев О.В, Дубровский А.М, Колосов Ю.Б, Крашенинников В.В, Шинаков Е.А. Изд. 2-е с доп. и уточн. – Брянск : Издательство БГПУ. 2001. – 303с.

2. Букет мудрых мыслей в дорогу! – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 96с.

3. От прибаутки до былины: (Русский фольклор)/ Сост. и примеч. В.Аникина.- М.: Худож. лит., 1991.-398с.

4. Костомаров Н.И. домашняя жизнь и нравы великого русского народа / Составление, предисловие, примечание С.Л. Николаева.- М.: Экономика, 1993,-399с.

5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Сост. М.А. Вавилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др.; Под ред. А.М. Новиковой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1987. -  511с.

Сочинение.

Путешествие в музей.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

1. Национальный музей -  главное хранилище памятников истории и культуры Тувы. 

2. Знакомство со старинным русским бытом:

А) русская изба;

Б) русская печь;

В) утварь крестьянской избы.

3. Мое впечатление об увиденном в музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешеств. в музей-усадьбу Л.Н.Толстого

Заочная экскурсия в музей-усадьбу Л.Н. Толстого Ясная Поляна...

Презентация на тему "Путешествие в музей А.С.Пушкина"

«Дорогой отец, прежде всего - вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской," - так начинал А.С.Пушкин письмо к отцу в октябре 1836 года. Поэт никогда не имел в Петербурге с...

Открытый урок "Путешествие в музей геометрии" 7 класс

Познакомить обучающихся с историей возникновения геометрии; с великими учеными – геометрами; закрепить знания, связанные с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными о...

Классный час «Заочное путешествие в музей-усадьбу Л.Н.Толстого»

Работа учащегося 8 класса для проведения классного часа по теме «Заочное путешествие в музей-усадьбу Л.Н.Толстого»...

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме Подготовка к сочинению Путешествие в музей.

Цели и задачи: воспитывать  интерес к культуре и фольклору русского народа.Тип урока: развитие речи...

Архипо-Осиповка. Путешествие в музей.

Материал для учителей Кубановедения Краснодарского края к уроку на тему "Укрепление позиций России в Закубанье". Подвиг Архипа Осипова.Фотоматериалы по Михайловскому укреплению и музею....

Путешествие в музей книг

Внеклассное занятие...