Путешествие в музей
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме "Подготовка к сочинению . Путешествие в музей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_muzey.docx | 61.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №9 г. Кызыла
Разработка открытого урока для учащихся 6 класса
по теме
Подготовка к сочинению
Путешествие в музей.
учителя русского языка и литературы Дойбаа Сайлыкмы Маадыровны
Кызыл 2014
Цели и задачи:
воспитывать интерес к культуре и фольклору русского народа.
Тип урока: развитие речи
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Чтобы настроиться, давайте улыбнёмся друг другу.
Эпиграфом к нему будет пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами». О чём гласит пословица? Ребята, о чем гласит пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами»? (Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев.) Вспомните, ребята, поговорки, в которых говорится о русском хлебосольстве и гостеприимстве.
- Чем богаты, тем и рады.
- Что есть в печи – все на стол мечи.
- Хоть не богат, а гостям рад.
Молодцы, ребята!
- Как вы думаете, почему я начала урок с этой русской пословицы? Да, мы недавно посещали музей. И сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения. А что нам для этого нужно?
Правильно. Вспомнить, что мы видели в музее, с какими новыми словами мы познакомились.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Подготовка к сочинению
Путешествие в музей.
Напомню, что любое сочинение состоит из 3 частей:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ: Слово учителя о Национальном музее. (Национальный музей - главное хранилище памятников истории и культуры Тувы. Он также является культурно-просветительским, научно – исследовательским центром Тувы.)
- Когда образован наш музей? (Музей был образован в 1929 году, в этом году музею исполняется 85 лет со дня образования )
- Чье имя он носит? (Музей носит имя Алдан –Маадыр или 60 богатырей)
- Как вы думаете, почему нам нужен музей? (Музей развивает воображение, интеллект, расширяет кругозор, обогащает нравственные качества человека, даёт возможность соприкоснуться с памятниками старины, является связующим звеном между старым и новым поколениями. )
Что мы увидели в музее? ( Познакомились со старинным русским бытом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Знакомство со старинным русским бытом.
- Русская изба.
Для этого мы отправились в настоящую, русскую, крестьянскую и добротную избу.
Изба для русского человека была не просто жилищем, но и служила защитой и оберегом. Ученик читает стихотворение Николая Рубцова «В избе»:
Стоит изба, дымя трубой,
Живет в избе старик рябой,
Живет за окнами с резьбой
Старуха, гордая собой,
И крепко, крепко в свой предел -
Вдали от всех вселенских дел -
Вросла избушка за бугром
Со всем семейством и добром!
- Мы поднялись на красное резное крыльцо. Оно словно приглашало войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. (Ученица читает)
Хлебом-солью привечаем,
Кашей, чаем угощаем!
Ложки деревянные,
Пироги румяные
Проходите, гости дорогие!
Пройдя через сени, мы попали в мир домашней жизни.
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дыма, кислого теста. Послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?». Трудно отгадать? Давайте подскажу: терем – это изба, ящик в избе — печка, в печке зола, в золе – жар.
2. Русская печь.
Русская печь была основой жизни, символом семейного очага, душой крестьянской избы. На Руси печь называли ласково: «Матушка!». Она и поила, и кормила, и согревала, и лечила…А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса». Русская печь - удивительное изобретение, каких только «профессий» она не знает…
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?
1) Печь греет. Сильные морозы не были редкостью на Руси. Несколько часов печь протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.
2) Печь кормит. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И всё получалось удивительно вкусным и питательным.
3) Печь светит. Печь ставили обычно устьем в сторону входа чаще всего в правом углу. Объяснялось это тем, что разожжённая печь была ещё в зимнее время и источником света.
4) Печь моет. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель париться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Парясь, подхлестывали себя берёзовым веником, а затем обмывались водой в сенях. Здесь же был и рукомойник.
5) Печь лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка - верное средство от простуды.
6) Печь сушит одежду и запасы на зиму - грибы, ягоды, рыбу.
7) Печь спать уложит. Старые да малые - всегда спали на печи.
Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.
Чтобы было веселее, надо нам частушки спеть.
Исполняются частушки.
- Как вы понимаете русскую пословицу «Хозяйкой дом стоит»? ( В доме главная - хозяйка. Она хранительница очага. Она готовит, шьёт, печет, моет, стирает, прядет, вяжет. А мужчина – хозяин во дворе)
3. Утварь крестьянской избы.
В правом углу около печи командует хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, шитья, стояла прялка. У печи стояли: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная мельница, ступа с пестом, коромысло, и другие предметы быта. Вокруг стола были лавки или чурочки (спиленные пеньки). В центре стола стоял самовар.
Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. Это были горшки - чугунки, крынки, утицы, чашки, , миски, ложки, кувшины. Что такое утварь? Утварь (от глагола творить, т. е. делать, производить, создавать – все движимые предметы обихода.
В русской избе употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Их долгими зимними вечерами делал хозяин. Также он плёл из лыка корзины, лукошки, короба, жбаны, туески. Для работы у него был свой угол напротив печи.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку, в старину называли зыбка. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную колыбельную:
Зыба, зыба, зыбаю
Я ребёнка зыбаю.
Зыба, зыба, зыбанёк
Не ложися на бочок,
Не ложися на бочок,
Придёт серенький волчок,
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Зыба, зыба, зыба, бай,
Не пугай тебя бай-бай,
Не пугай тебя бай-бай,
Спи, малышка, засыпай.
Посмотрите вокруг, сколько мы узнали новых слов! Давайте вспомним эти слова. А помогут нам в этом загадки. Вспомните загадки о домашнем быте.
Словарная работа (творческий диктант): ВЗАИМОПРОВЕРКА
1) Щука в воде, а хвост – наружу (Ковш). (Серен-Доржу)
2) Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват (Печка, огонь, дым, кочерга). (Айыран)
3) Новая посудина, а вся в дырах (сито) (Айлана)
4) Стоит бычище – проклёваны бочища (Изба). (Яна)
5) Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит, отдает, Сам в угол идет. (Ухват)
6) Медный бес на стол залез (Самовар).
7) Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Молодцы! 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что вам понравилось в музее больше всего? Мое впечатление об увиденном в музее.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
- Национальный музей Республики Тыва - главное хранилище памятников истории и культуры Тувы.
- Знакомство со старинным русским бытом:
А) русская изба;
Б) русская печь;
В) утварь крестьянской избы.
- Мое впечатление об увиденном в музее.
Подведение итогов:
Я бы хотела, чтобы у вас остались светлые воспоминания об уроке- экскурсии в музее. Память может быть не только в предметах, но и в делах. Для этого необходимо, конечно, трудиться, нести в мир свет, добро, любовь.
Домашнее задание:
1) написать сочинение по плану;
2) составить свои загадки о предметах русского быта;
3) приготовить сообщение «Предметы быта тувинского народа»
Литература
1.История Брянского края. Часть I: С древнейших времен до конца xix века. Горбачев О.В, Дубровский А.М, Колосов Ю.Б, Крашенинников В.В, Шинаков Е.А. Изд. 2-е с доп. и уточн. – Брянск : Издательство БГПУ. 2001. – 303с.
2. Букет мудрых мыслей в дорогу! – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 96с.
3. От прибаутки до былины: (Русский фольклор)/ Сост. и примеч. В.Аникина.- М.: Худож. лит., 1991.-398с.
4. Костомаров Н.И. домашняя жизнь и нравы великого русского народа / Составление, предисловие, примечание С.Л. Николаева.- М.: Экономика, 1993,-399с.
5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Сост. М.А. Вавилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др.; Под ред. А.М. Новиковой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1987. - 511с.
Сочинение.
Путешествие в музей.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
1. Национальный музей - главное хранилище памятников истории и культуры Тувы.
2. Знакомство со старинным русским бытом:
А) русская изба;
Б) русская печь;
В) утварь крестьянской избы.
3. Мое впечатление об увиденном в музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешеств. в музей-усадьбу Л.Н.Толстого
Заочная экскурсия в музей-усадьбу Л.Н. Толстого Ясная Поляна...
Презентация на тему "Путешествие в музей А.С.Пушкина"
«Дорогой отец, прежде всего - вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской," - так начинал А.С.Пушкин письмо к отцу в октябре 1836 года. Поэт никогда не имел в Петербурге с...
Открытый урок "Путешествие в музей геометрии" 7 класс
Познакомить обучающихся с историей возникновения геометрии; с великими учеными – геометрами; закрепить знания, связанные с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными о...
Классный час «Заочное путешествие в музей-усадьбу Л.Н.Толстого»
Работа учащегося 8 класса для проведения классного часа по теме «Заочное путешествие в музей-усадьбу Л.Н.Толстого»...
Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме Подготовка к сочинению Путешествие в музей.
Цели и задачи: воспитывать интерес к культуре и фольклору русского народа.Тип урока: развитие речи...
Архипо-Осиповка. Путешествие в музей.
Материал для учителей Кубановедения Краснодарского края к уроку на тему "Укрепление позиций России в Закубанье". Подвиг Архипа Осипова.Фотоматериалы по Михайловскому укреплению и музею....
Путешествие в музей книг
Внеклассное занятие...