"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_romanu_m.bulgakova_master_i_margarita.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар.

«Роман отчаяния и надежд».

(по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цели:

1. Расширить и углубить знания учащихся по основным проблемам романа;

2. Закрепить навыки групповой исследовательской работы и индивидуальной.

3.Научить сопоставлять кадры из фильма и эпизоды романа, выявляя позицию режиссёра и автора по основным проблемам.

Форма урока.

Свободный обмен мнениями с защитой групп своего понимания проблемы, сообщениями отдельных учащихся (по символике), просмотром и комментированием фрагментов из фильма (коллективная работа).

Семинар. «Роман отчаяния и надежды» (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Вступление.

Прочитан роман о Понтии Пилате и Иешуа, о Боге чёрте, о трусости и предательстве, о верной и всепоглощающей любви. Закатный роман Булгакова. Роман отчаяния и надежды, таинственный и мистический.

Какие мысли и чувства вызвал он? Вот об этом поговорим сегодня на семинаре. Перелистаем роман и соединим его с кадрами фильма.

I.Обсуждение проблемы судьбы.

1.Итак, смотрим кадры из фильма, вспоминаем эпизод из романа и отвечаем на вопрос: «Какая проблема является одной из главных в романе?»  (Кадры из 8 серии - Мастер и Маргарита у Воланда.)

 2. Проблема судьбы: кто управляет всем? От кого зависит судьба человека? (Выступление группы учащихся)

Судьба Мастера. Левий Матвий от имени Иешуа просит Воланда наградить его покоем.

-     А что вы не берёте его в свет? - спросил Воланд.

-    Он не заслужил света, он заслужил ПОКОИ, - печально проговорил Левий.

3. Что значит «он не заслуживает света...»?

Одни критики считают, что М. не заслуживает света, так как оказался малодушен, отрёкся от романа, сам пришёл в клинику Стравинского.

«Он мне ненавистен» (о романе).

«Меня сломали, мне скучно» Но в свете оказался Левий Матвий, и даже Понтий Пилат, совершивший фатальный поступок - трусость. Но П. Раскаялся, он стремился к свету, а Мастер сломался, не нашёл силы веры к прежней жизни.

Другие считают, что М. получил то, что нужно писателю; желанный уют, преданную подругу.

Кстати, сам Б. Писал жене: «Мне нужен покой, абсолютный покой». Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». (П. Был любимым поэтом Б.). Такого покоя достоин человек, не отягощающийся муками совести.

Описание покоя дано словами Маргариты. Давайте послушаем эти слова. Читать слова (с.371) «Слушай, беззвучие...» Осуждает ли Б. Уставшего и сломленного М.?

Нет, покой - не наказание, это награда. А кто определил судьбу Пилата? Кем он наказан и кем спасён? 12000 лун - страдания Б.: он сам обрекает себя на эти муки. Освобождает его Мастер, он произносит главное слово, дописывая роман: «Свободен!»

5. Б. Использует форму сна. Посмотрим кадры фильма. Что поражает и в романе о П. И в фильме?

6.  С темой судьбы связана тема бессмертия. Как решается она? М. даётся бессмертие великого писателя, как П., Б. Его роману тоже.

Пилату - бессмертие труса, отправившего на казнь невинного человека.

7.  Когда произносится фраза: «Рукописи не горят!» (С. 278 диалог В. и М.)

Что обозначает эта фраза?

Для Б. Тема продолжения жизни после смерти не случайна: он Верил в загробную жизнь, в возможность усовершенствоваться после смерти. Но какой печалью веет от потусторонней жизни! Смерть не может быть благом.

П. Проблема бессмертия. Как решается она? (Выступление группы учащихся.)

1.  Рукописи не горят. А что горит и почему? Сгорает устаревшее, пошлое, античеловеческое.

2.  Пожар - образ - символ в романе и в фильме. Кадр - пожар в квартире 50.

Сообщение учащихся.

3.  Образы - символы СВЕТ и ТЬМА - тоже ключевые в романе. Они связаны с темой добра и зла, как и образ пожара.

Сообщение о роли пейзажа в романе (свет и тьма).

III.  Проблема добра и зла.

1). Кадры из фильма: Москва, Левий М. у Воланда.

2). Как решается в романе тема ДОБРА И ЗЛА? (Выступление группы учащихся)

Почему в мире существует зло?

Почему оно торжествует'?

Как победить зло? Возможно ли это?

Воланд - воплощение добра или зла?

Литературовед Левина: Сатана - это соблазнитель, искуситель, он во                         всех видит дурную сторону, в людях провоцирует зло.

Зло в нечистой силе, а не в людях. Людей она оправдывает. Критик Соколов: Воланд - беспристрастный и высокий судия, выявляет пороки и добродетели.

3.  Спасены ли в романе добрые люди? Мастер, Маргарита, Иван Бездомный?

Воланд всесилен только в потустороннем мире. Он не может

дать покоя добрым людям на земле.

Лучших героев Воланд препровождает в мир иной, в вечный

мир, где ничто и никогда не забывается. Победа добра в душе

Маргарита.

4.  Кстати, какой знак висел на шее Воланда? Что он символизировал?

Знак золотого жука. В древнем Египте он символизировал зло, порождающее добро. Воланд и его свита не зло совершают, а творят наказание среди потерпевших: хамы, лгуны, взяточники, воры, доносчики. Наказаны те, от кого на протяжении жизни много терпел сам Булгаков.

Выводы:

Зло в самих людях. Это слабость человека, это измена самому себе,

отказ от чести, долга, совести.

Зло - это подлость, ложь, мещанство, приспособленчество.

Добро в Иешуа. Мастере, Маргарите, Левин М. Они не только

творят добро, но под их влиянием люди становятся добрее. (Пилат

до знакомства с Иешуа и после). Сила добра - любовь М. и М.

Добро вера в людей, способность дать место в своей душе другому.

Добро милосердие.

IV. Тема веры и неверия - одна из главных в романе. «Каждому

дается по его вере». Что означает эта фраза?

1.   Выступление группы.

2.   Кадры из фильма: гроза и пожар (10 серия) над Москвой. Выводы:

Отказ от Христа - отказ от ценности человечности. Зло в том, что люди отказ, от Христа.

Иешуа, несмотря на муки, верит в людей. Пушкин: «Для сердца нужно верить».

Вера в любовь, спасающую человека.

Вера в чудо спасения М. не покидает М. Из статьи Лакшина: «Справедливость в представлении автора не сводится к наказанию, расплате и возмездию. Справедливостью распоряжаются два ведомства: ведомство возмездия и ведомство милосердия. Зовя отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью... Милосердие - другое лицо справедливости».

V. Заключение.

1.   Прочитан роман «Мастер и Маргарита». Почему он получил это название?

Мастер - отступает перед обстоятельствами.

Маргарита - верна любви.

Как Ромео и Джульета, как М. Булгаков и его жена Елена Сергеевна. На руках жены М. А. Скончался 10 марта 1940. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва жены: «Я даю тебе честное слово..., что тебя будут печатать.» Едва внятно Б. Ответил: «Чтобы знали... Чтобы знали.». Жизнь самого Б. Была вся «схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов» (Паустовский). Его роман - это плод отчаяния. Это философский итог жизни человека, который к самому себе предъявлял высокие требования.

Читая роман, и мы задаемся вечными вопросами: что есть истина? И понимаем: труд как творчество - истина, любовь - сильная, всепобеждающая.

2.   Чем интересен роман вам, поколению 21 века?

Тема ответственности за судьбу - свою и чужую, мысли о пагубности насилия, силе добра. Это рома о человеческой стойкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Иллюстрации Сергея Тюнина к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей....

Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"

Данный урок предназначен для учащихся   11  класса...

Урок "Роман И.А.Гончарова «Обломов» - роман, родившийся из сна" (10кл)

Класс: 10  Цель: выяснить историю  создания романа «Обломов»; рассмотреть «Сон Обломова», провести концептуальный анализ сна, составить портретную и социально-психоло...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...