"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_romanu_m.bulgakova_master_i_margarita.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар.
«Роман отчаяния и надежд».
(по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цели:
1. Расширить и углубить знания учащихся по основным проблемам романа;
2. Закрепить навыки групповой исследовательской работы и индивидуальной.
3.Научить сопоставлять кадры из фильма и эпизоды романа, выявляя позицию режиссёра и автора по основным проблемам.
Форма урока.
Свободный обмен мнениями с защитой групп своего понимания проблемы, сообщениями отдельных учащихся (по символике), просмотром и комментированием фрагментов из фильма (коллективная работа).
Семинар. «Роман отчаяния и надежды» (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Вступление.
Прочитан роман о Понтии Пилате и Иешуа, о Боге чёрте, о трусости и предательстве, о верной и всепоглощающей любви. Закатный роман Булгакова. Роман отчаяния и надежды, таинственный и мистический.
Какие мысли и чувства вызвал он? Вот об этом поговорим сегодня на семинаре. Перелистаем роман и соединим его с кадрами фильма.
I.Обсуждение проблемы судьбы.
1.Итак, смотрим кадры из фильма, вспоминаем эпизод из романа и отвечаем на вопрос: «Какая проблема является одной из главных в романе?» (Кадры из 8 серии - Мастер и Маргарита у Воланда.)
2. Проблема судьбы: кто управляет всем? От кого зависит судьба человека? (Выступление группы учащихся)
Судьба Мастера. Левий Матвий от имени Иешуа просит Воланда наградить его покоем.
- А что вы не берёте его в свет? - спросил Воланд.
- Он не заслужил света, он заслужил ПОКОИ, - печально проговорил Левий.
3. Что значит «он не заслуживает света...»?
Одни критики считают, что М. не заслуживает света, так как оказался малодушен, отрёкся от романа, сам пришёл в клинику Стравинского.
«Он мне ненавистен» (о романе).
«Меня сломали, мне скучно» Но в свете оказался Левий Матвий, и даже Понтий Пилат, совершивший фатальный поступок - трусость. Но П. Раскаялся, он стремился к свету, а Мастер сломался, не нашёл силы веры к прежней жизни.
Другие считают, что М. получил то, что нужно писателю; желанный уют, преданную подругу.
Кстати, сам Б. Писал жене: «Мне нужен покой, абсолютный покой». Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». (П. Был любимым поэтом Б.). Такого покоя достоин человек, не отягощающийся муками совести.
Описание покоя дано словами Маргариты. Давайте послушаем эти слова. Читать слова (с.371) «Слушай, беззвучие...» Осуждает ли Б. Уставшего и сломленного М.?
Нет, покой - не наказание, это награда. А кто определил судьбу Пилата? Кем он наказан и кем спасён? 12000 лун - страдания Б.: он сам обрекает себя на эти муки. Освобождает его Мастер, он произносит главное слово, дописывая роман: «Свободен!»
5. Б. Использует форму сна. Посмотрим кадры фильма. Что поражает и в романе о П. И в фильме?
6. С темой судьбы связана тема бессмертия. Как решается она? М. даётся бессмертие великого писателя, как П., Б. Его роману тоже.
Пилату - бессмертие труса, отправившего на казнь невинного человека.
7. Когда произносится фраза: «Рукописи не горят!» (С. 278 диалог В. и М.)
Что обозначает эта фраза?
Для Б. Тема продолжения жизни после смерти не случайна: он Верил в загробную жизнь, в возможность усовершенствоваться после смерти. Но какой печалью веет от потусторонней жизни! Смерть не может быть благом.
П. Проблема бессмертия. Как решается она? (Выступление группы учащихся.)
1. Рукописи не горят. А что горит и почему? Сгорает устаревшее, пошлое, античеловеческое.
2. Пожар - образ - символ в романе и в фильме. Кадр - пожар в квартире 50.
Сообщение учащихся.
3. Образы - символы СВЕТ и ТЬМА - тоже ключевые в романе. Они связаны с темой добра и зла, как и образ пожара.
Сообщение о роли пейзажа в романе (свет и тьма).
III. Проблема добра и зла.
1). Кадры из фильма: Москва, Левий М. у Воланда.
2). Как решается в романе тема ДОБРА И ЗЛА? (Выступление группы учащихся)
Почему в мире существует зло?
Почему оно торжествует'?
Как победить зло? Возможно ли это?
Воланд - воплощение добра или зла?
Литературовед Левина: Сатана - это соблазнитель, искуситель, он во всех видит дурную сторону, в людях провоцирует зло.
Зло в нечистой силе, а не в людях. Людей она оправдывает. Критик Соколов: Воланд - беспристрастный и высокий судия, выявляет пороки и добродетели.
3. Спасены ли в романе добрые люди? Мастер, Маргарита, Иван Бездомный?
Воланд всесилен только в потустороннем мире. Он не может
дать покоя добрым людям на земле.
Лучших героев Воланд препровождает в мир иной, в вечный
мир, где ничто и никогда не забывается. Победа добра в душе
Маргарита.
4. Кстати, какой знак висел на шее Воланда? Что он символизировал?
Знак золотого жука. В древнем Египте он символизировал зло, порождающее добро. Воланд и его свита не зло совершают, а творят наказание среди потерпевших: хамы, лгуны, взяточники, воры, доносчики. Наказаны те, от кого на протяжении жизни много терпел сам Булгаков.
Выводы:
Зло в самих людях. Это слабость человека, это измена самому себе,
отказ от чести, долга, совести.
Зло - это подлость, ложь, мещанство, приспособленчество.
Добро в Иешуа. Мастере, Маргарите, Левин М. Они не только
творят добро, но под их влиянием люди становятся добрее. (Пилат
до знакомства с Иешуа и после). Сила добра - любовь М. и М.
Добро вера в людей, способность дать место в своей душе другому.
Добро милосердие.
IV. Тема веры и неверия - одна из главных в романе. «Каждому
дается по его вере». Что означает эта фраза?
1. Выступление группы.
2. Кадры из фильма: гроза и пожар (10 серия) над Москвой. Выводы:
Отказ от Христа - отказ от ценности человечности. Зло в том, что люди отказ, от Христа.
Иешуа, несмотря на муки, верит в людей. Пушкин: «Для сердца нужно верить».
Вера в любовь, спасающую человека.
Вера в чудо спасения М. не покидает М. Из статьи Лакшина: «Справедливость в представлении автора не сводится к наказанию, расплате и возмездию. Справедливостью распоряжаются два ведомства: ведомство возмездия и ведомство милосердия. Зовя отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью... Милосердие - другое лицо справедливости».
V. Заключение.
1. Прочитан роман «Мастер и Маргарита». Почему он получил это название?
Мастер - отступает перед обстоятельствами.
Маргарита - верна любви.
Как Ромео и Джульета, как М. Булгаков и его жена Елена Сергеевна. На руках жены М. А. Скончался 10 марта 1940. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва жены: «Я даю тебе честное слово..., что тебя будут печатать.» Едва внятно Б. Ответил: «Чтобы знали... Чтобы знали.». Жизнь самого Б. Была вся «схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов» (Паустовский). Его роман - это плод отчаяния. Это философский итог жизни человека, который к самому себе предъявлял высокие требования.
Читая роман, и мы задаемся вечными вопросами: что есть истина? И понимаем: труд как творчество - истина, любовь - сильная, всепобеждающая.
2. Чем интересен роман вам, поколению 21 века?
Тема ответственности за судьбу - свою и чужую, мысли о пагубности насилия, силе добра. Это рома о человеческой стойкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Иллюстрации Сергея Тюнина к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей....
Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса...
Урок "Роман И.А.Гончарова «Обломов» - роман, родившийся из сна" (10кл)
Класс: 10 Цель: выяснить историю создания романа «Обломов»; рассмотреть «Сон Обломова», провести концептуальный анализ сна, составить портретную и социально-психоло...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...